Классный час «Детство, опаленное войной»
классный час ( класс) по теме

Балан Валентина Михайловна

 

Для расширения представления детей о Великой Отечественной войне, формирования положительного отношения к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятия попыток исказить и очернить историю войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_detstvo_opal_voynoy.doc160.5 КБ
Office presentation icon detstvo_opalyonnoe_voynoy.ppt1.89 МБ

Предварительный просмотр:

                   МОУ «Парканская ООШ №2 им. Д.И.Мищенко»

Классный час

"Детство, опалённое войной"

    Разработала

учитель математики

и информатики I категории,

классный руководитель 7 класса

МОУ «Парканская ООШ №2 им. Д.И.Мищенко»

Балан Валентина Михайловна

Парканы 2015

Классный час: «Детство, опаленное войной»

Мы – дети, опаленные войной,

мы – дети, озаренные Победой.

А. Макаров.

Классный час, посвященный детям военного времени.

  • Цели: расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
  • формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны;
  • воспитывать активную жизненную позицию;
  • способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
  • побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми: распределение среди детей материала информационного блока.

Оформление: презентации о   детях войны.

План классного часа:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Информационный блок.
  3. Интерактивная беседа.
  4. Заключительное слово.
  5. Подведение итогов.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово.

Классный руководитель. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Мы рады приветствовать всех, кто сегодня пришел на наш классный час, посвященный памяти юных героев, детям военной поры.

Сегодня к нам на классный час пришли гости, они хотят присутствовать у нас и посмотреть, как мы умеем рассуждать. Отвечать на вопросы, дискутировать. Первую часть названия нашего классного часа вы можете прочитать на доске. Как она звучит? «Детство…» А как звучит вторая часть в названии, вы узнаете немного позже. С чем у вас ассоциируется слово «детство»? У вас счастливое детство? Давайте послушаем песню Ю. Шатунова «Детство».

Песня прерывается сиреной и сообщением Левитана о начале войны.

В том далеком 1941 году мальчишки и девчонки, так же, как и вы, мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день – 22 июня 1941 года. И я хочу, чтобы вы прочитали вторую часть темы нашего классного часа «…опаленное войной».

Так о чем же и о ком же мы сегодня будем говорить?

Ученик: (читает отрывок из стихотворения Ю. Друниной «Я родом не из детства»:

https://www.youtube.com/watch?v=qkgbOHdZmHo

Я родом не из детства — из войны.

И потому, наверное, дороже,

Чем ты, ценю я радость тишины

И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства — из войны.

Раз, пробираясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

Быть добрыми к любой травинке робкой.

Я родом не из детства — из войны.

И, может, потому незащищённей:

Сердца фронтовиков обожжены,

А у тебя — шершавые ладони.

Я родом не из детства — из войны.

Прости меня — в том нет моей вины...

Стихотворение Виктории Барановой. Виктории 13 лет, она ученица из города Владивостока Приморского края.

Зачем на свет приходят дети?

Ведь не затем, чтоб ранней смертью

Ошибки взрослых исправлять,

За то, что столько мы столетий

Не перестанем воевать...

И сколько б век людской не длился,

Будь трижды проклята война

За то, что мы на обелисках

Детей читаем имена…

Классный руководитель.  Какие взрослые мысли... а девчушке всего 13?!

В мае 2015 года весь наш народ отмечал 70-летие Великой Победы. Большая победа в Великой Отечественной складывалась из побед и успехов каждого его участника. Целое поколение детей выросло в это нелегкое время. Дети страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства. Сегодня дети войны – это наши дедушки и бабушки, их память хранит события военных лет. Что же именно они помнят? О чем могут рассказать нам?

Сегодня мы будем говорить о людях, в чье детство ворвалась война, и они поделятся своими воспоминаниями о ней.

Ученик:   Дети рано и быстро повзрослели. Не детская это ноша – война, а им она досталась сполна. Но дети не склонили головы перед жестоким врагом, познав тяжелую науку ненависти.

Тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны" – так называют сегодняшних 80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Классный руководитель. Детям было сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище…

Много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда.

С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. Уходит и память о той войне. Что знает о войне ваш ровесник? Две-три битвы да имя великого полководца. И эта война уже представляется какой-то далекой войной из предыдущего столетия. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение. В том далеком 1941 году они были мальчишками и девчонками.

Ученик:  ...Летней ночью, на рассвете,

 Гитлер дал войскам приказ

 И послал солдат немецких

 Против всех людей советских,—

 Это значит — против нас.

Ученик:  С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. В стране возникло движение «Молодёжь на производство». После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, шили кисеты, т.е. всё для фронта.

В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из школ. В телогрейках и стёганых брюках, в больших по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, а некоторые на специальных подставках, т.к. расточка ещё не хватало.

Ученик:

Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей. Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слез удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик.

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

Классный руководитель. Есть поговорка: «на войне детей не бывает». Те ребята, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что он помнит? Что может рассказать? Многое! Учитель передает слово детям.

  1. Информационный блок «Детство в тылу врага»
  1. А сейчас мы предоставим слово представителям кружка «Литературная гостиная», которые расскажут нам о Бахчеване И.Н.

  Родился Иван Николаевич в далеком 1930 году в обычной парканской трудовой семье: дед Никифор был сапожником, жители села его хорошо знали и частенько приходили к нему как к мастеру сапожного дела, отец, Николай Никифорович, виноградарь и садовод, был трудолюбивым, уважаемым в селе человеком. Под стать отцу и мать, Елена Григорьевна, заботливая хозяйка и жена. С раннего детства Ваню приобщали к труду, он помогал отцу в поле, по хозяйству дома. А кто, если не сын? Ведь растет мужчина в доме, он должен быть самостоятельным.

И вдруг все рухнуло в одночасье. 1941 год. Роковой  год. Начало Великой Отечественной войны. Но для семьи Бахчеван он был вдвойне трагичным: в этот год умерла мама Вани. Умерла очень рано, ей только исполнилось 30 лет. Работая в поле, простудилась  и заболела воспалением легких. Долго она лежала в госпитале. Ванюша не один раз бегал за лекарствами для больной мамы, навещал ее. Антибиотиков тогда еще не изобрели. Так и не   смогли спасти ее. И остался наш  Ванчо, как называла его ласково мама, сиротой вместе с годовалой сестренкой Марусей, да еще в какое тяжелое военное время!

         В 1944 году, когда советская армия подошла к берегам Днестра и готовилась отбросить немецко-румынских захватчиков с молдавской земли, отец Николай был мобилизован в действующую армию, а дед Никифор с женой, внучками и внуком Ваней на подводе с двумя лошадьми эвакуировался, как и остальные жители села Парканы, в немецкую колонию, что находилась на Украине  в селе Петряки.

Четырнадцатилетним подростком Ваню привлекли к делу - оказанию помощи фронту. В тылу нужны были дееспособные мужчины и подростки, которые помогали бы строить оборонительные сооружения, рыть траншеи, рвы, подвозить боеприпасы, снаряды, продукты питания солдатам для достижения победы в Ясско-Кишиневской операции.

Дед Никифор, передавая войсковой части подводу и двух лошадей, так напутствовал внука: «Нужное дело. Иди. Да смотри, не оставляй коней». И Ваня понимал: ответственное это дело - выполнить  порученное задание. Надо, значит, надо.

В памяти все время звучала фраза: «Не оставляй коней». Ванчо  в свои 14 лет уже вполне сознавал, что это кормильцы большой семьи, где остались только старики да дети. Сел он в подводу, взял вожжи и тронулся в путь в составе 270 телег. И каждый день три месяца подряд он ехал одним маршрутом: из райцентра Беляевка Одесской области, это 90 километров от нас, полем через село Карагаш к берегу Днестра, потом на понтонный мост, специально изготовленный для успешного проведения  Ясско-Кишиневской операции,  через реку на правый берег  к Кицканскому плацдарму. Там он передавал и сгружал этот столь ответственный и важный груз, и снова в путь тем же маршрутом обратно. Возить доводилось разное: то бревна для укрепления траншей, то  боеприпасы, то продукты. Физически было трудно: отправлялся на задание он засветло, возвращался затемно. Грузы тяжелые, управлять лошадьми сложно, так как всюду рвутся снаряды. А лошади пугаются, становятся на дыбы. Но Ваня справлялся, отказать ему в ловкости, сноровке, выносливости нельзя было.

Но и страшно было. А порученное дело под стать взрослому. Сверху бомбят самолеты, справа и слева взлетает вздыбленная вверх от разрядов земля. Всюду грохот, скрежет, ржание испуганных лошадей. А приказ, не сворачивать с заданного маршрута, надо выполнять. Надо, значит, надо. И сложно, и страшно, и голодно. Паек выдавали, как военным, но очень мало: одну буханку хлеба на целую неделю и все. Да до болей ли в желудке.

Остаться бы живым и вернуться в село Петряки с подводой и конями – кормильцами. Не все выдерживали. Были и такие, что дезертировали, самовольно покинули войсковую часть. А Иван выдержал, и хоть вернулся домой осунувшимся, худым, истощенным, но с чувством выполненного долга,  возмужавшим  и повзрослевшим. Армии и Родине помог в трудную для нее годину и наказ дедушки выполнил! Настоящим  мужчиной стал в свои 14 лет.

После окончания войны вместе с отцом, вернувшимся с фронта живым,  стали налаживать быт, работали в колхозе. Хорошим был работником, трудолюбивым, а еще и веселым. Куда девалась усталость от тяжелой физической работы в поле, когда вечерами он брал в руки  гармонь? Сам выучился! Талантливый, веселый, добродушный , со спокойным, покладистым характером, он мог бы покорить сердце не одной девушки. Но сам был покорен и влюблен в  трудолюбивую и познавшую немало горя сироту  Обручкову Ольгу. В 1950 году они обвенчались в церкви Святого Михаила, сыграли свадьбу. Жили счастливо, дружно. Работали, унывать им не давала гармонь. А когда в 1952 году Ивана призвали на службу  в ряды советской армии, с гармошкой он не расстался. Взял ее с собой на Западную Украину. Служил Бахчеван Иван в Ивано-Франковской области 3 года. По прибытии в город Надвирное, его определили в полковую школу, видно, заметили в нем природные способности и склонности к учебе. Сообразительность, трудолюбие, и настойчивость помогли ему с успехом ее закончить и получить звание сержанта.

     Оставшиеся два года службы он посвятил обучению рядовых солдат премудростям артиллерийского  дела, обращению с четырьмя пушками 57 калибра. Иван Николаевич пользовался уважением среди своих сослуживцев, а командир батареи майор Яковенко всегда ставил сержанта другим в пример как отличника боевой и политической подготовки. Именно там, в армии, он настолько крепко подружился с уроженцем города Каушаны  Норошьяном Михаилом, служившим в другой батарее, что тут же они и побратались. И дружба их крепла год от года. Позже стали дружить не только они, но их  дети.

Может, в этом немалую роль сыграла и гармошка. Три года службы – немалый срок. Она помогала скрашивать тяготы и будни солдатской службы. В выходные и праздничные дни сержант Бахчеван принимал участие в художественной самодеятельности, не раз выступал на концертах со  своей любимой гармошкой. А уж как весело играла гармонь в тот день, когда отец Николай и жена Оля приехали в воинскую часть навестить его! Другом  гармошка  продолжала быть для

Ивана Николаевича и после окончания службы, когда он вернулся домой к жене и сынишке, снова стал работать в колхозе, а вечерами играл на свадьбах и крестинах  у своих односельчан до утра. А с утра вновь  на работу в колхоз. Играл он хорошо, впрочем, как и все, за что он брался. Росло мастерство музыканта. Стали чаще приглашать на торжества. Гармошку сменил баян.

На этом серебристо-сером с красными мехами и тремя рядами кнопок  баяне Иван Николаевич сыграл  не на одной, а на 367  свадьбах и крестинах!  Знают и помнят о нем в Парканах многие.

Лучшим он был не только как музыкант, но и в труде был среди первых. После работы в виноградарской бригаде, которой руководил Лысенко Н.К., он переходит на свиноводческую ферму под руководство Аловацкого М.Д., где его труд был по достоинству  отмечен. Все годы работы там  Бахчеван Иван Николаевич  был среди лучших, ставился в пример как передовик производства. Его фотография не один год была на сельской Доске Почета. С гордостью смотрели на эту фотографию двое его детей: сын Митя и дочь Надя, когда по дороге в школу и из школы проходили мимо центральной площади села. Отец был для них примером во всем.

Выйдя на заслуженный отдых, Иван Николаевич не перестает трудиться,  теперь уже он работает в своем личном подсобном хозяйстве. Он берется за все: разводит пчел, выращивает разные сорта винограда, собирает отменный урожай с посаженных груш, яблонь, черешен, абрикосов, ухаживает за домашними животными и птицей. И потому семья живет в достатке в тяжелое перестроечное время. Он помогает семьям своих детей воспитывать внуков и правнуков. В окружении своих родных и близких Иван Николаевич и Ольга Дмитриевна неподражаемо весело отметили свой юбилей - Золотую  свадьбу Он одаривает окружающих его людей душевной теплотой, вниманием и чуткостью. Такому труженику хочется пожелать прожить 100 лет без бед в окружении родных и близких.

 

  1. Мокан А. расскажет о Карниз И.К.

В прошлом учебном году у нас с одноклассниками состоялась встреча со старожилом нашего села, мамой нашей классной руководительницы Балан Валентины Михайловны. Её маму зовут Карниз Ирина Кирилловна, её девичья фамилия Обручкова,  она родилась 15 июля 1932 года.

Первым делом Ирина Кирилловна показала нам своё свидетельство о рождении, которое называлось метрикой. В этой ветхой бумажке вся информация о новорожденной на двух языках: украинском и молдавском (кириллице). А также указано, что наша территория находилась в МАССР в составе Украины.

Война и дети… Великая Отечественная война не обошла стороной никого, лишила детей детства, обрушилась на них тяжким грузом. Они не видели всех радостей, которые привык видеть каждый ребёнок. Напуганные войной, они оказались оторваны от мира.

        Какова она, война глазами ребенка?  Я записал рассказ Ирины Кирилловны, которой на начало войны ещё не исполнилось и 9 лет, чтобы память о войне жила как можно дольше в памяти её внуков, правнуков и будущих праправнуков.

        Представляю вам рассказ Ирины Кирилловны…

Весна 1941 года. Весной 41-го года я заканчивала 1 класс. Моего папу, Обручкова Кирилла Сергеевича, 1908 года рождения призвали в армию, и наша мама осталась одна с тремя дочками, которым на  то время было 12 лет, 9 лет и младшей 2,5 года. Папа находился где-то неподалёку в части, и иногда вечером их отпускали в увольнительную увидеться с семьёй.

Наша школа находилась на трассе Одесса-Кишинёв. И я помню, как на переменах мы, дети, бегали посмотреть на наших отцов, которых провозили мимо на учения.

Да, я была ещё ребёнком, но очень хорошо помню, как было тревожно в то время, и хотя  официально никто ничего не объявлял, все ждали войну, не представляя себе, что это будет и как.

Первая бомбёжка. Была тёплая летняя ночь, светало, и вдруг мы проснулись от непонятных глухих звуков. Оказалось, что наше село бомбили, это было в ночь с 21 на 22 июня. А утром со двора во двор передавалась страшная весть:  «Началась война!». И в душе поселилась какая - то щемящая тревога, которая ни на минуту  душу не отпускала….

Мы оказались на оккупированной территории, через несколько дней в село вошли румыны.

Румыны. Оккупационные войска румын очень быстро навели строжайший порядок, по вечерам и ночам улицы патрулировали «полицаи», так мы называли между собой патрульных. Ещё они разделили землю между сельчанами и обложили людей налогами. Их не интересовало, был урожай или нет, налог нужно было сдавать в любом случае.  Нужно было как - то выживать, мужчины в доме не было, и обязанности были распределены так: мама со старшей сестрой работали в поле, а я с младшей находилась дома, присматривала за хозяйством. А когда мама была уже дома, я уходила пасти корову, это была наша кормилица и моя самая главная обязанность.

Осенью я должна была пойти во второй класс, но учиться, как вы понимаете, не пришлось. А некоторые дети всё-таки учились и рассказывали, что учили их румынские учителя, и была очень строгая дисциплина. За малейшую провинность били по рукам, а если что-то посерьёзней, то и на кукурузу могли коленями в угол поставить.

Но самое тяжёлое в то время была не работа, а то, что мы ничего не знали о нашем отце – никаких писем на оккупированную территорию не приходило. Я очень хорошо запомнила, как мы с мамой ходили на трассу, по которой вели наших пленных и надеялись хоть что-то выяснить о нашем отце. Однажды из толпы выкрикнули, что Обручковы (их было три брата) ушли дальше, и у нас затеплилась надежда, что папа жив.

        В 1943 году после Сталинградской битвы все говорили про отступление фашистов. В начале 1944 года ушли румыны. С их уходом пришли фашисты, но ненадолго, так как война гнала их на запад.

Эвакуация.        Весной 1944 войска  Красной армии вели наступление, нас ждало долгожданное освобождение. Сразу после освобождения левобережных районов и захвата плацдармов на правом берегу Днестра  началась подготовка Ясско-Кишиневской операции. Оставаться в селе становилось опасно, потому что село подвергалось ежедневным обстрелам со стороны Бендерской крепости. Все семьи с детьми  должны были эвакуироваться. Нашей семье выделили солдатика с телегой и лошадьми, мы привязали к ней нашу корову, погрузили наши пожитки и поехали в село Гребеники, что на Украине, в 30 -35 километрах от нашего села. Шли полями, по очереди менялись местами: кто – пешком, кто – на телеге. Добирались почти целый день. Когда дошли до села, зашли в первый попавшийся дом. Нам выделили место в сарае. Мама расположила нас и почти сразу вернулась в Парканы, так как дом без присмотра оставлять не решалась. Правда, потом нас «переселили» в дом, выделив место в комнате под столом, так как другого не было. Мы остались со старшей сестрой, она готовила еду, а я, как обычно, отвечала за корову. Поначалу я не знала, где на новом месте можно пасти её, но со временем освоилась. Вместе с нами в этом доме жило ещё 8 семей. Можете себе представить, в каких условиях мы жили: спали на улице, каждый имел своё местечко, а если шёл дождь, то все сидели в доме, потому что места было мало, и лечь негде было. Кстати, дождь был для нас одновременно душем, который нас умывал. А одеты мы были в платья, их мама нам сшила сама из брезента, который выменяла на продукты у солдат, а ходили мы и вовсе босиком: обуви никакой не было.

        И вот что мне ещё запомнилось: в конце дня, когда я заканчивала пасти корову и её нужно было напоить, к колодцу, который был для этого предназначен и находился в другом конце села, подошли солдаты и стали поить верблюдов. Это было незабываемое зрелище! Иногда приходилось долго ждать своей очереди, потому, что эти животные пили очень много воды. А ещё они ссорились иногда между собой и начинали плеваться. Так что про эту привычку верблюдов я знаю не понаслышке. И хотя прошло много лет, мне очень интересно, откуда взялись тогда эти животные в наших краях?

Наша мама приходила к нам где – то раз  в неделю, приносила нам хлеб, который пекла дома, и другие продукты. Однажды она заночевала с нами. Мы легли в сарайчике, а наша корова была привязана рядом с нами за дверью. Ночью мы услышали звук самолётов, которые сбросили бомбу…. Нет, с нами было всё в порядке, но наша корова была убита. Мама очень расстроилась, но ей подсказали, что нужно делать. Она обратилась к солдатам на кухню, чтобы они пришли и забрали тело коровы в пищу солдатам. Пришли солдатики, убедившись, что корова здорова, забрали её, а взамен нам дали годовалую тёлочку. Конечно, на тот момент она не доилась, но мы хоть не остались ни с чем. И ещё я помню, что шкуру от нашей коровы отдали нам, моя старшая сестра высушила её и потом, деля её на небольшие куски, варила из неё холодец.

Возвращение. В конце августа, когда завершилось освобождение Молдавии, мы вернулись домой. И самая главная радость – это то, что в это же время мы получили весточку от папы, он был жив и работал вместе со своим братом на заводе в Сибири.  

После окончания войны у моего поколения не было детства. Мы на себе испытали голод, ведь пока шло наступление, и люди были в эвакуации, никто ничего не сеял, поля не обрабатывались… 1946 год был самым голодным годом. Война принесла беды многим народам. Страдали невинные дети. Лишились детства,  которое уже никогда не вернуть…

Я слушал рассказ Ирины Кирилловны и невольно  подумал, что в то  время, когда освободили наше село, ей было столько же лет, сколько мне сейчас – 12.… И я не хотел бы оказаться на её месте…

  1.   Коробова Ирина расскажет о военном детстве своего дедушки Коробова В.

Мой дедушка, Коробов   В. тоже был ребёнком в годы войны. Вот что он мне рассказал:

В начале войны мне было 7 лет. Мы жили в городе Тирасполь. В Тирасполе стояла большая воинская часть. В первые дни войны немецкие самолёты-бомбардировщики часто бомбили наш город. Почти во всех дворах многоэтажных домов были выкопаны убежища в виде окопов, куда пряталось мирное население и мы с мамой в том числе от бомбежек.

В один из дней над Тирасполем был сбит немецкий бомбардировщик и его экипаж был взят в плен. Мой дедушка помнит, как этот экипаж, взятый в плен, везли на подводе, а они ребятишки, бежали сбоку, чтобы увидеть немецких лётчиков.

        Советская армия в первое время войны отступала. Предприятия и мирное население эвакуировалось в тыл. Мы с мамой тоже эвакуировались со многими семьями работников. Мы проехали через всю Украину, в пути часто попадали под бомбёжку немецких самолётов, особенно при переправе через речки. В конце - концов мы добрались до Воронежской области в село Коробовка – это была Родина моего отца. До этой территории немцы не дошли.

Так началась наша жизнь в эвакуации – было трудно с продуктами, хлеб выдавали по карточкам. Было голодно, но мы понимали, что в первую очередь всё шло для фронта.

        В начале войны моего отца призвали в армию, и он воевал на фронте… А в 1942 году мы получили извещение, что он погиб под Сталинградом.

        Там в эвакуации я поступил в первый класс и за время войны закончил 3 класса. Учиться было трудно. Учебников, как и тетрадей не хватало.. Так, например во 2 классе учебник по русскому языку был только один у учительницы.

        Во время войны жилось трудно, но все люди отдавали все силы для скорой победы - солдаты на фронте, а мирное население в тылу. И поэтому огромным счастьем было для всех, когда объявили, что война окончена нашей великой победой.

  1.   Перед нами выступит Мищенко М.Д., который расскажет о том военном времени.

Я Мищенко Михаил Дмитриевич, родился 7 ноября 1933 года. В 1941 году окончил 1 класс, и началась война. Мы всей семьей были эвакуированы. Нам многое пришлось пережить: при переправе на р. Буг, мы были обстреляны вражескими самолетами. Я испугался и побежал, спрятался в овраг и в итоге потерялся. Я еще больше испугался, так как везде были убитые и раненые. Но мне опять повезло, что хоть не сразу, но меня нашли. До сих пор в памяти это событие отложило свой отпечаток.

В Ростовской области, мой отец уходит на фронт, а я с мамой и сестрой продолжили свой путь. Приходилось голодать, было очень холодно. Добрались до переправы на р. Волга. На первый пароход не успели и с досадой смотрели ему в след до середины реки. И тут раздался такой страшный взрыв, и прямо на наших глазах пароход ушел ко дну. Мы долго не могли оправиться от шока и не сразу погрузились на второй пароход. Но надо было идти дальше. Нас переправили севернее от Астрахани на 30 км.

Чтобы выжить, мне с сестрой приходилось работать. Летом и до поздней осени мы пасли коров, зимой помогали маме. Она, из кирпича выкладывала печки, плиты. В тоже время, с горем пополам, я закончил 2 класс.

Приехали домой в сентябре 1944 года, после освобождения нашего края. И опять началась трудовая деятельность, пастухом. А мать с сестрой – работали доярками. Колхоз с нами рассчитывался каждый день, нам выдавали литр молока и 200 грамм мамалыги. Только поздней осенью, когда выпал снег, я сразу пошел в 4 класс…

В 1957 году получив дипломы комбайнеров удостоверение трактористов, нас отправляют на производственную практику, на целину с музыкой в Кустанайскую область. А в следующем году в Павлодарскую область. После окончания института в 1959 году я вернулся в родной колхоз механиком. Проработал инженером механиком 48 лет.

ІІІ. Интерактивная беседа.

Классный руководитель.  Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Классный руководитель.  Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в вашем внимании, в добром слове. Как мы можем помочь этим людям, если это понадобится?

ІV. Заключительное слово.

Классный руководитель. Ребята, в последнее время на Западе участились попытки принизить заслуги СССР в победе над фашизмом. В связи с этим нам представляется актуальным разговор о детях во время войны. Имена детей-героев, их беспримерные подвиги как нельзя лучше иллюстрируют мысль о всенародном характере Великой Отечественной. Победу над фашизмом одержал не второй фронт, не Америка, а весь советский народ, в том числе и дети войны.

V. Подведение итогов (рефлексия).

Какие чувства и эмоции возникли у вас в процессе нашей с вами совместной работы? Что нового вы узнали об истории нашего села в годы Великой Отечественной войны?

Учащийся: (пока дети пишут, звучит песня «Дети войны»)

Ребята, вам раздали листочки, на которых вы будете писать человеческие качества, необходимые человечеству, чтобы НЕ возобновилось это страшное движение – фашизм. Какие качества человека могут сохранить мир? (учитель раскладывает ответы учащихся на столе в виде солнышка)

Какие выводы мы можем сделать?

(ответы учащихся, подведение итога классного часа).

         Спасибо, дорогие ребята за то, что вы так вдумчиво и ответственно отнеслись к подготовке классного часа.  Я уверенна, что вы станете настоящими патриотами нашей Родины. Спасибо за работу, желаю вам всего доброго!

Завершить наше занятие хотелось бы словами:

«Люди, покуда сердца стучатся,

помните, какою ценой завоёвано счастье!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детство, опалённое войной

Слайд 2

Классный час, посвящённый детям военного времени

Слайд 3

Мы – дети, опаленные войной, мы – дети, озаренные Победой. А. Макаров.

Слайд 4

Бахчеван Иван Николаевич 1930

Слайд 14

Карниз Ирина Кирилловна 1932

Слайд 20

Вербанова (Доброва) Ефросинья Фёдоровна(1930)

Слайд 26

«Люди, покуда сердца c тучатся, помните, какою ценой завоёвано счастье!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Детство, опаленное войной"

дать знания о ВОВ, познакомить учащихся  сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе  в годы ВОВ....

Классный час "Детство, опаленное войною"

Цели классного часа:  воспитание патриота своей Родины; развитие патриотического сознания обучающегося; воспитание чувства гуманности....

Презентация к классному часу "Детство, опаленное войной"

Встреча с Анастасией  Дмитриевной Колесовой, ветераном войны и труда....

Конспект классного часа «Детство, опаленное войной»

Формировать положительное отношение глухих школьников к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину...

Использование интерактивных методов на классном часу "Детство, опаленное войной"

Цель интерактивных методов состоит в создании комфортных условий,при которых учащийся чувствует, что может быть успешным в интеллектуальном плане, что делает процесс воспитания и обучения более продук...

Классный час: «Детство, опаленное войной»

Классный час, посвященный детям военного времени.В последнее время на Западе участились попытки принизить заслуги СССР в победе над фашизмом. В связи с этим нам представляется актуальным разговор о де...