ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
материал на тему

Митакова Ксения Фёдоровна

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobr_shkol_neus.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание: ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Обозначить роль семьи в учебной деятельности ребёнка

Задачи:

Ознакомить с особенностями переходного возраста

Представить способы решения проблем подросткового возраста

Дать совет родителям по снятию психологического напряжения, связанного с учебным процессом

Ход собрания:

Подростковый возраст традиционно считается трудным не только в плане воспитания, но и в отношении учебных достижений. Снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе, неуспешное выполнение учебных заданий перестает восприниматься как нечто огорчающее и трагическое. Среди школьников нарастает число неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным отношением к школе

Среди ведущих причин неуспеваемости подростков многие авторы выделяют следующие:

пониженная обучаемость школьника

 недостатки в развитии познавательных процессов (обычно проявляются: в слабой сформированности различных мыслительных операций, в преобладании механического типа запоминания над смысловым, в низкой концентрации и устойчивости внимания, в недостаточном объеме внимания).Диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся свидетельствует о низком развитии внимания, памяти, логического мышления, несформированности речевых, общеучебных умений. Замеры скорости чтения показали, что подростки читают со скоростью 50-60 слов в минуту, что не соответствует нормативам возраста (150-160 слов). Проверка сформированности вычислительных навыков показала, что учащиеся перемножают двузначные числа со скоростью 12-18 цифр в минуту (норма — 30 цифр в минуту), скорость письма составляет 40-60 знаков в минуту (норма — 100-110 знаков в минуту).

педагогическая запущенность ;

интеллектуальная пассивность/лень ; Причины интеллектуальной пассивности различны и, очевидно, связаны с недостатком обучения и воспитания. В дальнейшем интеллектуальная пассивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, ограничивает возможности человека в решении различных задач, требующих умственного напряжения и работоспособности. Интеллектуальная пассивность подростков также может быть спровоцирована семьей. В исследованиях Л. В. Орловой [1991] было проведено изучение компонентов, составляющих познавательный климат семьи. Оказалось, что только 17% интеллектуально пассивных школьников имеют хорошие показатели познавательного климата в семье, а 28% из них — вообще неудовлетворительные. Для последних характерны наличие в семье избыточной поверхностно-развлекательной информации, а также субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.

индивидуально-типологические особенности;В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные, генотипические особенности учащихся. Учебная деятельность также включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью. Все эти особенности необходимо учитывать при обучении подростков.В учебной деятельности присутствует много заданий, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с проявлением силы нервной системы.

отсутствие адекватной мотивации учения одна из самых распространенных причин неуспеваемости школьников. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, чтобы «родители не ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое» и т. п. Причем учителя и родители порой сами провоцируют такое отношение к учению, обращая внимание только на отметки ребенка. Не в каждой семье, да и в школе внушается ценность образования как такового, а не как инструмента для достижения определенных целей, связанных с карьерой и материальным благополучием. Часто для родителей и учителей важен рейтинг учащихся именно по результатам их успеваемости, и не так значимо, что стоит за этими «пятерками» — глубокие знания или фрагментарно, необдуманно выученный материал.

Влияние семьи

Говоря о школьной неуспеваемости, мы уже затрагивали влияние семьи на эту проблему. Все причины плохой учебы, которые были отмечены выше, конечно же, имеют прямое отношение к родителям подростка. Индивидуально-типологические особенности во многом зависят от того, какие природные особенности заложены в ребенке, тут он во многом может быть схож со своими родителями. В связи с этим очень часто у плохо успевающих школьников родители также не блистали отличной успеваемостью.

Советы родителям

Приведем рекомендации, которые предлагает профессор М. К. Тутушкина. Субъективные причины неуспеваемости, по мнению автора, могут быть следствием того, что:

1)        родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки;

2)        в семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры;

3)        родители высокомерно относятся к людям вообще, к школе и учителям в частности;

4)        в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;

5)        учитель в начальной школе был нечувствителен к индивидуальности ребенка;

6)        в начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.

 Что же можно предпринять, если есть желание улучшить успеваемость ребенка? В случае первых четырех причин, советует автор, остается смириться с тем, что «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

 Хотя, на наш взгляд, если есть желание изменить положение, то нужно обязательно прикладывать усилия, но начинать надо с себя, с семейных устоев, привычек.

В случаях 5-6 можно изменить отношение учителя и педагогического коллектива к вашему ребенку, а также собственное отношение к процессу школьного обучения.

Познавательный интерес к учению и навыки обучения, адаптация к школе развиваются в первых трех классах начальной школы. Если этот момент упущен, то в средних классах (10-14 лет) можно опираться на поисковую активность в интересах и увлечениях. Это значит, что ваши переживания по поводу плохой успеваемости временно лучше подавить. Понаблюдать, заметить, чем же ребенок интересуется, к чему склоняется — компьютеру, футболу, каратэ, бабочкам и т. п. Попытаться связать его интерес с одним из школьных предметов

Психологическая помощь подросткам:

Практически для всех школьников с проблемами низкой успеваемости  характерны неадекватная самооценка которая может быть как заниженной, так и завышенной. Формирование последней вполне понятно: те, кто плохо учатся, не пользуются популярностью среди педагогов, их не хвалят, не отмечают как лучших и способных. Коррекция самооценки — это длительный и тяжелый процесс, но только позитивное отношение к себе, признание своих достоинств может помочь неуверенному ребенку справиться с трудностями.

Что же касается завышенной самооценки, то она может сформироваться, как защитная реакция на невозможность занять адекватно престижное положение в классе. Такие подростки стараются завоевать авторитет асоциальными поступками, физической силой, противопоставить себя школьным порядкам, стать неформальными лидерами в классе. Есть среди слабоуспевающих учащихся и такая категория, которым нет нужды что-то доказывать неблаговидными поступками окружающим, они считают себя выше других, их просто не могут оценить по достоинству, учителя не видят их способностей, а школьная программа, по их мнению, рассчитана на ограниченных средних учеников. Неадекватно завышенная самооценка у таких подростков часто формируется не без помощи семьи. Родители объясняют неуспехи в учебе «непрофессионализмом учителей», «глупостью программы», «плохой организацией работы школы» и т. д., не осознавая, точнее сказать, не желая осознавать недочеты собственного ребенка и семьи.

В связи с вышесказанным формирование адекватной самооценки будет важной задачей при оказании помощи слабоуспевающим учащимся. Тренинги личностного роста могут помочь в осуществлении поставленной цели.

На поверхности лежит и проблема коррекции детско-родительских отношений, ведь без работы с семьей вряд ли можно рассчитывать на существенные изменения школьной успеваемости.Консультация психолога

При неумении учиться, недостаточной развитости познавательных процессов необходимо организовать занятия, способствующие улучшению познавательной активности. Содержание занятий предполагает упражнения по развитию памяти, внимания, мышления. Примеры подобных упражнений вы сможете найти в практической части.

Развитие коммуникативных навыков также может оказать существенную помощь в улучшении успеваемости подростков. Неумение выступать публично, грамотно выстраивать диалогическую и монологическую речь, страх перед большой аудиторией нередко становится существенным, а иногда и одной из главных причин не столь хороших оценок, каких хотелось бы. Неумение защитить реферат, ответить у доски, участвовать в дискуссии уводит ученика на «скамейку запасных». Учителя, не обладающие достаточным профессионализмом, записывают таких ребят в неперспективные, не обращают на них особого внимания, низко оценивают их способности, что, несомненно, приводит к ухудшению успеваемости и, что еще страшнее, к потере интереса к учебе вообще.

Тренинг релаксации на первый взгляд может показаться не столь актуальным для улучшения успеваемости подростков. Утомляемость подростка проявляется в вялости и суетливости, при которых бывает трудно выполнить работу. Безусловно, психофизиологические свойства составляют основу темперамента, а темперамент, как известно, врожденное образование, которое практически не поддается изменениям. Но владение релаксационными техниками, умение вовремя сосредоточиваться или, наоборот, расслабляться могут оказать существенную помощь подростку при обучении. Поэтому необходимо обучать ребят приемам нервно-мышечной релаксации*.

Заставить учиться подростка, конечно, практически невозможно. Но мотивировать подростка учиться — это одна из задач, которая без взаимодействия с педагогами и родителями вряд ли разрешима, но при их помощи и координирующих действиях психолога это возможно. В зависимости от индивидуально-личностных особенностей необходимо найти, чем можно зацепить ученика, чтобы у него появилось желание учиться. Например, честолюбивого подростка, мечтающего о профессиональной карьере, надо нацелить на углубленное изучение предметов, необходимых ему в будущем. Ученика с истероидными чертами характера может подстегнуть возможность выделиться среди сверстников, продемонстрировать свои способности. Кого-то может подтолкнуть романтическое увлечение, в том случае, если объект обожания хорошо учится, имеет твердые жизненные планы и т. п.

Развитие эмоционально-волевой сферы также имеет большое значение для успешной успеваемости. Некоторые упражнения вы сможете найти в практической части.

Агрессивность подростка

Наиболее часто в средних классах педагоги сталкиваются с неадекватными аффективными реакциями со стороны подростков, негативным отношением к школе и учителям, пропусками и прогулами уроков. Отрицательные аффективные переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для подростка потребностей или конфликт между ними, проявляются в соответствующих формах поведения в школе: повышенной обидчивости, упрямстве, негативизме, замкнутости, эмоциональной неустойчивости

Условия для возникновения аффекта неадекватности — завышенные притязания в какой-либо области деятельности или общения, невозможность их удовлетворить и уже появившаяся, но еще не осознанная неуверенность в себе. Отрицательный результат воспринимается подростком как несправедливый, в то время как в действительности никакой несправедливости в отношении него совершенно не было, и причина неуспеха лежала в нем самом. Неадекватные реакции вызывают ответные действия окружающих (учителей или одноклассников), что еще больше усугубляет отрицательные аффективные переживания подростка, приводит к возникновению новых неадекватных поступков.

Особенности аффективно возбудимых подростков выражаются в склонности к взрывчатости и агрессии, которая нередко приводит к совершению неадекватных асоциальных поступков. Повышенная возбудимость нервной системы, которая является в этом случае причиной аффективных реакций в сочетании с эндокринной перестройкой организма в подростковом возрасте и изменениями, происходящими в личностном развитии подростка, приводит к эмоциональным срывам, затрудняет объективную оценку ситуации, выбор адекватных средств реагирования на нее.

Обучение навыкам саморегуляции. Обучение навыкам саморегуляции - очень важный момент в работе с агрессивным* подростками. Зачастую данной категории подростков свойственнь мышечные зажимы, неумение владеть своим телом, своим эмоциональным состоянием. Наиболее распространенный метод — тренинг релаксации*. Обучение навыкам саморегуляции - очень важный момент в работе с агрессивным* подростками. Зачастую данной категории подростков свойственны мышечные зажимы, неумение владеть своим телом, своим эмоциональным состоянием. Наиболее распространенный метод — тренинг релаксации*

Литература: Помощь подростку: полное практическое руководство для психологов, педагогов и их родителейЮ Автор Федосеенко Екатерина Владимировна б кандидат психологических наук.

Советы родителям

1.        Будьте последовательны в воспитании.

2.        Не стоит вводить много запретов, дайте подростку почувствовать себя достаточно свободным, но при этом не переборщите, контролируйте ребенка, но ненавязчиво.

3.        Старайтесь не повышать голос, отвечать агрессией на агрессию неэффективно.

4.        Интересуйтесь друзьями вашего ребенка, старайтесь уделять больше внимания его увлечениям и интересам.

5.        Посоветуйте ребенку заняться каким-то видом спорта, поддержите его в этом начинании. Активные спортивные занятия — один из лучших методов выплеснуть гнев, снять напряжение.

6.        Наказывайте ребенка за конкретные проступки. Наказания не должны унижать подростка.

7.        Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребенка — он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его.

Обучение навыкам саморегуляции.

1. Задействование выдоха.

Инструкция: «Сядь удобно, выпрямись, чтобы шея, голова и позвоночник являли собой одну прямую линию, не горбись, но и не напрягайся. Поставь ступни ног плотно на пол, кисти рук положи на колени  так, как тебе удобно. Ни руки, ни ноги не должны соприкасаться. Если ты можешь закрыть глаза — закрой, если нет, посиди с открытыми глазами. Сейчас нужно будет сосредоточиться на своем дыхании».«Расслабься, делая вдох — медленно, вдыхая столько, сколько можешь вдохнуть без напряжения. Затем так же спокойно выдыхай, тоже медленно, сколько можешь выдохнуть без напряжения. Выдоху удобно придать форму звука ;,а-а-а". Совершая его, постарайся ощутить чувство расслабления. Повторяй это упражнение в течение двух минут.

2 «Переменное дыхание». Инструкция: «Делай вдохи и выдохи, медленно пока не возникает напряжение. Медленно вдыхай носом, можешь при этом считать „один-два-три". Как только появится напряжение, делай выдох. Выдыхай ртом, также до ощущения напряжения, тоже можешь считать. Постарайся, чтобы выдохи были несколько длиннее вдохов, если выдыхать трудно, можешь несколько приоткрыть рот. Повторяй это упражнение в течение двух минут.

3. Развитие самоконтроля, самодисциплины, саморегуляции.

Упражнение «Дыхательное упражнение: наблюдение за дыханием». Сядь на стул или на пол, выпрями спину, расслабь тело. Закрой глаза. Сделай выдох, а затем вдыхай спокойно и глубоко так долго, как сможешь, не напрягаясь. Следи, как твое дыхание истекает наружу и внутрь, представь, как будто ты на морском побережье наблюдаешь за волнами океана.

С каждым вдохом почувствуй, как ты вдыхаешь новую энергию и силу вместе с кислородом. С каждым выдохом почувствуй, как вместе с углекислым газом ты выдыхаешь усталость, утомление и негативность.Ощути прилив новой жизненной энергии, проникающей в твое тело и душу, пока ты продолжаешь делать упражнение.Затем посиди спокойно. Твое сознание спокойно и умиротворенно.

Занятие 2Цель. Осознание значения воли в жизни человека; развитие волевой регуляции поведения.

Упражнение «Как ты поступишь, если...». Обсуждение с подростком различных трудных жизненных ситуаций, мотивирование на самостоятельное принятие решений и поиск путей их реализации.

Упражнение «Злость». Процедура: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Предложить ребёнку нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому он питает агрессивные намерения, или написать его имя корявыми, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано, попросите разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину для бумаг. Представьте себя говорящим с этим человеком. Представьте этого человека: он в ходе разговора вас злит. А теперь представьте, что в ходе разговора он уменьшается в росте, голос его становится все слабее, все неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор, пока он не покажется вам менее значительным и величественным. А теперь понаблюдайте за вашим разговором как бы со стороны. Каким вы видите себя? Как вам видится ситуация?

Если вы закончили упражнение, 3-4 раза глубоко вдохните и откройте глаза».

Литература: «Помощь подростку: полное практическое руководство для психологов, педагогов и их родителей».  Автор Федосеенко Екатерина Владимировна б кандидат психологических наук. Санкт –Петербург 2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причины школьной неуспеваемости".

Успеваемость учащихся официально определяется как степень усвоения знаний, овладения умениями и навыками, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочнос...

Причины школьной неуспеваемости

          Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит ...

Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...

статья "Причины школьной неуспеваемости"

школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...

статья "Причины школьной неуспеваемости"

школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...

статья "Причины школьной неуспеваемости"

школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...

статья "Причины школьной неуспеваемости"

школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...