Проект "Караван дружбы"
проект по теме

Андронова Елена Борисовна

Этническая неоднородность контингента обучающихся накладывает отпечаток и на взаимоотношения  подростков как с педагогами, так и между собой. А между тем, современный мир характеризуется постоянным взаимодействием разных этнонациональных культур, и от человека требуются не только грамотность,  профессионализм, но и умение, а главное, готовность к взаимодействию с людьми разных национальностей.  Это определило выбор темы проекта «Караван дружбы» коллективом  школы. Проект является частью экспериментальной деятельности школы по созданию  поликультурного образовательного пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karavan_druzhby.docx28.99 КБ
Microsoft Office document icon gbou_dpo.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

КАРАВАН  ДРУЖБЫ

        Нижегородская область является ярким примером поликультурного, многонационального общества. Исторические особенности нашего региона создают благоприятную основу для диалога культур, взаимодействия людей разных национальностей, относящихся к разным религиозным конфессиям. В то же время эти особенности могут стать причиной межэтнической напряженности.

В области исторически проживают русские, украинцы, татары, евреи, марийцы, мордва, чуваши и др.  В последнее время усилился миграционный поток из государств  Ближнего Зарубежья. Явных этнокультурных проблем в регионе, казалось бы, нет. Но существуют негативно окрашенные настроения по отношению к выходцам из среднеазиатских и кавказских республик.

Школа отражает все процессы, происходящие в обществе, и выросший  за последние годы процесс миграции оказал влияние и на школу, обусловив значительный приток в нее обучающихся из семей мигрантов. Не является исключением и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 96.

Особенностью   нашей школы  является  то, что район, в котором она расположена, определяет контингент  обучающихся в ней детей - в школе обучается 39 % детей, прибывших из  республик Закавказья и Средней Азии. Значительная часть школьников этой категории имеет довольно низкий уровень фоновых знаний о России, традиционных культурных ценностях россиян и знания русского языка. Для них достаточно сложно войти в ритм обучения в российской школе.

Этническая неоднородность контингента обучающихся накладывает отпечаток и на взаимоотношения  подростков как с педагогами, так и между собой. А между тем, современный мир характеризуется постоянным взаимодействием разных этнонациональных культур, и от человека требуются не только грамотность,  профессионализм, но и умение, а главное, готовность к взаимодействию с людьми разных национальностей.  Это определило выбор темы проекта «Караван дружбы» коллективом  школы. Проект является частью экспериментальной деятельности школы по созданию  поликультурного образовательного пространства.  На наш взгляд, проект   способствовал не только адаптации детей из семей мигрантов к новым социокультурным условиям, но и  формированию опыта позитивного межэтнического и межкультурного взаимодействия у всех его участников, развитию  их творческих способностей, формированию познавательных  интересов.

        Почему проект? Потому что именно метод проектов позволяет организовать образовательный и воспитательный процесс, в основе которого лежит взаимодействие педагогов, детей (в данном проекте учащихся 1-11 классов. Это у нас в конференции были 5-11 кл) и их родителей.

Цель проекта:  создание условий, способствующих  адаптации обучающихся в школе детей всех национальностей к ситуации существования множества разнородных культур, необходимости взаимодействия между людьми с разными культурными традициями в условиях социального, национального и языкового многообразия России.

Для достижения поставленной цели участники проекта должны были решить задачи проекта:

  • Разработать подходы к созданию в МБОУ СОШ№96 образовательной среды, способствующей формированию у детей знаний и представлений о культуре, традициях,  обычаях, фольклоре и национальных костюмах народов, проживающих на территории Нижегородской области  исторически и народов, мигрировавших сюда в последние годы.
  • Вовлечь школьников в проектно-исследовательскую и  художественно-творческую деятельность, способствующую формированию у них языковой, коммуникативной компетентностей, способности межкультурного взаимодействия.
  • Мотивировать  родителей на  совместную деятельность с детьми и педагогами по реализации проекта, участие в организации мероприятий.

        Деятельность по  проекту «Караван дружбы»  осуществлялась в течение 2013-2014 учебного года и представляла собой реализацию мини-проектов, объединенных единым замыслом.

         Первоначально  замыслом проекта было формирование у учащихся  из семей мигрантов знаний и представлений  об обычаях и традициях народов, проживающих на территории Поволжья.

        На первом этапе – этапе выбора темы и подготовки к реализации проекта - было проведено анкетирование родителей. В каждом классе прошли беседы, круглые столы на тему: «Традиции и обычаи народов, проживающих на территории  Поволжья». В результате проведенной диагностической, подготовительной работы  был выявлен недостаточный уровень знаний на данную тему не только у учащихся из семей мигрантов, но и учащихся коренных национальностей России. Поэтому актуальность данного проекта была признана всеми его участниками. Более того, было принято решение расширить рамки проекта и включить в него поиск, обработку и презентацию  информации о культуре, обычаях и традициях народов, живущих за пределами России,   представители которых являются учениками нашей школы.

        В течение учебного года шла подготовка и реализация мини-проектов:

  • «Народные традиции и обычаи: история и современность»
  • «Образная летопись жизни народов»
  • «Путешествие по стране удивительных ремесел»

Выставка декоративно-прикладного искусства разных народов

  • «Народное творчество разных народов»

Второй этап – самый длительный -

        Участниками проекта «Народные традиции и обычаи: история и современность»стали педагоги,  учащиеся старших классов и их родители. Проект направлен на знакомство школьников с культурой, традициями, обычаями, историей и современностью  народов Нижегородской области и Ближнего Зарубежья. В рамках этого  проекта учащиеся подготовили доклады, презентации к ним и провели школьную конференцию, посвященную национальным культурам. Для нас важно было, чтобы   в конференции и ее подготовке приняло участие как можно больше школьников из семей мигрантов, которые на русском языке смогли бы рассказать о своей родине, ее  традициях и культурном наследии. В ходе  конференции учащимися были представлены доклады и презентации «Этнические группы Нижегородской области и их особенности» (Рябов Ярослав, 9 класс), «Культура Азербайджана» ( Абдуллаева Гюлар, 8 «Б» класс, Гашимова Айгюн, Алиева Эльмира, 6 класс), «Культура татарского народа» ( Абдуллова Мариям, 8 «Б» класс, Козорезова Светлана, 11 класс), «Культура русского народа» (Асеева Анастасия, Жихарева Юлия, 11 класс ), «Езиды. История и современность» (Бабеян Маша, 7 класс ), «Традиции моей малой родины» (Бушуева Анастасия, 5 «Б» класс),  «Культура Таджикистана» ( Шарипова Хосият, 11 класс ), «Культура Узбекистана» (Бекназарова Мухайё,  Раимжанова Одинахон, 8 «Б» класс), «Культура Армении» ( Халоян  Рима, 7 класс), «Культура народов Поволжья» (  Докучаева Яна, 10 класс,  Шарова Мария, 9 «А» класс,  Борисов Михаил 5 «Б»  класс) и др.

        Проект «Образная летопись жизни народов» направлен на деятельностное постижение  учащимися истории, культуры, традиций  разных народов, отраженных в национальных костюмах. Их реализация позволила создать разновозрастную творческую группу школьников, которым активно помогали родители.

        Одним из объектов материальной и духовной культуры народа, его представлений о прекрасном является костюм, изучая который школьники также знакомятся с национальными обычаями и традициями. В ходе проектной деятельности учащиеся вместе с родителями создавали презентации, находили куклы в национальных одеждах,  подбирали открытки, фотографии, иллюстрации к художественным произведениям, отражающими историю национальных костюмов народов России, Армении, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана. Продуктом  проектной деятельности стала  этнографическая выставка «Национальные костюмы разных народов», поэтому важными составляющими  этой деятельности были подготовка  школьниками описания собранных предметов и проведение экскурсий по выставке.

        Усилиями учителей, школьников и их родителей была собрана русская, татарская, узбекская, армянская, азербайджанская, таджикская национальная одежда, в  которой учащиеся провели «Зимнюю ярмарку «Костюмы моего народа».

        Проект «Путешествие по стране удивительных ремесел»направлен на изучение культуры, традиций и быта народов России и Ближнего Зарубежья. В реализации данного проекта участвовали педагоги, учащиеся 1-7 классов и их родители. В процессе реализации проекта было организовано посещение детьми Краеведческого музея Нижнего Новгорода (особняк купца Рукавишникова),  музея истории народных художественных промыслов, музея «Домик Каширина». Была организована выставка декоративно-прикладного искусства народов разных стран, для которой школьники подготовили альбомы, посвященные предметам быта народов Поволжья, народов Средней Азии и Кавказа. Одним из и интереснейших разделов выставки была «Выставка колокольчиков»,  вылепленных школьниками. ( В начальной школе есть кружок Лепка. Руководитель Сергеева Е.Н.)Созданы презентации о бытовой культуре разных народов «Башкирская кухня», «Традиции застольного этикета татар», «Кавказское гостеприимство», «Традиционная одежда народов Средней Азии») и организован их просмотр. Проведена ярмарка -дегустация«Любимые блюда моего народа».Учащиеся совместно с родителями приготовили свои национальные блюда, в основном выпечку, и была устроена выставка- ярмарка с дегустацией. У каждого класса были свои столы, которые дети самостоятельно оформили, а также ребята представляли и защищали ( рассказывали)   приготовленные своими руками блюда.

        Реализация проекта «Творчество разных народов» была подчинена календарному принципу. Практически у каждого народа есть свой календарь, согласованный со сменой времен года, и каждый народ приспосабливался к ним по-своему. Участвуя в проекте, собирая информацию о праздниках, обрядах, связанных с ними, школьники могли сами найти ответы, почему одни народы встречают Новый год зимой, а другие – весной, определить, чем отличаются ритуалы праздников одного народа, от ритуалов другого, или все же гораздо больше объединяющего: ожидание праздника, приготовление ритуальной еды, нарядной одежды,  радость, ощущение праздника, радушие, гостеприимство…

Учащиеся школы независимо от вероисповедания и национальности встречали вместе Новый Год. Ведь ожидание чуда, подарка и праздника присуще всем. Учащиеся старших классов подготовили театрализованное представление для младших товарищей. Довольны остались все.

Следующим мероприятием  была Масленица. По традиции наша школа отмечает этот праздник в парке им. 1 Мая, с которым наш коллектив тесно сотрудничает. На площадках парка детей и взрослых ожидали многочисленные конкурсные и игровые программы.

На территории парка были  развернуты выставки-продажи блинов, выпечки, сувениров, на которых можно было продегустировать различные мучные изделия, вкусно угоститься, попить горячего ароматного чаю, а также купить сувенирчик домой. Ребята разных национальностей активно участвовали во всех конкурсах и сжигании чучела.

Также свой праздник Масленицы старшеклассники подготовили для младших школьников в  родной школе. В инсценировке ребята рассказали и показали обычаи и традиции празднования Масленицы на Руси, как  раньше дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи. Некоторым игры старшеклассники обучили малышей. Было очень весело!

А 21 марта  отмечался Новруз Байрамы . Наряду с Новым годом и религиозным Рамазан Байрамом он является одним из самых главных и самых любимых праздников в мусульманских странах, это не религиозный праздник, а, строго говоря, празднование весеннего равноденствия, символизирующее обновление природы. Дни были посвящены только встречам и веселью. Как правило, каждая семья, накрывая праздничный стол, помнит о том, что на столе должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». На столе должны быть сумах, скэд — молоко, сирке — уксус, семени — специальная каша из пшеницы, сабзи — зелень и другие. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет глубоко символическое значение.  Учащиеся мусульмане принесли национальные символические блюда в школу, вместе с мамами накрыли праздничный стол, рассказали о своих традициях. Так совместно был отмечен Новый Год,  проводы зимы и встреча весны.

        Завершающим этапом проекта «Караван дружбы» был фестиваль искусств.

На базе МБОУ СОШ №96 прошел чемпионат по карате на кубок нашего спонсора–президента фонда содействия общественным инициативам «Возрождение» Идрисова З.Ш.

Карате является одним из самых распространенных стилей единоборств. Занятие карате воспитывает бойцовский характер, укрепляет здоровье, повышает самооценку и вырабатывает в человеке возможность контроля своего тела. Каратэ воспитывает в молодежи целеустремленность, желание и возможность достижения поставленной цели, развивает физические и морально-волевые качества, помогает саморелизоваться в жизни. Именно поэтому многие наши ученики выбирают этот вид спорта и секцию карате при нашей школе. А соревнование на кубок Идрисова З.Ш. стало настоящим спортивным праздником.

В мае прошел поэтический вечер для учащихся 5-8 классов «Моя Родина». Ребята с помощью учителей литературы находили стихи национальных поэтов о своей Родине. Каждый класс поделился на творческие группы, которые выбрали по  1 поэту и  подготовили небольшие сообщения о жизни и творчестве выбранного поэта, презентацию о своей и поэта Родине и выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения о Родине из творчества выбранного ими поэта. Ребята-мигранты в данном мероприятии смогли выразить свои чувства и эмоции, познакомить остальных с красотой и достопримечательностями своей страны. Для русских ребят информация была познавательной. И они в свою очередь воспели Россию, в которой мы все живем.

Таким образом, в течение этого года ребята, обучающиеся вместе, смогли лучше узнать о культуре, традициях,  обычаях, фольклоре и национальных костюмах народов, проживающих на территории Нижегородской области,

школьники были вовлечены  в проектно-исследовательскую и  художественно-творческую деятельность, способствующую формированию у них языковой, коммуникативной компетентностей, способности межкультурного взаимодействия,

  родители были смотивированы на  совместную деятельность с детьми и педагогами по реализации проекта, участие в организации мероприятий.

        



Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Лаборатория гражданского становления личности

Конкурс социальных проектов «Разные культуры – единый мир».

Название номинации:  Проект внеурочной деятельности

Творческая работа

Тема проекта

__________________«Караван  дружбы»______________________________

Выполнил учитель

МБОУ СОШ №96  Канавинского района

Андронова Елена Борисовна

Квалификационная категория ____1______

Стаж работы педагога_______16 лет______

Контактная информация:

Телефон:____89601677685______________

e-mail:____eolka2006@yandex.ru_________

Нижний Новгород

2015

  1. Тема проекта   «Караван  дружбы»
  2. Постановка проблемы проекта:
  3. Нижегородская область является ярким примером поликультурного, многонационального общества. Исторические особенности нашего региона создают благоприятную основу для диалога культур, взаимодействия людей разных национальностей, относящихся к разным религиозным конфессиям. В то же время эти особенности могут стать причиной межэтнической напряженности.

В области исторически проживают русские, украинцы, татары, евреи, марийцы, мордва, чуваши и др.  В последнее время усилился миграционный поток из государств  Ближнего Зарубежья. Явных этнокультурных проблем в регионе, казалось бы, нет. Но существуют негативно окрашенные настроения по отношению к выходцам из среднеазиатских и кавказских республик.

Школа отражает все процессы, происходящие в обществе, и выросший  за последние годы процесс миграции оказал влияние и на школу, обусловив значительный приток в нее обучающихся из семей мигрантов. Не является исключением и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 96.

Особенностью   нашей школы  является  то, что район, в котором она расположена, определяет контингент  обучающихся в ней детей - в школе обучается 39 % детей, прибывших из  республик Закавказья и Средней Азии. Значительная часть школьников этой категории имеет довольно низкий уровень фоновых знаний о России, традиционных культурных ценностях россиян и знания русского языка. Для них достаточно сложно войти в ритм обучения в российской школе.

Этническая неоднородность контингента обучающихся накладывает отпечаток и на взаимоотношения  подростков как с педагогами, так и между собой. А между тем, современный мир характеризуется постоянным взаимодействием разных этнонациональных культур, и от человека требуются не только грамотность,  профессионализм, но и умение, а главное, готовность к взаимодействию с людьми разных национальностей.  Это определило выбор темы проекта «Караван дружбы» коллективом  школы. Проект является частью экспериментальной деятельности школы по созданию  поликультурного образовательного пространства.  На наш взгляд, проект   способствовал не только адаптации детей из семей мигрантов к новым социокультурным условиям, но и  формированию опыта позитивного межэтнического и межкультурного взаимодействия у всех его участников, развитию  их творческих способностей, формированию познавательных  интересов.

2. Цели и задачи  проекта:

а) практические (для учащихся) 

  • знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным  творчеством, особенностями национальных костюмов народов, проживающих на территории Поволжья;
  • вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
  • обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
  • воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому,   городу, родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному  наследию народов, проживающих на территории Поволжья; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

б) педагогические (воспитательные, развивающие, образовательные)

  • Разработать подходы к созданию в МБОУ СОШ№96 образовательной среды, способствующей формированию у детей знаний и представлений о культуре, традициях,  обычаях, фольклоре и национальных костюмах народов, проживающих на территории Нижегородской области  исторически и народов, мигрировавших сюда в последние годы.
  • Вовлечь школьников в проектно-исследовательскую и  художественно-творческую деятельность, способствующую формированию у них языковой, коммуникативной компетентностей, способности межкультурного взаимодействия.
  • Мотивировать  родителей на  совместную деятельность с детьми и педагогами по реализации проекта, участие в организации мероприятий.

3. Сведения об участниках проекта:

а) руководитель

б) состав проектной группы:

администрация МБОУ СОШ№96,

педагоги МБОУ СОШ№96,

учащиеся 1-11 классов.

в) соцпедагог,  педагог-психолог, родители учащихся.

4. Условия осуществления проектной деятельности:

а)  2013-2014 учебный год

б) место проведения и реализации проекта:

МБОУ СОШ№96

в) материально-техническое и учебно-методическое оснащение, оборудование:

компьютер, проектор, экран, спортзал, актовый зал, учебные кабинеты, библиотека школы.

Методическое обеспечение на образовательной ступени основного общего образования имеет свои особенности, определяемые спецификой обучения и воспитания средних школьников в целом.

Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к многим темам проекта. Использование разнообразных средств в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

Наряду с принципом наглядности в средней школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

 В основной школе у учащихся продолжают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания проекта, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. Важная роль принадлежит работе с источниками.

г) информационное обеспечение:

    http://www.ethnos.nw.ru Этнография народов России

http://www.muslims-volga.ru/ Мусульмане Поволжья

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC Википедия - Ислам

http://www.imam.ru/ Ислам

http://www.pedagog.kamardin.com/index.php/ Диагностический инструментарий по изучению представлений старших дошкольников о народах Поволжья

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 2010. № 41(ч.II).- Ст.5250; То же [Электронный ресурс].- Доступ из справочно- правовой системы «Гарант».
  1. Заббарова, М. Г. Поликультурное воспитание в технологическом образовании школьников / М. Г. Заббарова // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: мат. междунар. науч. конф.; отв. ред. Е. А. Гринёва. – Ульяновск :УлГТУ, 2010.
  2. Ичалов, Г. Мусульманские праздники, священные дни и ночи [Текст]. – Махачкала: «Ихлас», 2002.
  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. — М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).
  2. Пальгов, С.Ю. Обрядовая культура славянского населения Нижнего Поволжья [Электронный ресурс].  -http://www.dissercat.com/content/obryadovaya-kultura-slavyanskogo-naseleniya-nizhnego-povolzhya#ixzz2sGFqWmjB.

5.Вид продукта проекта:

Презентации учащихся, национальные костюмы, сшитые учащимися, блюда национальной кухни, поделки

  1. Планируемые результаты:

  • в течение этого года ребята, обучающиеся вместе, смогли лучше узнать о культуре, традициях,  обычаях, фольклоре и национальных костюмах народов, проживающих на территории Нижегородской области,
  • школьники были вовлечены  в проектно-исследовательскую и  художественно-творческую деятельность, способствующую формированию у них языковой, коммуникативной компетентностей, способности межкультурного взаимодействия,
  • родители были смотивированы на  совместную деятельность с детьми и педагогами по реализации проекта, участие в организации мероприятий.

7 Дополнительные сведения о проекте:

Публикация о проекте в журнале «Практика школьного воспитания» №4(93) 2014г - стр. 34.

Андронова Е.Б., Ермолаева Т.В., Илюшина И.А.  «О проекте «Караван дружбы».

III. Краткая аннотация содержания проекта

Проект призван обратить внимание общественности, родителей на проблему  этнической неоднородности контингента обучающихся, взаимоотношений  подростков как с педагогами, так и между собой. Проект является частью экспериментальной деятельности школы по созданию  поликультурного образовательного пространства.  На наш взгляд, проект   способствовал не только адаптации детей из семей мигрантов к новым социокультурным условиям, но и  формированию опыта позитивного межэтнического и межкультурного взаимодействия у всех его участников, развитию  их творческих способностей, формированию познавательных  интересов.

IV. Подробное описание этапов работы над проектом

  1. Погружение в проект

Первоначально  замыслом проекта было формирование у учащихся  из семей мигрантов знаний и представлений  об обычаях и традициях народов, проживающих на территории Поволжья.

        На первом этапе – этапе выбора темы и подготовки к реализации проекта - было проведено анкетирование родителей. В каждом классе прошли беседы, круглые столы на тему: «Традиции и обычаи народов, проживающих на территории  Поволжья». В результате проведенной диагностической, подготовительной работы  был выявлен недостаточный уровень знаний на данную тему не только у учащихся из семей мигрантов, но и учащихся коренных национальностей России. Поэтому актуальность данного проекта была признана всеми его участниками. Более того, было принято решение расширить рамки проекта и включить в него поиск, обработку и презентацию  информации о культуре, обычаях и традициях народов, живущих за пределами России,   представители которых являются учениками нашей школы.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирали интересующие их сведения, фиксировали  их и готовили к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно было собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).

Во время работы над темой дети учились находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы

(книги,  классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки,

 предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя). Завершился сбор сведений размещением всей найденной информации.

2. Организация деятельности участников проекта

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям

принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. На первом этапе следует предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты.

В коллективных проектах дети могут выступать как «специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту.

На данном этапе в классных коллективах создавались  инициативные группы, в которые входили педагоги, родители, учащиеся, работающие над выполнением проекта. Группы разрабатывали варианты. Презентовали работы общественности. Общим решением актива школы, учителей выбирались лучшие работы.

В течение учебного года шла подготовка и реализация мини-проектов:

  • «Народные традиции и обычаи: история и современность»
  • «Образная летопись жизни народов»
  • «Путешествие по стране удивительных ремесел»

Выставка декоративно-прикладного искусства разных народов

  • «Народное творчество разных народов

Участниками проекта «Народные традиции и обычаи: история и современность»стали педагоги,  учащиеся старших классов и их родители. Проект направлен на знакомство школьников с культурой, традициями, обычаями, историей и современностью  народов Нижегородской области и Ближнего Зарубежья. В рамках этого  проекта учащиеся подготовили доклады, презентации к ним и провели школьную конференцию, посвященную национальным культурам. Для нас важно было, чтобы   в конференции и ее подготовке приняло участие как можно больше школьников из семей мигрантов, которые на русском языке смогли бы рассказать о своей родине, ее  традициях и культурном наследии.

Критерии:

1. Когнитивный критерий

Показатели:

  • Знания и представления детей об обычаях и традициях народов , проживающих на территории Поволжья
  • Знания и представления детей о фольклоре народов, проживающих на территории Поволжья;
  • Знания и представления детей об особенностях национальных костюмов народов , проживающих на территории Поволжья.

2. Эмоционально-мотивационный критерий

Показатели:

  • Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов , проживающих на территории Поволжья;
  • Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных костюмов народов,  проживающих на территории Поволжья
  • Эмоционально-положительное отношение к народам, проживающим на территории Поволжья.

3. Деятельностный критерий

Показатели:

  • Умение детей организовывать народные игры;
  • Умение детей действовать с предметами быта народов, проживающих на территории Поволжья;
  • Умение детей применять в изобразительной деятельности  знания о декоративно-прикладном искусстве народов, проживающих на территории Поволжья.

      3.Осуществление деятельности

       В ходе  конференции учащимися были представлены доклады и презентации «Этнические группы Нижегородской области и их особенности» (Рябов Ярослав, 9 класс), «Культура Азербайджана» ( Абдуллаева Гюлар, 8 «Б» класс, Гашимова Айгюн, Алиева Эльмира, 6 класс), «Культура татарского народа» ( Абдуллова Мариям, 8 «Б» класс, Козорезова Светлана, 11 класс), «Культура русского народа» (Асеева Анастасия, Жихарева Юлия, 11 класс ), «Езиды. История и современность» (Бабеян Маша, 7 класс ), «Традиции моей малой родины» (Бушуева Анастасия, 5 «Б» класс),  «Культура Таджикистана» ( Шарипова Хосият, 11 класс ), «Культура Узбекистана» (Бекназарова Мухайё,  Раимжанова Одинахон, 8 «Б» класс), «Культура Армении» ( Халоян  Рима, 7 класс), «Культура народов Поволжья» (  Докучаева Яна, 10 класс,  Шарова Мария, 9 «А» класс,  Борисов Михаил 5 «Б»  класс) и др.

        Проект «Образная летопись жизни народов» направлен на деятельностное постижение  учащимися истории, культуры, традиций  разных народов, отраженных в национальных костюмах. Их реализация позволила создать разновозрастную творческую группу школьников, которым активно помогали родители.

        Одним из объектов материальной и духовной культуры народа, его представлений о прекрасном является костюм, изучая который школьники также знакомятся с национальными обычаями и традициями. В ходе проектной деятельности учащиеся вместе с родителями создавали презентации, находили куклы в национальных одеждах,  подбирали открытки, фотографии, иллюстрации к художественным произведениям, отражающими историю национальных костюмов народов России, Армении, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана. Продуктом  проектной деятельности стала  этнографическая выставка «Национальные костюмы разных народов», поэтому важными составляющими  этой деятельности были подготовка  школьниками описания собранных предметов и проведение экскурсий по выставке.

        Усилиями учителей, школьников и их родителей была собрана русская, татарская, узбекская, армянская, азербайджанская, таджикская национальная одежда, в  которой учащиеся провели «Зимнюю ярмарку «Костюмы моего народа».

        Проект «Путешествие по стране удивительных ремесел»направлен на изучение культуры, традиций и быта народов России и Ближнего Зарубежья. В реализации данного проекта участвовали педагоги, учащиеся 1-7 классов и их родители. В процессе реализации проекта было организовано посещение детьми Краеведческого музея Нижнего Новгорода (особняк купца Рукавишникова),  музея истории народных художественных промыслов, музея «Домик Каширина». Была организована выставка декоративно-прикладного искусства народов разных стран, для которой школьники подготовили альбомы, посвященные предметам быта народов Поволжья, народов Средней Азии и Кавказа. Одним из и интереснейших разделов выставки была «Выставка колокольчиков»,  вылепленных школьниками. ( В начальной школе есть кружок Лепка. Руководитель Сергеева Е.Н.)Созданы презентации о бытовой культуре разных народов «Башкирская кухня», «Традиции застольного этикета татар», «Кавказское гостеприимство», «Традиционная одежда народов Средней Азии») и организован их просмотр. Проведена ярмарка -дегустация«Любимые блюда моего народа».Учащиеся совместно с родителями приготовили свои национальные блюда, в основном выпечку, и была устроена выставка- ярмарка с дегустацией. У каждого класса были свои столы, которые дети самостоятельно оформили, а также ребята представляли и защищали ( рассказывали)   приготовленные своими руками блюда.

        Реализация проекта «Творчество разных народов» была подчинена календарному принципу. Практически у каждого народа есть свой календарь, согласованный со сменой времен года, и каждый народ приспосабливался к ним по-своему. Участвуя в проекте, собирая информацию о праздниках, обрядах, связанных с ними, школьники могли сами найти ответы, почему одни народы встречают Новый год зимой, а другие – весной, определить, чем отличаются ритуалы праздников одного народа, от ритуалов другого, или все же гораздо больше объединяющего: ожидание праздника, приготовление ритуальной еды, нарядной одежды,  радость, ощущение праздника, радушие, гостеприимство…

Учащиеся школы независимо от вероисповедания и национальности встречали вместе Новый Год. Ведь ожидание чуда, подарка и праздника присуще всем. Учащиеся старших классов подготовили театрализованное представление для младших товарищей. Довольны остались все.

Следующим мероприятием  была Масленица. По традиции наша школа отмечает этот праздник в парке им. 1 Мая, с которым наш коллектив тесно сотрудничает. На площадках парка детей и взрослых ожидали многочисленные конкурсные и игровые программы.

На территории парка были  развернуты выставки-продажи блинов, выпечки, сувениров, на которых можно было продегустировать различные мучные изделия, вкусно угоститься, попить горячего ароматного чаю, а также купить сувенирчик домой. Ребята разных национальностей активно участвовали во всех конкурсах и сжигании чучела.

Также свой праздник Масленицы старшеклассники подготовили для младших школьников в  родной школе. В инсценировке ребята рассказали и показали обычаи и традиции празднования Масленицы на Руси, как  раньше дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи. Некоторым игры старшеклассники обучили малышей. Было очень весело!

А 21 марта  отмечался Новруз Байрамы . Наряду с Новым годом и религиозным Рамазан Байрамом он является одним из самых главных и самых любимых праздников в мусульманских странах, это не религиозный праздник, а, строго говоря, празднование весеннего равноденствия, символизирующее обновление природы. Дни были посвящены только встречам и веселью. Как правило, каждая семья, накрывая праздничный стол, помнит о том, что на столе должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». На столе должны быть сумах, скэд — молоко, сирке — уксус, семени — специальная каша из пшеницы, сабзи — зелень и другие. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет глубоко символическое значение.  Учащиеся мусульмане принесли национальные символические блюда в школу, вместе с мамами накрыли праздничный стол, рассказали о своих традициях. Так совместно был отмечен Новый Год,  проводы зимы и встреча весны.

  1. Завершающим этапом проекта «Караван дружбы» был фестиваль искусств.

Итоги проекта подводились в мае, критериями оценки являлись  соответствие идеи конкретному результату, привлечение социальных партнеров в процессе реализации проекта.

На базе МБОУ СОШ №96 прошел чемпионат по карате на кубок нашего спонсора–президента фонда содействия общественным инициативам «Возрождение» Идрисова З.Ш.

Карате является одним из самых распространенных стилей единоборств. Занятие карате воспитывает бойцовский характер, укрепляет здоровье, повышает самооценку и вырабатывает в человеке возможность контроля своего тела. Каратэ воспитывает в молодежи целеустремленность, желание и возможность достижения поставленной цели, развивает физические и морально-волевые качества, помогает саморелизоваться в жизни. Именно поэтому многие наши ученики выбирают этот вид спорта и секцию карате при нашей школе. А соревнование на кубок Идрисова З.Ш. стало настоящим спортивным праздником.

В мае прошел поэтический вечер для учащихся 5-8 классов «Моя Родина». Ребята с помощью учителей литературы находили стихи национальных поэтов о своей Родине. Каждый класс поделился на творческие группы, которые выбрали по  1 поэту и  подготовили небольшие сообщения о жизни и творчестве выбранного поэта, презентацию о своей и поэта Родине и выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения о Родине из творчества выбранного ими поэта. Ребята-мигранты в данном мероприятии смогли выразить свои чувства и эмоции, познакомить остальных с красотой и достопримечательностями своей страны. Для русских ребят информация была познавательной. И они в свою очередь воспели Россию, в которой мы все живем.

V. Таким образом, в течение этого года

  • ребята, обучающиеся вместе, смогли лучше узнать о культуре, традициях,  обычаях, фольклоре и национальных костюмах народов, проживающих на территории Нижегородской области,
  • школьники были вовлечены  в проектно-исследовательскую и  художественно-творческую деятельность, способствующую формированию у них языковой, коммуникативной компетентностей, способности межкультурного взаимодействия,
  • родители были смотивированы на  совместную деятельность с детьми и педагогами по реализации проекта, участие в организации мероприятий.

1. Педагогические эффекты:  расширение кругозора  участников,  побуждение их к получению новых знаний, что несомненно,  повысило их самооценку и позволило им чувствовать себя достаточно компетентными и грамотными в вопросах данного проекта.        

  1. Социальные эффекты .

Активное  включение в коллективное дело людей разных поколений, сфер интересов,  материального положения и т.п. Совместная работа над подготовкой социального проекта и его выполнением привели к  осознанию ответственности каждого за успех общего дела, именно в тесном взаимодействии с семьей, школа становится открытой и понятной для родителей и общества. Сотрудничество людей разных поколений в рамках одного проекта способствовало укреплению семьи, коллектива, воспитанию  уважительного отношения друг к другу,  передаче наиболее значимого  социального опыта.

  1. Анализ результатов проведения проекта:

Анализ анкет  .

Проанкетировано  125  человек.

В результате, из анкет выявлено, что большинство детей не испытывает трудностей в общении со сверстниками. Это объясняется тем, что каким-то бытовым минимумом слов все из них обладают. В диалогах между собой дети не обращают внимания на грамматику, речевые ошибки, а также в диалогах используется мало слов, т.к. смысл контекстуально понятен.

Тогда как в учебном процессе родители признают, что у детей возникают трудности в понимании терминов, специальных слов и понятий. В большей степени это касается предметов естественно-научного цикла, а в русском языке проявляется на контрольных работах, в частности на заданиях грамматического характера.

Об этом можно судить еще и по тому, что из мероприятий школы, класса, в которых участвуют дети нерусского происхождения, они выбирают больше спортивные соревнования и концертные постановки. В олимпиадах, НОУ, конкурсах по предметам  из них мало кто участвует, т.к. это для них сложно.

Результаты диагностики.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

АНКЕТА  ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ.

  1. Почему Вы выбрали нашу школу для своего ребенка (детей)?
  2. Сколько Ваших детей учится в нашей школе?
  3. Как долго Ваш ребенок (дети) учится в нашей школе?
  4. С представителями каких национальностей дружит в школе Ваш ребенок (дети)?
  5. Испытывает ли Ваш ребенок/дети трудности в общении с одноклассниками? В чем это проявляется?
  6. Испытывает ли Ваш ребенок/дети трудности в  учебном процессе? В чем это проявляется?
  7. Какие дополнительные учебные предметы Вы бы хотели ввести в образовательную программу нашей школы?
  8. Участвует ли Ваш ребенок/дети в мероприятиях класса? Школы?

Если да, то в каких ? Если нет, то почему не участвует?

  1. Какие мероприятия в классе , в школе Вам нравятся /не нравятся? Почему?
  2.  Необходимы ли Вашему ребенку дополнительные занятия по русскому языку?
  3. Согласны ли Вы , чтобы школа предоставила Вашему ребенку платные дополнительные услуги  (например, занятия по русскому языку)?
  4. Общаетесь ли Вы дома на русском языке?
  5. Испытываете ли Вы затруднения в общении с продавцом в магазине, аптеке и т.п.?
  6. Как часто Вы посещаете школу?
  7. Есть ли у Вас затруднения при общении с администрацией , учителями школы?
  8. Какую религию Вы исповедуете?
  9. Какие национальные Российские праздники Вы отмечаете в своей семье?
  10. Какие религиозные праздники России Вы знаете?
  11. Какие национальные праздники Вашего народа Вы отмечаете дома?
  12. Какие достопримечательности нашего города Вы знаете?
  13. Какие блюда русской национальной кухни Вы знаете?
  14. Каких великих людей, представителей русской культуры Вы знаете?

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Диагностика уровней представлений школьников о народах, проживающих на территории  Поволжья.

- Как называется наша область? А наш город?

- Какие соседние области, страны ты знаешь?

- Какие народы живут в нашей области?

- Знаешь ли ты, люди какой национальности изображены на фотографиях?

- А ты какой национальности?

- На каком языке ты разговариваешь?

- Как ты думаешь, чем отличаются разные  народы?

- А что у них общего?

Критерии оценки:

3 балла – высокий уровень: Знает название области, города и называет некоторые соседние области Поволжья. Определяет свою национальную принадлежность и узнаёт на фотографиях кроме русских ещё некоторые народы Поволжья (1-2). Знает свой национальный язык и понимает, что каждый народ Поволжья имеет свой национальный язык. Главным отличительным признаком называет национальный язык народов, народный костюм.

2 балла – средний уровень: Знает название области, города, но затрудняется самостоятельно назвать соседние области Поволжья. Определяет свою национальность и называет ещё одну национальность людей, проживающих в области (русские). Знает свой родной язык и соотносит его со своей национальностью. Различия замечает только в национальных костюмах.

1 балл – низкий уровень: Знает название города. С помощью учителя называет название области. Не знает соседних областей Поволжья. Знает только свою национальность. Знает свой родной язык, но не соотносит его со своей национальностью. Не видит различий.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дружбой дорожить умейте!"

Предлагаемый классный час проводился с использованием технологиифранцузских мастерских. Данная технология интереснатем, что учитель не передает свои знания, а создает для учащихся алгоритмдействия, тв...

Буклет о дружбе

Буклет о дружбе для родителей 7 "Б" класса. (подготовка к родительскому собранию)...

Презентации детей по проекту о дружбе.

Тарасенко Оля представила свою презентацию о своей подруге на защите проекта....

Классный час по теме: "Друг, дружба, законы дружбы"

Классный час по теме: "Дружба" для 5-6кл...

Беседа о дружбе "Дружбой дорожить умейте"

Цель:  знакомство воспитанников с правилами дружбы.Задачи: 1)  показать важность истинных друзей в жизни человека...

"Основа дружбы и значение дружбы для человека"

Конспект урока по этике для учащихся коррекционной школы 8 вида 7 класс....

Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить

Мероприятие, посвященное дружбе...