Классный час
классный час (7 класс) на тему

Кононенко Олеся Валерьевна

Тема: «Мы внуки страны, победившей фашизм».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vnuki_strany.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная  школа-интернат VIII вида

Урок мужества,

посвященный 70-й годовщине

Победы в ВОВ 1941 - 1945 годов

 «Мы внуки страны,

победившей фашизм».

Проведено  классным руководителем 6 класса:

Кононенко О.В.

15.04.2015г.

Тема: «Мы внуки страны, победившей фашизм».

Цели:

-содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся;

-формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным Праздникам России;

-воспитание гордости за историю своей страны и ее знаменитых людей;

-воспитание любви к Родине, готовности к защите своего Отечества и национального достоинства,

-воспитывать  чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание своей ответственности за судьбу своей страны России, «большой и малой» Родины.

Оборудование: карточки с кратким описанием биографии и подвигов героических предков, альбомные листы, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, оформление доски.

  1. Организационная часть:

1. Вводное слово учителя

Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше и дальше… Прошло 70 лет со Дня Великой Победы, но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет. Наше отечество пережило дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную и смертоносную трагедию.

2.Эмоциональный настрой

Июнь…Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь… Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом мая.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

  1. Сообщение  темы урока.

Наравне со взрослым населением отважно сражались с фашистами и дети, такие же дети как  вы. Мы с вами являемся внуками наших героических предков, отдавших свою жизнь за Победу. «Мы внуки страны, победившей фашизм» - так сегодня звучит тема урока мужества.

  1. Основная часть:

Ребята, так как курс истории у вас начнётся лишь со следующего учебного года, я хочу коротко рассказать вам о причинах, основных периодах, итогах и значении Великой Отечественной войны.

1.Причины Великой Отечественной войны

После поражения в Первой Мировой войне, Германия осталась в тяжелом положении – политическая ситуация была нестабильная, экономика находилась в глубоком кризисе. Примерно в это время к власти пришел Гитлер, который, благодаря своим реформам в экономике, смог быстро вывести Германию из кризиса и тем самым завоевать доверие власти и народа.

Встав во главе страны, Гитлер начал проводить свою политику, которая основывалась на идее превосходства немцев над другими расами и народами. Гитлер не только хотел взять реванш за проигрыш в Первой Мировой, но и подчинить своей воле весь мир. Результатом его притязаний стало нападение Германии на Чехию и Польшу, а затем, уже в рамках начавшейся Второй Мировой и на другие страны Европы.

До 1941 года между Германией и СССР существовал договор о ненападении, однако Гитлер нарушил его, напав на СССР. Для того, чтобы завоевать Советский Союз, командование Германии разработало план «Барбаросса» - стремительного нападения, которое должно было принести победу в течение двух месяцев. Завладев территориями и богатствами СССР, Гитлер мог вступить в открытую конфронтацию с США за право мирового политического господства.

Нападение было стремительным, однако не принесло желаемых результатов – русская армия оказала более сильное сопротивление, чем предполагали немцы, и война затянулась на долгие годы.

2.Сроки Великой Отечественной войны: 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года.

3.Основные периоды Великой Отечественной войны:

-Первый период (22 июня 1941 г. -18 ноября 1942 г.) В течение года после нападения Германии на СССР, немецкая армия смогла завоевать значительные территории, в число которых входили Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Белоруссия и Украина. После этого войска двинулись вглубь страны с целью захватить Москву и Ленинград, однако, несмотря на неудачи русских солдат в начале войны, немцам не удалось взять столицу.

Ленинград был взят в блокаду, но в город немцев не пустили. Битвы за Москву, Ленинград и Новгород продолжались вплоть до 1942 года;

-Период коренного перелома (1942 – 1943 гг.) Средний период войны носит такое название из-за того, что именно в это время советские войска смогли взять преимущество в войне в свои руки и начать контрнаступление. Армии немцев и союзников постепенно начали отступать обратно к западной границе, множество иностранных легионов были разбиты и уничтожены.

Благодаря тому, что вся промышленность СССР в это время работала на военные нужды, советской армии удалось значительно увеличить свое вооружение и оказать достойное сопротивление. Армия СССР из обороняющейся превратилась в нападающую;

-Финальный период войны (1943 – 1945 гг.). В этот период СССР начала отвоевывать оккупированные немцами земли и продвигаться в сторону Германии. Был освобожден Ленинград, советские войска вошли в Чехословакию, Польшу, а затем и на территорию Германии.

8 мая был взят Берлин, а немецкие войска объявили о безоговорочной капитуляции. Гитлер узнав о проигранной войне покончил с собой. Война закончилась.

4.Основные битвы Великой Отечественной войны:

-Оборона Заполярья (29 июня 1941 — 1 ноября 1944);

-Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 — 27 января 1944);

-Битва за Москву(30 сентября 1941 — 20 апреля 1942);

-Ржевская битва (8 января 1942 — 31 марта 1943);

-Курская битва (5 июля — 23 августа 1943);

-Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943);

-Битва за Кавказ (25 июля 1942 — 9 октября 1943);

-Белорусская операция (23 июня — 29 августа 1944);

-Битва за Правобережную Украину (24 декабря 1943 — 17 апреля 1944);

-Будапештская операция (29 октября 1944 — 13 февраля 1945);

-Прибалтийская операция (14 сентября — 24 ноября 1944);

-Висло-Одерская операция (12 января — 3 февраля 1945);

-Восточно-Прусская операция (13 января — 25 апреля 1945);

-Берлинская операция (16 апреля — 8 мая 1945).

5.Итоги и значение Великой Отечественной войны.

Несмотря на то, что основная цель Великой Отечественной войны была оборонительная, в итоге советские войска перешли в наступление и не только освободили свои территории, но и уничтожили немецкую армию, взяли Берлин и остановили победоносное шествие Гитлера по Европе.

К сожалению, несмотря на победу, для СССР эта война оказалась разорительной – экономика страны после войны находилась в глубоком кризисе, так как промышленность работала исключительно на военную отрасль, много людей было убито, оставшиеся голодали.

Тем не менее, для СССР победа в этой войне означала, что теперь Союз становился мировой сверхдержавой, которая вправе диктовать свои условия на политической арене.

Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. На борьбу с врагом встал весь советский народ, и среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей. По разным данным, в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги они награждались орденами и медалями.

6.Чтение учащимися карточек с описанием подвигов пионеров-героев.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам прочитать  и обсудить небольшие отрывки из биографии пионеров-героев в годы Великой Отечественной Войны.

Юта Бондаровская.

Куда бы ни шла синеглазая девочка Юта, ее красный галстук неизменно был с нею… Летом 1941 года приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту грозная весть: война! Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. Возвращаясь с задания, сразу повязывала красный галстук. И словно силы прибавлялись! Юта поддерживала усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказом о родном своем Ленинграде… И как же радовались все, как поздравляли партизаны Юту, когда пришло в отряд сообщение: блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил! В тот день и синие глаза Юты, и красный ее галстук сияли, как кажется, никогда. Но еще стонала под вражеским игом земля, и отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев – у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой

войны, пионерка, не расставшаяся со своим красным галстуком, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью.

Галя Комлева

Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной

работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена

вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она

подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина

Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет

была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу" Юная

связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения

переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые

доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского

отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась

в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое

задание подпольщикам. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала

листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили

юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в

камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого

не выдала. Юная патриотка была расстреляна. Подвиг Гали Комлевой Родина

отметила орденом Отечественной войны 1 степени.

Костя Кравчук

11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены части,

уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума

Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом

красного знамени за то, что спас и сохранил два боевых знамени стрелковых

полков в период оккупации города Киева… Отступая из Киева, два раненых

бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их. Сначала закопал в

саду под грушей: думалось, скоро вернутся наши. Но война затягивалась, и,

откопав знамена, Костя хранил их в сарае, пока не вспомнил про старый,

заброшенный колодец за городом, у самого Днепра. Завернув свой бесценный

клад в мешковину, обваляв соломой, он на рассвете выбрался из дому и с

холщовой сумкой через плечо повел к далекому лесу корову. А там, оглядевшись,

спрятал сверток в колодец, засыпал ветками, сухой травой, дерном… И всю

долгую оккупацию нес пионер свой нелегкий караул у знамени, хотя и попадал в

облаву, и даже бежал из эшелона, в котором угоняли киевлян в Германию. Когда

Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному

коменданту города и развернул знамена перед повидавшими виды и все же

изумленными бойцами. 11 июня 1944 вновь сформированным частям, уходившим

на фронт, вручили спасенные Костей замена.

7.Работа над содержанием карточек.

- Что вы узнали о пионерах - героях?

- В чём, собственно, заключается их подвиг?

-Готовы ли вы защитить Родину в случае какой-либо угрозы?

Нельзя допустить, чтобы весь этот ужас ВОВ повторился поэтому мы внуки страны, победившей фашизм должны сделать всё , что от нас зависит для сохранения мира на земле.

  1. Завершающий этап:

- 8 февраля в России всегда отмечался как день памяти пионеров-героев;

- с 2009 года 12 февраля объявлено ООН Международным днем детей-солдат;

- 9 мая страна готовится отметить 70 годовщину Дня Победы.

А сейчас вы нарисуете  рисунок  на тему «Мы помним!»

V.     Рефлексия.

-Что нового вы узнали в ходе урока.

-Идут годы, сменяются десятилетия, но подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями. Но время неумолимо бежит вперед, и всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны остаётся среди нас, и мы должны бережно относиться к ним, не забывать о них и помогать во всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...