Круглый стол «Проблема детской агрессии и жестокости. Причины. Пути решения»
методическая разработка (8 класс) на тему

Гузова Тамара Ивановна

Цель: преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся,         способствовать выработке общечеловеческих ценностей

 

Задачи:

  • умение видеть красоту в простом и обыденном;
  • умение  степень взаимного доверия и взаимной ответственности;
  • способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
  • развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;
  • воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, доброжелательности, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми;
  • улучшение психологического климата в коллективе;
  • создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению);
  • развить навыки социального поведения;
  • выработать принципы толерантного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол

 «Проблема детской агрессии и жестокости. Причины. Пути решения»

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди»

Б. Шоу

Цель: преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся,         способствовать выработке общечеловеческих ценностей

Задачи:

  • умение видеть красоту в простом и обыденном;
  • умение  степень взаимного доверия и взаимной ответственности;
  • способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
  • развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;
  • воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, доброжелательности, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми;
  • улучшение психологического климата в коллективе;
  • создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению);
  • развить навыки социального поведения;
  • выработать принципы толерантного поведения.

Оборудование:

  • компьютер с выходом в Интернет
  • проектор
  • презентация
  • видео ролики
  • тесты
  • раздаточный материал

Участники: учащиеся и Гузова Тамара Ивановна,  классный руководитель 8 А кл.,

                    Гости: учащиеся  и классный руководитель  8 Б класса, учитель МХК и «Основ религиозных культур и светской этики»  Фролова Вера Филипповна, психолог школы: Ипатова Диана Петровна, зам.директора по ВР Артёменко Лариса Юрьевна, социальный педагог школы: Жебелева Тамара Ильинична,  родители учащихся.

1. Вступительное слово учителя:

Добрый день, ребята и уважаемые гости!

Сегодня мы с вами поговорим об очень важной и актуальной, на мой взгляд, теме, детской агрессии и жестокости, о возможных причинах проявления этого «вируса» в нашем обществе и пути решения этой проблемы. Давайте, хотя задумаемся над этим вопросом, выскажем свои мнения, предложения. Наметим какие-то шаги как этому противостоять.

Сегодня мы все чаще слышим о случаях невероятной жестокости среди детей школьного возраста. Мы ужасаемся: «Куда смотрит школа? О чем думают учителя?» Но только ли учителя во всем виноваты? Ведь основы своего мировоззрения ребенок получает именно в семье. Конечно, винить во всем только родителей тоже нелепо. Мы все продукт суровой реальности. Те идеалы, на которых воспитывались наши мамы и папы уже не в моде. Спросите современного подростка, что для него значат честь, долг, родина. Скорее всего, он просто что-то сострит по этому поводу. Сейчас в почете деньги, успех, престиж, дорогие вещи. Сравнивая идеалы двух поколений, мы видим, что в первом случае ценными были моральные аспекты жизни, в нашей же с вами реальности в почете сугубо материальные вещи. А ведь в основе жестокости лежит стремление добиться своего, не думая о моральной составляющей поведения.

Времена легендарной киноленты «Чучело» прошли - теперь все и проще, и страшнее. Это уже не бойкоты и издевательства над сверстником за то, что он «настучал» взрослым. Жестокие драки на школьном дворе сверстники, даже не пытающиеся вступиться за жертву, снимают на видеокамеры своих мобильников, чтобы тотчас же продать записанное видео на какой-нибудь веб-ресурс.

 

Причем наиболее частые причины драк - соперничество девочек за мальчика, как это показано в картине Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь», либо же несоответствие социальных статусов одноклассников. Избиение десятиклассницы ее подругами за то, что она «приносит мало денег» в одной из школ Донецкой области - увы, почти обыденное явление.

Моя подруга — классный руководитель — жалуется, что ее 12-летние ученики постоянно организуют травлю на своих же ребят. Жертвами коллективной жестокости побывала уже половина учеников. Последний эпизод привел в шок и родителей и педагогов. Ребята сделали закрытый сайт (вход по паролям, только для своих) и поставили на голосование один-единственный вопрос: «Жив ли Ваня Н.или мертв?» 

Тридцатью двумя голосами они приговорили Ваню. Двое воздержались. В чем он провинился? Мальчик недавно вышел на очную форму обучения с домашней. У него редкое заболевание опорно-двигательного аппарата, нарушена подвижность в шейном отделе. Дети в приведенном мной примере знают, что такое смерть и что такое сострадание. Год назад они похоронили одноклассницу, скончавшуюся от лейкоза. Они все рыдали на ее могиле. Но почти ни у кого не возникло дурноты от предложения «убить морально». «Он же ничего не знает!» — восклицали ребята.

Небольшая подборка статистики:

17 февраля 2010 года произошел конфликт между подростками в городе Цимлянске Ростовской области. По данным ГУВД, над ученицей 6-го класса издевалась одна из восьмиклассниц, а другие снимали это на мобильные телефоны и комментировали. На следующий день  видео появилось в Интернете.


В мае 2009 года три  восьмиклассницы избили свою 14-летнюю знакомую Ксению.  Отобрали у неё плащ и недорогой сотовый телефон. Для того чтобы Ксения не рассказала о случившемся родителям, решили от нее избавиться. Отвели на окраину города, где сначала избили, а потом задушили.


В октябре 2009 года в Североуральской школе № 8 14-летнюю Карину жестоко избила восьмиклассница Ксюша. Все происходило на глазах одноклассников, но никто не попытался разнять девчонок. Наоборот, парни достали мобильники и стали снимать видео. А потом выложили его в Интернет

В ноябре 2007 года в Тюмени 14-летняя школьница Наташа Суворова выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав издевательств со стороны одноклассниц (показать видео). http://video.ariom.ru/v/P7lS9AjGg-I.html   

Школьницу спас сосед, который в момент трагедии оказался у окна и вызвал скорую. На пятые сутки Наташа Суворова очнулась и сказала, что была в гостях у одноклассницы, а из окна выпала случайно. Однако вскоре появилась улика: видео, сделанное мобильным телефоном. На нем одноклассницы избивают Наташу руками и ногами, а затем ремнем. Видео оказалось неопровержимым фактом, и трем мучительницам предъявили обвинение по статье "доведение до самоубийства".
Этот перечень можно продолжать и продолжать

Эпидемия жестокости захлестывает средние школы всего мира. Виртуализация и скорость передачи информации делают подростков не просто неспособными к сопереживанию, но циничными.

2. Беседа с учащимися.

- Приходилось ли вам сталкиваться или наблюдать аналогичные ситуации?

- Слышали ли о подобных случаях?

- Ваше  отношение к подобным разборкам?

- Ваше поведение в таких ситуациях?

3. Откуда берется детская жестокость?

Жестокость — это крайнее, предельное и абсурдное выражение борьбы.

Откуда берется в чистых детских душах такая необузданная жестокость? Психологи говорят, что дети, в отличие от взрослых, еще живут инстинктами и не могут контролировать выбросы животной агрессии. Ну как можно доказать ребенку, который на школьной дискотеке лезет в драку из-за косого взгляда, что драться – это нехорошо? Никак. Это адреналин, это эйфория, это ощущение себя пупом мира. А то, что от этого страдают другие – ну и что? Главное, что хорошо мне, а на остальных мне наплевать. Ребенку просто нравится драться и все – он с помощью этого самоутверждается. И, кстати, влияет на окружающих – на своих одноклассников и друзей. Большинство из них выбирают позицию сильнейшего (если, конечно, он их пригласит), и, поначалу кривясь и испытывая угрызения совести, а потом с огромным удовольствием начинают обижать своих одноклассников или знакомых.

Педагогам, психологам и экспертам удалось отыскать три основные причины детской жестокости - несостоятельность школы с полностью дезориентированной фигурой учителя и неэффективность семейного воспитания с практически полной неосведомленностью родителей, как уберечь своих детей от насилия - неважно, в роли палача или жертвы. Третья причина имеет намного более мощный эффект, однако она - следствие первых двух. Это - транслируемые по ТВ и в Интернете продукты мульт- и киноиндустрии с многочисленными сценами насилия, въедающимися в мозг только еще растущих личностей.

 А чего удивляться? Дети лишь копируют поведение взрослых, взрослого общества, просто более прямолинейно, жестоко и цинично.

В мире признано: и агрессия, и депрессия подростка - признак того, что он чувствует себя никому не нужным. «И состоятельные, и малообеспеченные родители пропадают с утра до ночи на работе. Ребенок либо задыхается от обилия кружков, либо предоставлен самому себе, идет на улицу или сидит за компьютером. С ребенком никто не разговаривает.

Тепличные условия и недостаток внимания. Да-да, ведь современные дети в большинстве своем растут именно в таких условиях. Родителям не хватает банально времени для того, чтобы одарить своих детей душевной теплотой, окружить их той теплой аурой, которая обычно называется любовь. Я не говорю, что мы не любим своих детей. Современные родители очень любят своих детей… так как умеют. Мы ограждаем их от всей боли мира, перегрызаем горло любому, кто пытается причинить боль нашему чаду, и в результате к определенному возрасту, наши дети просто не знают, что такое боль. Они не умеют искренне сопереживать, сострадать, сочувствовать, потому что не понимают, как это делается и почему это надо делать.

Социологи,  проводившие  обширные исследования родительских проблем,  в своём  глубинном интервью предложили  два  важных вопроса: «Чего вы хотите для своих детей? В чем видите свою родительскую ответственность?»

Лишь 1% из всех опрошенных желает своим детям счастья. Лишь 2% родителей считают своим долгом научить ребенка уважать и понимать других людей, чувствовать нюансы ситуации и взаимоотношений, любить и прощать.

Большинство родителей желает своим детям успеха в карьере, высокого положения или высоких доходов. Более 50% считают, что должны научить детей быть сильными, добиваться своего, стоять за свои интересы. Конечно, эти люди  не желают своим детям стать жесткими или жестокосердными. Но разве не видно, как родительские амбиции жестоко попирают личность ребенка?

Нет ничего плохого, в том, чтобы воспитывать лидерские и борцовские качества, учить побеждать. Но это нужно делать после того, как научили любить, понимать и защищать. Иначе стремление быть победителем может заставить выбирать себе не противника, а жертву, заведомо более слабого или не готового к борьбе.

Чудовищная детская жестокость — отражение нашей обыденной жизни в зеркале чистых отроческих глаз. Стоит ли на зеркало пенять?..

4. Диалог с участниками круглого стола.

- Ребята, а как вы считаете, откуда этот феномен детской жестокости?

- Каковы его причины?

- Приходилось ли вам проявлять агрессию? При каких обстоятельствах?  

- Приходилось ли вам наблюдать проявления взрослой агрессии?

- Просматривали ли вы  аудио-видео, или снимали сами сцены «школьных разборок»?

Возможные варианты ответов: дань моды (а мы – круче), влияние запада, ТВ, Интернета, компьютерных игр,  взрослых, родителей, общества, более «крутых»  одноклассников или старших школьников, перегрузка учебно-воспитательного процесса  и т.д.

Предастовляется слово Фроловой В.Ф.

5. Есть ли выход? Есть ли рецепты борьбы с эпидемией  насилия в школах? Есть ли  пути  решения данной  проблемы?  Как противостоять злу, жестокости, агрессии?

Запретить  смотреть фильмы,  играть в  компьютерные игры, в которых много жестокости и убийств не всегда легко и возможно. И потом, запретный плод всегда к себе притягивает еще больше. 

А, знаете ли вы???

Ребенок рождается на 50 % уже заложенными чертами характера. И потому очень важно, какие новые черты характера ребенок приобретет. Исследования в различных странах отношений между детьми и животными подтверждает, что жестокость в детстве к животным, часто сказывается на дальнейшем формировании характера и отношений в жизни.

По моему мнению, через общение детей с животными  в семье можно прививать ребенку доброту и любовь к ближнему, защиту меньшего и слабого, сопереживание и помощь. Вырабатывать привычку к выполнению обязанностей по отношению к другим.

В мире были проведены в разное время американскими университетами и учеными, интересовавшимися этим вопросом исследования. Мне попалось несколько исследований проводимых с тюремными заключенными. Эти исследования показали, что среди них 15% - 30 % исследуемых жестоко относились к животным в детстве. В Италии  недавно прошла конференция, посвященная именно этому вопросу.  Проведено исследование американского Университета штата Юта в сотрудничестве с г. Рим. В анонимном анкетировании принимали участие дети из  12 школ (от 9 до 18 лет). Среди мальчиков к животным агрессивное поведение проявляли – 23,78 %, среди девочек – 9,72 %,  90 % – хоть раз проявляли жестокость по отношению к животным, 80% – сказали, что они очень любят своих животных. В вопросах, которые задавались детям   были учтены многие аспекты взаимоотношений детей  с животными, в том числе, например, владение животными, их утраты, проблемы, связанные с ними, были ли свидетелем или просматривали аудио-видео где осуществлялись враждебные действия по отношению к животным, страх перед животными, отношения к охоте, зоопаркам, использование шкур и мехов, использование животных в цирках.  Ответы детей, свидетельствуют о высокой чувствительности по отношению к животным. Дети и подростки,  очень обеспокоены за своих питомцев и всегда стараются  их защитить. Большое число учащихся также признались, что нашли утешение в животных, особенно в трудные минуты. Следовательно, один из выходов – это общение детей с животными.

 Очень важно прививать любовь и сопереживание именно в семье, но надо помнить, что формирование ребенка идут в комплексе. И кроме семьи,  большое влияние имеет среда  в не семьи: улица, школа и даже государство, в котором растет и развивается ребенок.

А вот ещё пути решения данной проблемы, которые предлагают педагоги,  родители, общественность:

      - Вернуться к воспитанию на основе общечеловеческих ценностей.

 - Повышать роль спортивных занятий, секций  в воспитании - как снимающих внутреннее напряжение и обеспечивающих выход избыточной агрессии.

- Занятие любимым делом.

 - Отделить территориально младшую школу от средних и старших классов.

 - Принять закон, дающий возможность разделять учеников по группам обучения в зависимости от их способностей и возможностей. «В Германии, каким бы богатым ни был родитель, его ребенка не примут в гимназию, если он в совершенстве не владеет литературным немецким языком. Никакие деньги не помогут. Это - нормативное требование. Не знает - пусть идет в ПТУ. Нельзя насильно держать людей в деятельности, которой они не хотят заниматься».

      - Ввести обязательные психолого-обучающие курсы для родителей.

      - Внедрять программы психосоциальной терапии в школе - как средство профилактики насилия.

- Внедрить систему медиа-образования в рамках средней школы - курсы, как для детей, так и для их родителей.

- Внести в нормативные документы рычаги влияния социальных служб и школы на антисоциальные семьи и на учащихся, нарушающие школьный режим и социальные нормы поведения.

- В отдельном нормативном документе выписать должностные обязанности школьного психолога.

- Обеспечивать постоянную психологическую поддержку учителю.

- Провести диагностику психологического состояния населения страны. Данные о психологическом состоянии детей и их родителей, о представлении населения о будущем должны включаться в официальные статистические отчеты. Не зря же в Великобритании уже не первый год измеряют уровень горя и радости среди населения, учитывая этот показатель как не менее важный, чем размер ВВП на душу населения.

   Участникам круглого стола предлагается добавить к этому списку свои предложения. Идёт беседа,  которую ведёт психолог Ипатова Д.П.

6. Проведение анонимного тестирования (психолог Ипатова Д.П.)

7. Выводы

   Демонстрация видеороликов – «Не будь агрессивным»,  «Дорогою добра».

   Предлагается заполнить табличку.

Мое мнение: с детьми нужно больше общаться, беседовать, учить их собственным примером, объяснять. Если не мы – то кто это сделает?

Давайте не забывать об этом. Ведь чем жестче становится современный мир, тем более ценность приобретают искренность, гуманизм, умение любить. Хотя бы потому, что эти качества становятся дефицитными. Давайте дадим нашим детям то, что поможет им стать сильными, прежде всего, морально.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. Ребёнок – главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. Я учитель и я искренне верю в то, что если каждый из нас будет просто профессионально и вдумчиво выполнять свои обязанности на своём рабочем месте, будет развивать в себе мастерство и стараться воспитывать личность, прежде всего нравственную, всё в нашей стране станет на свои места.

Высказывание детей:

Кто любит собак или прочих животных
Серьёзных котят
И щенков беззаботных.
Кто может любить козла и осла -
Тот людям вовеки
Не сделает зла.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому - то, кому - то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека...

Внеклассное мероприятие сопровождается презентацией.

Разработка выполнена:  Гузовой Тамарой Ивановной, классным руководителем 8 А класса, МБОУ Абанской СОШ №4

Черты

Выбери, которые присуще тебе

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Нетерпимость

Пренебрежение

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Агрессивность

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие, гуманизм

Расположенность к другим

 Терпение

Чувство юмора

Доверие

Альтруизм

Терпимость к различиям                                          

Умение владеть собой

 Умение не осуждать других 

Гуманизм

Умение слушать

Способность к сопереживанию

Список литературы:

1. Лопатина А., Скребцова М., Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: пособие для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. – М.: Локус, 2003

2. Меттус Е., Турта О. Профилактика агрессивного поведения учащихся. Справочник классного руководителя № 8, 2006.

3. Молодцова В. Жестокость г. Учительская газета 20.03.2007г.

4. Ольшанская Е. Семейные корни детской агрессивности. Директор школы № 5, 1999

5. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993

6. Щеколдина С. Тренинг толерантности. – М.: Ось-89, 2004

7. Классный руководитель. Научно-методический журнал, №4. – М.: 2004

8. Интернет-ресурсы

Подобраны анкеты и для родителей, которые можно провести на родительском собрании. Разработы  памятки для родителей, которые можно раздать.

Анкета № 1 для родителей

Уважаемые родители! Подумайте и ответьте на вопросы анкеты.

1. Изменилось ли поведение вашего ребенка в последнее время? _________ .

2. Бывает ли ваш ребенок агрессивным и грубым? ____________________ .

3. Против кого он проявляет агрессию?_____________________________ .

4. Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребенка?

________________________________________________________________ .

5. Находите ли вы понимание у всех членов семьи? ___________________ .

6. Считаете ли вы необходимым поднимать эту тему на родительском собрании?    

Анкета № 2 для родителей

Уважаемые родители! Отметьте, пожалуйста, те качества характера, которые у вашего ребенка наиболее выражены, и проранжируйте их по степени проявления в его поведении.

По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются:

  • доброта;
  • безразличие;
  • сочувствие;
  • упрямство;
  • покладистость;
  • агрессивность;
  • терпение;
  • нетерпимость;
  • сопереживание;
  • эгоизм.

Считаю, что следующие качества характера моего ребенка выражены наиболее ярко:

1. ______________

2. ______________

3. ______________

Памятка 1

Для того, чтобы предупредить детскую агрессивность:

1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

2. Не давайте своему ребенку нереальных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

6. Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему-
либо.

7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

10. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Памятка 2

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • ребенка бьют;
  • над ребенком издеваются;
  • над ребенком зло шутят;
  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребенку не доверяют;
  • родители настраивают детей друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребенком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;
  • родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
  • ребенок чувствует, что его не любят.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Проблемы работы с одарёнными детьми в условиях современной школы"

Определение особенностей работы с одаренными детьми в условиях образовательных организаций разных форм....

Детская агрессия и ее причины

Детская агрессия и ее причины...

Участие с докладом в ГБПОУ КМБ №4 на круглом столе "Проблемы профориентации обучающихся и студентов с нарушенным слухом"

Участие с докладом в ГБПОУ КМБ №4  на круглом столе "Проблемы профориентации обучающихся и студентов с нарушенным слухом"...

Круглый стол «проблема обеспечения информационной безопасности школьников в современной социальной ситуации развития»

Методическая разработка "круглого стола", направленного на обсуждение проблемы обеспечения психологической безопасности современного школьника всеми участниками образовательного процесса...

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...