«Использование инновационных технологий для обучения лиц с ОВЗ»
статья на тему

Дрякина Елена Александровна

Развитие интеллектуального потенциала обучающихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, которые  стоят перед специальной системой образования и каждым конкретным коррекционным учебным заведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_innovatsionnyh_form_i_metodov_korrektsionno.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование инновационных технологий для обучения лиц с ОВЗ»

Развитие интеллектуального потенциала обучающихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, которые  стоят перед специальной системой образования и каждым конкретным коррекционным учебным заведением.

В настоящее время наука и техника развиваются быстро, и компьютеры используются практически во всех отраслях производства, науке, быту и общественной жизни. Важно, чтобы человек умел грамотно владеть и управлять информацией, правильно мыслить и умело организовать свою деятельность.

Наука требует развития новых аспектов образования путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. В современном образовательном учреждении акценты педагогической деятельности от усвоения знаний переносятся на формирование компетентности и развитие личности. В условиях личностно—ориентированного подхода к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, педагогические технологии обучения и развития должны быть направлены на психологическое преодоление дефекта, социально-психологическую адаптацию обучающихся в социуме, удовлетворение образовательных потребностей. Также образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Чтобы правильно организовать коррекционно-педагогическую работу нужно знать  сложную структуру дефекта и понимать то, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей обучающихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи обучения, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ

http://gigabaza.ru/images/61/121788/807c450.gif

Чтобы достичь положительных результатов овладения  знаниями, умениями, навыками, а также  вовлечь в урочную и внеурочную деятельность каждого ученика на своих уроках, важно использовать современные образовательные технологии: здоровьесберегающие , информационные , компетентностно-ориентированные . Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной, развивающей модели обучения. С изменением базовых целей обучения, приходится ориентироваться, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, оказывать поддержку индивидуальности каждого обучающегося. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.

Одним из них является личностно-ориентированный подход к обучению в процессе дифференцированного обучения. Это обучение, где главным считается личность ребенка, ее самобытность, субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Цель этого обучения – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.

Использование дифференцированных заданий в различных предметных областях позволяет решать следующие задачи:

  • подготовить обучающихся к усвоению новых знаний;
  • обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации и обобщения;
  • содействовать выравниванию знаний и умений обучающихся;
  • ориентироваться на индивидуальные способности каждого ребёнка.

Прежде чем использовать разноуровневые задания необходимо проводить работу по определению общего уровня знаний обучающихся, по их склонности  к различным способам работы (индивидуальной, групповой), учитывать психологическую совместимость обучающихся друг с другом, интерес к предмету. Используя данную технологию можно создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, стимулирую  тем самым обучающихся к высказываниям без боязни ошибиться, оценивая деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

Другой эффективной образовательной технологией является информационно-коммуникационная технология. Использование ИКТ и дистанционного обучения позволяет создать информационную обстановку, которая  стимулирует интерес и пытливость ребенка, усиливает мотивацию обучения, не допускает пробелов знаний у детей, которые часто болеют. Одним из средств внедрения информационно-коммуникационных технологий является применение персонального компьютера, который становится посредником между мной и учеником, позволяет организовать процесс обучения, шире использовать развивающие методы и приемы: анализ, сравнение, обобщение, классификация, проблемные и поисковые методы, игровой метод. Необходимо использовать в своей работе сочетание традиционных и компьютерно – ориентированных методических подходов для обучения, использование Интернет ресурсов  для создания дидактических средств, применяемых при организации обучения, проведение на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных систем обучения, собственные учебные презентации и энциклопедии для фронтальной работы с обучающимися.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске обучающихся в процессе обучения. Метод проектов ,как один из способов организации учебно-познавательной деятельности, используется мной и представляет интерес для придания креативного характера процессу изучения, развития у школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и др.

В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация обучающихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.

Быть здоровым означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Активное использование в урочной и внеурочной деятельности здоровьесберегающих  технологий, построение уроков таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим., помогает следить во время проведения урока за правильностью посадки обучающихся, периодически (раз в месяц) менять их положение в классе по отношению к источнику света, периодически проводить физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие. В работе можно использовать тренажеры, которые помогают разнообразить физкультминутку и динамические перемены, применять на уроке пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мышц руки и тесно связана с развитием мышления и речи детей.

В воспитательную деятельность на уроке необходимо включать сведения о способах поддержания физического и психологического здоровья обучающихся, организуя учебно - предметную среду, позволяющую поддерживать нормальную самооценку деятельности учеников, стараясь обеспечить положительный эмоциональный настрой обучающихся на урочную работу, обеспечивая возможность разностороннего восприятия объектов познания через слух, зрение, атмосферу взаимного уважения в коллективе, психологического комфорта (ситуация успеха). В соответствии с видами уроков и методами обучения планирую ТСО, средства наглядности, источники информации, а также предусматриваю дифференциацию дидактических средств.

Важным аспектом создания условий для функционирования здорового образа жизни являются не только физические нагрузки, но и необходимость соблюдения норм нравственности и высокой духовности в целом. Честность в поведении, уважение к окружающим, целеустремленность на занятиях – все эти качества являются неотъемлемым атрибутом обучения и воспитания обучающихся.

На уроках можно использовать так же игровые технологии. Большими обучающими возможностями обладает ролевая игра, которая:

  • предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему;
  • способствует расширению ассоциативной базы;
  • способствует формированию учебного сотрудничества;
  • имеет образовательное значение.

Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях

Через игру, через использование игровых ситуаций,  школьники учатся моделировать жизненные ситуации, находить пути решения учебных и бытовых проблем. У обучающихся формируются функции межнациональной коммуникации, самореализации в игре, успешная адаптация обучающихся к школе.

Использование данных технологий способствует повышению мотивации обучающихся к изучению предметов, развитию личности школьника и его познавательных способностей, что в свою очередь позволяет достигать положительной динамики обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Использование в педагогической деятельности ЦОР помогает педагогу значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для факультативных курсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. В школе обучение должно быть интересным. Ведь именно   интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его раз...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим...

Статья "Степень использования инновационных технологий в обучении»

В статье рассказывается о степени использования инновационных компьютерных технологий в обучении учащимися гимназии №105....

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...

"Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов" (методический доклад)

Современных образовательный процесс немыслим без поиска новых эффективных технологий, которые содейсвуют развитию творческих способностей учащихся. В методическом докладе приводятся примеры использова...

"Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов" презентация

Презентация  является приложением к методическому  докладу с аналогичным названием....

Статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе".

В статье дана подробная информация применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Показаны методы и приемы использования. Подробно описана технология развития  критиче...