Программа воспитательной работы "Учимся жить в современном мире" 5-9 класс
методическая разработка по теме

Ильина Мария Александровна

Сплочение и развитие коллектива учащихся  средствами  воспитательной  деятельности. Планирование и организация классных часов и коллективных дел по блокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА

воспитательной деятельности

УЧИМСЯ  ЖИТЬ В  СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

5 – 9 класс

 

 2007-2012 уч.г.

классный руководитель Ильина М.А.

 

  

 

Сургут


 Пояснительная записка

Актуальность  программы

         В настоящее время  наряду  с формированием разносторонне развитой  личности  ребенка перед школой стоит не менее сложная, но и не менее важная  задача привить ему умение общаться и жить и взаимодействовать в коллективе.  Значительную часть своего времени ребята проводят  в школе на уроках и мероприятиях в обществе одноклассников. От того, как будут складываться отношения между членами этого сообщества, зависит самочувствие и возможности развития каждого.

           Таким образом, классный коллектив является мощнейшим средством воспитания, в  нем реализуется комплекс условий, способствующих как развитию самого коллектива, так и развитию индивидуальности в нем.

Противоречие:   В нашей сложной жизни меняются нравственные понятия и их ценность. Усилия педагогов направлены  на формирование и развитие личностных качеств и способностей  каждого конкретного ребенка, но индивидуализация человеческой жизни уже привела к отказу от коллективистских законов, каждый приспосабливается жить сам по себе  и для себя, хотя искусство жить диктует другое – нельзя жить в одиночку жить следует в гармонии с обществом и другими людьми.

Проблема:   Как средствами  воспитательной деятельности     способствовать   сплочению и развитию коллектива учащихся  класса. Выявленная проблема определила  цель дальнейшей работы.

Цель  Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающихся,  через

создание сплоченного   коллектива  учащихся.

Задачи    

    1)   выявление уровня сформированности классного коллектива;

    2)   организация самоуправления в классе;

    3)   планирование и организация классных часов и коллективных дел по  блокам:

                          –  «Познаю себя и других»  (самопознание),

                          –  «Общение и уважение»   (самоопределение), 

                          –  «Мой нравственный выбор» (самовоспитание),

                          –  «Творчество в моей жизни» (саморазвитие).

    4)   анализ результатов педагогического взаимодействия    каждого этапа формирования коллектива.

Программа  рассчитана на   учащихся 5 – 9 класса и реализуется на базе общеобразовательной школы.

          Концептуальной основой программы   явились положения философии, педагогики, психологии об общественной сущности человека и специфики его развития.  Исходные принципы работы базируются  на идеях  отечественных и зарубежных психологов, социологов и педагогов о принципах деятельностного подхода к формированию и становлению личности, ее развития на разных этапах, единство сознания и деятельности.

Классификация уровней развития коллектива – А.Н. Лутошкин;

методика коллективной творческой деятельности – И.П. Иванов;

педагогика сотрудничества – С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко;

гуманно-личностная педагогика – Ш.А. Амонашвили;

игровые технологии – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев;

проектная технология –  В.Х. Килпатрик, В.Д. Симоненко;

психологические особенности подростков описанные Л.И. Божович, А.Е.Личко, Л.С. Выготским, П.П. Блонским, Р.С. Немовым;

принципы, формы, методы – В.И. Загвязинский, В.С. Кукушин.


Содержание программы

       Содержание программы сформировано таким образом, чтобы обеспечить  реализацию вышеназванных педагогических задач.    Программа состоит из четырех блоков.                          

       Каждый блок состоит из классных часов: бесед, диспутов, праздников, коллективных дел, тренингов. Программа   циклична, то есть, проводится ежегодно.  Содержание занятий последовательно, но наполнение занятий свободно, главное придерживаться заявленной темы  блока и учитывать возраст участников.  

Наименование блока

Формируемые качества

Направления гражданско-   патриотического воспитания

Формы

Сроки реализации

 «Познаю себя и других» (самопознание)

 -осознание принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов-  

-интерес к самому себе, к своему внутреннему миру, характеру, к своей семье;

- осознание себя как члена своей семьи,  с   определенными традициями и культурой;

      Гражданско-правовое (формирование правовых знаний учащихся, ответственности за свое поведение,  осознание   себя гражданами и членами общества).

Развитие ученического самоуправления (развивать инициативность, самостоятельность, организаторские способности учащихся)

беседы, диспуты, праздники, коллективные дела, тренинги

сентябрь, октябрь

«Общение и уважение»   (самоопределе-ние)

-новые навыки общения;

-   соблюдение правил  и норм   человеческого сосуществования;

-   способность понимать другого человека, заботиться о нём, сотрудничать с ним;

- уважительное отношение к окружающим людям; 

-  организаторские способности

беседы, диспуты, праздники, коллективные дела, тренинги

ноябрь, декабрь

«Мой нравственный выбор» (самовоспита-ние)

 -сознательная дисциплина и культура поведения 

- способность к рефлексии:

-анализировать своё поведение и управлять им, развивать навыки самоанализа, самооценки; 

Нравственно-патриотическое (формирование нравственной культуры ребенка: нравственных  знаний (правил, норм), развитие нравственных чувств, нравственного поведения. Воспитание любви к своей Родине, ответственности за неё). Спортивномассовое   (привитие навыков здорового образа жизни, стремление к победе).

беседы, диспуты, праздники, коллективные дела, тренинги

январь, февраль, март

«Творчество в моей жизни» (саморазвитие)

Способность реализовать и развить свои творческие способности

Художественно-эстетическое  (развитие творческих способностей учащихся. Приобщение к культуре)

  праздники, коллективные дела, тренинги

апрель, май

Работа с родителями  (создание  единого, педагогически  целесообразного влияния семьи и школы  на ребенка).

Содержание воспитательной деятельности реализуется в рамках программы воспитательной работы школы «Уклад школы как копилка ценностей» 2010-2013гг., её модулей «Здоровье», «Нравственность», «Образование».

Принципы организации программы.

          Принцип развивающего и воспитывающего обучения  (ведущий принцип педагогики) – отражает целенаправленное формирование личности ребенка, связывает воедино основные педагогические категории: воспитание, обучение, образование.  

          Принцип социокультурного соответствия    выражает требование строить образование, сообразуясь с природой, внутренней организацией ребенка, а также  с законами окружающей природной и социальной среды.  

         Принцип систематичности и системности.    последовательность и преемственность.

         Принцип сознательности и активности. Выражает  суть концепции: человека невозможно научить, если он сам этого не хочет.

       Принцип положительной мотивации  и благоприятного эмоционального климата      регулирует коммуникативную сторону обучения и воспитания, предусматривает сотрудничество и сотворчество педагогов и детей.

        Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм  выражается  в различных вариантах групповой  дифференцированной работы, во взаимном дополнении коллективных форм индивидуальными, а также  в насыщении коллективных форм элементами самостоятельной познавательной  преобразующей деятельности.

Формы

          В соответствии с принципом сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения    используются  индивидуальная и коллективная формы  обучения.

         Экскурсия – форма обучения сопряженная с выходом  за пределы учреждения для изучения предметов и явлений  в их естественном виде.

          Развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся,     ярмарки.  

Беседа.  Диспут. Тренинг.  Коллективное дело.  Праздники.

Методы

         Метод проблемного изложения. Педагог прежде чем излагать материал, ставит проблему.    Обучаемые становятся соучастниками   поиска.

        Сотрудничество и сотворчество. Приобретение навыков общения, сотрудничества, взаимоподдержки. Отношения строятся на доверии, уважении.

         Состязательность.  Развитие активности, инициативности. Сравнение  достижений.

        Педагогическое требование. Побуждение к выполнению реальной задачи, стимулируя интерес и  эмоциональные переживания.

       Взаимная ответственность. Организация деятельности, успех которой обусловлен участием каждого.

       Беседа. Побуждение к принятию ценностей.

       Рассказ. Раскрытие сущности  ценностей путем подвода к их принятию.

      Поощрение. Выражение морального и материального поощрения с целью побуждения к деятельности и общению.

       Педагогическая поддержка. Поддержка на этапах, вызывающих затруднение.

       Установка. Стимулирование становления социально ценных установок у подростков.

      Эмпатия. Побуждение к пониманию окружающих, умение ставить себя на место другого.

      Игровой. Деятельность и общение через игру.

      Оценка и самооценка. Побуждение к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию подростка  через оценивание его деятельности.

Средства

       Печатные.     Книги, сборники, журналы.  

       Наглядные. Плакаты, инструкционные карты, экспонаты, реликвии, образцы различных техник, пооперационные образцы, образцы изделий, образцы творческих проектов.

        Технические. Компьютер.

        Устные. Лекции, беседы, рассказ.

       Психолого-педагогические. Игры, зрелища, развлечения, общение.

      Искусство и творчество. Декоративно-прикладное творчество, изобразительное, музыкальное.


Этапы     реализации программы

І  этап формирования   коллектива

2007-08г. 5кл. 1 полугодие.

Ситуация:  дети,  окончившие начальную школу, перейдя в 5 класс,  попадают в совершенно новые для них условия: иное здание школы, другие учителя, новая кабинетная система, незнакомые дети и т.д.

Проблема:  информационный голод.

   

Цель: создать условия для ориентации в новом коллективе.

Задачи:

- удовлетворить потребность учащихся и их родителей в информации о режиме, формах деятельности, нормах, требованиях, традициях школы, о педагогической позиции классного руководителяи, педагогического коллектива, администрации;

- изучить личностные особенности учащихся и родителей;

- оказывать помощь и содействие в сближении и знакомстве детей;

- создать позитивный образ классного руководителя, педагогов.

   

ІІ этап формирования   коллектива

2007-08г. 5кл. 2 полугодие.

Ситуация:     учащиеся  в общих чертах осознают нормы, требования, стремятся определить для себя образ поведения, стиль отношений с окружающими – детьми и педагогами. Навыки совместной деятельности пока отсутствуют. Отношения в классе разные – доброжелательные, конфликтные. Лидер пока не определен. Намечаются приятельские группы по интересам.

Проблема:  разобщенность, отсутствие явных лидеров и общих интересов.

Цель:  создать организационное единство класса.

Задачи:  

- продолжить процесс углубления знакомства,

- организовать совместную деятельность в детском и родительском коллективах по определению ощих целей и задач, режима и перспектив деятельности,

- закрепить «условный рефлекс» на режимные моменты жизни класса,

- сформировать актив класса.

ІІІ этап формирования   коллектива

2008-09г. 6кл.  

 

Ситуация:  наиболее активное общение происходит внутри микрогрупп. Класс в целом активно включается в деятельность и достигает определенных результатов, но усилия учащихся часто   не согласованы, сопровождаются повышенным эмоциональным напряжением, что приводит к неритмичности работы коллектива. Отчетливо выражен «пассив». Бывают конфликты.

Проблема:   нет понимания, что успех деятельности коллектива зависит от усилий каждого.

Цель:   сформировать эмоционально-волевое и интеллектуальное единство класса.

Задачи:

- изучить динамику межличностных отношений в классе,

- обеспечить разнохарактерную деятельность, позволяющую выявить и закрепить лидерство учащихся группировок с позитивными ценностями,

- обеспечить возможность высказывания и обсуждения любого мнения, любой точки зрения,

- создавать ситуации для приобретения опыта коллективных переживаний.

ІV этап формирования   коллектива

2009-10г. 7кл.

Ситуация:  учащиеся открывают для себя знакомых людей с новой стороны, общение выходит за рамки микрогрупп,  сформировано позитивное отношение к нормам и ценностям, для многих детей  значимо мнение коллектива, инициатива проявляется недостаточно, активность  проявляется всплесками.

Проблема: неумение анализировать и признавать ошибки.

Цель:  сформировать ценностно-ориентационное единство в процессе социально-значимой деятельности.

Задачи: 

- создавать ситуации, позволяющие «вывести из тени» «наблюдателей и  зрителей»,

- пробудить желание сопереживать, понимать и содействовать,

- поддерживать различные инициативы,

- создавать ситуации «успеха» и «не успеха»,

- учить анализировать свою деятельность и её результаты.

V этап формирования   коллектива

2010-12г. 8 -9 кл.

Ситуация: коллектив сплочен, каждый может расчитывать на помощь, поддержку товарищей,   общие радости и переживания, чувство гордости за свой коллектив.

Проблема:  внутриколлективных  дел  недостаточно

Цель: Реализовать позитивные возможности данного коллектива в деятельности  направленной на достижение социально-значимого результата в сотрудничестве с другими коллективами.

Задачи:

- поддержать потребность учащихся в самосовершенствовании, самореализации, умении оценивать свои возможности, соизмерять цель и результат,

- учить проектировать и организовывать  творческие и общественно-значимые дела,

- изучить динамику развития коллектива.

Модель выпускника

- Знает свои корни.

-  Уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям.

-  Осознает себя членом коллектива, общества,    гражданином своей страны.

-   Отвечает за свои поступки. Его слова не расходятся с делом.

-   Способен к состраданию.      

-  Умеет сохранять чувство собственного достоинства.

-  Соблюдает правила и нормы человеческого сосуществования.

-  Умеет анализировать своё поведение.

-  Обладает адекватной самооценкой.

-  Знает и стремится развивать свои склонности и способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы для учащихся 8-11 классов «Становление личности»

Современное общество нуждается в способных и уверенных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во б...

Программы воспитательной работы с учащимися 5-6 классов по теме: «Я и мое окружение»

Программа предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск.Формы проведения классных часов разнообразны: интегрированные, комплексные, беседы, доклады, мини- сочинения, экскурсии...

Программа воспитательной работы "Мы - будущее" 5-9 класс

Программа воспитательной работы на 5 лет 5-9 класс. С указанием направлений воспитательной работы, подпрограмм, используемых в воспитательном процессе...

Программа воспитательной работы "Мы - будущее" 5-9 класс

Программа воспитательной работы, расчитанная на 5 лет 5-9 класс....

Программа воспитательной работы: «Семь Я». 5 - 9 классы

Я долго шла к написанию данной программы, так как за плечами немалый опыт классного руководства, и каждый раз я сталкивалась с вопросом: “Как сделать ж...

Программа воспитательной работы классного руководителя 11 Б класса Николаевской средней школы

Главный критерий процесса воспитания есть постулат "понять-принять помочь". Одна из целей моей воспитательной работы создание условий для развития творческих способностей одаренных детей.Очень значимы...