Классный час "Роскошь человеческого общения"
классный час на тему

Коновалова Лариса Борисовна

Цель: привить учащимся знания и навыки культуры поведения, общения с людьми и друг с другом.

Задачи:

1.      Включить учащихся в осмысление простых типических понятий.

2.      Определить уровень коммуникативных способностей.

Понятия: Общение, виды общения, вербальное общение, невербальное общение, неречевые средства общения (жесты, мимика), экспрессия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое «общение»?
  2. Зачем нужно общение?
  3. Какие существуют виды общения?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Нет  выше роскоши, чем роскошь человеческого общения»

А.С.Экзюпери

Классный  час

«Роскошь человеческого общения»

Цель: привить учащимся знания и навыки культуры поведения, общения с людьми и друг с другом.

Задачи:

  1. Включить учащихся в осмысление простых типических понятий.
  2. Определить уровень коммуникативных способностей.

Понятия: Общение, виды общения, вербальное общение, невербальное общение, неречевые средства общения (жесты, мимика), экспрессия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое «общение»?
  2. Зачем нужно общение?
  3. Какие существуют виды общения?  

Неречевые средства общения

Из неречевых средств общения наиболее распространены жесты, сочетаемые  с мимикой. Они отражают динамическую сторону общения, в отличие от внешнего облика и физиологической маски. Создающих статичную сторону общения.

   Жест – это движение, предающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека. Жесты оживляют речь, но слишком частые и разнообразные, суетливые, резкие жесты раздражают.

Мимика – это динамическое выражение лица в данный момент общения. Хотя некоторые элементы в жестикуляции и мимики врожденные, они  в основном обусловлены воспитанием. Умелое владение ими позволяет человеку  передавать необходимую информацию другому, отражать свое настроение  и при необходимости заражать им своих собеседников.

   К неречевым средствам общения относится и взгляд, который может сообщать собеседнику различную информацию, особенно в сочетании с мимикой.

 Общение с помощью действий включает показ двигательных действий; движения выражающие отношения людей друг к другу (например, похлопывание по плечу в знак одобрения  действий; рукопожатие).

   Предметные средства общения. К неречевым средствам общения относят обмен вещами. Вручение подарков, награждение победителей призами тоже относится к предметным средствам общения.

   Кодово  – символическое общение осуществляется учителем с учащимися с помощью схем, формул, графиков.

Экспрессивные умения. Экспрессия в переводе с латинского означает «выражение». Значит, экспрессивные умения связаны  с умением выражать свои эмоции, свою позицию. Они выражаются через речевые, мимические, пантомические, жестикуляционные средства. В этом случае важен также и внешний облик: прическа, костюм, украшения.

Использование экспрессивных средств речи позволяет передавать многообразие эмоций и чувств - торжественность, иронию, уничижительность, презрение, радость, восторг, удивление, осуждение и т.д.

 Жесты могут сопровождать, дополнять, уточнять, а подчас и заменять слово. Они несут многообразную информацию. С их помощью указывают, выражают просьбу, требование, благодарность, порицание, нежность, любовь, трепетность, чуткость жестокость.

Информация для учащихся.

   Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, желания и побуждения неверно воспринимаются собесе6дником. Иногда даже складывается впечатление, что  защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие – то преграды и защитные сооружения на пути общения.

   Проходя через барьеры, наши слова частично застревают в них, частично изменяются до неузнаваемости, частично теряются совсем. Между тем (хотя и редко) бывают такие ситуации, когда путь для общения открыт и достигается полное взаимопонимание.

От чего же зависит появление барьеров, почему они возникают и, что собственно они защищают?

   В сущности, каждому человеку есть, что защищать от воздействия. Коммуникация – это влияние, следовательно, в случае успешной коммуникации должно произойти какое-то изменение  в представлениях о мире у того человека, кому она адресована.

   Эти изменения могут требовать перестройки всего внутреннего мира человека,  подорвать его веру в себя, каждый готов твердо и решительно защищаться от какой-то чреватой последствиями информации.

   Одно из объяснений причин возникновения барьеров непонимания было предложено психологом Б.Ф.Поршневым. Изучая истоки человеческого общения, Он пришел к выводу, что речь изначально была способом внушения, которое основывалось на безоговорочном доверии. Именно защита от внушения, а значит и от доверия является главной причиной возникновения барьеров на пути коммуникации.

   Давайте с вами поговорим о видах защиты: избегании, авторитете и непонимании.

   Избегание источников воздействия, уклонение от контактов с партнером, при котором сообщение становится невозможным, - наиболее координальный способ защиты.

Со стороны это очень заметно – человек невнимательный, пропускает слова мимо ушей, не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора.

ВАШ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ

Нам нередко удается взглянуть на себя со стороны, а ведь у каждого существует излюбленная манера общения, то, что обычно называют стилем. Стиль общения поможет вам определить данный тест. С его помощью вы узнаете, достаточно ли вы корректны в отношениях с сотрудниками, членами семьи, друзьями и каково им общаться с вами. На каждый из 20 вопросов даны три варианта ответов. Если ни один ответ вам не подходит, переходите к следующему вопросу. Ключ для оценки результатов предложен ниже.

Не придавайте очень серьезного значения полученным данным, рассматривайте их скорее как информацию к размышлению.

Вопросник

1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного

конфликта?

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

а) внутренне кипите ;

б) сохраняете полное спокойствие ;

в) теряете самообладание.

3. Каким считают вас коллеги?

а) самоуверенным и завистливым;

б) дружелюбным;

в) спокойным и независимым.

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

а) примите ее с некоторыми опасениями;

б) согласитесь без колебаний;

в) откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

5. Как вы поведете себя, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего

стола бумагу?

а) выдадите ему по первое число;

б) заставите вернуть;

в) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся (вернулся) с работы позже обычного?

а) что тебя так задержало?

б) где торчишь допоздна?

в) я уже начал (начала) волноваться.

7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

а) стараетесь обогнать машину, которая "показала вам хвост";

б) вам все равно, сколько автомобилей вас обогнало;

в) помчитесь с такой скоростью, что никто не догонит вас.

8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

а) сбалансированными;

б) легкомысленными;

в) крайне жесткими.

9. Что вы предпринимаете, если дело не удается?

а) пытаетесь свалить вину на другого;

б) смиряетесь;

в) становитесь впредь осторожными.

10. Как вы реагируете на фельетон о случаях распущенности среди молодежи?

а) пора бы уже молодежи запретить такие развлечения;

б) надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать;

в) и чего мы с ней возимся.

11. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась

другому?

а) и зачем только я на это время тратил (тратила);

б) видно этот человек начальнику приятнее;

в) может мне это удастся в другой раз.

12. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?

а) чувство страха;

б) скучаете;

в) получаете искреннее удовольствие.

13. Как вы будете себя вести, если вы опоздали на важное совещание из-за

дорожной пробки?

а) будете нервничать во время заседания;

б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров;

в) огорчитесь.

14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

а) обязательно стараетесь выиграть;

б) цените удовольствие почувствовать себя молодым;

в) очень сердитесь, если проигрываете.

15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

а) стерпите, избегая скандала;

б) вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание;

в) отправитесь с жалобой к директору ресторана.

16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?

а) поговорите с учителем;

б) устроите скандал родителям обидчика;

в) посоветуете ребенку дать сдачи.

17. Какой вы человек?

а) средний;

б) самоуверенный;

в) пробивной.

18. Что вы скажете подчиненному, с которым столкнулись в дверях?

а) простите, это моя вина;

б) ничего, пустяки;

в) а повнимательнее вы не можете?

19. Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве среди молодежи?

а) когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?

б) надо бы ввести более суровые наказания!

в) нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!

20. Какое животное вам более всего симпатично?

а) тигр;

б) домашняя кошка;

в) медведь.

Оценка результатов

Позиции Очки за ответы на вопросы

   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

а 1 2 3 2 3 2 2 2 3 3

б 2 1 2 3 2 3 1 1 2 1

в 3 3 1 1 1 1 3 3 1 2

  11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

а 1   3   1   2   1   1   1   1   2  3

б 2   2   3   3   3   2   3   3   1  2

в 3   1   2   1   2   3   2   2   3  1

35-44 очка. Вы умеренно агрессивны, вам сопутствует успех в жизни, поскольку в вас достаточно здравого честолюбия. К критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.

45 очков и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестоки по отношению к другим людям. Надеетесь дойти до управленческих "верхов", рассчитывая на свои силы. Добиваясь успехов в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику "сверху" принимаете, а критику "снизу" воспринимаете болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критику "снизу".

34 очка и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы гнетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам не помешает! К критике "снизу" относитесь терпимо, но побаиваетесь критики "сверху". Если по семи и более вопросам вы набрали по три очка и менее, чем по семи вопросам - по одному очку, то ваша агрессивность носит скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Относитесь к людям порой пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать. Если же по семи и более вопросам вы получили по одному очку и менее, чем по семи вопросам - по три очка, то вы чрезмерно замкнуты в своем мире. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их слишком тщательно...

Игра «Коммуникация».

 Я сейчас по порядку буду называть   десять предложений, описывающих реакции человека на некоторые ситуации. Каждое из этих предложений вы должны оценить  как верное или неверное по отношению к себе. Записывайте на своем листке порядковый номер предложения. Если оно кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте в этом пункте цифру один. Если неверным или преимущественно неверным – цифру ноль.

   Список предложений.

  1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей;
  2. Я, пожалуй, мог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание  окружающих или позабавить их;
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер;
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем есть на самом деле.
  5. В компании я часто оказываюсь в центре внимания;
  6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
  7. Я могу отстаивать не только то, в чем я искренне  уверен;
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким каким меня ожидают увидеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу;
  10. Я не всегда такой,  каким кажусь.

   Участники выполняют задание.

   Подсчитайте теперь сумму  поставленных вами чисел. Должно получиться число от нуля до десяти. Этот результат в определенной степени характеризует вашу компетентность в области общения. Чем он выше, тем лучше вы умеете общаться.

   Можете сравните полученные вами показатели и определить самого искусного коммуникатора.

   Происходит обсуждение.

ПРИЯТНО ЛИ С ВАМИ ОБЩАТЬСЯ?

Если человек общителен, то это не значит, что с ним приятно разговаривать. Есть люди, которые своей общительностью надоедают каждому буквально с первых минут разговора. Посмотрите внимательно, разве мало вокруг таких людей? А вы приятный собеседник?

Вопросник

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это

собеседнику?

6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

8. Если тема разговора вам не знакома, станете ли вы ее развивать?

9. вы любите быть центром внимания?

10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

Если вы положительно ответили на вопросы 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый из них.

А теперь подсчитаем.

1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, а порой даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.

4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.

9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли

друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сцене?

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

Инструкция

Перед вами 16 вопросов. Постарайтесь не особенно задумываясь, ответить "да"

или "нет".

1. Не ждете ли вы нетерпеливо, пока другой кончит говорить и даст возможность вам высказаться?

2. Не спешите ли вы принять решение до того, как поймете проблему?

3. Не слушаете ли вы лишь то,  что вам нравится?

4. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

5. Не отвлекаетесь ли вы, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо

несущественные?

7. Не мешают ли вам слушать предубеждения?

8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в

понимании сказанного?

9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

10. Всегда ли вы слушаете собеседника?

11. Ставите ли вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его

говорить именно?

12. Принимаете ли вы во внимание тот факт, что у вас с собеседником могут быть

разные предметы обсуждения?

13. Допускаете ли вы, что у вас или у вашего собеседника может быть разное

понимание смысла употребляемых слов?

14. Пытаетесь ли вы объяснить тот факт, что спор может быть вызван различием

точек зрения или постановкой вопроса?

15. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре, не смотрите ли вы по

сторонам, когда слушаете?

16. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его выводы?

Интерпретация

Подсчитайте количество ответов "нет" (баллов) на все вопросы, за исключением 11, 12, 13, 14, ответы на которые не учитываются.

10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать партнера. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к партнеру, обращаете внимание на главное в монологе. Ваши собственные эмоции не мешают внимательно слушать даже то, что вам не очень нравится. Многие любят обращаться с Вами, поскольку вы даете им, нередко очень, подробно, "поплакаться в жилетку". Вы никогда не прерываете собеседника, чтобы

высказаться самому, не даете из того, о чем он говорит, выводов за него.

8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если у вас

есть предубеждение по отношению к партнеру, вы можете на некоторое время стать выше их, чтобы дослушать его до конца. Если партнер вам надоел, вы стараетесь очень тактично прервать его излияния и закончить общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе прервать партнера для того, чтобы вставить свое "веское" слово.

Менее 8 баллов. Вы к сожалению, еще не научились слушать своего партнера по общению. Постоянно прерываете его, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, о чем говорит партнер, перестаете слушать его. Нередко вам существенно мешают эмоции или предубеждения в правильном понимании содержания того, о чем вам говорят. Иногда вы можете занять негативную, конфронтационную позицию по отношению к партнеру, отвлекаетесь от основного вопроса обсуждения, особенно, если при этом намечаются какие-либо трудности. Если желаете оценить объективность своих результатов, дайте заполнить и этот тест своим знакомым, коллегам, подчиненным.

Подведение итогов. Рефлексия

Источники информации

  1. Андреев, В.И. Пакет  десяти тестов на оценку интеллигентности, конкурентноспособности и творческого потенциала личности. – Казань, 2012, 46 с.
  2. Бизяева, А.А. Психология  думающего учителя: педагогическая  рефлексия - Псков: ПГПИ им.С.М.Кирова, 2004. - 216 стр.
  3. Зимняя,  И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004 - 384 с.
  4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров В.Ю.  Педагогический  словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. -176 с.
  5. Марион Снайдер. Тест «Оценка самоконтроля в общении» http://psylist.net/praktikum/00048.htm. Время доступа: 09.12.2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Роскошь и нищета человеческого общения"

Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов....

Классный час для 6 класса "Роскошь человеческого общения"

Разработка классного часа "Роскошь человеческого общения"...

Классный час в 9 классе "Радость человеческого общения"

Классный час - диспут на тему общения. Общения правильного, необходимого для человека и всей общности людей....

Классный час "Роскошь человеческого общения"

Цель  :·                         создание условий для формирования у обучаю...

Презентация к классному часу "Роскошь человеческого общения"

Презентация к классному часу "Роскошь человеческого общения"...

Классный час на тему: "Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения"

Сценарий классного часа содержит материалы о культуре   общения, о правилах ведения беседы....

классный час "РАДОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ"

классный час "РАДОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ"...