Холокост память поколений
классный час (8, 9 класс) на тему

Разина Наталья Юрьевна

Конспект классного часа посвященный Международному Дню памяти жертвам Холокоста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon holokost.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Лямбирского района

«Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Международный день памяти жертвам Холокоста

Классный час

Выполнила: Разина Н.Ю.

Атемар, 2017-01-27


Классный час посвященный дню памяти жертв Холокоста.

Цели: Создать условия для достижения учащимися определенных  результатов:

  • Личностные:  уважительного отношения к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности; воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма, воспитания силы духа, сочувствия и желания помогать людям, осуждения зла и насилия, развития у учащихся способности смотреть на проблемы с позиции других людей.
  • Метапредметные:  потребности знаний исторических событий, делать выводы, размышлять в рамках обсуждаемой нравственной проблемы, анализировать, сравнивать, вести дискуссию.
  • Предметные: сформировать представление о том, что такое Холокост, толерантность, показать причины национализма, опасность форм его проявления и возрождения фашизма.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор.

Автор: Разина Н.Ю.

Ход классного часа:

  1. Сегодня наш классный час мне хотелось бы начать с отрывка из стихотворения  « Воспоминание о Бабьем Яре» автора  Фридриха Золотовского.

Вот Яр в крови, и выстрелы гремят.

И кто убит, уже как дух суровый.

А кто стреляет – бесконечно рад!

Смеется дьявол от огня багровый.

Творца он обманул

и в этот жуткий раз.

С ним плачи,

как преисподней змеи.

И лишь за то казнят –

без всякой правды нас, -

что, как у них, в нас кровь,

но мы евреи…

Ребята, как вы думаете о чем пойдет сегодня речь? (Дети дают свои ответы, если не будет нужной вам версии, необходимо самостоятельно их подвести к верному определению).

Сегодня мы с вами поговорим о геноциде еврейского населения фашистами.

  1. 27 января является Международным Днем памяти жертв Холокоста. Кто то из вас знает значение слова Холокост? (ответы учащихся).

Холокост (от греческого Holocaust) – всесожжение, уничтожение огнем. Это общепринятый термин для обозначения геноцида евреев нацистами и их пособниками в 1933- 1945 гг.

С точки зрения еврейской истории и еврейского национального самосознания 1933 год несомненно имел основополагающее значение. Как отмечал историк Дан Дине, «1933 год в некотором смысле уже заключал в себе признаки того, что последовало за ним, – Холокост как будто вписан в тот день, когда произошла передача власти Гитлеру»

В июле 1925 года выходит  первый том книги Гитлера «Моя борьба» («Майн кампф»), в декабре 1926-го – второй. В книге отчетливо просматривается агрессивный антисемтизм автора, использовавшего основные тезисы популярной для 1920-х гг. идеи «еврейской угрозы» – монопольного захвата евреями мировой власти. Своих целей для решения «еврейского вопроса» Гитлер не скрывает: «Я уверен, что действую вполне в духе Творца всемогущего: борясь за уничтожение еврейства, я борюсь за дело Божие». То есть мысль о физической расправе над евреями была высказана вполне отчетливо, и тот кто хотел, ее заметил.

Как вы думаете почему именно еврейскую нацию стремился уничтожить Фюрер? (ответы учащихся) На этот вопрос он сам ответил в своей книге. Вот что в ней говорилось:

До определенного возраста Адольф даже не задумывался о том, что среди остальных национальностей отдельно выделяются евреи. Он впервые познакомился с мальчиком еврейской национальности, получая образование в училище. Гитлер относился к нему с осторожностью, как и все остальные, потому что тот был подозрительно молчалив.

Однажды Адольф прогуливался по центральной улице Вены. Его внимание привлек необычного покроя «длиннополый кафтан» и его владелец, носивший черные локоны. Колоритная личность оставила столь сильное впечатление, что Гитлер решил больше узнать о евреях. Как обычно, он начал с чтения соответствующей литературы.

Первыми печатными изданиями, попавшимися Адольфу под руку, стали антисемистские брошюры. В них было выражено крайне негативное отношение к евреям. Как ни странно, после их изучения великий диктатор почувствовал несправедливость к гонениям этого народа. Ведь в то время Гитлер отличал евреев от других национальностей только по религии. И ему была не совсем понятна враждебность к иудеям.

Постепенно фюрер стал понимать, что евреи — это отдельная нация. Даже стал выделять их по внешним признакам: одежде, прическе и походке, не говоря уже о манере разговора и поведении. В итоге, у фюрера сформировалось особое отношение именно к еврейскому народу. Он стал открыто его ненавидеть и всячески преследовать с целью уничтожения.

Фюрер считал, что высшая нация — это арийцы, представителем которой он являлся. Смешение рас, по его мнению, приведет к гибели всего мира. Арийцы отличаются светлой кожей, голубыми глазами и имеют много достижений во всех сферах деятельности. Основные черты нации: самоотдача и идеализм.

Еврейскую нацию Гитлер представлял полной противоположностью арийцев. Главными чертами он считал эгоизм и стремление выжить любой ценой. Для него евреи «всегда являлись паразитами на теле других народов». Мысли о том, что «еврей несет с собой только смерть» народа, за чей счет он живет, не давали покоя фюреру.

Гитлер думал, что после порабощения Германии евреи начнут завоевывать постепенно и весь мир. А этого он не мог допустить. Ведь только избранный арийский народ должен быть во главе всего.

В начала мы свами определили понятие холокост, а давайте вспомним уроки истории, научно-исторические программы и фильмы посвященный Второй мировой войне. Всегда ли фашисты расправлялись с военно- пленными, цыганами, евреями  только при помощи огня? (ответы учащихся).

Совершенно верно людей сжигали, расстреливали а так же использовали газовые камеры. В основном казням подвергались маленькие дети, женщины и старики, те же кто выглядели физически более крепкими отправлялись на работы в лагеря.

Евреев же в самом начале войны немцы свозили в один район (гетто), вокруг которого возвели стену и постоянно его охраняли.

Зачитаю вам отрывок из воспоминаний известного экономиста, профессора Бориса Сребника, который будучи маленьким еврейским мальчиком жил в гетто : «Каждую ночь снится война. «Выстрелы, крики, я куда-то бегу и все ощупываю себя: не ранен ли?». Борис Владимирович посещал психотерапевтов, но все бесполезно — говорят, эти воспоминания не вытравить ничем.» Больше двух лет он прожил в минском гетто — самом крупном на территории бывшего СССР. Оккупанты разместили там больше ста тысяч российских и немецких евреев. Постепенно уничтожили всех, за редкими исключениями.

 Когда началась война, Борису было семь. Немецкая армия заняла Минск уже в конце июня. Сразу же издали приказ коменданта: всем евреям собрать носильные вещи и пройти в дома на указанных в письме улицах. В случае неповиновения — расстрел. После переселения оккупанты приказали обнести район стеной — строить ее должны сами узники нового гетто. Выходить из гетто не разрешалось. Остатки ценностей и одежды тайком меняли у местных жителей, подходивших с другой стороны колючей ограды. На картошку, муку — они уже стали предметом роскоши.

Осенью начались погромы — оккупанты выбирали один из районов и полностью уничтожали всех его жителей. Первый погром провели 7 ноября, но слухи о нем появились гораздо раньше. Борис с родными жил в большом доме у старинного еврейского кладбища. Старшие члены семьи рассудили, что погромы должны начаться именно отсюда: чтобы трупы далеко не везти. Семья отправилась ночевать к знакомым, на Хлебную улицу. Но, оказалось, начать решили именно оттуда.

«Рано утром нас всех выгнали во двор старого хлебозавода, выстраивали в длинные очереди, сажали в машины и увозили в неизвестном направлении. Автомобили возвращались пустыми».
«Я помню эту очередь, помню, каким был уставшим, и мне очень хотелось сесть уже в машину, покататься. Я просил об это маму, но как только подходил наш черед, она кричала, что ее муж работает в лагере специалистов. Мужчин „с профессией“ из гетто забрали и поселили отдельно. По колонне прошел слух, что членов их семей не будут забирать. Мама кричала, ее били прикладами, но она мужественно оттаскивала меня в хвост очереди. И так несколько раз. А потом начало темнеть, закончился рабочий день и немцы остановили погром. Они народ основательный — работали четко по расписанию».

Из тех, кого увезли на машинах, в гетто больше никто не вернулся.

Скоро не стало и мамы Бориса — она тайно отправилась в русский квартал, к знакомым: уговорить, чтобы они забрали сына. На тот момент он был светловолосым и почти не имел выраженных еврейских черт. В гетто его мама не вернулась — ее узнал полицейский, выдал немецким солдатам. Помимо погромов, существовали и облавы: вламывались в дом, забирали выборочно, по определенным признакам. Например, только подростков. Так Борис лишился старшего брата.

В гетто не отмечали праздников — все позабыли о собственных днях рождения. Главной радостью были встречи после погрома, люди выбегали на улицу, приветствовали знакомых, оставшихся в живых. Трогали друг друга, поздравляли.

Очень скоро немцы потребовали отдать все теплые вещи — единственную валюту, на которую можно было купить продукты у местных жителей. В домах стали организовывать «малины» — вырывали в полу ямы, куда прятали всю целую одежду, сверху накидывали тряпья, задвигали кроватью — часто единственной на комнату. А проживало там обычно 15–20 человек. Там же в случае погромов прятались. Вход присыпали махоркой. «Я помню, однажды все в очередной раз сидели в таком убежище, вырытым под кладбищем, в страхе, панике и жуткой тишине.

У кого-то начал плакать ребенок, все начали шикать. Но младенец очень быстро замолчал. Не уверен, но кажется, его задушили. Ради спасения других».

К концу 41 года вещей не осталось, есть было нечего. Начинался голод, который вкупе с суровой зимой работал не хуже организованных погромов. «Идет человек, от голода весь опухший, раздувшийся, и на ходу как бревно какое-то падает. Секунда — и его не стало», — вспоминает Борис. Мальчишками они прятались за кладбищенскими памятниками и смотрели, как расстреливают военнопленных. Однажды рядом с пленными внезапно упала и умерла лошадь: измученные люди бросились к ней, руками раздирали и поедали плоть. Немцы стреляли, угрожали, но от лошади никто не отошел по своей воле.

Вместе с другом Маиком они начали совершать вылазки из гетто. Это было запрещено под страхом смерти, но есть хотелось больше, чем жить. Побирались у местного населения, искали на помойках. Добывали гнилые картофелины, вялые капустные листы — кому-то мусор, а кому-то — щи.

 «Страшнее всего было, что выдадут. Мы пробирались по разрушенному Минску, за нами бежали белорусские мальчики и кричали „Жидята!“. К нам тут же подходили полицейские и требовали снять штаны. Спасало то, что мы были не обрезанные. Нас отпускали».

Местное население евреев своими союзниками не считали — первый еврейский партизанский отряд появился только в 1942 году. Наоборот, оголодавшие белорусы устраивали набеги на гетто — требовали драгоценности, потому что «у жидов же всегда есть золото». Чтобы защититься, рядом с каждым домом вешали рельс, при появлении мародеров с его помощью били тревогу, вызывали охрану гетто. С мародерами немецкие солдаты расправлялись беспощадно — право на насилие они признавали только за собой. Военная ревность. «А одного мародера, захваченного прямо в нашем доме, было ужасно жалко», — вспоминает Борис.

На его глазах ежедневно кого-нибудь убивали. Он жил рядом с кладбищем. Трупы привозили и сбрасывали в огромные ямы. Иногда среди них были еще живые, но раненые люди. Ямы, чуть присыпанные землей, шевелились. Подойти, найти, помочь — страшно и почти непосильно.

Люди умирали, гетто сужалось, выживших переселяли в другие дома. Отдельно поселили около 30 тысяч евреев из Германии, местные называли их «гамбургскими»: говорили, им пообещали, что депортируют в Палестину, сказали, взять с собой только ценности. Это гетто не просуществовали и года — всех уничтожили за короткий срок.

В белорусском гетто погромы устраивали все чаще. Борис никогда не ходил за территорию гетто один, только с другом Маиком, но однажды утром Маик идти отказался: у него была порвана обувь. «Мне ужасно не хотелось уходить просит милостыню, я чувствовал, что иду, как на Голгофу, — вспоминает Борис Владимирович. - Но еда была нужна, не мог отказаться. Вернулся вечером на пустое место — гетто уничтожили окончательно, всех, кто там был, убили».

Восьмилетний Борис был в отчаянии, шел по городу с твердым намерением сдаться: не представлял, как и где жить одному. Внезапно встретил знакомых, Иосифа Левина и его младшую сестру Майю, переживших погром гетто. Иосиф знал, как пройти к партизанам. Три дня они искали по городу выживших евреев — набралось 10 человек, все - дети и подростки. Направились в лес. Придумали даже стратегию: идти попарно, на отдалении друг от друга, оккупантам говорить, что направляются в деревню к родным. Шли босые, голодные, скоро остались почти без одежды — забирали деревенские мальчики, у них не было и того. Ссорились и между собой. «Мы же были дети», — вспоминает Борис. Однажды после ночевки отряд ушел, оставив его спящим — самого маленького воспринимали как обузу. Борис проснулся, кричал, плакал. Потом побежал. Чудом оказалось, что в верном направлении. Догнал.

«Когда мы через трое суток подошли к партизанской зоне, был конец дня, уже заходило солнце, — вспоминает Борис. — Внезапно из кустов выходят полицейские в форме, молодые ребята, мы начинаем им рассказывать свои басни, они в ответ: знаем, вы жиды, сейчас будем вас расстреливать. И поставили к кустарникам лицом, начали щелкать затворами. Никто не плакал, не просил отпустить. Помню только свою горькую детскую обиду: на кой-черт было столько лет мучиться, чтобы вот так закончить. А потом они сказали: шутка, ребята, мы партизаны. Никто из нас не повернулся. Потом они достали селедку, спросили, есть ли у нас хлеб, и уже тогда мы им поверили».

Воспоминания о еде — самые приятные. Картошка с молоком, которой кормили партизаны в первый вечер в отряде, гороховый суп в доме, куда Бориса как-то пустили на постой. Пора было уходить, но там начали готовить еду. Мальчик прятался на печи, «манкировал», искал способы остаться. Гороховый суп он любит до сих пор, хотя тот — так и не попробовал.

  1. А теперь задумайтесь, сколькие из вас жалуются, что им трудно жить, что нужно помогать с домашним хозяйством, учить уроки, что им  не купили очередной гаджет. А какого было тем детям, которые пытались выжить в немецких лагерях  в постоянном холоде и голоде.

Далее с помощью наводящих вопросов учащиеся делают выводы из прослушанной информации.

  1. О чем мы с вами сегодня говорили на нашем классном часе? ( О Холокосте)
  2. На ваш взгляд, имеет ли человек право, презирать (ненавидеть) другого человека, лишь потому, что в нем течет другая кровь, он принадлежит  к другой расе, вероисповеданию?

(Конечно нет, все люди одинаковы и должны мирно жить на одной планете).

  1. А как вы относитесь к нацизму в целом? (негативно)

Ребята, теперь вы знаете что 27 января является Международным Днем памяти жертв Холокоста, и я надеюсь, что вы как и весь мир будете чтить памятью, тех кто пострадал от рук фашистов. Ведь в то страшное время массово истреблялась целая раса ни в чем не повинного народа.

Список используемых интернет источников:

  1. Всемирный форум памяти Холокоста - www.worldholocaustforum.org/rus/history/5/
  2. Свободная энциклопедия - https://ru.wikipedia.org
  3. Газета Аргументы и факты - http://www.aif.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Холокост -память поколений

Разработка классного часа " Холокост - память поколений"...

Классный час "Холокост - память поколений"

Классный час "Холокост - память поколений" в 7 классе....

«Холокост – память поколений»

Цели: Создать условия для достижения учащимися определенных  результатов:Личностные:  уважительного отношения к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлеж...

Методическая разработка " Холокост- память поколений"

Урок памяти для учащихся, воспитанников начальной школы, приуроченный к 27 января - международному дню Памяти Жертв Холокоста и 76-летней годовщине освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) силами ...

Классный час на тему: "Холокост - память поколений"

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». И.Бауэр, исследователь Холокоста.Цели:...

Классный час на тему "Холокост - память поколений"

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.План подготовки  юбилея Победы внес...