Доклад "Духовно- нравственное воспитание школьников в современных условиях"
статья на тему

Сулимкина Елена Вадимовна

В данной статье рассказывается о системе работы школы по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№10

с углубленным изучением отдельных предметов

ДОКЛАД

«Духовно- нравственное воспитание школьников в современных условиях»

ПОДГОТОВЛЕН:

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР СУЛИМКИНОЙ Е.В.

ЕЛЕЦ

2015

Уважаемые коллеги  рады приветствовать вас на нашем творческом отчете, тема которого: «Духовно- нравственное воспитание школьников в современных условиях». (слайд №1)

    Методическая цель: Создание условий для формирования и гармоничного развития личности, способствующих духовно-нравственному становлению молодого гражданина России (слайд №2)

Свое выступление мне хотелось бы начать словами Феофана Затворника

«Воспитание из всех святых дел самое святое»

 (Слайд №3)

     Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.  Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

 Важнейшие задачи  воспитания  школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.  Святитель Василий Великий писал: «Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.» (Слайд №4)

    Важность, первостепенность, значимость духовно-нравственного воспитания раскрывают Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».  

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.(слайд №5)

Основная проблема школы: русская культура как основа обучения и воспитания подрастающего поколения в современных условиях. (Слайд №6)

Цель  духовно-нравственного   воспитания   в нашей  школе  - создание условий для становления  духовно -  нравственной  культуры у школьников. (Слайд №7)

Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим.

Задачи нашей работы:

  • усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России;
  • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
  •  развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей. (Слайд №8)

Формы работы с обучающимися  и родителями

1. Уроки

2. Творческие отчеты

3.  Работа музея

4 . Литературные гостиные

5. Театральная студия

6. Литературные конкурсы

7. Внеклассная работа

8. Публикации

9. Сотрудничество с организациями дополнительного образования

10. Исследовательская работа по предмету

11. Работа библиотеки      (Слайд №9)

     Основной источник нравственного опыта это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния школьников имеет учебный материал, особенно по литературе. « У литературы одна цель- помочь человеку дохнуть на него при чтении книги теплом и добром» В. Распутин. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу, учитель показывает взаимосвязь этики и художественного творчества.  (Слайд №10).

    Каждый урок – это знакомство с героями русской истории, познание русской души, выбор между добром и злом. Урок обретает смысл, если объектом изучения является жизнь, столь дорогая и интересная для каждого человека. Соединяя жизнь, изображенную в книге , с реальной жизнью, дети учатся разбираться в людях, делать нравственные открытия. Важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном ее развитии играет художественное слово, сочетающее в себе разные формы деятельности, творчества и, что самое главное. –сотворчества. Одна из таких форм работы, как убеждает опыт,- литературные салоны и гостиные, сочетающие эстетическую, информативную воспитательную функцию литературы.  Литературные салоны отличаются особой обстановкой домашней теплоты, доверительности, свободы общения, гармонией формы и содержания. Для участников и гостей такие встречи становятся приобщением к духовно-нравственным ценностям русского народа, идеалам добра и красоты. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются творческие объединения, научно-практические конференции, защита творческих проектов, докладов, экскурсии, выставки работ, публикации в газетах, посещение музеев.

2015-приказом президента РФ объявлен  Годом литературы в России. Главная цель проведения Года литературы — привлечение внимания общества к литературе и чтению. Это прекрасный повод вспомнить о такой важнейшей части нашей культуры. Русская литература — не просто достояние русского народа, это то, что востребовано и признано во всем мире, без чего не может обойтись современная цивилизация.  Основными задачами Года литературы являются: повышение интереса к чтению у подрастающего поколения, возвращение России многочисленных и образованных читателе. Важно создать  условия для интенсификации процессов чтения, повысить качество и разнообразие прочитанной литературы, престиж или, если хотите, моду к чтению как культурной ценности, инструменту познания. И в связи с этим  нашими  учителями подготовлены уроки и мероприятие по литературе и русскому  языку .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных условиях

Проект посвящен теме духовно-нравственного воспитания учащихся...

Педагогический совет "Патриотическое воспитание школьников в современных условиях" - 2 ноября 2016 года

" Россия не станет тогда, когдане станет последнего патриота" Н.Карамзин....

Значение этического воспитания школьников в современных условиях

В предложенной статье поднимается вопрос этического воспитания школьников, которому уделяется очень мало времени в современных образовательных учреждениях. Многие школьники не знают элементарных прави...

Духовно – нравственное воспитание подростков в современных условиях.

В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим...

"Духовно-нравственное воспитание личности в современных условиях"

Сейчас, в наше непростое время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. В представлениях детей о главных челове...

Проблемы и перспективы культурно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях

Времена меняются, меняются и ученики, их отношение к учебе. Поэтому закономерны изменения и в образовании....