Воспитательная программа класса
рабочая программа на тему

Зорина Елена Викторовна

Цель программы - формирование конкурентоспособной (успешной) личности, духовно и интеллектуально развитой, образованной, творческой, нравственно и физически здоровой, способной к сознательному выбору жизненной позиции, к самоопределению в современных социокультурных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_vospitatelnaya_programma.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Подсинская средняя общеобразовательная школа

Программа воспитательной работы           классного коллектива

«Движение»

                                                                          Автор программы:

 классный руководитель

                                                                Е. В. Зорина

2011 год

План программы:

  1.        Пояснительная записка.
  2.        Цель и задачи.
  3.        Сроки и этапы реализации.
  4.        Ожидаемые конечные результаты.
  5.        Концепция программы.
  6.        Ключевые понятия.
  7.        Педагогические принципы.
  8.        Методы, приёмы, формы.
  9.        Приоритетные направления.
  10. Взаимодействие с социальными службами.
  11.  Сотрудничество вне школы.
  12. Разделы программы.
  13. Мероприятия воспитательной работы.
  14. План воспитательной работы.
  15. Используемая литература.

2

Пояснительная записка:

     С утверждением «Движение – это жизнь» не поспоришь, потому что большую часть своего времени мы (люди) проводим в движении, а дети  особенно. Движение, с точки зрения философии, «это изменение вообще» или «взаимодействие материальных объектов». В свою очередь взаимодействие – это категория,  отражающая процессы  взаимодействия субъектов друг на друга, их взаимную определённость и порождение одним объектом другого. Это универсальная форма  движения, развития. Определяет сущность существования и структурную организацию любой материальной и социальной среды. В свою очередь социальная среда включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и др. группы.

     Школа, являясь образовательным учреждением,  ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся, имеет такие этапы, как урок и перемена. На уроке учащиеся двигаются при помощью физминуток (что – то делают или узнают новое), а на перемене двигаются самостоятельно (что – то делают или узнают новое). После уроков, идя домой, ребёнок что – то делает, видит, слышит. Из выше изложенного складывается образ счастливого человечка. А если ребёнка пассивен, малоподвижен, не желает ничего узнавать или что – то менять, то складывается образ несчастливого человечка.   Значит, находясь в  движении мы (люди), а особенно дети, познаём что –то новое, чему – то учимся и применяем к себе. В итоге каждый достигнет своего! Я считаю, что «личные вершины» будут достигнуты при помощи реализации программы «Движение».

3

Цель и задачи:

     Цель программы - формирование конкурентоспособной (успешной) личности, духовно и интеллектуально развитой, образованной, творческой, нравственно и физически здоровой, способной к сознательному выбору жизненной позиции, к самоопределению в современных социокультурных условиях.

   Задачи программы:

  1. Помочь  учащимся в адаптации через практико-деятельностную основу всего воспитательного процесса;
  2. Привлекать родителей к разнообразной деятельности;
  3. Развивать у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан;
  4. Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою Родину, город, край;
  5. Формировать у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни;
  6. Воспитывать духовную и политическую культуру;
  7. Развивать интеллектуальные и творческие способности каждого.

4

Сроки и этапы реализации:

     Данная программа рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). Реализация программы будет основываться на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся.

1 этап: 5 класс (2011 – 2012 учебный год)

2 этап: 6 класс (2012 – 2013 учебный год)

3 этап: 7 класс (2013 – 2014 учебный год)

4 этап: 8 класс (2014 – 2015 учебный год)

5 этап: 9 класс (2015 – 2016 учебный год)

Ожидаемые конечные результаты:

     Создание разносторонней личности:

     - уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;

     - умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку;

     - умеет уважительно относиться к культурным ценностям своей  Родины;

    - умеет быть культурным в коллективе и обществе;

    - умеет самореализоваться.

5

Концепция программы:

     Личностью называют совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность. Воспитание личности в человеке начинается в детстве и  осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определённых общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Культура», «Воспитанность», «Творчество», «Взаимовыручка», «Семья», «Здоровье».

Программа строится на основе следующих педагогических принципов:

  1. Принцип включения родителей в педагогический процесс.
  2. Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.
  3. Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребёнка.
  4. Принцип культуросообразности воспитания.
  5. Принцип гуманизма.

6

Методы, приёмы, формы  

реализации программы:

Методы:

  • коммуникативная методика;
  • личностно-ориентированный метод;
  • метод креативного мышления;
  • репродуктивный метод;
  • метод критического мышления.

Приёмы:

  • стимулирующие (доверие, просьба, одобрение, награда, побуждение и др.);
  • тормозящие (намёк, возмущение, взрыв, ирония, приказ, предупреж-дение и др.).

Формы:

  • классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
  • тренинги, занятия;
  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, соревнования, походы (туристические, культурологические), выступления;
  • дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции, брейн-ринги;
  • встречи с интересными людьми.

7

Приоритетные направления работы:

     Здоровый образ жизни и экология;

     Патриот и гражданин;

     Нравственность и духовность, как основа личности;

          Трудовое воспитание;

   Правовое воспитание;

      Мир моих увлечений;

     Работа с семьёй.

8

Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами:

        

9

 Сотрудничество классного руководителя и классного коллектива вне школы:

10

Разделы программы воспитательной работы           классного коллектива «Движение»:

9 класс

Тема

Основная воспитательная цель

Ключевые понятия

Личностные качества

«Моё профессио-нальное самоопре-деление»

Создать условия для осознания каждым учащимся своей профессио-нальной направленности.

Профессия, специальность, мастерство, профессиона-лизм, профессиональ-ная пригодность, работа, досуг.

Самоопределение, деловитость, само- организованность, самодисциплина, дальновидность, решительность, пунктуальность, честолюбие, целе-устремлённость.

Деятельность по реализации раздела предполагает:

  • профессиональное просвещение посредством организации разнообразных видов познавательной, игровой, общественно-полезной и трудовой деятельности;
  • профессиональное предварительное диагностирование;
  • формирование потребности в самодиагностике и диагностике способностей, обучение соответствующим приёмам;
  • обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда.

Ожидаемые конечные результаты данной программы:

  • повышение мотивации правильного выбора профессии;
  • повышение уровня психологических компетенций учащихся;
  • определение учащимися уровня подготовки на данном этапе.

Мероприятия по направлениям

воспитательной работы:

Направление работы

Мероприятия

Формы проведения

Здоровый образ жизни и экология

Часы общения: «Помни и выполняй» - ТБ и правила ДД, поведения при пожаре.                          «Мы и природа». «Здоровье – бесценное богатство».            Операция «Жёлтый лист». День протеста против наркотиков.                    

Школьный вечер:«Мама, папа, я – спортивная семья».                

Беседы, презентации.

                          Беседы, классный час, экскурсии и игры на природе.                            Уборка территорий (остров, школа).          Классный час, газета.  

Спортивные игры.

Патриот и гражданин

Часы общения: «Наш дом - Россия»,  «Я ребёнок –   я гражданин», «Национальность и гражданство», «Наше прошлое и будущее».               Школьные вечера: «Аты – баты!», «Мы Вас помним»

Беседы, классный час, посещение школьного и республиканского музея, встречи с ветеранами.

Спортивные игры, беседы, презентации.

Нравственность и духовность, как основа личности

Часы общения: «Мы жители многонациональ-ной Республики», «Человек среди людей», «Наша школа», «Я и класс», «Мои духовные ценности».               Школьные вечера: «Мама милая моя», «Помним и скорбим».

Беседы, классный час, презентации.                                                                                                                                                                                                                                                                  

Беседы, круглый стол, встречи с ветеранами и интересными людьми.

Трудовое воспитание

Операция «Наш урожай», «Жёлтый лист», «Я дежурный».                     Часы общения: «Мои обязанности дома и в школе», «Учись учиться», «Умения и труд».

Беседы, классный час, уборки (территория, огород), анкеты.

Правовое воспитание

Часы общения: «Наши права и обязанности» (администрация школы, обучающиеся, родители). Выборы органов самоуправления.

Беседы, круглый стол,  анкеты.

Дискуссии, анкеты, стенгазета.

Мир моих увлечений

Выборы кружков, секций, спортивных школ.

Беседы, анкеты, презентации.

Работа с семьёй

Часы общения: «Семейные праздники», «Я, школа, семья».         Индивидуальные встречи. Родительские собрания.

Беседы, классный час, анкеты, круглый стол, презентации.

Используемая литература:

  1. Воспитательная система класса: теория и практика (методические рекомендации). Москва, 2005.
  2. Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2000.
  3. Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
  4. Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – 2005. - № 8.
  5. Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
  6. Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.
  7. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.

Анализ воспитательной работы класса

за 2014 – 2015  учебный год.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.


       Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям подростков.

       За прошедший год был проведён 31 тематический классный час по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребёнка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию; эстетическому воспитанию и этикету; экологическому воспитанию; нравственно-эстетическому воспитанию; трудовому воспитанию; правовому воспитанию, занятия направленные на формирование здорового образа жизни. Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.
Поставленные перед коллективом в прошлом учебном  году задачи, я считаю выполненными.

2. Анализ развития учащихся класса.

Учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам года из 16 учащихся 7 учеников окончили учебный год на «хорошо» и «отлично». Процент качества знаний равен 45%. Учащиеся данного класса с большим желание участвуют  не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.

Уровень развитости познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности возрос.

Восьмиклассники были вовлечены в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Наиболее удачными мероприятиями прошлого учебного года я считала бы «День пожилого человека», «День Учителя», «День матери», «Новый год», «День победы», где все учащиеся класса приняли активное участие. Дети участвовали также в спортивных мероприятиях и предметных неделях, за что многие получили почётные грамоты и благодарственные письма от администрации школы и учителей предметников.

Следует отметить, что у учащихся класса сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята стараются  анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. Девочки класса на критику со стороны относятся несколько агрессивно, заранее не принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников и со взрослыми; правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения.

В классе есть учащиеся стоящие на учёте. Это учащиеся, легко поддаются воздействию со стороны, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем велась работа с этими детьми, проводились беседы с учениками, их родителями. Установлен контроль за их деятельностью и кругом общения.

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

Отношения соперничества, которые характерны для подростков данного возраста, стимулируют детей к борьбе за повышение своего рейтинга успешности в классе и школе.

В прошедшем учебном году почти все (12 из 16) учащиеся класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам, а так же посещали кружки и секции организованные Домом культуры и Спорткомплексом на территории села.

4. Анализ развития коллектива класса.

Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг к ругу, начали помогать и общаться всем классом. В течении всего учебного года наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения между мальчиками и девочками, но класс функционирует как единое целое. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно понизился. Большинство ребят имеют систему собственных взглядов. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Для сплочения коллектива проводились различные мероприятия, беседы, игры, праздники.

В прошлом учебном году в класс прибыл 1 ученик из другой школы и после нового года выбыл обратно в ту же школу.

5. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса.

За прошедший учебный год классным руководителем было проведено 5 классных родительских собраний по плану. Родительские собрания проходили два раза или один раз в четверть. Большинство родителей посетили все собрания, родители одного учащегося (стоит на учёте) не присутствовали на собрании ни разу. На собраниях помимо общепедагогических  вопросов обсуждались частные: режим дня ученика, безопасный Интернет, ПДД, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, поведение на уроках и переменах, школьное питание и подвоз детей к месту обучения и обратно.

    Родители практически не оказывают влияния на воспитательный процесс в классе, полагая, что это исключительно прерогатива школы. Однако, классный руководитель, обратилась за помощью к родителям девочек, так как данные ученицы не выполняли требования прописанные в Уставе школы. Контакт был налажен.

    Учащиеся избегают проведения различных мероприятий совместно с родителями, что обусловлено особенностями подросткового возраста.

     Так как в следующем году ребята будут учиться в выпускном классе, и помощь родителей будет необходима, планирую усилить взаимодействие с семьями.

6. Анализ организации работы с учителями – предметниками.

Классным руководителем была организована серия посещений уроков, с целью выяснения вопросов успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий.

Выводы:

- В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.

- Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.

- Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.

- Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

- Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.

- Организовать взаимное сотрудничество с родителями и педагогами, направленное на повышение мотивации к самообразованию, на  осознанный выбор профессии учащимися и успешное прохождение итоговой аттестации.

- Организовать совместные мероприятия, ориентированные на профориентацию учащихся.

- Разработать систему классных часов, направленных на самоопределение учащихся и выстраивание собственной образовательной траектории.

 

План  воспитательной работы                                   на 2015 – 2016 учебный год:

Дата

Мероприятия

Сентябрь

День знаний. День Енисея.

Классные часы по темам: «Безопасность на все 100», «Безопасный Интернет», «Помни и выполняй: ТБ и правила поведения в школе», ПДД, «Пожар не возникает сам», «Мы выбираем – нас выбирают (классные органы самоуправления), «ЗОЖ», «Безопасное поведение в ЧС», «Права  и  обязанности  обучающихся».

Беседа с родителями и учениками стоящими на учёте  о подготовке  к  школе (школьные  принадлежности  и одежда).                                                                      Посещение семей учащихся стоящих на учёте.

Организация дежурства в классе и в школе.

Работа с учителями – предметниками.

Выбор внеклассной деятельности  учащихся (кружки, секции).  

Родительские  собрания по темам: «Если ты окажешься на распутье...», « Как помочь подростку приобрести уверенность в себе». 

Октябрь

Операция «Жёлтый лист». Выборы 2015.

Классные часы по темам: «Осторожно - гололёд», «Всегда ли дружба важнее всего?», «Умеем ли мы прощать?» «Профессии, которые мы выбираем».

Подготовка: День пожилого человека, День  Учителя.

Организация дежурства в классе и в школе.

Работа с учителями – предметниками.                    Индивидуальные беседы с родителями учащихся и родителями учащихся  стоящих на учёте  об итогах I четверти.    

Родительские  собрания по темам: «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Таланты и поклонники».

Итоги I четверти (успеваемость, правила поведения на уроках, правила поведения на каникулах).                                

Каникулы

 Поездка в Санкт – Петербург.                                                  

В течение четверти

Посещение кружков, секций.                                Участие во внеурочных спортивных мероприятиях.

Участие в мероприятиях по ПДД и ЗОЖ.

Участие в школьных декадах, предметных конкурсах.

Ноябрь

Классные часы по темам: «МАМА - дорогой мой человек!», «Секрет долгой жизни – не укорачивай её», «В поисках призвания».

Индивидуальные беседы с родителями и учащимися о поведении на уроках. Беседа  с  учениками  стоящими  на  учёте о подготовке  к  урокам  и  поведении  на  них.  

Организация дежурства в классе и в школе.

Посещение семей учащихся стоящих на учёте.

Родительские  собрания по темам: «Как научиться быть ответственным за свои поступки», «Семья и подросток».                

Декабрь

Подготовка к Новому году и его проведение.

Работа с учителями – предметниками.  

Классные часы по темам: «Не позволяй душе лениться!», «Человек и его качества», «Трудности в общении».

Организация дежурства в классе и в школе.

Беседы с родителями учащихся  и родителями учащихся стоящих на учёте об успеваемости и итогах II четверти.                                  

Посещение семей учащихся стоящих на учёте.

Родительские  собрания по темам: «Уроки этики для детей и взрослых», «Профессиональное самоопределение подростков».

Итоги II четверти (успеваемость, правила поведения на уроках, правила поведения на каникулах)»       и      I полугодия.                                            

Каникулы

Поездка в Курагинский район – турбаза «Усть-Каспа».  

В течение четверти

Посещение кружков, секций.                                Участие во внеурочных спортивных мероприятиях.

Участие в школьных, муниципальных и Всероссийских олимпиадах и чемпионатах.

Январь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа класса"Мы вместе"

Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...

Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"

Программа  представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....

Воспитательная программа класса "Я - среди людй"

Программа деятельности  классного руководителя  "Я - среди людей"  на районный конкурс "Самый классный "классный"....

Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"

Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....

Воспитательна программа класса "Содружество"

Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...

Воспитательная программа класса

Воспитательная программа класса...

воспитательная программа класса "Путь к здоровью"

Программа поможет классному руководителю  в работе по формированию здорового образа жизни среди учащихся и их родителей....