статья "Круглый стол как метод в формировании здорового образа жизни у учащихся в МОБУ «Центр образования»
статья (8 класс) на тему

Осипова Арина Аркадьевна

Круглый стол как метод в формировании здорового образа жизни

у учащихся в МОБУ «Центр образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол как метод в формировании здорового образа жизни

у учащихся в МОБУ «Центр образования»

Осипова Арина Аркадьевна

учитель биологии

в МОБУ «Центр образования»

Цель работы: Формирование у учащихся  установок на здоровый образ жизни, ответственного подхода и позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному и физическому здоровью.

В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:

  1. Дать обучающимся расширенную информацию о вредных привычках, их влиянии на биологию человека;
  2. Развивать и укреплять интерес к собственному здоровью – основе  долголетия;
  3. Использовать новейшие педагогические технологии;
  4. Совершенствовать формы организации внеучебного процесса;
  5. Раскрыть индивидуальные способности каждого обучающегося.

В нашей вечерней школе возраст обучающихся от 14 до 18 лет составляет 87% всего контингента. Из них работающих- 46 %. Подростки, пришедшие на обучение к нам, не только разного возраста, но и с разным жизненным багажом. Одни отличаются равнодушием, лишены чувства сострадания, у них нет желания понять близкого человека, другие – c  девиантным поведением. Третьи заняты решением своих семейных и трудовых проблем. Таким образом, у обучающихся вечерней школы есть много проблем и трудностей, которые педагоги стараются решать по мере возможности.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение здоровья учащихся через формирование отношения к здоровью как к жизненной ценности. Формирование потребности в здоровом образе жизни, выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, направленных на устранение перегрузки и сохранение здоровья школьников.

Наиболее эффективным решением проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, по моему мнению, является создание здоровьесберегающей системы образования нашей школы. Основная цель которой - сохранение индивидуального здоровья обучающихся путем развития личностных, духовных, психических и физиологических возможностей обучающихся, необходимых для их успешной саморегуляции и адаптации к изменяющимся социальным и экологическим условиям.

Человек – сам творец своего здоровья. Здоровье человека – это его способность сохранять в условиях постоянного изменения психофизилогическую устойчивость - количественные и качественные единицы структурной и сенсорной информации, соответствующие возрасту и полу. Здоровый образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Выжить в современном мире по силам только здоровым людям! Здоровый образ жизни требует от человека волевых усилий и осмысления поступков, прогнозирования последствий как для себя лично, так и для других людей, в том числе возможного потомства. От здоровья конкретно существующего поколения зависит здоровье последующего.

В МОБУ «Центр образования» формирование ЗОЖ у учащихся целенаправленно проводится во время учебно-воспитательного процесса.

Во время учебно-воспитательного процесса систематически ведется работа среди учащихся по формированию ЗОЖ. В начале нового учебного года проводится психолого-педагогическое обследование среди подростков. Данная работа проводится  педагогом-психологом с участием классного руководителя. Применяются личностные опросники: Айзенка (выявление типа характера и темперамента), Леонгарда-Шмишека (акцентуация типа характера); уровня школьной тревожности Филлипса. Исследования способствуют в оказании психологической помощи в личностном становлении учащихся (вновь прибывающим). При тестировании строго придерживаются цели по инструкции, обработка данных - по стандарту.  

Подростковому возрасту свойственна крайняя неуравновешенность, резкость, быстрая смена настроений, он труден для окружающих своей чрезвычайной противоречивостью. Подростковый возраст — напряженное время становления личности, время активной социализации, когда идет процесс вхождения во взрослую жизнь, усвоение нравственных норм и ценностей, полезных навыков и знаний, сложных социальных ролей, которые придется выполнять в будущем.

Методом воспитания является общение, свободный обмен ценностными ориентациями, целями, идеалами, моделями поведения между воспитателем и воспитуемым.

В 8-х классах ЦО мы занимаемся проведением социально-психологического тренинга: как определение работоспособности учащихся, выявление у них вредных привычек. Обнаружено, что 65 % учащихся курят, 30 % попробовали спиртные напитки.

Круглый стол был проведен в следующих классах: 8 а, 8 б. Из них созданы 4 группы по 5 учащихся. В созданных группах провели анкетирование учащихся по вопросам табакокурения, алкоголизма и наркомании. Из них некурящих – 4. Стаж курящих 3 года. Все знают, что такое пиво, есть такие ученики, которые попробовали (12 учеников). Наркотические средства не употребляют. Из этих данных пришли к выводу о том, что надо оказать им морально-психологическую помощь в избавлении от табакокурения и разъяснении об алкоголизме и наркомании. Каждый учащийся - прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств. Необходимо определить ценностные ориентации  учащихся и выявить их интересы. Это позволяет воспитывать активную личность, обладающую внутренней свободой, способной сознательно выбирать линию своего поведения.

Работали с учащимися по схеме, исходящей из нескольких социально значимых критериев личности. Это - прежде всего, преодоление учащимися собственных непосредственных побуждений ради чего-то другого, т.е. способность к опосредованному поведению. Это - первый критерий личности учащегося.

Второй необходимый критерий – наличие самосознания как особой инстанции личности, т.е. способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. Вопросы о моральном выборе, ценностных ориентациях последовательно ведут к формированию модели нравственной личности: свобода выбора, действия по велению совести, предполагает наличие собственного достоинства, самоуважения, характеризующие целостную личность.

По выполненным анкетам видны общественные по природе связи и отношения, проявляющиеся устойчиво в психологической характеристике отдельно взятого учащегося. Некоторые из них не скрывают социальную обусловленность негативных факторов здоровья, в частности пропаганду вино-водочных и табачных изделий через СМИ и мотивируют, как асоциальное явление, имеющее существенное пагубное значение для него самого и окружающих. Воспитание только тогда может быть плодотворным, если общество ставит личность в такие условия, при которых она получает реальную возможность для осуществления своих целей.

      Воспитание есть процесс саморазвития, самосовершенствование человека в определенных социальных условиях. Роль социальной среды в формировании личности и характер их взаимодействия с внутренним миром.

ПРОГРАММА

круглого стола «Мы – за здоровый образ жизни»

Место проведения: МОБУ «Центр образования»

Время: 27 октября 2014 г., 11 ч.

I блок. Наркотики или здоровье – выбирайте сами! Мысль есть главнейший фактор жизни. Не забудь открыть Сердце себе и людям.

  1. Анищенко Вячеслав
  2. Алексеева Дарья
  3. Козырев Игорь
  4. Капитонова Людмила
  5. Обедин Анатолий

Выступающие по ЗОЖ: Анищенко Вячеслав, Капитонова Людмила

II блок. Ты куришь – ты есть настоящий раб своей страсти! Волевой человек – это тот, который берет на себя ответственность. Помогайте и в малом, и в великом.

  1. Бондаренко Владислав
  2. Журавлева Кристина
  3. Киселев Михаил
  4. Попова Анна
  5. Середа Вячеслав

Выступающие по вреду табакокурения: Бондаренко Владислав, Журавлева Кристина

III блок. Алкоголь – похититель рассудка! Пьяный – вызывает отвращение у людей. Алкоголизм – путь к преступлению.

  1. Бучельникова Маргарита
  2. Березовская Анастасия
  3. Скоробогатов Сергей
  4. Рассказов Артур
  5. Кузьмин Пантелеймон

Выступающие по вредным факторам здоровья: Березовская Анастасия, Скоробогатов Сергей

IV блок. Помогайте друг другу. Помощь есть стук в будущее!

  1. Веттер Владимир
  2. Гевейлер Мария
  3. Мкртчян Оганнес
  4. Рязанцева Луиза
  5. Чернядьева Людмила

Выступающие по ЗОЖ: Веттер Владимир, Чернядьева Людмила

Закрытие круглого стола «Мы – за здоровый образ жизни»: Вредные привычки – это самоотравление, саморазрушение.

Аутотренинг. Беседы помогают установить отношение взаимного доверия, которое необходимо для наставника в любой обстановке.

«Хранить чистоту всегда и во всем!»

Выступления Л.Н. Порядиной  к.б.н., учитель биологии и химии, учитель биологии Осиповой А.А. – наставники ЗОЖ.

                Мы все с вами вместе работали по избавлению от вредных привычек, пагубно влияющих на наше здоровье. Слушали курс лекций по следующим направлениям:

        1. Кто я? Какова природа человека? О человеке как существо биологическое. О человеке как существо социальное.

        2. О формировании личности - как современника определенной эпохи (в данное время – это наша настоящая жизнь). Личность – это организм и его высший представитель – мозг, содержащий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки того, чем мы будем (генетический код от родителей).

        3. Об эмоциях (например, сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и т.д.), воспитании нравственных, эстетических чувств гармоничного восприятия окружающего мира, более совершенному отношению к обществу, где мы - все вместе живем, учимся, творим и созидаем. Залогом всех успехов в деловых контактах является самая обычная вежливость.

           4. Что такое ЗОЖ? Вредные привычки: табакокурение, алкоголь,наркомания.

           5. Я познаю мир, я познаю себя: я живу красиво, бережно и стремительно!

        Круглый стол является испытанным методом обмена информацией, необходимой для работы, и к тому же самым простым, доступным и результативным из всех известных методов. Знание и практическое применение лучших технических приемов проведения бесед помогают организовать дружный коллектив, и слаженную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к формированию здорового образа жизни учащихся

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников уменьшается по сравнению с их св...

Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...

Программа "Формирования здорового образа жизни учащихся школы"

комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составл...

«Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся».

Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового о...

Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.

В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....