Разработка занятий по правилам дорожного движения
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Цурикова Елена Викторовна

Сквозной линией в программе воспитания идёт работа по изучению с детьми правил дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наш друг – велосипед. Практическое занятие по устройству велосипеда.

6 класс

Правила движения велосипедиста. Некоторые технические требования к велосипеду.

Цель занятия:

  • ознакомить учащихся с требованиями Правил дорожного

движения, предъявляемых к велосипедистам.

  • систематизировать и расширить знания учащихся о

велосипеде: его истории, устройстве, типах велосипедов, экипировке.

Оборудование:

видеоматериалы, настенная карта

хутора Ленина, посёлка Дорожный, велосипед (по возможности).

Подготовительная работа.

Подготовить небольшие сообщения на темы: «Из истории велосипеда»

и «Типы современных велосипедов».

Ход занятия

Рекомендации для педагога

       Тема этого занятия актуальна. Многие учащиеся имеют велосипед, однако практически незнакомы с Правилами, которые регламентируют его использование. Всем, кто имеет велосипед и часто использует его для прогулок, занятий спортом или как средство передвижения, совершенно необходимо знать и уметь применять на практике Правила дорожного движения.

 Начните занятие с повторения основных понятий и терминов Правил.

Велосипед — немеханическое транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки

по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

В соответствии с Правилами велосипед — это транспортное средство,

велосипедист — водитель этого транспортного средства, а значит, и участник дорожного движения. Являясь участниками дорожного движения, все

велосипедисты обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования

Правил, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков. В Правилах существует пункт под названием

«Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедистов ...».

Hа самом деле для тех, кто сел на велосипед, это основные правила, которыми надо руководствоваться при движении на велосипеде по дорогам.

Обсуждение этих правил начните с просмотра видеофрагмента «Прогулка на велосипеде». По мере необходимости вы можете останавливать демонстрацию и давать дополнительные комментарии.

Недопустимые  на дороге действия.

Велосипедистам запрещено:

•возить пассажиров, кроме ребенка до 7 лет на специальном сиденье с

подножками;

•ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

•ездить по дорогам при наличии рядом велосипедной дорожки;

•движение по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам ;

•движение на автомагистралях (автомагистрали обозначаются знаками «Автомагистраль» и «Дорога для автомобилей»);

•поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным

движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в

данном направлении;

•буксировка велосипедов, т. е. никаких сцепок, тросов и прочих уловок

и приспособлений.

    Продолжите занятие  выступлениями учащихся, подготовивших сообщения об истории велосипеда и о современных типах велосипедов. После этого обсудите, какой из типов больше всего подходит для учащихся этого возраста.

   Типы велосипедов. Самым распространенным типом велосипеда является дорожный велосипед. На таком велосипеде можно ездить как по лесной грунтовке, так и по асфальту, а также отправиться в несложный поход по равнинной местности. Раньше дорожные велосипеды были односкоростными. Сейчас появился большой выбор многоскоростных моделей.

Городской велосипед. Главными критериями для велосипедов этого вида служат простота и компактность, а также безопасность при движении по городским и поселковым улицам. Многие модели велосипедов можно складывать.

Шоссейный велосипед предназначен для езды только по дорогам с хорошим асфальтовым покрытием. Руль шоссейного велосипеда имеет сложную изогнутую форму, обеспечивая как высокую посадку, удобную и безопасную для езды по дорогам, так и низкую, с которой можно развить большую скорость.

Спортивно-туристический велосипед – это разновидность шоссейного велосипеда, предназначенная для многодневных путешествий по дорогам с твердым покрытием.

Кросс-кантрийный (горный) велосипед – велосипед для гонок по бездорожью и пересеченной местности. Велосипед для занятий этим видом

спорта должен иметь высокую прочность и проходимость при небольшой

массе.

Изучение основных деталей и узлов велосипеда проведите с демонстрацией настоящего велосипеда, а при отсутствии такой возможности с использованием печатной наглядности.

Обратите внимание учащихся на то, что согласно Правилам дорожного движения на велосипеде должны быть установлены светоотражатели или фонари: спереди – белого цвета, сзади – красного, с боков – желтого или оранжевого цвета.

Напомните, что перед каждой поездкой у велосипеда необходимо проверить:

1) надежность крепления основных деталей;

2) соответствие давления в шинах;

3) состояние тормозных колодок и работу тормозов;

4) крепление колес;

5) крепление осей педалей;

6) работу системы переключения передач;

7) состояние и крепление руля и выноса;

8) состояние и крепление подседельного штыря и седла;

9) натяжение цепи.

Советы  для новичков и требования к одежде велосипедиста

   Обычно покупая велосипед, к его выбору относятся достаточно серьезно, при этом, совершенно забывая о том, что велоформа, или одежда, играет далеко не последнюю роль. От ее удобства во многом зависит, будет ли сам велосипедист во время езды чувствовать себя комфортно. И к правильному подбору такой одежды нужно подходить со всей ответственностью, тем более что в настоящее время купить велоформу можно практически в любом специализированном магазине. Если сказать, что такая одежда должна плотно облегать фигуру и вместе с тем не стеснять движений, значит, ничего не сказать про одежду для велосипедистов. И начать тут стоит с того, что она бывает летнего и зимнего исполнения. Причем для профессиональных занятий велосипедным спортом к такой одежде предъявляются специальные требования.

Если же предполагается совершать неспешные прогулки, то не имеет смысла выбирать специальную профессиональную форму, основным элементом одежды в данном случае могут стать обыкновенные велошорты. При этом зимние модели бывают, как правило, еще и утепленными из нутрии.
А поскольку это все-таки специальные велосипедные штаны, то в них есть так называемый «памперс», который реагирует на изменение температуры кожи и ее влажность, тем самым, регулируя ее. Такие велошорты с памперсом очень удобны, особенно в дальних поездках, по крайней мере, свойств такого памперса хватает на 60 – 65 километров пути.
Также стоит обращать внимание и на то, что бывают женские и мужские
велошорты, которые отличаются, как правило, кроем моделей. Есть очень тонкие велосипедные трусы, и наоборот, достаточно толстые, укороченный и удлиненный вариант, с лямками и без них, кроме того, они просто могут иметь различную форму.

      Не менее важным элементом экипировки является обувь. В принципе здесь могут подойти любые кроссовки или даже кеды. Однако если речь зашла о специализированной одежде, то все-таки лучше выбрать именно велотуфли, особенно если на велосипеде стоят так называемые контактные педали. В этом случае лучше всего купить специальные ботинки, которые должны быть непременно выше щиколотки, этим, собственно, и обеспечивается удобство при поездке. При этом вариантов моделей и дизайна такой обуви также будет очень много. Выбирая такие туфли, прежде всего, стоит определиться с их типом, а затем обратить внимание на то чтобы они сидели на ноге как можно плотнее, но вместе с тем не были слишком тесными. Стоит также учитывать, что у разных производителей одни и те же размеры могут отличаться друг от друга. Так что, покупая велосипед, стоит позаботиться и об одежде для велосипедиста.

Практическая работа.

Просмотрите вторую часть видеофрагмента «Прогулка на велосипеде».

Обсудите последовательность устранения возникшей неполадки. По возможности повторите действия с реальным велосипедом.



Предварительный просмотр:

Патрулирование перекрёстков. Практическое занятие.

6 класс

Цель занятия:

- углубить знания учащихся о различных видах перекрестков;

- формировать умения и навыки безопасного перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков.

Оборудование:

настенная карта населённого пункта, видеоматериалы, простые и цветные карандаши.

Ход занятия

Рекомендации педагогу

     Начните занятие с вопросов рубрики «Интеллектуальная разминка»:

- Каково назначение светофора?

- Какие светофоры ты встречаешь наиболее часто?

- Что такое перекресток?

- Приходится ли тебе переходить перекрестки по дороге в школу или на какие-либо дополнительные занятия?

    Систематизируйте знания учащихся по данной теме, сделав акцент на

видах перекрестков и особенностях их перехода пешеходами.

Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог

на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра

перекрестка начала закруглений проезжих частей. Выезды с прилегающих

территорий перекрестками не считаются.

     Просмотрите видеофрагмент «Дорога в зоопарк». Обратите внимание

учащихся на правила перехода перекрестка. Перекрестки – опасные участки дорог и улиц. В городах при высочайшей интенсивности движения на

них скапливается большое количество транспортных средств и пешеходов. Чтобы пешеходы могли безопасно перейти дорогу на перекрестке, а

машины – проехать его, необходимо организовать регулирование движения. Для этого устанавливают очередность проезда и перехода перекрестков так, чтобы пешеходы и транспортные средства, движущиеся в разных

направлениях, не мешали друг другу, т. е. не пересекали бы дорогу в одно

и то же время. На видеофрагменте направление движения транспортных

потоков показано стрелками.

Перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые. По Правилам

дорожного движения, перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым (п. 3). А где не определяется – нерегулируемыми.

Вопросы:

- Какой перекресток опаснее переходить – регулируемый или нерегулируемый?

- Какие из этих перекрестков вам приходится переходить чаще?

Учащиеся приходят к выводу о том, что переходить нерегулируемый

перекресток значительно сложнее, так как в этом случае приходится

руководствоваться своими знаниями и практическими навыками. Пешеход сам должен оценить обстановку, а это не всегда просто. Основная

опасность – это так называемый подвижный ограниченный обзор (попутный или встречный транспорт). Кроме того, ограничение обзора вызывают

автомобили, остановившиеся, например, для поворота или разворота.

Далее предложите учащимся просмотреть видеофрагмент и остановить

просмотр в том месте, где показан нерегулируемый перекресток (демонстрируется небольшая часть видеофрагмента «Дорога в музыкальную школу»). Учащиеся называют особенности нерегулируемого перекрестка: нет

светофоров, работающих в режиме «красный – желтый – зеленый», или

управляющего движением регулировщика.

 Нерегулируемые перекрестки, хотя и отличаются большим разнообразием, могут быть разделены на две подгруппы:

1) нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог;

2) нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Такие перекрестки

обозначаются пересечением главной и второстепенной дорог по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т. п.) по отношению к грунтовой.

 На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог. В этом случае

все дороги, образующие перекресток, имеют твердое покрытие либо

перекресток составлен только грунтовыми дорогами. Знаки приоритета

отсутствуют.

На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. В соответствии с этим безрельсовые транспортные средства

на таком перекрестке подчиняются правилу «правой руки». Напомните

учащимся, что трамваи этому правилу не подчиняются – на нерегулируемых перекрестках они имеют преимущество перед безрельсовыми

транспортными средствами независимо от направления движения.

     Рассмотрите ситуацию, описанную в рубрике «Обсуди с одноклассниками». Кто из участников дорожного движения виноват в

этом происшествии? Как должен был поступить водитель автомашины?

Проведите обсуждение в форме ролевой игры



Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся

по правилам дорожного движения перед каникулами

«У дорожных правил каникул нет»

6 класс

1. Ходите только по тротуару!

2. Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

3. Переходя улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины – направо.

4. На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.

5. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.

6. Не выходите на проезжую часть из-за стоящей машины или другой помехи обзору; в крайнем случае, остановитесь и внимательно посмотрите, что там за…

7. При переходе через улицу не стоит вести оживленную беседу – разговоры отвлекают мысли и взгляд от наблюдения.

8. Не устраивайте игры и не катайтесь на велосипедах, роликах  на проезжей части улицы!

Ты знаешь! Кататься на велосипедах, роликах и скейтбордах можно только во дворе или на специальных площадках. Выбегать на дорогу за мячом или собакой опасно!

Ты знаешь! Надо быть очень внимательным при переходе дороги! Самые безопасные переходы - подземный и надземный. Если их нет, лучше перейти по «зебре». Если на перекрестке нет пешеходного перехода и светофора, попроси взрослого помочь перейти дорогу.

Ты знаешь! Переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора. Но даже при зеленом сигнале никогда не начинай движение сразу. Сначала убедись, что машины успели остановиться и путь безопасен.

Ты знаешь! Если на остановке стоит автобус, не обходи его ни спереди, ни сзади. Надо дождаться, пока он отъедет, и только тогда начинать переход.

Ты знаешь! Особенно внимательным надо быть, когда обзору мешают препятствия. Стоящие у тротуара машина, ларек, кусты могут скрывать за собой движущийся автомобиль. Поэтому убедись, что опасности нет, и только тогда переходи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правилам дорожного движения.

Занятие подготовлено и проведено с учениками 7 класса с умеренной степенью у.о. Занятие проводилось с использованием компьютерной презентации. Почти все учащиеся данного класса умеют читать....

Разработки занятий по Правилам дорожного движения

Материалы для проведения занятий по правилам дорожного движения в школе....

ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ "ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ" 6 КЛАСС

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПДД ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 6 КЛАССА...

Занятие по правилам дорожного движения

Занятие  по правилам дорожного движения "Сигналы светофора и регулировщика"...

Сценарий проведения обучающего занятия по правилам дорожного движения "Дорога - не место для игр!"

Сценарий может стать основой для классного часа, занятия по профилактике детского травматизма. Сценарий рассчитан на обучающихся 6-8 -х классов. Сценарий включает в себя разнообразные виды деятельност...

Внеклассное занятие по правилам дорожного движения "Изучение дорожной разметки и дорожных знаков".

Цель:1. Обучение детей безопасному поведению на дорогах в условиях,  приближенных к реальным.2. Воспитание сознательного выполнения правил безопасного поведения на дороге каждым учеником....

Открытое занятие по правилом дорожного движения. Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»

Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»Цель: повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные ...