Дружба - это...
классный час (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Классный час, посвященный дружбе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhba_-_eto.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

ДРУЖБА – ЭТО ….

Цель; Формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности.

Информация к размышлению:

Настоящая дружба правдива и отважна.  

                 Ф. Шиллер

Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства ц поддакивания.

Цицерон

Подготовительный этап. Совместно с преподавателем литературы можно предложить учащимся написать сочинение о дружбе. Будет уместно пригласить на классный час школьного библиотекаря, который расскажет ребятам о том, какие книги можно прочесть о дружбе.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учащимся можно продолжить фразу: Дружба  — это...»

Подытоживая ответы детей, учитель поблагодарит их за высказанные мнения и продолжит разговор.

Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чем ее особая сила, непреходящая ценность?

Люди сильны друг другом.

Что равнодушья мерзей?

Люди сильны испугом

Вдруг потерять друзей.

В битвах и перед казнью

Или на Млечном Пути

Люди сильны боязнью

В чем-то друзей подвести.

Так поэт Е. Евтушенко выразил отношение людей к ценности дружбы.

Учитель организует обсуждение темы по вопросам:

  • Какие качества вы больше всего цените в друге?
  • Может ли быть у человека много друзей?
  • Дружба н приятельские отношения — это одно и то же?

Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба — это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость. Друг — это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»

Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красивые колготки

И характер кроткий.

Я шепчу:— Дружи со мной.

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,  
          Мы как две голубки

Из одной скорлупки»

Я шепчу: — Но ты учти:

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной: -    

— Ты дружи со мной одной!      

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,        

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной —

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: — Ты со мной
Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать —

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

 Говорят;— Молчала бы!

Не.вставать же на колени,

Уговаривать подруг

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг!

  • Встречались ли вы с такими «друзьями» в жизни?
  • Почему у девочки возникли проблемы с друзьями?        

Иногда дружбу понимают как снисходительность. Но это ни одно и то же. Настоящий друг обязательно скажет тебе, если  ты совершаешь ошибку. Если он позволяет вам делать то, что заведомо может принести вред вам или другим людям, и не пытается остановит вас, то он не настоящий друг. Мы не можем заставить наших друзей измениться, но мы должны стараться помогать друг другу жить по совести.

Учитель обращается к эпиграфам классного часа: и организует обмен мнениями учащихся.

Ситуативный практикум

Предложите учащимся обсудить непростые ситуации:

  1. Если друг (подруга) предложит вам человеку некурящему, закурить.
  2. Друг прогуливает школу и вам предлагает делать вместе с ним то же самое.
  3. Друг (подруга) пригласил вас в компанию подростков, где курят,  выпивают. Предлагает вам «не ломаться», не быть «белой вороной», выпить немного вина, закурить.

Обратите внимание детей на понимание истиной дружбы. Настоящий друг не может быть равнодушным. «Недруг поддакивает, а друг спорит» (русская пословица). Предложите детям продолжить фразу: «Настоящий друг— это...»

Ученики Павлышской школы (на Украине), где работал директором выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, выработали такие «Законы дружбы», которые можно обсудить во время классного часа.

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным, в дружбе — значит .делить с другом не только радости,  но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга  беда, иди ему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту —значит нравственно готовить себя к предательству.

  1. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба — это нравственное обогащение  человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
  2. Дружба — это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя, вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
  3. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нём заботу.
  4. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.
  5. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
  6. Быть требовательным к дружбе — значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Предложите учащимся оценить свою готовность быть настоящим другом с помощью теста (см.: Прутченков А.С. Наедине с собой. М., 1996).

Для этого нужно выразить свое согласие или несогласие, с 25 утверждениями, которые приведены ниже. В бланке для ответов нужно записать «да» (если вы полностью согласны с утверждением), «нет» (если вы не согласны) или «не знаю» (если вы не имеете четкого ответа на данное утверждение).

Настоящий друг  - …

  1. Делится новостями о своих успехах.
  2. Оказывает эмоциональную поддержку.
  3. Добровольно помогает в случае нужды,
  4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.
  5. Не завидует другу.
  6. Защищает друга в его отсутствие.
  7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
  8. Хранит доверенные ему тайны.
  9. Не критикует друга публично.

Ю.Не ревнует друга к остальным людям.

11.Стремится не быть назойливым, не надоедает.

12.Не поучает, как нужно жить.

13.Уважает внутренний мир друга.

14.Не использует доведенную тайну в своих целях.

15.Не стремится переделать друга по своему образцу.

16.Не предает в трудную минуту.
17.Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.  .
19. Уверен в своем друге.
20. .Искрен  в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.    
22.Радуется успехам и достижениям друга.
23.Не забывает поздравить друга.

24.Помнит о друге, когда того нет рядом.

25.Может сказать другу то, что думает.

Бланк ответов

Фамилия, имя

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Ответ

Баллы

Вопрос

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Ответт

Баллы

Общая сумма баллов        

Обработка результатов

За каждый ответ «да» поставьте себе по 2 балла, за ответ «не знаю» — по 1 баллу, а за ответ «нет» — О баллов.

Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов. Интерпретация результатов

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор  не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую' дружбу и готовы дружить.

От 35 до 5O баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Можно дать учащимся, некоторые  советы по развитию у них представлений о дружбе. Например, если учащиеся набрали до. 15 баллов, посоветуйте  yчитьcя  доверять другому человеку,  не бояться неудач. Дружба требует усилий!

Если у ребят появился опыт разочарований в дружбе (до 35 очков), посоветуйте им быть внимательным к друзьям, проанализировать свое поведение, отношение к ним, но главное — сохранить веру в хороших и добрых людей, которыми являются настоящие друзья.

Мини-итоги.

Возможные выводы учащихся:

1.        Дружба — величайшая нравственная ценность.

2.        Необходимо терпимо относиться к друзьям,

учиться быть настоящим другом. Предложите детям продолжить разговор о дружбе со своими родителями, о друзьях их юности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дружбой дорожить умейте!"

Предлагаемый классный час проводился с использованием технологиифранцузских мастерских. Данная технология интереснатем, что учитель не передает свои знания, а создает для учащихся алгоритмдействия, тв...

Буклет о дружбе

Буклет о дружбе для родителей 7 "Б" класса. (подготовка к родительскому собранию)...

Презентации детей по проекту о дружбе.

Тарасенко Оля представила свою презентацию о своей подруге на защите проекта....

Классный час по теме: "Друг, дружба, законы дружбы"

Классный час по теме: "Дружба" для 5-6кл...

Беседа о дружбе "Дружбой дорожить умейте"

Цель:  знакомство воспитанников с правилами дружбы.Задачи: 1)  показать важность истинных друзей в жизни человека...

"Основа дружбы и значение дружбы для человека"

Конспект урока по этике для учащихся коррекционной школы 8 вида 7 класс....

Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить

Мероприятие, посвященное дружбе...