классный час: события 23 августа 1942 года
классный час (9 класс) на тему

Савина Анна Юрьевна

23 августа 1942 года – трагическая дата в истории Сталинграда.

       19 августа нацистские войска возобновили наступление, нанеся удары в общем направлении на Сталинград. Противнику удалось форсировать Дон и к исходу 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда.

23 августа 1942 года - одна из самых страшных и трагических дат Сталинградской битвы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.03.15_kl.ch_._23_avgusta.rar1.67 МБ

Предварительный просмотр:

«События 23 августа 1942 года:

трагедия мирного населения Сталинграда».

Цели: воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников; расширять представление учащихся о Сталинградской битве, героизме советского народа; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Запись на доске эпиграфов к классному часу:

На старой, милой нам  Земле

Есть много мужества. Оно

Не в холе, воле и тепле,

Не в колыбели рождено…

                                К. Симонов

Нет героев от рожденья,

Они рождаются в боях.

                                А.Твардовский

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

  1. Оргмомент.

- цели

  1. Вступительное слово

От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля,

И краснели поля,

Все пылало над Волгой-рекой.

В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

- Город не сдай врагу.

Верный присяге русский солдат,

Он защищал  Сталинград.

Время придет – рассеется дым,

Смолкнет военный гром,

Шапку снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нем:

Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

  1. Хронология событий 23 августа 1942г.

Учитель:

23 августа 1942 года – трагическая дата в истории Сталинграда.

       19 августа нацистские войска возобновили наступление, нанеся удары в общем направлении на Сталинград. Противнику удалось форсировать Дон и к исходу 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда.

23 августа 1942 года - одна из самых страшных и трагических дат Сталинградской битвы.

Ученик 1: Многим сталинградцам запомнилось теплое утро того воскресного дня. Накануне жители услышали по радио, что бои идут в излучине Дона. Такие сообщения передавались уже более месяца. К ним привыкли. Жителям, не знавшим боевой обстановки на Дону, казалось, что фронт остановился. Утром рабочие как всегда встали на вахту к мартенам, сборочным конвейерам, станкам. Распахнулись двери магазинов. Появились свежие афиши кинотеатров.

Ученик 2: Но обстановка в тот день изменялась стремительно.
Во второй половине дня   14-й немецкий танковый корпус прорвал нашу оборону и вышел к Волге на северной окраине Сталинграда. Над Сталинградом нависла смертельная опасность. В те дни наши дивизии находились еще за десятки километров от города, занимая рубежи по всей излучине Дона. Возникла угроза их окружения.

Ученик 3:  В те часы происходили события, которые стали прологом великой битвы, когда начнутся бои за каждый метр сталинградской земли.
Немецкая армада вышла к Волге в 3-х километрах от тракторного завода, выпускавшего знаменитые танки-«тридцатьчетверки». Теперь только танки, подготовленные к отправке на фронт и рабочие отряды могли задержать продвижение немцев по Сталинградским улицам.

Ученик 4: На защиту Сталинграда в короткое время были сформированы отряды ополченцев из числа работников тракторного завода. На боевой рубеж выведены все танки, были сформированы танковые экипажи из рабочих, в основном женщин. Отряды ополченцев выходили из каждого цеха.

Ученик 5: Рядом с ополченцами заняли оборону курсанты военного училища, полк дивизии НКВД, отряд морских пехотинцев. После войны будет опубликовано донесение генерала фон Витерсхайма, которое он направил командующему Паулюсу, о первых боях на Волге: «Соединения Красной Армии контратакуют, опираясь на поддержку населения Сталинграда, проявляющего исключительное  мужество. Население взялось за оружие, на поле битвы лежат убитые рабочие в своей спецодежде, сжимая в руках винтовку или пистолет. Мертвецы в рабочей одежде застыли в башнях разбитых танков. Ничего подобного мы раньше никогда не видели».

  Ученик 6:   В то же самое время, когда немецкие танки вышли на окраину Сталинграда, сотни немецких самолетов поднялись с аэродромов. К уничтожению был приговорен целый город.

Этот варварский приказ выполнялся силами мощного 4-го воздушного флота Вермахта. Ровными рядами, как на параде в небе к жилым кварталам приближались немецкие самолеты. В Сталинграде была объявлена воздушная тревога, отбоя которой уже не будет. Поскольку наши войска в городе еще не располагались, воздушная акция была направлена против населения. Взрывы разваливали крыши и перекрытия домов, крушили стены. Люди гибли под каменными глыбами, падали  сраженные осколками, задыхались в заваленных земляных убежищах. В ковровых бомбардировках применялась система, которая могла быть рождена только логикой и воображением истинных убийц. Снижаясь над улицами, где было много деревянных домов, летчики высыпали снопами зажигательные бомбы. В разгоравшиеся пожары метали фугасные бомбы. Взрывы от них разбрасывали горящие обломки бревен, крыш, и огонь перекидывался на соседние улицы. На бреющем полете «белокурые бестии» Люфтваффе расстреливали из пулеметов бегущих по ним людей. Маршал А.И. Еременко написал впоследствии: «Многое пришлось пережить в войну, но то, что мы увидели 23-го августа 1942 года в Сталинграде, поразило нас как тяжелый кошмар. Беспрерывно среди городских построек взметались взрывы, из района нефтехранилищ потоки горящей нефти устремлялись к реке. Казалось, горела Волга».

Ученик 7:

Здесь на улицах и скверах

Громыхает бой;

Кровь горячая смешалась

С волжскою водой;

Почернел в дыму пожаров

Город молодой.

Никогда ещё опасность

Не была грозней.

И решает судьбы мира

Битва этих дней.   

  1. Обсуждение видеоролика «23 августа 1942года»

Видеоролик 23 августа(обсуждение видео):

С начала Второй мировой войны с ее многими разрушениями мир еще не видел такого бедствия. В этот день вражеская авиация нанесла массированный удар по Сталинграду, совершив около 2 тысяч самолетовылетов. Город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. 25 августа 1942 года приказом Военного совета фронта Сталинград был объявлен на осадном положении. Для оказания практической помощи фронтам в район Сталинграда Ставка командирует генерала Г.К. Жукова, назначенного 27 августа на пост заместителя Верховного главнокомандующего.

  1. Воспоминания сталинградцев.

Ученик 8: 

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами - не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

- Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Ученик 9: По воспоминаниям многих «детей военного Сталинграда», воскресенье 23 августа 1942 года было теплым и солнечным. В центре города – большое оживление - работали магазины, рынки, в парках отдыхали горожане; на центральных улицах работали военные и милиционеры, подготавливая место для прохода военной техники… Через несколько минут после обращения начальника штаба по противовоздушной обороне Сталинграда об ожидающемся массивном налете немецкой авиации, над центром города появился разведывательный самолет «рама». Он выбросил огромное количество листовок и повернул обратно.

Ученик 10:     В  16 часов 18 минут, как утверждали очевидцы, послышался нарастающий гул. Большими группами, в строгом порядке летели  немецкие самолеты. Из воспоминаний Ю. Аникина (в то время 13-и летний школьник): « Стоя на трамвайном кольце я своими глазами видел, как фашистские стервятники нагло летели вдоль города по направлению к заводам, группами, с интервалом в несколько минут. Фугасные и зажигательные бомбы (по 25 штук в самораскрывающихся ящиках), куски рельсов, пустые железные бочки с отверстиями сыпались на город, создавая устрашающий визг, вой, грохот. Мощные взрывы тяжелых бомб постоянно сотрясали землю и воздух».

    Ученик 11:   Охваченные ужасом люди, по их рассказам, пытались спрятаться в первых попавшихся укрытиях. Спасались в наспех вырытых небольших землянках, окопах, щелях, подвалах. Стало гореть все кругом: дома, улицы, город. Горели и стоящие на берегу нефтеперерабатывающие заводы, из-за горящих нефтяных пятен, казалось, что Волга горела тоже.

В надежде на спасение, люди пытались пробраться на переправу через Волгу, но попав туда, многие поворачивали обратно, поняв, что эвакуироваться просто невозможно. Небольшой участок переправы использовали военные, редко переправляли раненых и детей. Попасть на баржу можно было только пройдя адскую давку.

 Ученик 12:    «Народ валом, давя друг друга, стал карабкаться на баржу по сходням. А когда рухнул под нами причал, то я машинально вцепилась руками в брючины впереди идущего мужчины, который держал на руках маленького ребенка, но сам он успел одной рукой держаться за сходню. Потом как-то изловчился, достал из кармана перочинный ножик и вырезал те места брюк, за которое я держалась. С этими лоскутами в руках, потеряв от страха сознание, я пошла ко дну…очнулась я на берегу среди таких же «утопленников», как и я…уже взобравшись на крутой берег мы услышали гул самолета… А когда посмотрели в сторону Волги, то  та самая баржа горела ярким пламенем, как и люди с нее, барахтаясь в разлившейся нефтяной луже», - вспоминала Мазурова Нина Прокофьевна.

 Ученик 13:      Некоторые пытались перебраться самостоятельно, но под постоянным обстрелом и бомбежками почти все погибали.  Так, главный путь к эвакуации был отрезан. Дети и взрослые возвращались обратно, в кошмар 23 августа.

Ученик 14:  Из воспоминаний  Былушкина Бориса Александровича.

Былушкин Александр Васильевич

     Я, Былушкин Борис Александрович, родился в городе Сталинграде 24.02.1933 г.

Из моих воспоминаний… 

Посёлок завода «Баррикада». В 1942 году, во второй половине августа месяца была самая жестокая и массированная бомбёжка завода в дневное время, а посёлка - с утра до самого вечера. Всю ночь – обстрел из артиллерийских орудий и миномётов. В то время мне было 9 лет, но все события военных лет помню очень хорошо. 24 августа 1942 г. сильно горел завод «Баррикада», в тот день я впервые за долгое время разлуки увидел своего отца (Былушкина Александра Васильевича, 1902 г.р.) около дома, он был с группой рабочих. До этого отец пропадал на заводе, ремонтировал танки и стрелковое оружие к ним. Мать и две сестры погибли в развалинах двухэтажных домов посёлка. 25 – 26 августа отец с группой рабочих ушли в центр города к железнодорожному вокзалу, а я остался с соседями, которые уцелели, дядей Гришей и тётей Дусей Трегубовыми. У них было двое дочерей – Зина и Валя, да ещё я третий. Они меня от себя не отпускали. Около наших домов стояли 4 большие пушки, из которых военные целыми днями вели обстрел.  http://www.stalingrad-battle.ru/images/stories/2015/qw.jpg

Северо – восточная окраина Сталинграда. Нам интересно было смотреть и слушать всё происходящее вокруг. Один раз в день приезжала автомашина – полуторка, в которую мы, пацаны, с радостью бросали в кузов стреляные гильзы от снарядов. За это красноармейцы угощали нас кашей и давали кусочек хлеба. Получается, что мы тоже защитники Сталинграда.

26 августа мы с тётей Дусей пошли в центр города, чтобы встретить отца и узнать, что нам делать дальше? В городе на тот момент был настоящий ад – сплошные пожары и дым кругом. Шли мы по трамвайному пути мимо Мамаева кургана. Старались пройти как можно быстрей. Идти было небезопасно, так как по прямой на расстоянии 1 км и с Мамаева кургана до нас долетали всякие предметы. Но всё обошлось. В зелёном парке мы встретили красноармейцев, которые нам сказали, что была такая группа рабочих, но она вчера, т.е. 25 августа 1942 г., была отправлена в Мокрую Мечётку. С тех пор я отца своего больше не видел. Мы вернулись обратно, благополучно преодолели этот опасный участок мимо Мамаева кургана, который каждый день переходил то немцам, то нашим. Это была «мясорубка».

Ученик 15:        Над головой был непрекращающийся поток самолетов, вокруг ад: пожары, копоть, пыль, смрад от сгоревших человеческих тел…Огромный костер горящего города был виден на десятки километров вокруг.

Только после полуночи атаки фашистской авиации прекратились. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей (по подсчетам советского командования), в этот день закончилось детство тысяч сталинградских детей…

Ученик 16:     

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он  по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперек России-

И всю её прикрыл собой!  

  1. Итоги.

- Ребята, прошло уже много лет после Сталинградской битвы, но мы чтим память павших, кланяемся живым.

Поклонимся великим тем годам,

Всем нашим командирам и бойцам,

Всем маршалам страны и рядовым,

Поклонимся и мертвым и живым.

Всем тем, кого нам забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром, всем народом, всей землей

Поклонимся за тот Великий бой.

- На этом наш классный час окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории для 11 класса "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 годов"

Методическая разработка включает в себя наиболее трагические собыия 1941-1942 годов в Севастополе,когда последним оплотом отпоры врагу была 35 береговая батарея....Защитники держали оборону Севастопол...

Малодербетовский улус Калмыкия в период оккупации (август - ноябрь 1942 года)

Впервые дни войны самоотверженный труд рабочих и крестьян, мобилизация людских ресурсов Калмыкии была направлена на бесперебойное обеспечение нужд фронта. В ходе войны партийные и советские организаци...

Революционные события на Кубани. События октября 1917 года

Данная презентация о событиях троевластия на Кубани 1917 года...

презентация 9 класс боевые действия весной- летом 1942 года

презентация 9 класс "Боевые действия весной- летом 1942 года"...

Сталинградская битва 17 июля 1942 года – 2 февраля 1943 года.

Собрание «Подросток» час профилактикиСталинградская битва17 июля 1942 года – 2 февраля 1943 года.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15680462","attributes":{...

Тема 22: Поражения и победы 1942 года. Предпосылки коренного перелома

1.Устно изучите параграф 22 (Учебник)2.Конспект презентации с выполнением заданий...

Урок истории России в 10 классе по теме «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)»

Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Тема: «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года &ndash...