Особенности и принципы формирования классного коллектива
статья на тему

В работе с классным коллективом я для себя выделяю четыре типа задач.

     Первая группа задач - социальные задачи. Это защита ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования её индивидуальности.

     Вторая группа задач - это диагностическо - этические. Для того чтобы правильно организовать систему воспитательной работы с классом, классный руководитель должен знать своих учеников, их особенности, личностные качества и индивидуальные характеристики.

    Третья группа задач - это нравственные задачи. Они связаны с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановку детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизацию нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.

    Четвертая группа задач – это задачи индивидуально - практического характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств работы с учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_i_printsipy_formirovaniya.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности и принципы формирования

классного коллектива

Чтобы деятельность классного руководителя была эффективной в современных условиях, он должен выработать такие качества, как уверенность в себе, умение общаться с учениками, их родителями и коллегами, владение психологическими приемами разрешения конфликтных ситуаций, иметь собственный стиль в одежде, высокий профессионализм учителя – предметника и т.д.

В качестве условий эффективности деятельности классного руководителя рассматриваются также степень его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость, частота личных контактов с учащимися); адекватность представлений классного руководителя о классе (уровня восприятия педагогом личности учащегося, структуры классного коллектива, специфики внутриколлективных отношений).

Создание объединения детей на базе школьного класса в виде его высшей формы – коллектива должно стать результатом работы классного руководителя.

В работе с классным коллективом я для себя выделяю четыре типа задач.

     Первая группа задач - социальные задачи. Это защита ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования её индивидуальности.

     Вторая группа задач - это диагностическо - этические. Для того чтобы правильно организовать систему воспитательной работы с классом, классный руководитель должен знать своих учеников, их особенности, личностные качества и индивидуальные характеристики.

Диагностика помогает мне и родителям получить информацию о состоянии здоровья ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально-волевой сферы.

Для успешной работы необходимо не только выявить и оценить результат диагностики (через определенные промежутки времени - в конце каждой четверти)        , но и спланировать коррекционную воспитательную деятельность.        

Направления диагностики:

Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И. Рожков)

Опросник  (для педагогов) «Определение отношений детей в классе»

Схема наблюдения   «Особенности поведения детей  во внеурочной деятельности (на переменах, прогулках, в столовой)» (для кл. руководителя).

Схема наблюдения «Поведение детей  на уроках» (для классного руководителя).

Уровень активности учащихся во внеклассных мероприятиях

Изучение индивидуальных особенностей личности ученика:

- общие сведения;

- способности;

- темперамент;

- тип личности в общении;

- самооценка;

- уровень воспитанности.

Формы диагностики: анкетирование, тестирование, наблюдения, беседы.

    Третья группа задач - это нравственные задачи. Они связаны с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановку детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизацию нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.

    Например, реализация совместного творчества учащихся предполагает сотрудничество на принципе равенства и уважения друг друга. В противном случае получение хорошего практического  результата бывает связано с накоплением безнравственных отношений, когда активные дети несправедливо захватывают себе более интересную часть работы, подчиняют себе менее умелых.

Поэтому для детей необходимы конкретные правила, касающиеся ситуаций, где чаще всего возможно возникновение неправильных взаимоотношений.  Это, прежде всего ситуации, связанные с распределением обязанностей, ролей, поручений, оказанием поддержки, помощи. Именно здесь возникает необходимость в нормах, связанных со справедливостью и товариществом. В качестве примера можно привести конкретные правила для коллективной работы.

Правила коллективной работы.

Главное правило: в общей работе надо уметь уступать и настаивать на своём, имея в виду, прежде всего общие интересы. Не капризничать и не брать силой, а договариваться.

    Четвертая группа задач – это задачи индивидуально - практического характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств работы с учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.

Воспитательный процесс программы «Ступеньки к успеху» происходит по 9 направлениям:

1 направление  — Индивидуальная работа с учащимися, работа с одаренными детьми.

  По этому направлению я организовываю индивидуальную работу с одарёнными детьми, с учащимися с творческими способностями и возможностями, со слабоуспевающими учащимися.  

Организация работы с одаренными детьми

  1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
  2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, работу в НОУ.

Кроме этого программа индивидуальной работы включает в себя:

  1. Контроль успеваемости и учебной дисциплины.
  2. Подготовка и участие в международных играх-конкурсах по предметам «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Британский бульдог», «ЧИП» и др.
  3. Участие в конкурсах творческих работ учащихся
  4. Привлечение учащихся к организации и проведению классных мероприятий.
  5. Наблюдение за физическим и психическим здоровьем учащихся, забота о сохранении и укреплении их здоровья.
  6. Обеспечение взаимопомощи заболевшим и отстающим в учёбе.

        

2 направление - Работа с коллективом класса, взаимодействие с органом ученического самоуправления класса.

Самоуправление ставит учеников в совсем особые отношения: ведущий других сегодня становится ведомым завтра, тем самым каждый учащийся учится руководить и подчиняться. Предъявляя требования друг другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные. Самоуправление позволяет стимулировать гражданскую активность каждого ученика, ставить его в активную позицию творца общей жизни, вооружает навыками ее организации.

В обязанности самоуправления класса входит:

1. Распределение поручений. Планирование воспитательной работы класса.

2. Классные собрания.

3. Организация дежурства по классу.

4. Работа с активом: “Оказание помощи отстающим и слабым детям”.

5. Посещение на дому больных детей.

6. Контроль за поведением.

7. Работа с активом класса по подготовке внеклассных мероприятий.

8. Заседания актива “О выполнении поручений”.

Это направление включает в себя:

  1. Формирование положительной мотивации учения. Контролирование за выполнением порученных дел.
  2. Формирование актива класса, организация  интересных дел.
  3. Организация генеральной уборки  кабинета.
  4. Уборка территории школы.
  5. Организация традиционных классных и школьных мероприятий
  6. Пропаганда здорового образа жизни.
  7. Организация спортивных мероприятий.
  8. Знакомство с историей родного края (посещение музеев, выставок)
  9. Организация учащихся в общественных мероприятиях военно-патриотического содержания.
  10. Проведение тематических классных часов.

3 направление - Взаимодействие с педагогическими работниками, психологом, библиотекарем, медицинским работником.

Направления работы

  1. Привлечение к работе с родителями (выступление на родительском собрании по вопросам учёбы, взаимоотношениям среди учащихся, отношениям между родителями и детьми).
  2. Взаимодействие с заместителем директора по вопросам охраны здоровья детей и пропаганды ЗОЖ.
  3. Организация поездок учащихся в музеи, театры, монастыри.
  4. Организация совместных мероприятий по сохранению психического здоровья учащихся.
  5. Организация бесед по вопросам охраны здоровья детей и пропаганды ЗОЖ с медицинскими работниками.

4 направление «Малая Академия наук»

Цель – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Виды деятельности в направлении:

  • Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса в течение года для организации коррекционной работы;
  • Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся – участие в предметных декадах, проектной деятельности (подготовили 6 проектов, участвовали 15 учеников)
  • Классные часы и беседы:  «Уклад жизни в 5 классе», «Портфолио ученика», «Книга – источник человеческой мудрости», «По каким критериям судить о воспитанности человека?», «Дружелюбие, трудолюбие, честь и достоинство», «Как работать над собой?»

5 направление «Гармония здоровья»

Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Виды деятельности в направлении:

  • сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города, поселка, деревни с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  • сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
  • сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
  • сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
  • формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
  • Классные часы «Правильное питание – залог здоровья», «Зачем нужно заниматься спортом», «Правила здорового образа жизни», беседа «Чем опасна ненормативная лексика».

6 направление «Свеча надежды»

Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Виды деятельности в направлении:

Кл час «Всемирный день толерантности», беседы «От проступка до преступления всего лишь один шаг», «Будь приятен окружающим людям»,  «Сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие – нужны ли нам сегодня?»

7 направление «Традиции храня и умножая»

Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.

Виды деятельности в направлении:

  • Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  • Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
  • Изучение и способностей к общению каждого ученика;
  • Мини-сочинение «Мир моих увлечений», внеклассные мероприятия «Посвящение в пятиклассники», «Новогодний карнавал», «Книга рекордов 5б класса».

8 направление «Колокола времён»

Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Виды деятельности в направлении:

Беседы и классные часы «Права и обязанности ученика», «Семья и семейные ценности» «Семейные традиции в нашем классе»,  «Традиции, обряды донского казачества»,  «История родного края».

9 направление -  «Кладезь семейной мудрости»

     Воспитание личности в школе будет неполным, если не найдёт продолжения в семье, ведь именно там ребёнок проводит большую часть времени.

Авторитет необходим в семье. Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми способами.

Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Виды деятельности в направлении:

  1. Сотрудничество с психологом школы;
  2. Сотрудничество с общественными и правовыми организациями школы и города в целях сохранения дисциплины и порядка, а так же психического и физического здоровья, благополучия ребенка;
  3. Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
  4. Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы; 
  5. Выработка совместных требований к ученику;
  6. Организация обмена опытом воспитания между родителями;
  7. Организация совместных поездок, экскурсий по родному краю, посещение музеев.
  8. Провела родительские собрания: «Трудности адаптации 5-ов к школе», «Стили семейного воспитания», «Значение домашнего задания в учебной деятельности», «Мы растим счастливого ребенка».
  9. Родительский лекторий «Портфолио ученика», «Как помочь ребенку в работе над проектом», «Ребенок и интернет», «О значении домашнего задания», «Электронные дневники», «Четыре способа отучить детей от нецензурной брани».

Главная задача классного руководителя – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности реализации принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели образовательного процесса

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию материал мастер-класса на окружном семинаре "Особенности реализации принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели образовательного процес...

Коммуникативный метод обучения. Особенности и принципы использования на уроках иностранного языка.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного ...

Сущность, особенности и принципы создания ролевой игры

Квесты и ролевые игры набирают популярность как вид досуга. Но при этом обладают огромным образовательным потенциалом: поиск решений, коммуникация, мотивация на усвоение большого объема информации - э...

Статья учителя математики Потишней Анны Леонидовны ГБОУ СОШ №138 "Характеристические особенности и принципы дистанционного обучения"

Статья учителя математики Потишней Анны Леонидовны ГБОУ СОШ №138 имени Святого благоверного князя Александра Невского  Калининского района Санкт-Петербурга...

Статья на тему: " Особенности применения принципа проблемного обучения на уроках технологии в средней школе."

В статье рассмотрены примеры особенностей применения принципа проблемного обучения на уроках технологии в средней школе. Рассмотрены некоторые ситуации на примере проведения уроков....

«Детский аутизм. Особенности и принципы дифференциальной диагностики» (презентация)

На сегодняшний день  в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов.  По результатам мониторинга, проведенного в 2022 году  Федеральным ресурсным центром по организации компл...

Статья «Психологические особенности и принципы общения начинающего педагога в педагогическом коллективе»

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности и принципы общения начинающего педагога в педагогическом коллективе. Взаимоотношения в коллективе – это система межличностных отно...