Личность учителя в процессе воспитания нравственных ценностей школьников
статья (6 класс) на тему

Зотова Галина Александровна

Представленная статья является попыткой осмысления собственного педагогического опыта.В ней затронуты непростые вопросы воспитания детей в школьном коллективе и роль личности учителя в этом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Г.  А. Зотова

Личность учителя в процессе воспитания

нравственных ценностей школьников.

Сегодня всё более актуальной и значимой в воспитании становится проблема нравственных ценностей. Ученики задают прямые вопросы и хотят получить  ответы на них. Им важно услышать нашу оценку событий, явлений жизни с точки зрения нравственных норм. Порой такую оценку дать очень непросто. Как донести педагогу мысль о том, что распад идеологической системы и духовных ценностей общества, упадок культуры вызвали замещающий вариант псевдоценностей? Необходимым для понимания многих подростков становится ответ на вопрос: «Нравственные категории добра, совести, долга в современном обществе являются анахронизмом или вечными созидающими  ценностями?»

В любой культуре всегда существовало нравственное воспитание. Его основу при этом составляли традиции, религиозные заповеди, светская мораль.

Понятие «нравственность» является сложным, потому что чаще всего воспринимается субъективно и относительно. Если его понимать как внутреннюю установку человека, то с чьих позиций определяется, хороша эта норма или плоха? Каким должно быть поведение человека, чтобы оно считалось нравственным?

Этические категории помогают раскрыть понятие нравственности. Ещё в детстве нас учили понимать, что добро –  это хорошо, а зло – плохо. Нравственные категории, к которым применима оценка «хорошо» становятся ценностями. Существующие базовые ценности являются даром «духовной деятельности всего человечества» для последующей его жизни. Они открыты «усилиями человечества в многовековой его истории» и «обусловливают существование человечества на земле, гарантируют продолжение и развитие общественной жизни». [1, с.141]. Человек и ценностное к нему отношение, проявляемое в  безусловном уважении. Жизнь как дарованный способ существования человека на земле и благоговение как проявление отношения к ней. Ценность – это то, что значимо для человеческой жизни на земле.

 Сегодня происходит осмысление традиционных ценностей в новых условиях, порой жестоких и разрушительных. Но базовые ценности вечны и не меняют свои места. Человек сам отвергает их во имя корысти и сиюминутных интересов. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, так как всё остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека». [2, с.261] 

 В системе современного образования категория «человек» является ключевой: «она указывает на цель, она определяет средство воспитания, она есть результат и главный критерий оценки воспитания». [1,с.141] Быть человеком, признавать ценность человека как личности, понимая и уважая его - таковы идеи гуманистической школы.  Воспитывать учеников - значит, вводить их в мир ценностей, оснащая привычными социальными нормами, научив делать свободный осознанный выбор в жизненных ситуациях. Рассматривая цель воспитания как идеальное представление о результате воспитательного процесса в сознании отдельного педагога, можно говорить о его эталонном внутреннем видении. Качество такого эталонного желаемого представления определяется уровнем культуры педагога. К сожалению, учитывая духовную разруху общества, падение культуры, можно говорить «о низком уровне эталона воспитательного результата и далеко не прекрасном образе человека как цели воспитания в сознании многих педагогов и в общественно разрушенном - тоже». [1,с.39]

Содержание воспитательного процесса составляют ценностные отношения, представляемые в богатом культурном наследии. Открывая для школьника мир ценностей, педагог одновременно научает умениям их выстраивать: видеть, слышать, говорить, думать. Важно наполнить деятельность ребёнка проживаемым ценностным отношением. Для этого нужно стремление за конкретным предметом видеть ценность человека, жизни, общества, природы, красоты. Помня о целостности мира, педагог открывает для себя  широкие возможности проведения с детьми глубинных размышлений на основании самых простых и обычных предметов, событий, явлений. На уроках и классных часах анализируются события с точки зрения нарушенных ценностных отношений. Обсуждения, дискуссии - это те необходимые формы занятий, при проведении  которых безусловно уважаемо мнение всех и каждого.

Основополагающим в развитии нравственного отношения является эмоциональный элемент. Сопереживание, сочувствие определяют меру сопричастности к происходящему. Для ученика важно личностное отношение педагога к конкретной ситуации, происходящим событиям и явлениям в целом. Оно, это отношение, становится для ученика образом нравственности. И тогда совместное восприятие ученика и учителя этического объекта и проживание отношения к нему становится действенным. Возбуждая активность формирующейся личности, вовлекая её в продуктивные виды деятельности,  педагог способствует её саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию. Личностные свойства и качества каждого человека формируются в процессе жизнедеятельности. Без собственной деятельности, активности, воли, самоанализа своего поведения ученик не может приобрести личностный опыт. Нельзя воспитать без его желания и активного участия в процессе воспитания. А желание возникает на основании пленительного образа нравственных отношений педагога.

 Выдающийся педагог-гуманист В.А.Сухомлинский говорил, что только «воспитание, побуждающее к самовоспитанию», и есть «настоящее воспитание» [2,с.244] Важно стимулировать поиски и раздумья ребят в ответах на важнейшие нравственные вопросы: «Какой я есть?», «Каким я должен стать?», «Как построить свою жизнь?». Когда ученик видит творение своих рук как результат своего труда, находит новые смыслы в своей деятельности, ощущает поддержку, это побуждает его к самовоспитанию. Он непременно найдёт в себе силы для преодоления трудностей не только в учёбе, но и « в борьбе за самого себя, за свою нравственную красоту и совершенство» [1,с.162]

Учитель призван стать той силой, которая способна побудить школьника взглянуть на самого себя, а затем и управлять самим собой. С личности педагога начинается настоящее воспитание.

Библиография:

  1. Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5т.- Киев, 1979-1980.- 244с.
  2. Ушинский К.Д. Избр.труды в 4-х кн.- Кн.4.-М.2005.- 285с.
  3. Щуркова Н.Е., Мухин М.И., Желаннова А.В., Новое воспитание в новой школе.- М.: Изд. «Аркти», 2012.- 261с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно - нравственных ценностей школьников на уроках и во внеклассной деятельности

В данном выступлении я привожу рассуждения о формах и способах формирования духовно - нравственных ценностей  у школьников на уроках литературы и МХК, а также в личном общении обучающихся и педаг...

Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

Презентация опыта "Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников"

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

Доклад на тему: "Влияние предметов гуманитарного цикла на формирование личности учащихся и их духовно-нравственных ценностей"

Доклад на тему: "Влияние предметов гуманитарного цикла на формирование личности учащихся и их духовно-нравственных ценностей"...