Классный час "Великий день для Ленинграда-Блокада прорвана".
классный час (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Михайлова Юлия Алексеевна

Материал может использоваться при подготовке классных часов или уроков истории, посвящённых Блокаде Ленинграда или Великой Отечественной войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Великий день для Ленинграда – Блокада прорвана».

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается.

Учитель: Петербург — один из величайших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией. Когда-то это город звали иначе. Имя ему было Ленинград. Нынешние жители могут об этом даже не знать, но для старших поколений Ленинград – символ веры, силы и мужества. История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в  годы воины и жители блокадного Ленинграда.

Ученики:  История человечества не знала такой самоотверженности, мужества, какие проявили в  годы воины и жители блокадного Ленинграда. 1941 год.  22 июня Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон. Страна росла, трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.                                                                                 И вдруг... тревожный голос Левитана...  

Запись голоса Левитана.

Внимание, товарищи! Война!

Звучит песня Александрова  «Вставай, страна огромная!».

Учитель: Блокада Ленинграда длилась ровно 872 дня: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. За это время из-за голода и бомбёжек умерло более 632 тысяч человек. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот, дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Гитлер рассчитывал захватить Ленинград к исходу 3 недели от начала войны. Немецкое командование даже назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади. Офицерам и солдатам были розданы путеводители по Ленинграду и даже отпечатаны пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице Астория. Но триумфального марша не получилось.       Враг рвался к Ленинграду. В конце августа к городу подошли лучшие части гитлеровской армии, ещё не знавшей в то время поражений. И 8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы. Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от Страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса – легендарная «Дорога жизни» - пульс блокадного Ленинграда.  12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием. Каждый их рейс был подвигом. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи, их было более 550 тыс.

Учитель: Кроме голода блокадный Ленинграда атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев. Пиком голода в блокадном городе стало время с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. 19 ноября 1941 года Военным советом Ленинградского фронта было принято постановление 00409 « О снижении норм хлеба». «… Во избежание перебоев в обеспечении хлебом войск фронта и населения Ленинграда установить с 20 ноября 1941 года следующие нормы отпуска хлеба:                                                                                                                                                                                                                                                    - рабочим и ИТР 250 г.                                                                                                        - служащим, иждивенцам и детям 125 г.                                                                                    – частям первой линии и боевым кораблям 500 г.                                                                 – летно-техническому составу ВВС 500 г.                                                                      – всем остальным частям 300 г.»

Ученики: Рецепт блокадного хлеба был следующим:                                  Мука ржаная дефектная – 45%, жмых – 10 %, соевая мука – 5 %,                                     отруби – 10 %, целлюлоза – 15 %, обойная пыль – 5 %, солод – 10 %. В тесто добавляли различные ингредиенты органического происхождения, например, опилки из древесины. Иногда от этого сильно страдало качество выпускаемой продукции. Ведь доля опилок была более 70 %. В начале блокады в хлеб добавляли большое количество воды, в итоге получаемый хлеб, представлял из себя жидкую слизистую массу.

Учитель: Каждый выживал как мог.

(Показ видео-воспоминаний блокадницы).

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить!

(Прослушивание военных песен ).

Наряду со взрослыми участниками обороны Ленинграда стали и дети. Тысячи подростков вставали к станкам, тушили пожары, спасали раненых. Они тоже рыли окопы, проверяли светомаскировку в домах, собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Теряли родных и погибали сами. В школах были оборудованы госпитали. Школьники читали раненным газеты и книги, писали письма, убирали палаты, выступали с концертами. Наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках, крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

(Чтение рассказа Льва Гаврилова «Братское кладбище»).

Учитель: В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Разные исследования последних лет позволили назвать цифру в 1 миллион 200 тысяч погибших. Блокада оставила страшную память о себе множеством братских могил, главной из которых стало Пискарёвское кладбище.

Прошу всех встать и почтить минутой молчания память погибших во время Великой Отечественной войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "День Памяти - День Белых журавлей"

Классный час является частью общешкольного мероприятия проводимого силами членов исторического клуба "Импульс"....

классный час День матери и День отца

5 класс - праздник для мам и пап, с целью- развивать чувства уважения и любви к самым  близким людям - родителям-формировать уважительное отношение к семейным ценностям; формировать нравственные ...

Классный час "День студента- Татьянин день "

Классный час "День студента- Татьянин день "...

Классный час: «День воинской славы России: 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 1853г.».

Классный час проводился с воспитанниками 81 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 185...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....

Классный час. День Неизвестного солдата и День Героев Отечества. 11 класс

Классный час "День Неизвестного солдата и День Героев Отечества" 11 класс. Материалы классного часа направлены на формирование чувства патриотизма, уважения к воинскому подвигу, к ветеранам ...