Моя воспитательная система
методическая разработка (8, 9 класс) на тему

Соловьёва Елена Геннадьевна

Материал "Моя воспитательная система" , "Воспитание нравственности и патриотизма как  средство формирования личности ребенка" содержит систему и принципы воспитательной работы с классом. Разработка классного часа "Дорога, которую мы выбираем" по итогам учебного года в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_vospitatelnaya_sistema.docx44.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ПОКРОВО - СИТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Моя воспитательная система

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

                                                                          Автор:

                                                                          Соловьёва Елена Геннадьевна

                                                                          классный руководитель 8 класса

                                                                          МОУ Покро - Ситская средняя                  

                                                                          общеобразовательная школа

                                   

                                                      2010г.

Содержание

Введение.

1.Система воспитательной работы с классом.

1.1. Анализ воспитательной работы.

1.2. Воспитание начинаю с себя.

1.3. Основные принципы моей воспитательной системы.

Заключение.

Список литературы.

Приложения

Введение

  Проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства.

   Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой        культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способного взять  на себя ответственность за свою судьбу, судьбу  Отечества.

  В трудные времена общество всегда с надеждой смотрит на Учителя, на школу, видит в них оплот духовности, нравственности, хранителей традиционных ценностей нации. Школа не утратила способности возродить духовные силы народа, воспитать подрастающее поколение в духе уважения и любви к ближнему, к своей стране.

  Обществу сегодня необходима личность, обладающая качествами гражданина – патриота Родины, способная успешно выполнить гражданские обязанности в мирное и военное время.  Поэтому нужно искать новые подходы в организации нравственного и патриотического воспитания, а также возродить некоторые старые традиции в воспитании.

                 1.  Система воспитательной работы с классом

                                  1.1 Анализ воспитательной работы

   На протяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. Мои классы отличает то, что учащиеся самостоятельны, разносторонни, активны, умеют  работать, отстаивать своё мнение.

В целом воспитательная работа была многоплановой.

  Особое внимание уделяла духовно – нравственному и патриотическому воспитанию, эстетическому воспитанию, здоровому образу жизни и работе с родителями. Работа велась в соответствии с направлениями деятельности школы. Дети активно участвовали во всех школьных мероприятиях, районных олимпиадах, конкурсах.

   Приступая к работе с коллективом учащихся, уделяю самое серьёзное внимание изучению личности ребёнка. Это помогает построить программу работы с классом с учётом особенностей личностного развития учащихся, учесть эти особенности в организации воспитательной работы. (Приложение  

  1)

  В 2009-2010 учебном году работаю с 8 классом. В классе всего 8 человек: 5 мальчиков и 3 девочки. Класс «робкий», делающий неуверенные шаги, «присматривающийся», стремящийся к общению, но при этом скованный в культурном общении.  Половина класса малоактивна, но достаточно критична и требовательна в отношении к другим.

                                                                                                                                                                                 Тесты воспитанности, проведённые в классе, показали: среди 8 учащихся хороший уровень имеют - 1, средний – 3, низкий – 4 человека. Анализируя результаты анкетирования, пришла к выводу: большинство детей любят свою малую Родину, хотят видеть её экологически чистой, но не готовы защищать её и страну в целом. (Приложение  2)

  У меня, как классного руководителя, пока нет представления о классе, как о едином целом. Многие увлекаются лишь тем, что представляет для них интерес, не считаясь с интересами коллектива. Наблюдается конфликтность в отношениях, пренебрежительное отношение к слабым. Отсутствует стремление к коллективному труду. Но классному руководителю в любых начинаниях можно опереться на трёх учеников, которые стремятся выполнить цель, поставленную перед коллективом. Это ответственные люди, они не подведут. Из сказанного выше вытекает вывод: необходимы виды деятельности, позволяющие сплотить класс, единая цель развития коллектива.

  Исходя из анализа работы, была поставлена воспитательная  цель:

создание оптимальных условий для саморазвития и самопознания каждого школьника с учётом его интересов и базовых потребностей на основе его индивидуальных способностей

и  задачи:

- создание воспитывающей среды, необходимой для формирования нравственной  культуры личности;

- формирование правосознания ученика, его гражданско-патриотической позиции;

- формирование  культуры здорового образа жизни;

- вовлечение в проектную деятельность, кружки;

- организация сотрудничества и взаимодействия обучающихся, учителей и родителей.

 И так, постепенно создавалась воспитательная система «Воспитание нравственности и патриотизма как средство формирования личности ребёнка».

Составлен план воспитательной работы на 2009-2010 учебный  год.   (Приложение 3)

  1.2 Воспитание начинаю с себя

  Ценности, наиболее значимые для меня, как классного руководителя:

добро,  семья, Родина, взаимоуважение.  Основополагающим для меня, как классного руководителя,  в воспитательной системе является «Правило семи У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости (И.Г.Абрамова, РГПУ им Герцена, С.-Петербург). (Приложение  4)  

    В своей работе руководствуюсь  «Десятью заповедями  воспитания»:

  • Главная цель воспитания – счастливый человек.
  • Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
  • Воспитание  без уважения – подавление.
  • Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
  • Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
  • Развивай в себе незаурядность.
  • Не будь занудой, не ной и не паникуй.
  • Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
  • Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
  • Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

  Мой девиз по жизни – девиз оптимиста: «Нет ничего невозможного. Ошибаюсь, обжигаюсь, иду дальше, улыбаюсь».

 

     

 1.3   Основные принципы моей воспитательной  системы

  Приоритетными  в моей  воспитательной системе становятся  следующие принципы.

  • Принцип комплексного подхода:

-работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей,  учителей-предметников, педагога-организатора.

-ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.

  • Принцип гуманизации  воспитания   обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное  всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.
  • Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных,    социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, стране.
  • Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

  Ведущими идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были  ученые – педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов.

  Основные направления деятельности:

  • Нравственное и эстетическое воспитание.
  • Патриотическое воспитание.
  • Здоровье и безопасность жизни.
  • Работа с родителями.

  Основные формы деятельности.

  • Проведение классных часов, посвящённых успеваемости;
  • Еженедельная проверка дневников;
  • Работа с классным журналом;
  • Контакт с учителями-предметниками;
  • Контакт с родителями учащихся;
  • Тестирование, анкетирование и совместный анализ результатов;
  • Индивидуальные беседы с детьми;
  • Проведение классных собраний и тематических классных часов по  патриотическому и нравственному воспитанию, формированию правовой культуры;
  • Конкурсы, викторины по правовой тематике;
  • Общеклассные и индивидуальные беседы на нравственно-этические темы;
  • Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, области;
  • Поисково – краеведческая работа;
  • Праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, сюрпризные моменты, конкурсы;
  • Изучение «Азбуки нравственности»;
  • Участие в школьных и районных предметных олимпиадах;
  • Участие в спортивных соревнованиях, днях здоровья;
  • Участие в общешкольных делах, работе совета школы.

  Деятельность в классном коллективе может считаться системной, если выделяются  «ключевые» дела.

  «Ключевыми» делами моего класса можем считать такие мероприятия  как игровая программа «Игры на Руси», классные часы «Слово о моём роде», «Эхо старины», проект «Я как представитель рода», «Мой портрет в интерьере»,  создание фото архива класса «Это – мы». Под совместными проектами мы подразумеваем  учебно – познавательную деятельность, результаты которой  должны быть осязаемыми,  т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – результат, готовый к внедрению.

  Классно- семейный проект  «Страницы истории в письмах» создавался  с целью знакомства учащихся со страницами нашей истории, воспитания  чувства патриотизма.   В проекте принимают участие родители, так как при воспитании гражданина-патриота своей Родины важно участие не только школы, но и в, не меньшей степени семьи.

 

   

                                           

                                           

                                                   Заключение

   Моя воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность  в решении  общих проблем воспитания и образования  учащихся.

  Жизнеспособность моей системы заключается в возможности применения другими педагогами   в других условиях с возможными изменениями в концептуальной основе системы.

  Я часто  представляю, что мои дети  будут  САМОстоятельные и  САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации. Идею САМОразвития поддерживаю, так как считаю, что «научить ребёнка нельзя – он может только научиться, нельзя его воспитать – он может только воспитаться». Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности. Воспитание человека, умеющего работать над собой, - задача  несравнимо более сложная, зато позволяющая  человеку решать свои проблемы значительно более эффективно. Стараюсь решать её воспитательными беседами, советами, рекомендациями, в ходе мероприятий, встреч с родителями и конечно личным примером.

Приложение 1.

                                   Программа изучения личности

  1. Общие сведения об ученике
  2. Изучение домашних условий жизни и семейного воспитания школьника.
  3. Режим дня школьника.
  4. Свободное время школьника.
  5. Воспитательная система семьи.
  6. Здоровье школьника.
  7. Особенности познавательной сферы школьника.
  8. Психологические особенности личности школьника.
  9. Изучение эмоционально-чувственной сферы школьника.
  10. Степень  сформированности волевой сферы ученика
  11. Задатки, интересы, склонности, способности школьника.
  12. Идейно-нравственная направленность личности школьника.
  13. Нравственная воспитанность школьника.
  14. Система отношений. Отношение к людям.
  15. Отношение к учёбе.
  16. Отношение к физическому  труду.
  17. Отношение ученика к себе.
  18. Место и роль ученика в классном коллективе.
  19. Изучение ближайшего окружения школьника.
  20. Ценностные ориентации ученика и его профессиональная ориентированность

             

Приложение 2 .

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся 8 класса.

Фамилия, имя

Долг и ответственность

Бережливость

Дисциплинированность

Ответственное отношение к учению

Отношение к труду

Коллективизм и товарищество

Доброта и отзывчивость

Честность и правдивость

Простота и скромность

Культурный уровень

Уровень воспитанности

1

Бушуев Данил

СП

П

СП

СП

НП

СП

СП

СП

СП

НП

2,9

2

Бушуева Лиза

СП

СП

СП

П

П

П

СП

СП

СП

П

3,4

3

Голубев Женя

НП

НП

НП

НП

СП

СП

СП

СП

НП

НП

2,4

4

Горохова Настя

СП

НП

НП

СП

СП

СП

НП

НП

СП

НП

2,5

5

Густяков Дима

СП

П

СП

П

СП

СП

СП

СП

НП

СП

3,1

6

Густякова Наташа

П

Я

П

П

П

П

СП

П

СП

СП

3,8

7

Смирнов Серёжа

СП

СП

СП

СП

НП

НП

СП

НП

СП

НП

2,6

8

Косимов Рустам

НП

СП

СП

НП

СП

НП

СП

СП

СП

НП

2,5

Примечание: Я-ярко проявляется (5 баллов); П-проявляется (4 балла); СП-слабо проявляется (3 балла); НП- не проявляется (2 балла).

Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое .

5-4,5 балла – высокий уровень;

4,5-3,9 балла – хороший уровень;

3,8-2,9 балла – средний уровень;

2,8-2 балла – низкий уровень.

Приложение 3.

                                            План воспитательной работы в 8 классе

Срок

Направление, название мероприятия.

Форма проведения

Ответственный

Результативность

Нравственное и эстетическое

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Март

Классный час «Хорошие манеры. Правила жизни класса и школы».

«Речевой этикет. Слова-паразиты в речи молодёжи».

Классный час «Жизненные ценности или искусство жить достойно.

День учителя

«От письма к СМС-сообщению»

Моя учебная деятельность

Классный час«Банк добрых дел».

Новый год

8 Марта

Патриотическое

Тематический классный час

Беседа

Тематический классный час

Участие в праздничном концерте

Беседа

Классное собрание

Классное собрание, планирование работы на 3 четверть

Вечер (оформление, конкурс газет, конкурсы)

Праздничная программа

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Май

«Поколение ПЕПСИ считает»

«Программа нашей жизни»

День Отечества

«Патриотические ценности молодых жителей Ярославской области»

«Я имею право на…»

День защитника Отечества

«Страницы истории в письмах»

С русским воином через века

Слово о моём роде

9 Мая

Здоровье и безопасность дорожного движения

Дискуссия

Классный час

Беседа

Анкетирование

Дискуссия

Спортивные соревнования среди юношей

Тематический классный час

Классный час с приглашением родителей-военнослужащих

Тематический классный час

Линейка-митинг в честь 65-летия победы в Великой Отечественной войне

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Май

День здоровья

«Россия – автомобильная держава»

«Правила поведения школьников во время осенних каникул», «Пожарная безопасность»

Генеральная уборка в классе

«Безопасность пешеходов»

«Остановочный путь автомобиля»

 Биатлон

«Правила поведения школьников во время весенних каникул. Поведение на водоёмах».

Генеральная уборка в классе

Моя малая родина

Работа с родителями

Соревнования команд школы

Беседа

Инструктаж

Беседа

Беседа

Соревнования между командами

Инструктаж

Экскурсия

Октябрь

Учебный год

Декабрь

Февраль

Май

Общешкольное родительское собрание . Организационные вопросы.

Работа с родителями детей, нуждающихся в особом внимании.

Подготовка к Новому году.

Родительское собрание.

Родительское собрание

Организационное родительское собрание

Индивидуальные беседы с родителями учащихся, посещение семей

Беседы с родителями – членами родительского комитета

Классное родительское собрание. Встреча с учителями-предметниками, с администрацией.

Подведение итогов учебного года

Приложение 4.

                                         Правило семи У.

Уверенность – знание своих прав и прав ребёнка, способность защитить его. Классный руководитель – гарант соблюдения прав ребёнка.

Успешность – берясь за любое дело, классный руководитель должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу ему и детям.

Удивительность – надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем».

Убедительность – уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.

Уважительность – необходимо взаимное уважение:  уважаешь мнение детей, - они уважают твоё. Воспитание без уважения – подавление.

Уравновешенность – в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать.

Улыбчивость – без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка – это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

 

Приложение 5.

                                                                                                                                        Классный час (Подведение итогов года в 9 классе).

«Дорога, которую мы выбираем»

«Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям».

                                                                                      Б.Шоу.

Учитель:

Что нужно, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать ЧЕЛОВЕКОМ?

Жизнь похожа на дорогу, но она пролегает во времени. Мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем, изменяемся, расцветаем и стареем.

Где начало жизненного пути?

Конечно же, в стране детства!

На доске: карта «Страна детства». Детские фотографии и дорога добрых дел, ведущая из страны детства. По дороге идёт человечек, в руке горящий факел.

Учитель:

Это ваши истоки и корни. Отсюда начинается ваш путь в прекрасное далёко.

Анкета. Продолжите предложения.

Самое первое воспоминание…

Я был…

Я не понимал…

Самым главным человеком в детстве был(а)…

Меня научили…

Я в долгу перед…

Путёвку в жизнь мне дали…

   

Учитель: Благодаря людям, которые вас вырастили, зажглась свеча вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей свечой, а превратилась в чудесный факел.

Постарайтесь, чтобы ваш факел сиял как можно ярче.

Ваш возраст – возраст самоопределения, когда формируются взгляды на мир, людей, события. Поэтому каждый из вас – как витязь на распутье, выясняющий, куда идти.

А какие вопросы стоят перед вами?

На доске вопросы:

Что в жизни…

Что для меня…

Кем бы я…

Есть ли у меня…

Зачем людям…

Кто должен…

Какие качества…

Какие события…

В чём моя…

Как выбрать…

Почему приходится…

Сколько стоит…

Кому нужны…

Бывает ли…

Что человеку…

Смогу ли я…

На некоторые вопросы вам предстоит отвечать всю вашу жизнь.

Песня из кинофильма «Точка, точка, запятая».

Учитель:

Выпишите 5 самых главных для вас «Добрых дел»: образование, семья, здоровье, творчество, труд, мир, развлечения, любовь, успех, свобода, деньги.

Сформулируйте ближнюю, среднюю и дальнюю задачи:

Через 5 лет я буду…

Через 10 лет я буду…

Через 50 лет я буду…

Вы выбрали вершины, к которым будете стремиться, но на пути вам попадутся ущелья (трудности). Как преодолеть ущелья над пропастью жизненных трудностей?

Мы можем принять помощь от тех, кто когда-то с честью преодолел все препятствия на своём жизненном пути. Назовите литературных героев, героев из жизни, ваших знакомых, родных, кому удалось это сделать.

Все, о ком вы сейчас сказали, будут освещать ваш путь. А вы. Сможете ли вы быть для кого-то светилом?

Попробуйте сейчас собрать символ света из кусочков картона (факел).

Учитель: Определим какие черты характера являются главными в путешествии по Дороге жизни: доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, нечестность, правдивость. Вычеркните качества, от которых нужно избавиться.

Используя оставленные слова, прочитайте пословицы и высказывания:

  • Лучше горькая…, чем красивая ложь.
  • Видит око далёко, а…ещё дальше.
  • …ум рождает, а бесчестье последний отнимает.
  • …уму уступает.
  • Злой плачет от зависти, а…. от жалости.
  • …. к себе относится строго, к другим – снисходительно.
  • …..человек знает только долг, а низкий человек знает только выгоду.

На доске: « Факел» с языками пламени, где написаны слова: доброта, правдивость, справедливость, благородство, честность, сила, ум.

Факел «загорается».

Звучит песня «Прекрасное далёко».

 

                                               Список литературы

  1. Белан И.В. Гуманизация воспитания и демократический стиль педагога: я – «за»!// Классный руководитель – 2001.-№4.
  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2007.
  3. Гутина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
  4. Куликова Л. Классному руководителю о воспитании.// Воспитательная работа в школе – 2006.-№6.
  5. Настольная книга классного руководителя / авт.-сост. Гуткина Л.Д. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
  6. Пирогова С.А. Мой взгляд на воспитание человека 21 века.// Классный руководитель- 2001.-№4.
  7. Сарычева С.Н. Концепция воспитательной системы.// Классный руководитель - 2002.-№4.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  9. Созонов В.П. Педагогическая система на основе потребностей человека.// Классный руководитель – 1998.-№3.
  10. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»

Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...