Классный час "Быть современным - быть толерантным"
классный час ( класс) на тему

Беседа о толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Быть современным...43.38 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"

Цели классного часа: 

1) образовательные:

а) актуализировать ранее изученный материал по русскому языку и литературе;

б) изучить новый термин «толерантность», определить его лексическое значение;

2) развивающие:

а) закрепить навыки использования толкового словаря;

б) сформировать чёткое определение толерантности как термина;

3) воспитательные:

а) воспитание культуры умственного труда на основе использования таких мыслительных операций:

- анализ;

- группировка;

- сравнение;

б) развитие личностных качеств:

- развитие толерантности, уважительного отношения к другим культурам, языкам, верованиям, убеждениям, мнениям.


Оборудование: 

  • проектор; 
  • раздаточный материал; 
  • толковые словари; 
  • наглядные материалы («Древо толерантности»); 

План классного часа:

I. Постановка целей и задач классного часа.

II. Беседа. Анализ высказываний Л.Н. Толстого и В. Франкла.

III. Игра «Наши плюсы и минусы».

IV. Игра «А я думаю так!»

V. Словарная работа.

VI. Работа над термином «толерантность».

VII. Беседа. «Древо толерантности».

VIII. Подведение итогов.

I. Постановка целей и задач классного часа. 

1. Вводное слово учителя. 
В современное время мало кто из нас задумывается о добре и зле, о чести и бесчестии. Для многих эти слова стали лишь пустым звуком. Мы много раз за день говорим друг другу «Здравствуйте!», но не задумываемся над тем, какой смысл несёт в себе это слово. Мы даём обещания и забываем о них. Мы ставим перед собой цели и со временем меняем их. Можно с уверенность сказать, что наше общество представляет собой оплот эгоизма. Мы грубим друг другу, чтобы возвысить себя. Мы унижаем друг друга, чтобы сделать себе легче, избежать проблем, оторваться на ком-то. Но как говорил М.Горький: «Есть пороки в моём Отечестве, но и пророки есть!» 
Цель нашего сегодняшнего классного часа – показать, что, не смотря на огромные различия, имеющиеся у людей, каждый из нас может стать примером для подражания на основе доброго отношения друг к другу, взаимопонимания.
Также мы познакомимся, возможно, с новым для вас словом – «толерантность». Что такое толерантность? Что значит быть толерантным? Возможно ли быть толерантным в современном обществе? Вот основные вопросы, на которые нам предстоит ответить. 
Английский писатель О. Уайльд как-то сказал, что наши души прикоснулись друг к другу на то мгновение, когда пересеклись наши жизни. Таким образом, в повседневности мы пересекаемся многократно: в школе, на улице, в магазине, – но в этот момент пересекается не только наше физическое тело, но и душа. 
Итак, тема сегодняшнего классного часа «Быть современным – быть толерантным!»
У каждого из вас будет свой индивидуальны лист для работы, вы можете подписать его, а можете и не подписывать. Единственное пожелание – очень хотелось бы, чтобы к конку классного часа лист работы был бы заполнен вами максимально. 

II. Беседа. Анализ высказываний Л.Н. Толстого и В. Франкла. 


1. Анализ высказывания Л.Н. Толстого 
Ребята, прочитайте высказывание Л.Н. Толстого.  


Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. 
Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. 
Л.Н.Толстой 
Почему писатель сравнивает человека с алмазом? 
Как вы считает, что значит «самоочищение»? 
О каком «вечном свете» говорит автор? 
Какова основная цель человека, по мнению писателя? 
Какой вывод вы можете сделать? (Предназначение человека – служить другим. Это и есть, по мнению автора, бессмертие). 

2. Анализ высказывания В. Франкла. 
Сейчас прочитайте высказывание Виктора Франкла.  

Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим. 
В. Франкл 
Как вы считаете, что значит быть «идеальным»? 
Каким вы видите свой идеал человека? 
А можно ли быть идеальным? 
Какова основная идея высказывания В. Франкла? (Каждый человек – индивидуальная личность. Нет абсолютно одинаковых, и это невозможно). 
Согласны ли вы с высказыванием В. Франкла? 
Тогда у нас первое высказывание противоречит второму? Как вы думаете? (Нет, высказывания не противоречат друг другу. У каждого есть идеал, к которому он будет стремиться, которому он будет подражать. Но всё равно человек останется индивидуальностью, потому что скопировать абсолютно всё невозможно). 

3. Актуализация знаний. 
Ребята, а что вы знаете о Л.Н. Толстом? 
Возможно, вы впервые слышите о Викторе Франкле. 
СПРАВКА: Ви́ктор Эми́ль Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря. После Второй мировой войны люто возненавидел фашизм, но продолжал верить, что человеку нужно внушать всё самое чистое и светлое, так оно содержится в нём. Чем чаще мы будем говорить о добре, тем чище будет наше общество, считал В. Франкл.

III. Игра «Наши плюсы и минусы».


1. Введение в деятельность. 
Таким образом, в каждом из нас есть что-то положительное и что-то отрицательное. Но чтобы стать тем самым алмазом – для начала нужно признать в себе и те, и другие качества. 
Вашему вниманию я предлагаю игру «Наши плюсы и минусы». Перед вами фигура забавного человека, у которого пока ещё нет никаких качеств. Ваша цель – наделить его всем хорошим и плохим, что есть у вас. В одну колонку выписать ваши положительные качества, в другую – отрицательные. 

2. Вывод. 
Учитель с учениками составляет портрет класса на основе данных учащихся. Каждый по очереди называет одно положительное и одно отрицательное качество. Всё это выписывается на доску. 
В конце задания делается вывод о том, что у каждого, сидящего в классе, есть положительные и отрицательные черты. Отметить то, что преобладает (возможно отдельные моменты будут повторятся, сделать на этом акцент). 

IV. Игра «А я думаю так!» 


1. Введение в деятельность. 
Ни для кого не секрет, что наше восприятие окружающего мира формируется за счёт каких-то общепринятых правил, за счёт того, что актуально на данный момент для общества, и для каждого из нас. Те или иные черты характера зачастую реализуются в наших интересах. 
Я предлагаю вам следующую игру «А я считаю так!» Напротив каждого высказывания вам необходимо поставить «+», если вы согласны с ним; «-», если не согласны.

  
2. Вывод. 
Два ученика во время проверки выполняют задание у доски, остальные сверяют, в то же время делают выводы, с кем из класса у них есть общие интересы. 
Делаются выводы о том, что у нас не только разнообразный набор качественных характеристик, но и порой абсолютно противоположные интересы и разные убеждения. 

V. Словарная работа. 


1. Введение в деятельность. 
Порой наши интересы сталкиваются. Мы не соглашаемся с другими, навязываем свою точку зрения. Как вы считает, к чему приводит всё это? 


2. Деятельность.


А что такое конфликт?  
Давайте сверим ваше определение со словарной статьёй в «Толковом словаре русского языка» (Конфликт – столкновение, разногласие, спор). 
Ввести определения «внутреннего конфликта» и «внешнего конфликта» 
Как вы думаете, можно избежать конфликта? Что нужно для этого делать? 
Что значит «понимать других»? 
Что такое понимание? 
Давайте сверим ваше определение со словарной статьёй в «Толковом словаре русского языка» (Понимание - способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь). 

VI. Работа над термином «толерантность». 


1. Определение лексического значения. 
Относительно недавно появилось новое слово «Толерантность».
Толерантность - терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Необходимо проанализировать каждый из пунктов. Что значит «терпимость» к другому образу жизни, верованиям, обычаям, идеям, мнениям? 

2. Как появилось слово «толерантность»? 
СПРАВКА: Шарль Морис де Талейран Перигор. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, способный учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, и при этом сохранять свои собственные принципы. 

3. Притча.
Разгадка сна. 
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: 
- Мой повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех своих близких. 
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: 
- Я счастлив, сообщить тебе, мой повелитель, радостную весть – ты переживешь всех своих родных. 
Властелин несказанно обрадовался и щедро наградил толкователя за его предсказание. 
Придворные были удивлены. 
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. 
На что последовал ответ: 
- Да, мы одинаково истолковали сон. 
Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать. 

Какова основная идея притчи? 
Согласны ли вы с ней? 

VII. Беседа. «Солнце толерантности». 

1. Введение в деятельность. 
После всего, что было сказано, мне хотелось бы теперь проверить вас, как вы поняли, что такое «толерантность»?
Для этого я предлагаю вам сотворить солнце толерантности. На лучиках-ладошках вам необходимо написать ответ на вопрос «Что такое толерантность»? 


2. Вывод. 
Каждый из учащихся озвучивает свой ответ. Учитель расклеивает листочки.

  
3. Ролик «Free hugs». 
Ребята, вам когда-нибудь делали что-то доброе просто так, не за деньги? 
Вашему вниманию я хочу предложить небольшой ролик, в котором герои просто так, абсолютно бесплатно раздают объятия – следовательно, хорошее настроение, частичку своего тепла. 

VIII. Подведение итогов. 
Таким образом, сейчас, как вы можете ответить на вопрос «Что такое толерантность?» 
Что значит быть толерантным? 

Ребята, я уверен, последний ролик как раз и показал ту идею, что быть толерантным – значит быть современным! 
Мне хотелось бы верить в то, что вы будете (словно в этом ролике) постоянно дарить окружающим только самые тёплые чувства, не смотря на то, что мы все такие разные. Мы разные, но в этом наша сила. 
Огромное спасибо всем за активное участие! 


Литература 
1. Драч В.Г. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 570 с. 
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2005. 
3. http://podstil.ru/b-1856782.xhtml 
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/ 
5. http://1september.ru/

Тест коммуникативной толерантности В.В.Бойко

0 – совсем неверно, 
1 –чаще не верно, 
2–чаще верно верно, 
3 – всегда верно 
1) Меня раздражают суетливые, непоседливые люди 
2) Шумные игры переношу с трудом 
3) Яркие личности действуют на меня отрицательно 
4) Безупречный человек – настораживает 
5) Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник 
6) Меня раздражают любители поговорить 
7) Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком, если он проявит инициативу 
8) Я бы тяготился разговором со случайным попутчиком, который уступает мне по знаниям 
9) Я бы тяготился разговором с человеком иного интеллектуального уровня 
10) Мне не симпатичны: Молодежь (прически, мода) 
11) «Новые русские» (бескультурье, рвачество) 
12) Представители некоторых национальностей 
13) Тип мужчины (женщины) 
14) Одноклассники с низким уровнем успеваемости 
15) Считаю, что на грубость надо отвечать тем же 
16) Трудно скрыть, если человек чем-то неприятен 
17) Раздражают те, кто в споре стоит на своем 
18) Неприятны самоуверенные люди 
19) Трудно удержаться от замечания в адрес человека, толкающегося в транспорте , в очереди 
20) Имею привычку поучать окружающих 
21) Невоспитанные люди возмущают меня 
22) Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-нибудь 
23) По привычке постоянно делаю кому-либо замечания 
24) люблю командовать близкими 
25) Меня раздражает:Старики в час пик в магазинах и транспорте 
26) Комната на двоих с незнакомым 
27) Несогласие других с моей правильной позицией 
28) Когда мне возражают 
29) Другие делают не так, как мне хочется 
30) Всегда надеюсь, что обидчик получит по заслугам 
31) Меня часто упрекают в ворчливости 
32) Долго помню обиды, которые мне нанесли те кого я ценю и уважаю 
33) Нельзя прощать одноклассникам бестактные шутки 
34) Если друг преднамеренно заденет мое самолюбие, я на него обижусь 
35) Я осуждаю людей, плачущих в чужую жилетку 
36) Не одобряю людей, которые при случае рассказывают о своих болезнях 
37) Ухожу от разговора, если кто-то жалуется на отношения в семье 
38) Без особого внимания выслушиваю исповеди друзей 
39) Иногда нравится позлить кого-нибудь из родных 
40) Мне трудно, как правило, идти на уступки другим 
41) Трудно ладить с людьми, у которых плохой характер 
42) С трудом приспосабливаюсь к новым знакомым, одноклассникам 
43) Не поддерживаю отношений со странными людьми 
44) Чаще из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав 
45) Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

Обработка результатов: 
1-45 высокая степень толерантности 
45-85 средняя степень толерантности 
85-125 низкая степень толерантности 
125-135 полное неприятие окружающих



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Учимся быть толерантными»

Вступительное слово учителя (сообщение темы и цели урока.)Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Сегодня мы с вами собрались на классном часе, который называется «Учимся быть толерантными». Мы вспомн...

Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"

Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"...

Проведение классного часа "Учимся быть толерантными"

Проблема в том, что в наше время люди стали менее терпимыми, все менее толерантными, а ведь толерантность это дорога к миру. Данный классный час посвящен именно проблеме взаимоотношений, понимания доб...

Коррекционное занятие (классный час) "Учимся быть толерантными"

Занятие направлено на развитие нравственных качеств - доброты, терпимости, уважительного отношения к окружающим. Раскрывается сущность понятие "толерантность" и "толерантное общество"....

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Быть современным - быть толерантным

В современном мире с особой омтротой возникла потребность в формировании личности - личности толерантной. Толерантность - это прежде всего активное отношение формируемое на основе признания универсиал...