Классный час "Тайна маски"
план-конспект занятия (10 класс) по теме

Разработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx703.79 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка часа общения по теме «Тайна маски» для 10 класса

Цели:  формирование культуры самопознания как основы успешной социализации личности в коллективе.

Задачи:

  • формировать у обучающихся  навыки самопознания;
  • научить приемам определения своих личных особенностей;
  • развивать умение правильно оценивать себя и других;
  • побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Формы и методы:

  • форма – час общения;
  • методы – проблемный диалог, тестирование, постановка открытых вопросов, воспитывающая ситуация, игра.

Оборудование:

  • листы бумаги и изобразительный материал для автопортрета;  
  • листы бумаги для тестов;
  • музыкальное оформление.

Ход классного часа

Этапы

Формы работы

Содержание

Результат

Организационно-мотивационный этап

H:\МОЙ СУПЕР ГИГАНТ\МОЯ  СУПЕР педагогическая ЛАБОРАТОРИЯ\2009 МОИ НОВЫЕ  в процессе разработки\ЛЕТО 2009 мои разработки\маски\Новая папка\raznoe030.gif

Приветствие

Беседа

С давних пор не любят люди открывать свое лицо,

Под фатой невеста будет в церкви надевать кольцо,

Прячут лица, мысли прячут, прячут выраженье глаз,

Маски любят, маски плачут и смеются вместо нас.

Все мы – женщины, мужчины зачарованы игрой,

Так легко надеть личину, мир отгородив стеной

Закрывают люди лица яркой краской напоказ,

Так как с маской легче сжиться миру, чем с любым из нас.

Вот и носят люди маски, не снимая до конца,

Но под толстым слоем краски может и не быть лица.

- Ребята, я думаю, вы догадались: о чем мы сегодня будем беседовать?

 (О масках) Слайд 1;

- Маска – это удивительная вещь. В ней скрывается столько таинственного и волшебного. Маска – это настоящее чудо, магия перевоплощения человеческой души.

- А как вы считаете: что такое маска?

(Маска – это предмет, накладка на лицо, которая надевается, чтоб не быть узнанным, либо для защиты лица).

Слайд 2;

Мир масок удивителен и многообразен. Вспомните древне языческие маски-тотемы, защищающие человека от злых духов, роскошные и величественные венецианские карнавальные маски, веселые и яркие клоунские, шутовские и скоморошьи маски, а также плачущие и смеющиеся театральные маски. Слайды 3-6

Маска, надетая на лицо человека– это всегда перевоплощение, своеобразный театр человеческой души, несущий трепетную радость и тайну сказочной интриги.

С давних времен люди надевают на себя маски, скрывая под ними свое настоящее лицо. Давайте попробуем ответить на вопрос: В чем тайна маски? Зачем человек прячет свое лицо под маской и надо ли это делать? Слайд 7.

Для этого я предлагаю вам поработать в группах.

Установление эмоционального контакта;

Формирование заинтересованности, мотивации к дальнейшей работе по теме;

Определение понятия маска;

Знакомство с историей масочной культуры;

 

Основной этап Определение функции масок

Работа в группах

- У нас 4 группы. Каждая группа предлагает свои функции маски, которую человек надевает в тех или иных жизненных обстоятельствах. Дополните свой ответ примерами. У вас 2 минуты. Работаем. (Звучит музыка Игоря Саруханова «Маски-маски-маски…маскарад»)

Выделяют 4 основных функции масок человека:

Защитная. Надетая на лицо маска дает нам определенное чувство защищенности.

Например: Древне языческие маски животных, которые служили средством вступления в контакт с духом зверя, на которого готовилась охота,  являлись своеобразной защитой от нападения этого животного.

В средневековье была очень популярна маска Доктора Чумы. Слайд 8. По-другому ее называли клювастая маска. Эта маска делалась из плотной кожи со стеклами для глаз. В клюв закладывались лечебные цветы и травы. Маска дополнялась плотным черным плащом и тростью, которой доктор дотрагивался до больных этой страшной болезнью.

Приведите свои примеры защитных масок (спортивные, медицинские, промышленные)

Слайд 11. Психологическая функция масок - скрытие от людей, общества своего внутреннего мира. Что мы чаще всего пытаемся скрыть от посторонних глаз? (Свои эмоции, переживания, чувства, настроения).

Примером этой функции масок могут служить известные и любимые вами маски-смайлики, изображающие: гнев, радость, грусть, обиду, страх, равнодушие.

Можете привести пример использования такой маски?

(Когда ученик стоит у доски и никак не может решить сложную задачку, какую он надевает на себя маску: мудрости, серьезности, задумчивости. Часто школьники пользуются такой маской на контрольных, когда пытаются                           с серьезным видом списать со шпаргалки и надеются, что учитель этого не замечает)

Бывало у вас такое, что настроения нет, на душе кошки скребут, а вам приходится надеть радостную и веселую маску?

Или, например, вам что-то очень хочется разузнать, полюбопытничать, но вы напускаете на себя маску равнодушия, чтобы ни в коем случае не показать свою заинтересованность.

Третья функция маски – это развлекательная. Надевая маску, мы не только украшаем  свое лицо, но и создаем определенное настроение праздника, веселья. На какие праздники мы чаще всего надеваем такие маски:

- НГ (маска деда мороза, снегурочки, волка, супермэна, принцессы)

- маскарад или карнавал (вспомните завораживающие своим великолепием веницианские маски, которые украшались блесками, перьями, мехом, драгоценными камнями и вышивкой

- хэллоуин.

4. Четвертая функция масок – это театральная или другими словами, социальная, ролевая маска. Слайд 9. 

В повседневной жизни человек проживает массу социальных ролей, которые помогают ему контактировать                           с обществом. Играя определенную социальную роль, мы выбираем соответствующую маску.

Попробуйте привести примеры использования ролевых масок.

Например, в школе, с одноклассниками, вы можете надеть маску весельчака                   и всеобщего любимца или героя-храбреца, а придя домой станете самим собою.

Дома с родителями вы можете носить маску послушной принцессы,                       а  в школе вести себя совсем иначе.

Ролевые, театральные маски очень популярны среди подростков. Как вы считаете почему?

Эти маски позволяют нам примерять некий образ-мечту, быть такими, какими мы хотели бы быть, но не являемся на самом деле. Или, хотя бы пытаться соответствовать выбранному нами образу.

Понимание разнообразия функций масок

Арт-терапия

Рисование собственной маски

Сейчас, ребята, я вам предлагаю нарисовать свою собственную маску, которая отражает ваш внутренний мир, маску, которой вы чаще всего пользуетесь и которая помогает общаться с другими людьми. У вас на партах лежат листы разноцветной бумаги, фломастеры и карандаши. Подумайте над формой, цветом размером, художественным оформлением своей маски. Может быть, вы ее как-то назовете? Я даю вам 3-4 минуты времени. Пока вы работаете, я тоже нарисую свою маску.

(Звучит музыка Игоря Саруханова «Маски-маски-маски…маскарад»)

Создание собственной маски, отражающей внутреннее состояние;

Проявление интереса к собственному образу – Я

Оживание масок

Самопрезенация

Ребята, заканчивайте работу.  Сейчас наши маски оживут и мы попробуем разгадать их тайну. Для примера, я начну со своей маски. Слайд 14. У нас сегодня необычное занятие.Мнесегодня пригодилась африканская маска-тотем, которая символизирует храбрость, мужество и отвагу. Как вы думаете: почему она красного цвета? (Потому что красный цвет – это цвет борьбы, силы, победы)

- Ребята, кто из вас желает рассказать и раскрыть тайну своей маски?

Вопросы (1 круг – индивидуальная работа с учеником, который презентует свою маску):

- Что изображено на твоей маске?

- Почему выбран такой цвет, форма, размер?

- Комфортно ли тебе находиться в твоей маске?

- В каких ситуациях ты пользуешься своей маской?

- Помогает или мешает тебе твоя маска в общении?

- Ребята, комфортно ли вам общаться с такой маской?

- Какие эмоции вызывает у вас эта маска?

- Ребята, хотели бы вы примерить на себя эту маску?

Вопросы (2 круг – вопросы ко всем участником тренинга)

- Ребята, как вы поняли символическое значение масок в жизни человека?

- Помогают или мешают маски в жизни человека?

- Вы сегодня нарисовали свою маску, что дало вам выполнение этого упражнения?

- После того, как вы представили нам свою маску, ваше внутреннее состояние изменилось?

- Вы смогли не только представить свою маску, но и познакомились с масками своих одноклассников. Что-то новое вы узнали о ребятах?

- Как вы думаете: какие маски вы должны надевать при общении с другими людьми?

- Что главное должен не забывать человек, надевающий на себя ту или иную маску?

- Получилось у нас с вами разгадать тайну маски? В чем она заключается?

Выражение своего образа-Я

Подведение итогов

Рефлексия

Сейчас, ребята, я вам всем предлагаю поднять свои листочки и показать свои маски друг другу. У нас с вами получилась целая коллекция, галерея масок. Все мы разные, и нас окружает множество масок. Теперь опустите свои маски на парту. О чем мы с вами должны помнить, примеряя ту или иную маску?

(О том, что за любой маской скрывается наше настоящее лицо).

- Правильно, ребята. В этом и заключается тайна маски. Маска – это не просто кусок бумаги, это определенная модель поведения человека в обществе. Возможность надеть ту или иную маску помогает нам контактировать с людьми.  У каждого из нас в арсенале может быть множество масок. Сегодня мы примерим одну, а завтра нам понадобится другая. Главное, за чередой сменяющихся масок, не потерять свое настоящее человеческое лицо, помнить и ценить свою индивидуальность и неповторимость.

- В завершении нашего занятия я хочу рассказать о книге замечательного японского писателя Абэ Кабо – «Чужое лицо». Слайд 15.Главный герой попал в автокатастрофу, в результате чего его лицо было изуродовано. Он создает себе маску, которую не снимает почти никогда. Маска настолько сживается с ним, что становится его «Чужим лицом». В конце книги жена главного героя говорит ему о том, что вместо любимого мужа, рядом с ней теперь всегда человек        с «Чужим лицом». Помните, ребята,                    о своем настоящем, истинном лице и умейте вовремя снять с себя маску.

Развитие интереса к самопознанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Лица и маски М.М.Зощенко. В творческой лаборатории писателя».

Урок разработан для учащихся 2 курса НПО. В ходе урока применяются различные способы и приёмы активизации учащихся: опорный конспект, исценирование рассказа Зощенко, тестирование, работа "малых групп"...

Маски разных времён и народов.

Презентация к уроку ИЗО по программе Б. М. Неменского для 3 класса. Раздел - "Художник и зрелище" (урок № 19). Презентация рассказывает об использовании масок в разные времена. Представален большой ил...

Конспект урока "Театральные маски"

Конспект урока "Театральные маски" разработан для учащихся 3 класса по программе Б.М.Неменского...

«Маска, маска. Я тебя знаю…» (Венецианский карнавал: история, традиции, маски)

Данная презентация полезна как учителям, так и обучающимся, на уроках изобразительного искусства при создании коллажей, разработке мини-проектов,. Также данный материал можно использовать в кружках ху...

Сценарий классного часа "Тайна маски" с использованием нестандартных форм обучения и воспитания (Психологический мини-тренинг и арт-терапия)

"Тайна маски" - сценарий классного часа с использованием нестандартных форм воспитания (Психологический мини-тренинг и Арт-терапия). материал финального этапа VIII Облстного конкурса профессионального...

Мастер - класс "Маска, маска, я тебя знаю"

Цель – вовлечь участников семинара в активное диалоговое пространство.Задачи мастер – класса:1....