Классный час "Семейный альбом"
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Синягина Светлана Альбертовна

Классный час разработан в рамках программы "Духовно-нравственное воспитание школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семейный альбом17.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   С.А. Синягина

«Листая семейный альбом »,

или  как составить родословное древо моей семьи

(семейный урок в 6  классе)

Цель:

Воспитание  добрых  отношений в семье между людьми разных поколений.

Задачи: 

1.Познакомить детей с традициями  ведения семейного альбома.

2.Воспитывать любовь к близким, терпение и умение прощать.

3.Способствовать  осознанию  ответственности детей за благополучие в

   семье; воспитывать потребность в развитии семейных отношений и

   создании своей семьи в будущем.

Оборудование: 

Аудиозапись песни «Семейный альбом» (сл. Л. Дербенева, муз. Д. Тухманова); презентация «Родословная моей семьи», семейные альбомы, сундук с семейными реликвиями.

Ключевые понятия:

Семейный альбом, предки, прародители, потомки, реликвия.

Определения ключевых понятий:

Семейный альбом – тетрадь из плотных листов в переплете для семейных фотографий.

Предки – древние предшественники по роду, а также соотечественники из прежних поколений.

Прародитель – родоначальник, праотец.

Потомок – человек по отношению к своим предкам.

Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом.

(Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)

                                      Ход занятия

  1. Вступительная часть 

Звучит песня «Семейный альбом» (сл. Л. Дербенева, муз. Д. Тухманова).

Загляните в семейный альбом! Как часто вы пролистываете страницы старого семейного альбома? Для чего нужен семейный альбом? Нужны ли такие альбомы  современному человеку? Об этом наш разговор.

  1. Основная часть

        Человек растёт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций русского народа было сохранение памяти о своих предках. Сегодня старинная традиция возвращается.

Презентации школьников и родителей «Родословная моей семьи», «Генеалогическое древо».

Вопросы:

-Что можно узнать из родословной семьи?

-Для чего необходимо вести родословное древо?

-Какие имена в вашей родословной встречаются чаще всего?

Работа со словами «предки», «прародители», «потомки».

Рассказ о традициях семьи. (Проведения праздников, совместного отдыха, увлечения в семье.) Представление тематических  фотографий семьи.

Фотогазета для детей «Не правда ли, смешно?» (Представляют родители, дети вспоминают и комментируют сюжеты фотографий.)

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д. (Рассказы школьников о  традициях в своих семьях.)

Отрывок из рассказа Н. Бердяева «Из моей родословной» (читает учитель).

       Из моих предков наиболее яркой и интересной фигурой был мой дед М.Н.Бердяев. О нем я слыхал много рассказов с детства. Отец любил рассказывать, как дед победил Наполеона.

        В 1814 году в Кульмском сражении армия Наполеона побеждала русскую и немецкую армии. В той части русской армии, где находился мой дед,  были убиты все начальствующие, начиная с генерала.

       Мой дед был молодым поручиком кавалергардского полка, но должен был вступить в командование целой частью. Он перешел в бурное наступление и атаковал французскую армию. Французы подумали, что противник получил подкрепление. Армия Наполеона дрогнула и проиграла Кульмское сражение. Мой дед получил Крест Святого Георгия и прусский Железный Крест.      

Рассказы детей о событиях в истории России, в которых участвовали их предки.

В каждой семье есть вещи, предметы, которые особенно дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение.

Работа со словом «реликвия».

Выставка  «Семейные реликвии». (Учитель берет вещь из сундука, а хозяин встает и представляет ее.)

Представители семей рассказывают историю своих семейных реликвий.

Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большими? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Задам сейчас задачу я.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья?

( 6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Каждый из нас, только родившись, вступает в родственные отношения. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.

Вопросы (к детям и взрослым):

- Как называют родителей мужа? (Свекор, свекровь.)

-Родителей жены? (Теща, тесть.)

-Кто такие шурин и свояченица? (Брат жены и сестра жены.)

-А как называют брата мужа и сестру мужа? (Деверь и золовка.)

-Кто такие свояки? (Мужья сестёр.)

-Кто такие невестки? (Жёны братьев.)

-К вам пришли невестка и сноха. Кто это? (Это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка.)

-Кого называют зятем? (Мужа дочки, сестры или золовки.)

-Кто такие бабушка и дедушка? (Родители мамы или папы.)

-Как зовут сестру мамы или папы? (Тётя.)

-А кто такой дядя? (Брат мамы, папы или тёти.)

-Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?

Отрывок из повести Ч. Айтматова «Белый пароход» (читает учитель).

     - Ты кто? – спросил шофер.

     - Я внук деда Момуна. А дед – сын сыновей Рогатой матери-оленихи.

     - Кто тебе это сказал? – удивился шофер.

     - Дедушка сказал. А тебя разве никто не учил запоминать имена семерых предков? – спросил мальчик. Шофер знал только своего отца, деда, прадеда.

     - Никто не учил. А зачем?

     - Дед говорит, что если они не будут помнить отцов, то они испортятся.

    - Кто испортится?

    - Люди испортятся. Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и внуки о нем не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать.

Вопросы:

- Для чего необходимо знать своих предков?

- Зависит ли что-либо в жизни человека от этого?

- Нужны ли семейные фотографии?

  1.  Заключительная часть

      Стихотворение В. Берестова (читает учитель).

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной любовью твоей.

        У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Храните свои семейные альбомы, пополняйте их фотографиями своих детей и внуков. Пусть в них остается история, и тогда ваши потомки вспомнят вас добрым словом и расскажут о вас своим детям и внукам. А эта фотография напомнит им о важности сохранения памяти о своих родных и близких на все времена.

     Общая фотография школьников с семейными альбомами в руках.

Литература

  1. Кузнецова М. Вечные ценности. Духовные ценности и здоровье… Как они связаны между собой? // Здоровье детей. -2007. - №10.
  2. Прудникова Т. Семья как общечеловеческая ценность. // Воспитание школьников. – 2007. - №8.
  3. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания. // Начальная школа. -2006. - №11.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение "Семейный альбом"

Сочинение ученицы 6 класса Крупской Полины, посвящено трудному военному детству дяди, Романовского Владимира Тимофеевича....

Альбом для работы психолога по коррекции мелкой моторики

МОТОРИКА(лат. motor — приводящий в движение) — вся сфера двигательных функций организма человека, объединяющая их биохимические, физиологические и психологические системы.Мелкая моторика- это со...

Альбом для работы психолога по коррекции внимания

Внимание как познавательный процессПонятие внимания, как и всегда, вызывает живой интерес у психологов, да и у других специалистов, поскольку оно обеспечивает объяснение совершенно разных психол...

Альбом для работы психолога по коррекции мышления

Мышление- одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным...

Классный час "Детский альбом П.И. Чайковского".

На классном часе рассказывали о музыке для детей П.И. Чайковского и слушали пьесы из "Детского альбома"....

Урок английского языка. 3 класс. УМК "Милли". Проект «Наш классный альбом» (ФГОС НOO)

Урок английского языка в 3 классе по теме: "Школьные дни" (тема урока по КТП: Проект «Наш классный альбом». Диалог-расспрос о любимых предметах, днях, занятиях).  Основной ц...

Классный час "Семейный альбом" (с родителями 7б класса)

Данный классный час провела открыто для молодых педагогов (обмен опытом)...