Классный час "Проблемы экологии"
классный час на тему

Скачкова Татьяна Геннадьевна

Разработка классного часа на экологическую тематику с элементами проблемного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kl_chas_po_ekologii.zip486.77 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Проблемы экологии»

Подготовила: учитель математики

Новоусадской школы Скачкова Т.Г.

2013г.


Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

Тема: «Проблемы экологии»

Цели: расширить представление детей об экологических проблемах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей; способствовать развитию интереса к экологическим  проблемам родного края.

Оборудование: Экран, проектор, компьютер, презентация , видеоролик «М.Джексон – Песня Земли», Журнал «Экология и мы»( заготовка), Красная книга Нижегородской области.

   План классного часа:

  1. Просмотр видеоролика «М.Джексон – Песня Земли», проблемная ситуация «воздействие человека на окружающую природу» . Целеполагание.(3 мин)
  2. Интерактивная беседа. (3 мин)
  3. Творческая мастерская (30 мин)
  4. Работа в группах «Правила экологической безопасности».(4 мин)
  5. Подведение итогов . Рефлексия.(3 мин)
  6. Просмотр окончания ролика.(2 мин)

Ход занятия:

1) Просмотр видеоролика.

2) - Что вас потрясло в клипе?

- Какие чувства у вас возникли?

- Какие сюжеты из клипа на вас произвели большее  впечатление?

- Скажите, война, уничтожение леса, истребление животных, загрязнение атмосфера, Мирового океана – что всё это значит для человечества? (проблемы, вызовы)

- И именно о проблемах, вызовах человечества сегодня пойдёт речь на классном часе, который мы проведём в форме устного журнала

- Наша цель выявить, какие экологические проблемы человечества окружают нас, каково ваше «Я» в сфере этих проблем и как вы можете помочь решить их.

Предлагаю вам сегодня оформить журнал «Экология и мы» .

3) Творческая мастерская .

Страница 1 «Экология» (белая страница)

- Скажите, вам знакомо слово «экология»?

- Все ли знают, что означает это слово?

- Давайте проверим. Перед вами на столах карточки с изображением листочков верева , в центре которого написано слово «экология». Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово?

Дети записывают ассоциации

- Что у вас получилось? Какие ассоциации вы записали?

- Итак, что же такое экология? Кто знает?( Слайды 1-6)

- Экология это греческое слово. Состоит из двух слов: «oikos» - дом, жилище, и «logos» - учение, наука. То есть это наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Впервые термин «экология» был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году. ( дети приклеивают на белой странице к дереву листочки с  ассоциациями и плоды на которых расшифровано значение слова экология)

- В настоящее время экологическая обстановка на нашей планете похожа на страшную картину, чему посвящена следующая страница журнала.

Страница 2 «Экологическая катастрофа» (черная страница)

- Вторая страница журнала «Спасём нашу Землю!» имеет чёрный цвет и называет «Экологическая катастрофа».

- Эпиграфом к этой странице я взяла такие слова:

Моя планета - человеческий дом

Ну, как ей жить под дымным колпаком.

Где сточная канава - океан.

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: “Больше не могу!”

- Скажите, а что такое экологическая катастрофа?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «экологическая катастрофа»?

- Запишите свои ассоциации на карточках с изображением тучи, в центре которой написано «Экологическая катастрофа»

Дети записывают ассоциации

- Итак, какие ассоциации у вас получились?

- Таким образом, мы можем сказать, что ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА – это разрушительное воздействие на окружающую среду

- Давайте назовём, какие разрушительные воздействия происходят в наше время на окружающую среду, экологию.

Дети перечисляют разрушительные воздействия

  • загрязнение морей и океанов
  • выброс в воздух вредных веществ (котельные, автомобили, химические и ремонтные заводы, радиоактивные отходы)
  • пролив и утечка горюче-смазочных материалов
  • загрязнение почвы
  • истребление животных
  • вырубка леса

( Дети приклеивают к чёрной странице журнала тучи с ассоциациями)


Страница 3.«Красная книга» (красная страница)

- Именно защите и охране природы посвящена следующая, третья  страница нашего журнала . И эта страница имеет название «Красная книга»

Охраняется «Красною книгой»

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

«Красная книга» – красная!

Значит природа в опасности!

- Как мало на Земле остаётся прекрасного! Всё чаще и чаще человек забывает о природе, о том, что это - единый живой организм, который тоже имеет право на существование, хочет жить, дышать, иметь семью, потомство. Который чувствует боль, страх, умеет плакать по погибшим от рук человека собратьям: животным и растениям.

- Сейчас я предлагаю вам побыть в роли тех организаций, которые занимаются защитой и охраной природы. Создайте список животных, растений, которых бы вы взяли под охрану и защиту вашей организации.

- Итак, 1 группа работает от лица Всемирного фонда дикой природы, 2 группа – Всемирная организация «Гринпис», 3 группа – создаёт список животных и растений для Красной книги.

Дети выполняют задание.

- Итак, что у нас получилось?

- А вот эти животные и растения являются исчезающими видами и находятся под защитой Красной книги.

( дети приклеивают изображения исчезающих видов растений и животных на красную страницу)


Страница 4 «Наш корабль Земля» (голубая страница)

- Перелистываем наш журнал. Следующая страница голубого цвета и называется «Ручеёк»

Не величай себя царём природы,

Какой ты царь ей?

Ты - её слуга:

Лелей поля, леса

И в реках её воды

Храни в зелёных, чистых берегах;

Храни тебе подаренное Богом.

- На этой странице журнала предлагаю вам поразмышлять над фразой: «Проблемы глобальные, а действуй локально»

- Как вы понимаете эти слова?

- Что значит глобальные проблемы?

- Что значит локально?

- То есть мы может сказать, что над большими проблемами должен задуматься каждый человек.

- Скажите, а в одиночку человек может решить глобальные проблемы?

- Почему?

- Необходимо помнить, что для решения глобальных проблем необходимо объединяться.

- А как вы относитесь к природе? Как развито ваше экологическое самосознание? Давайте определим.

-  На столах возьмите голубые карточки  в форме капелек водыи прочитайте данные утверждения. Различные эко-организации дают простые советы для того, чтобы сделать жизнь «зеленее». Выберите из перечня Добрые советы и разместите их на страничке журнала, помогая нашему ручейку  стать более полноводным и журчащим.

1.      Делайте скворечники.

2.      Находясь возле реки или озера, удержаться от желания швырнуть что-нибудь в воду.

3.      оказавшись в лесу, не оглушать громкими криками и музыкой его постоянных обитателей, не оставлять мусора на привале.

4.      Разжигая, а затем гася костер, применять все правила предосторожности, чтобы не возник пожар.

5.      Не курить, ибо это загрязняет атмосферу, нарушает права окружающих вас людей на чистый воздух.

6.      Сажайте деревья (они выделяют кислород, снижают уровень атмосферного загрязнения, улавливают пыль, охлаждают и увлажняют воздух, задерживают сток загрязняющих веществ в водоемы; способствуют улучшению качества грунтовых вод, предотвращают эрозию, удерживая дождевую воду; предоставляют пищу и укрытие для множества видов животных и просто делают нашу жизнь зеленее.

7.      Бросайте мусор только в контейнеры. Для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия:- стеклянная бутылка – 1 млн.лет  - консервная банка – 80-100 лет - резина – 50-80 лет - кожа – 50 лет    - нейлон – 30-40 лет     - пластмасса – 20-30 лет   - полиэтилен – 10-20 лет- окурок – 1-5 лет.

        8. Устанавливайте дома и на работе флуоресцентные лампочки (одна такая лампочка потребляет на 75% меньше энергии и служит на 10 тысяч часов дольше, но также служба такой лампочки в течение 10 лет сокращает выброс углекислого газа на 590 кг).

         9. Чаще пользуйтесь душем, чем ванной (это на 1/3 сократит потери воды).

10. Всегда жгите листья весной

11. Выбрасывайте мусор возле чужого дома.

Дети выполняют задание

- Что у нас получилось?

А теперь решим задачи:

Задача

При попадании в воду нефть покрывает её тончайшей плёнкой, что вызывает гибель многих морских организмов. Допустимая норма загрязнения воды нефтепродуктами – 0,005 мг/л. Рассчитайте, какой объём воды загрязняется ежегодно, если в океан попадает 2,5 млн тонн нефтепродуктов.

Решение:

0.005 мг нефтепродуктов – на 1 л воды

2,5 ∙ 1015 мг нефтепродуктов – на х л воды

х = 5 ∙ 1017 л (5 ∙ 1014 м3)

Ответ:  5 ∙ 1014 м3

Задача

Ежегодно вследствие аварий на нефтепроводах и танкерах, промышленных и транспортных выбросов, мойки автомашин, судов, цистерн и трюмов танкеров в Мировой океан попадает 14 млн т нефти. Один грамм нефти (нефтепродуктов) способен образовать пленку на площади 10 м2 водной поверхности. Определите площадь ежегодного загрязнения мировых водоемов.

Решение:

1г нефти – на 10 м2

14 ∙ 1012 г нефти – на х м2

х = 140 ∙ 1012 м2

Ответ:  140 ∙ 106 км2

- Молодцы! Вы начинающие экологи!


Страница 5 «Берегите природу!» зелёная страница

- Перелистывая журнал, мы открываем пятую страницу зелёного цвета «Берегите природу!». Эта страница будет иметь творческий характер. Предлагаю создать призыв на тему «Берегите природу!» У вас на столах лежат листы формата А3, фотографии на экологическую тему, фломастеры, карандаши, ножницы, клей. Ваша задача составить коллаж на тему «Берегите природу!». Вы можете вклеивать данные фотографии, писать, рисовать.

Работа учащихся над коллажом

Посмотрим, что у вас получилось?

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите

Берегите Землю, берегите!

- Итак, наш журнал закрывает последнюю страницу.

4) Работа в группах ( слайды 7-8)

Чтобы сберечь наш дом – планету Земля, очень важно знать и, конечно,  соблюдать правила экологической безопасности.

1.___ стой вблизи машины с работающим ____________.

2.Не оставайся в закрытом гараже во время работы ________.

3.Разводи  _______, которые очищают воздух.

4.Не стой рядом с _________ людьми.

5.Нельзя купаться в ______ воде.

6.Пей только _____ воду.

7.Надевай головной убор во время __, он может быть кислотным.

8.Не собирай ______ вблизи дорог, заводов, свалок.

9.Перед едой ________ фрукты и овощи _____ водой.

10.Не ешь продукты, у которых истёк срок ________.

5) Подведение итогов. Рефлексия.

- Подведём итог. ( Слайд 9-10)

- Скажите, что больше всего произвело на вас впечатление? Что нового вы услышали сегодня? Какие экологические уроки вы усвоили сегодня?

- По классу развешаны воздушные шары – возьмите любой вам понравившийся.

- На воздушном шаре маркером напишите один из знаков: ! (восклицательный) – мне понравился классный час, я узнал много интересного; «-»(минус) - мне не понравился классный час; ? (вопросительный) – меня заинтересовал классный час и я хочу подробнее узнать об экологии.

Дети пишут на воздушных шарах.

А завершить наш  журнал «Экология и мы» хочется продолжением клипа, которым был открыт наш классный час.

6) Просмотр продолжения видеоклипа М.Джексона «Песня Земли»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Экология и автомобиль"

Классный час "Экология и автомобиль" - устный журнал  о влиянии урбанизации  на состояние человека...

Классный час: "Экология и музыка"

Классный час позволяет создать проект на тему "Экология и музыка",познакомиться с композиторами, художниками, поэтами. Создать творческие группы и наиболее глубже раскрыть тему. Сделать презентацию и ...

Классный час "Экология"в 6 классе

Ход классного часаЭпиграф:Жить в зеленом мире этомхорошо зимой и летом.Жизнь летает мотыльком, пестрым бегает зверькомВ облаках кружиться птицей, шустрой бегает куницей.Жизнь повсюду, жизнь ...

Классный час Экология

презентация к классому часу...

Классный час «Экология слова»

Классный час "Экология слова" может быть проведен в рамках Недели русского языка или как отдельное воспитательное мероприятие....

Презентация к классному часу "Экология Самары"

Презентация к классному часу "Экология Самары"...

Доклад к классному часу "Экология Самары"

Доклад к классному часу "Экология Самары"...