Роль внеурочной деятельности по ФГОС в развитии творческих способностей учащихся.
материал по теме

Никишова Татьяна Владимировна

Доклад для МО классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vneurochnoy_deyatelnosti.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Роль внеурочной деятельности по ФГОС в развитии творческих способностей учащихся

Подготовила: учитель МОБУ «НСОШ №2» Т.В. Никишова

      Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие процессы в педагогике, на формирование творческой личности. При этом школа должна рассматриваться как педагогический центр всестороннего развития личности. Она должна обеспечивать реальные возможности активного и творческого участия школьников во всех видах деятельности, координировать все влияния окружающей среды на личность, ее формирование.

Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:

  • Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
  • Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.
  • Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.
  • Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
  • Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими: Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей. Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно. В своей работе с детьми педагогу придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

Воспитательную работу строить по алгоритму:

предварительная работа организатора;

коллективное планирование;

коллективная подготовка;

коллективное проведение дела;

коллективное подведение итогов.

Способы в воспитательном пространстве должны соотноситься с формами. Понятие форма - означает способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. Основной формой воспитательного процесса в школе принято считать мероприятие. Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализовываться, как целенаправленное взаимодействие учителя, классного руководителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность ребенка.  В педагогике нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовая, групповая и индивидуальная формы. Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы. Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, смотр знаний, научные конференции, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, устный журнал, и т. д.

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, литературно-музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и т. д.

Деятельности, связанной с профориентацией школьников, более всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных профессий, “В мире профессий”, “Как выбирать профессию?”, экскурсии на производство, игра-конкурс “Чья профессия лучше?” и т. д.

При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, “Час поэзии”, экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск рукописных изданий и т. д.

При организации физического воспитания широко применяются игры типа “Веселые старты”, малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями разных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы и гигиене, здоровье и физической культуре и т. д.

Цель воспитательной игры: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения– вот основные задачи, которые реализуются в игре.

Сложные и многообразные задачи воспитания можно решать только путем комплексного использования различных форм организации воспитательного процесса. Чем разнообразнее и богаче по содержанию эти формы, тем эффективнее воспитательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность в школе как развитие творческих способностей учащихся

Как обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлечь их в поиск решения проблемных вопросов? В этом помогает организация исследовательской деятельности учащихся в школе, которая...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Методический доклад "Роль конкурсно - фестивальной деятельности в процессе развития творческих способностей учащихся ДШИ"

В данном локладе показана роль конкурсно - фестивальной деятельности как одна из оптимальных форм  для повышения уровня мотивации к обучению у детей со средними музыкальными способностями и реали...