Классный час "Не стреляйте в меня..."
классный час (10, 11 класс) по теме

Бурцева Наталья Васильевна

Классный час (сценарий мероприятия, а также ссылки на презентацию, звуковые и видео приложения). Погибшим в Беслане посвящается. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarii_klassnogo_chasa_.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для обучающихся 10-11 классов

НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В МЕНЯ - Я УЧИТЬСЯ ХОЧУ!

(погибшим в городе Беслане посвящается).

Презентацию, звуковые и видео файлы к классному часу можно скачать по ссылке https://yadi.sk/d/asXk9D1PyXivw

Цель: воспитание сострадания, способности признания ценности жизни человека, формирование мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений.

Задачи:

  • познакомить учащихся с трагическими событиями в Беслане 1 – 3 сентября 2004 года;
  • способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми;
  • на примере трагических событий показать, насколько жизнь человека хрупка, учить ее ценить;
  • развивать самостоятельность суждений.

Форма проведения: рассказ с мультимедийным сопровождением и беседа. В мероприятии используются ИКТ - технологии, объяснительно-иллюстративный метод, проводится анализ события.

Оборудование: проектор, компьютер, свечи (плавающие), бутылки с водой.

   На фоне музыки (В.Моцарт «Реквием :

 Ученик:  

Город расцвел цветами

Первого сентября.

С радостными глазами

В школу шла ребятня.

Бантики и косички,

Любящий мамин взгляд.

Братики и сестрички

В школьном дворе стоят.

Как догадаться детству,

Что через пять минут

Выстрелы, кровь и зверство

В клочья его порвут?

Ужас над головами,

Проволок страшный груз.

Дети кричат глазами:

"Мамочка, я боюсь!!!"

В душном спортивном зале

Время замкнуло круг -

Взрывы над головами

Сотни смертей несут.

    Ведущий 1:   Терроризм и героизм – эти два понятия неразрывно связаны между собой. Мы помним крупные теракты прошедших десятилетий.  Захвату заложников в Беслане непосредственно предшествовала серия террористических актов боевиков:

     Ведущий 2:     9 мая 2004 — во время празднования Дня Победы в городе Грозном, в результате взрыва заложенной в трибуне стадиона бомбы, погибли президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров и председатель Госсовета Хусейн Исаев.

     Ведущий 1:   21-22 июня 2004 — широкомасштабное нападение боевиков на столицу Ингушетии — город Назрань, в ходе которого погибло 95 человек, в том числе 25 мирных жителей.

     Ведущий 2:   24 августа 2004 — взрывы самолётов Ту-154 и Ту-134 в воздухе над Тульской и Ростовской областями, осуществлённые террористками-смертницами. Погибли 90 человек

     Ведущий 1:   31 августа 2004 — женщина-смертница привела в действие взрывное устройство у станции метро «Рижская» (Москва). Погибло более 10 человек, и ещё 50 получили ранения и были госпитализированы.

     Ведущий 2:   1 сентября 2004 года захват школы в маленьком городке Северной Осетии Беслане. Ответственность за все эти акции взял на себя Шамиль Басаев.

    Ведущий 1:   6 лет отделяет нас от этого страшного события.

То, что случилось с детьми 1 сентября

Мы никогда не забудем…

Тот, кто  сделал это – проклят навсегда…

Тот, кто безразличен к этому – бесчеловечен…

Вдумываясь в эти строки, невольно задумываешься над тем, что мы живем в страшном и беспощадном мире.

музыка

Ведущий 2:  Трагедия в Беслане потрясла  всех… Погибли люди… погибли невинные,  беззащитные дети!!!

    1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства.  Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.

Но кто мог подумать, что этот день станет для многих из них последним!!!!

Ученик: 

Промчалось лето синей птицей,

И мамы юной детворы,

Блеснув слезинкой на ресницах,

С детьми покинули дворы.

Они сегодня встали рано,

С волненьем трепетным в душе,

И в школу города Беслана

Вели за ручку малышей.

Большая, пахнущая краской,

Сияя яркой белизной,

Она казалась детям сказкой,

Прекрасной, светлою страной.

Ребята шли сюда с цветами,

Навстречу сказке, в первый класс...

Какими ж надо быть скотами,

Чтоб, загрузив боезапас,

Напялив на головы маски,

Дорогу трупами стеля,

Влезть с автоматом в сердце сказки,

И эту сказку расстрелять?.. 

Ведущий 1:  

   9 часов утра.  Основная часть линейки (классы со 2-го по 11-ый включительно) были уже выстроены в "каре" вдоль внешней границы спортивной площадки. Ожидался торжественный выход трех первых классов, и значительное число родителей собралось вблизи школьного крыльца с фототехникой в руках в надежде запечатлеть первые школьные шаги своих детей.  

 Ведущий 2:     В это время 34 террориста, вооруженные  самодельными взрывными устройствами, противопехотными минами, гранатометами, ручными гранатами и стрелковым оружием, на автомашинах въехали во двор средней школы.

Ведущий 1:    Стреляя из автоматического оружия, террористы окружили людей, собравшихся на торжественную линейку  и, подгоняя их прикладами автоматов, оттеснили к стенам спортзала и окнам коридора, выходящим на школьный двор, принуждая забегать в спортивный зал школы.  Для запугивания людей главарь банды хладнокровно расстрелял двух жителей города Беслана.

Ведущий 2:   В первые часы захвата террористы убили 17 человек.   

Кусок1

Ведущий 1:  ( Из хроники захвата ) 11.15. Террористы выставили в окна школы детей с целью не допустить штурма.

Ведущий 2:   11.24 Боевики категорически отказываются от попыток установить с ними контакт.

Ведущий 1:   11.45 Террористы угрожают взорвать захваченную школу в случае начала штурма здания.

Ведущий 2:

 11.57 -  Через два часа после захвата школы боевики выдвинули свои требования.  «Мы требуем на переговоры президента республики Дзасохова. …Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если ранят любого из нас, убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все взорвем. Если отключат свет, связь на минуту мы расстреляем 10 человек»

Ведущий 1:  В ночь на 2 сентября состоялись переговоры террористов с доктором Рошалем.  Представители спецслужб передали террористам, что готовы предоставить им возможность безопасного выезда в Ингушетию и Чечню. Кроме того было предложено заменить заложников-детей на взрослых. Ответа на эти предложения не последовало, террористы также отказались принять еду и медикаменты для захваченных в заложники.

Ведущий 2:   2 сентября захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. По его просьбе боевики освободили группу заложников из 26 человек (матери с детьми грудного возраста).

Ведущий 1:   3 сентября   12:40  Оперативному штабу удалось договориться с террористами об эвакуации из школы тел убитых заложников.  

В 12:55 к школе выдвигаются сотрудники МЧС, которые должны забрать тела убитых.  В 13:03-13:05 в здании школы раздаются два взрыва, из школы стали выбегать заложники. После чего спецподразделения российской армии и ФСБ предприняли штурм.

кусок 2

Ведущий 1:    

Вместе со всеми пришел на школьную линейку  и  Иван Константинович Каниди, грек по национальности. Он многие годы преподавал физкультуру в этой школе.  Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, учитывая его преклонный возраст (ему 74 года),  но Иван Константинович остался со своими учениками, чтобы попытаться спасти их жизни. Нескольких ребятишек учитель спас еще в первые минуты захвата, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики согнали заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды.  Ведущий 2:     Он открыто заявлял боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. При нем был убит учитель труда Александр Михайлов, который тоже пытался противостоять террористам, но и это Ивана Константиновича Каниди не остановило. Еще в первый день захвата он перенес сердечный приступ, но продолжал всеми силами поддерживать слабеющих от жары и отсутствия воды детей. По свидетельству выживших, он умудрился обезвредить одно или два взрывных устройства, предварительно закрыв их своим телом, чтобы предотвратить разлет осколков, если произойдет взрыв.

Ведущий 1:  Когда начался штурм, а в спортзале прозвучали взрывы, защищая

детей, Каниди вступил в схватку с боевиком, который собирался стрелять в школьников из автомата. Он успел схватиться за ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей, а в остатки потолка, нависавшего над спортзалом. Схватка была неравной, но какие-то секунды он выиграл, давая возможность детям выскакивать из уже пылающей школы. Говорят, что он так и не выпустил ствол автомата, который до последнего мгновения отводил в сторону от детей. Не сумев в открытом противоборстве справиться с человеком, который по возрасту явно был старше его в несколько раз, боевик выхватил пистолет и несколько раз выстрелил в упор.

По данным следствия, в школе террористы удерживали 1128 заложников. При проведении спецоперации было спасено 918 человек. В результате теракта 1-3 сентября 2004 года погиб и позднее скончался от ранений 331 человек, в том числе 317 заложников, 186 из которых - дети.

Ведущий 2:  У каждого из заложников своя история. Трагическая и в то же время героическая. Вот некоторые из них.

1-я ученик (Бывшая заложница Марина Козырева ). Все три дня, пока мы там сидели, мы сидели чуть ли не друг на друге. Нас там было около 1100 человек. Время от времени заходили боевики и ради смеха приказывали то стоять всем, то лежать. И так продолжалось почти целыми днями. В центре они установили большое взрывное устройство, примерно 50x50 см, пульт от которого был нажимного действия. Его постоянно прижимал ногой кто-то из террористов. Когда они уставали, на кнопку ставили стопку книг. 

2 ученик (Бывшая заложница Диана Гаджинова) Пить не позволяли. И есть не давали. Они совсем обозлились. Когда нас отпускали в туалет, то некоторые дети забегали в разломанный кабинет, который недалеко от туалета. Там стояли в горшках цветы. Так вот, они цветы эти рвали и запихивали в рот. Некоторые прятали цветы в трусах и делились с товарищами. Но голод не так мучил, как жажда. Некоторые дети не выдерживали, мочились себе на ладони и пили.

3 ученик  (Бывшая заложница Алла Гадзиева)

Когда раздался взрыв, дети и взрослые бросились к окнам. И боевики открыли по ним беспорядочный огонь из автоматов. Даже после того, как основная масса людей выбежала из спортзала, они, уходя в подвал школы, продолжали расстреливать лежащих на полу спортзала людей.

4 ученик.

Зифа Агаева, мать второклассника Жорика Агаева, почти никогда не покидает своего дома — она ждет своего сына, погибшего в школе. Зифа — та самая женщина, которая  кормила детей грудью под страхом смерти. У нее было молоко из-за недавно рожденной Вики. И Зифа давала свою грудь всем, кто сидел рядом, а потом сцеживала в ложку, которую дети передавали друг другу. Один из террористов заметил, как она дает грудь детям, — и навел на нее автомат, прицелился. «Я не боялась, что он меня убьет. Я боялась, что он меня убьет на глазах у моих детей», - рассказывает Зифа. Потом Зифу взрывной волной вынесло через окно. Известно, что все, кто сидел вокруг нее, сгорели, а она выжила. Хотя пол-лица раздроблено — были операции, и предстоят еще, а четыре осколка в ней так и поселились — опаснее трогать, чем оставить.

5 ученик.

Азиева Злата Сергеевна родилась в курортном городе Усть-Нарва. Училась в Ленинградском государственном университете на факультете прикладной математики, где и познакомилась со своим будущим мужем Сосланом Азиевым. Получив диплом, Злата вместе с Сосланом уехала в Северную Осетию, стала матерью, дочь назвали Зариной. Маленький уютный Беслан стал ее обителью. Злата устроилась в школу № 1 Беслана учителем математики и информатики. Кристина Уварова, бывшая заложница-ученица, вспоминает: «Когда террористы убили первого мужчину, они спросили, кто поведет детей в туалет». Первой встала Злата Сергеевна. Заслоняя собой детей, она помогала детям напиться воды, каждая капля которой была спасением и надеждой на выживание. Гудиева Людмила, находящейся в бандитском аду с внучкой, рассказывает: «Злата успокаивала детей, некоторым делала массаж, превозмогая усталость, рассказывала что-то детям, пытаясь отвлечь ребят от навязчивых мыслей, а сама украдкой следила за бандитами и, если получалось, использовала любую возможность пройти в туалет, намочить тряпочки, сделанные из одежды школьников, и бросала детям, чтобы они высасывали живительную влагу.» Один бандит приставил дуло автомата ко лбу Златы и сказал, что если она не прекратит свои действия, то будет расстреляна. Но ее эти угрозы не остановили. За 10-20 минут до взрыва Злата Сергеевна подносила нашатырный спирт ребятам, которые уже теряли сознание. Один из террористов сказал ей: "Если не только ты, но даже кто-нибудь другой притронется к воде, мы убьем тебя". Злата Сергеевна погибла в возрасте 33 лет. Дочь Златы, Зарина, раньше хотела быть врачом, теперь решила стать учителем, как мама.

6 ученик.

Руслан Бетрозов был высоким мужчиной крепкого телосложения. В спортзале он оказался с двумя своими сыновьями: Аланом и Асланом. В первые минуты после захвата школы, когда заложники только рассаживались по спортзалу, Руслан начал успокаивать окружающих. Почти сразу его убили автоматной очередью, видимо с целью устрашения других заложников. Тело потащили через весь зал, так, что осталась большая кровавая полоса. Руслан Бетрозов стал первым убитым боевиками заложником. Младший сын Руслана, Аслан, погиб на месте после первого взрыва, старший же сын, Алан выжил и даже успел выбежать из школы. По свидетельствам очевидцев, увидев, что младшего брата рядом с ним нет, Алан крикнув, что вернется в школу за Асланом, побежал обратно. Был расстрелян.

7 ученик.

Марине Кисиевой было тридцать лет, когда произошел теракт. После трагедии ее семья сократилась вдвое: Марина потеряла мужа Артура, который повез сына в школу на линейку, и сына Аслана, семи лет, ученика 2 «а», и осталась лишь с младшей дочкой, пятилетней Миленой. Тело Аслана семья до сих пор не нашла. А муж Марины, Артур, погиб — его расстреляли сразу, 1 сентября. Террористы отделили мужчин на работы по строительству укреплений и развешиванию взрывных устройств. Свидетели теракта вспоминают слова Артура: «Чтобы я своими руками детей убивал!». И его убили.

8 ученик.

Вике Кцоевой было 14 лет, когда она оказалась среди заложников в спортзале школы № 1. «Ничего страшнее со мной уже не случится» — так отзывается девочка обо всём, что произошло в те дни. Вместе с Викой в заложниках оказался её 9-летний брат Артур. В первый день Вика отдала брату всю воду, которая у неё была, потом несколько раз теряла сознание от обезвоживания. В газетах было напечатано фото, на котором Вика держит в руках крестик — цепочка от крестика оборвалась, и девочка крепко сжимает его в руке.

9 ученик.

Ханаева Ирина Захаровна - учитель начальных классов, будучи пожилой (74 года) и тяжелобольной женщиной, Ирина Захаровна совершила настоящий подвиг. Во время штурма ее ранили в ноги автоматной очередью, — после этого она встала на колени, для того чтобы маленькие дети встав ей на спину смогли выпрыгнуть из окна. Трагически погибла.

Ведущий 1:        Когда  в школе прогремел взрыв,  обрушилась крыша, начался пожар. Часть заложников стала  в панике убегать из школы – террористы же стреляли им в спины.

Ведущий 2:        Сразу же оперативный штаб дал команду на штурм. Штурм был спонтанным, но бойцы подразделений «Вымпел» и «Альфа» действовали по заранее намеченному плану, первоочередной задачей для них было – спасение детей.  

         Бой длился примерно 13 часов. При освобождении заложников погибли 10 бойцов из подразделений «Альфа» и «Вымпел».

Ведущий 1:       Вот их имена.

Ученик: 

Под рыданье безутешных матерей,

Под печальный звон колоколов.

Ставлю эту свечку за детей,

И спасавших тех детей бойцов.

Всё смешалось, ненависть и скорбь,

Как будто в душу кровью наплевали.

И словно из ружья по сердцу дробь -

В секунду сотню жизней оборвали.

Да как же так, ведь это не война...

Но в светлый праздник осени начала,

Крестами свежими увенчана страна,

И с каждою могилой совесть умирала.

(Во время чтения стихотворения передаются свечи  по кругу, затем они друг от друга зажигаются)                            

                                                                    Минута молчания.

(После минуты молчания дети подходят к столу и ставят свечи.)

Беседа с детьми: 

-  Что такое терроризм и героизм?

-  Ваше отношение к данному событию?

- Почему теракты  стали реальностью нашего времени?

- Что нужно сделать, чтобы такое не повторилось?   что должно измениться в мире, для того, что бы таких ужасов больше не происходило?

- В чем, по-вашему, причина зла в мире? Кто повинен в этом?

- Что нужно для того, что бы зла было меньше?

Ролик - «Памяти детям Беслана»

Ведущий 1 : Спустя год после трагедии осиротевшие матери всю ночь просидели среди цветов и игрушек в спортивном зале. К часу дня они вышли во двор. В это время туда вошли школьники 12-15 лет с белыми шарами. Шаров было 331 по числу погибших заложников. Школьники держали гроздья шаров и давились слезами.

Ведущий 2 : Эти дети учились в этой школе. Эти дети знали всех, кто из этой школы не вышел. У кого-то сорвался один шар и одиноко полетел в небо. Как первая безвременно ушедшая жизнь.

Ровно в 13.05 – в ту минуту, когда год назад в спортзале раздался первый взрыв, из динамиков вылетел колокольный звон, школьники выпустили шары в небо, и школьный двор зашелся рыданиями. Плакали даже мужчины.

Ведущий 1 : Первая гроздь шаров не поднялась в небо, застряв в высоковольтных проводах. Остальные медленно, под "Аве Марию", поднимались ввысь, расползаясь по небу. И, выстроившись в ряд, словно птичья стая, очень долго уплывали в одном направлении – туда, куда дул ветер. Потом поодиночке стали отрываться и улетать шары, застрявшие в проводах. Это было очень символично. Кто-то в этих стенах умер сразу, кто-то еще мучился, сгорая живьем.

Стихотворение.

Не стреляйте в меня!

Я учиться хочу!

Ах, зачем я,

как Ангел, по небу лечу?!

Первый день сентября…

Сорван первый урок.

Этот день испокон –

Праздник школы любой…

Но спортзал, как загон –

Там … растяжки с пальбой!

Я расти

И любить эту землю хочу.

Но зачем в изголовье

Мне ставят свечу?!

Стынет огненный пепел

На детских губах.

Это наши мечты

Рассыпаются в прах…

Я не умер.

Я Ангелом в небо лечу!

Это тело мое припадает к плечу.

Только в спину расстрелян

спецназа боец:

Выносил он меня

Из огня, как отец…

Это школа Беслана

Парит в небесах…

Это Родина –

Вся в материнских слезах.

Это белые розы от крови черны…

Это раны

Распятой террором страны.

Знаю – нелюдей в масках

возмездье найдет,

Развенчает и горькую чашу нальет…

Но сегодня я Ангелом Света лечу –

Это наша любовь

Зажигает Свечу…

Я не плачу. Вослед палачам

Я кричу:

«Не взрывайте меня!

Я учиться хочу!»

Ведущий 1 :  Многострадальным детям Беслана врачи и психологи советуют как можно скорее постараться забыть тот ад, в котором они находились. А мы обязаны помнить. Помнить, чтобы разделить боль ни в чем не повинных жертв. Помнить, чтобы не допустить такой трагедии. Помнить, чтобы рассказать своим детям и внукам, как сейчас наши деды рассказывают нам о войне. Потому что это и есть война. А на войне как на войне.

Песня группы «Тропинка».

В сценарии использован материал:

http://www.rambler.ru/news/events/beslan/566043873.html

http://region15.ru/articles/577/

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19914/

http://www.proza.ru/avtor/zhig2009   

http://v-podnebesie.narod.ru/beslan.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Теракт_в_Беслане  - (раздел Предыстория)

http://terror.strana.ru/stories/04/09/01/3529/225536.html - хроника захвата по дням

http://www.pravdabeslana.ru/zapiska.htm 

Стихи:

Наталья Бызова  http://www.arhpress.ru/sevmor/2004/9/15/4.shtml

Владимир Татаренко http://utatarenko.ru/stihi/vladimir-tatarenko/moral/4-o-beslane.html

Тамара Файфель http://cats-poem.narod.ru/Beslan/010_When.html 

Использовался материал учителей:

Грачева Елена Ивановна - учитель истории  МОУ СОШ "с.Усть - Курдюм Саратовского р-на Саратовской обл."

Беляева Татьяна Васильевна - учитель физики МОУ "Высокоярская сош", Томская область, с. Высокий Яр

Четвертных Альбина Павловна – заместитель директора по ВР "Медведевская средняя общеобразовательная школа №2", Республика Марий Эл,  п. Медведево

Бережнова Елена Алексеевна - педагог-организатор МОУ "Гимназия №13", г. Магадан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЦЕННО

Самое трудное познать себя. Известная мысль древнего философа Фалеса особенно актуальна для современной школы. Обязательные школьные программы перенасыщены всякого рода информацией и не всегда дают во...

Тематический классный час ЭТИКЕТ ДЛЯ МЕНЯ

«Все начинается с детства». Как необходимо вовремя повлиять на формирование лучших качеств души ребенка и помочь родителям воспитать доброго, отзывчивого, чуткого и честного человека, сохраняющего при...

Классный час "Какой у меня интеллект?"

На этом занятии вводится понятие " интеллектуальное развитие", " коэффициент интеллекта". Задача- привлечь внимание детей к вопросам самовоспитания, саморазвития, усилить мотивацию к учебе....

Классный час на тему "Меня не понимают родители. Что делать?"

Хочу предоставить вам,проведенный мною,классный час задачей которого было способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми....

Классный часна тему «Здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни-залог успеха! В нашем объединении ему уделяется большое внимание! Так для обучающихся был разработан и проведен классный час на тему: "Здоровый образ жизни"....

Классный час "Какой у меня интеллект"

Конспект классного часа с презентацией "Своя игра"...