Урок нравственности. Ролевая игра "Твой выбор"
методическая разработка (5, 6 класс) на тему

Конспект урока нравственности "Твой выбор" в форме ролевой игры. Данное мероприятие учит делать  правильный выбор в жизненных ситуациях, соответствующий нормам морали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra_tvoy_vybor.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

г. Железногорск Курской области

Ролевая игра

 «Твой выбор»

(Урок нравственности для 5-6 классов)

Подготовила и провела

учитель математики и  

классный руководитель 6 «в» класса

 Кушнерёва Светлана Фёдоровна.

2017 год

Цель: Учить детей делать правильный выбор в жизненных ситуациях, соответствующий нормам морали.  Воспитывать толерантное  отношение к людям, стремление воспитывать в себе хорошие качества, умение убеждать, а не осуждать,  уважать чужое мнение. Показать неприглядность применения хитрости  ради корысти, ловкачества, обмана.  

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, плакаты с надписями.

Ход занятия

I.  Организационный момент. Вступительное слово учителя.

  Практически каждый день несет нам общение с разными людьми. И всем приходится делать свой выбор: как поступить, что сказать, с чем согласиться, а что отвергнуть.  И сделать его порой очень не просто.

Слайд 1 (Название занятия)

- Сегодня мы проведем занятие в виде ролевой игры. Вам будут предложены ситуации из жизни, а вы должны высказать свое мнение к поступкам очень Крутого мальчика и объяснить свой выбор. Итак, начнем.

 II.  Основная часть.  

- Жил на свете Крутой мальчик.  Люди относились к нему по-разному. Одни восхищались: «Круто! Молодец! Я бы сделал так же!». Другие  сторонились и, проходя мимо, говорили: «А нам все равно!».  Третьи осуждали и постоянно возмущались: «Да разве так можно делать! Ты плохой! Убирайся отсюда!»

Была еще и четвертая группа людей. Но она встречалась на пути Крутого мальчика очень редко.

- Сейчас я расскажу о нескольких ситуациях, в которых оказался Крутой мальчик. А вы выберете  группу людей, к которой отнесете себя и пересядете в ту сторону, где находится плакат с соответствующей  надписью:

1. «Круто! Молодец! Я бы сделал так же!»

2. «А нам все равно!»

3. «Да разве так можно делать! Ты плохой! Убирайся отсюда!

4. Четвертая группа

- Если вы отнесете себя к четвертой группе, то обязательно должны сказать Крутому мальчику какие-то другие слова. О поведении четвертой группы  вы должны догадаться сами.

Ситуация 1

«Дети играли во дворе в футбол. Один из игроков стал отбирать мяч у Крутого мальчика и ударил его по ноге. Крутой мальчик в ответ ударил соперника по голове, а потом еще добавил. Завязалась драка».

- Пересаживайтесь к тому плакату, который  выражает ваше мнение.

- Объясните свой выбор.

  (Дети из четвертой группы должны указать на опасные аспекты такого поведения:  драка до добра не доводит, может кто-то пострадать очень сильно, к тому же, возможно, соперник ударил Крутого мальчика нечаянно).  

Слайд 2  (Качества личности)

- Какие личные качества проявляются у Крутого мальчика в данной ситуации?

Ситуация 2

«Прилежанием на уроках Крутой мальчик не отличался, поэтому многие школьные предметы давались ему с трудом. Зато списывать он научился отлично, и  каждый раз с криком отстаивал для себя хорошие отметки».

- Пересаживайтесь к тому плакату, который  выражает ваше мнение.

- Объясните свой выбор.

  (Дети из четвертой группы должны указать на негативные аспекты такого поведения: плохие знания, ложное представление о своих успехах, обман – это нечестно, плохие взаимоотношения с учителями).  

- Какие личные качества проявляются у Крутого мальчика в данной ситуации?

Ситуация 3

«Крутой мальчик собрался идти гулять. Мама попросила заодно вынести мусор, уложенный и завязанный в пакете. Сыну «стрёмно» было нести эту ношу через весь двор, где ждали его друзья. Поэтому Крутой мальчик стал футболить пакет как мяч. Пакет порвался, и мусор вывалился на тротуар.  Друзья стали смеяться. Крутой мальчик со словами: «Дворник уберет. Ему за это деньги платят!»  поспешил к ним».

- Пересаживайтесь к тому плакату, который  выражает ваше мнение.

- Объясните свой выбор.

  (Дети из четвертой группы должны указать на неуважение к труду дворника, на несправедливость по отношению к нему, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят).  

- Какие личные качества проявляются у Крутого мальчика в данной ситуации?

Ситуация 4

«На школьном празднике класс заработал сладкие призы. Крутой мальчик незаметно для всех взял не одну конфету, как положено, а несколько. Трем одноклассникам не хватило. Вожатая добавила конфет классу. Обиженных детей не было».

- Пересаживайтесь к тому плакату, который  выражает ваше мнение.

- Объясните свой выбор.

  (Дети из четвертой группы должны указать, что воровство – это порок; что несколько украденных конфет не стоят того, чтобы поступаться совестью).  

- Какие личные качества проявляются у Крутого мальчика в данной ситуации?

Ситуация 5

«Крутой мальчик на перемене разбил оконное стекло. Не желая отвечать за свой проступок, приказал всем свидетелям молчать. Одноклассники его побаивались. Дежурному учителю не удалось выявить виновника».

- Пересаживайтесь к тому плакату, который  выражает ваше мнение.

- Объясните свой выбор.

  (Дети из четвертой группы должны указать, что надо быть честным и необходимо иметь смелость ответить за свои проступки).  

- Какие личные качества проявляются у Крутого мальчика в данной ситуации?

Ситуация 6 

«На уроке Крутой мальчик вместо того, чтобы слушать объяснение учителя, играл в телефоне. Учительница  несколько раз сделала ему замечание, а потом потребовала отдать ей телефон.  Но Крутой мальчик сказал вызывающе: «Не имеете право! Это не Ваша вещь!»

  - Пересаживайтесь к тому плакату, который  выражает ваше мнение.

- Объясните свой выбор.

(Дети из четвертой группы должны указать, что необходимо знать не только свои права, но не забывать и об обязанностях, что на уроках надо заниматься учебой, что поведение учителя обосновано его вызывающим поведением).  

- Какие личные качества проявляются у Крутого мальчика в данной ситуации?

Ситуация 7 

«Крутой мальчик попал в компанию ребят, которые курили, и тоже втянулся в это дело. Он же не мог показать себя слабаком!»

  - Пересаживайтесь к тому плакату, который  выражает ваше мнение.

- Объясните свой выбор.

(Дети из четвертой группы должны убедить Крутого мальчика не курить, напомнить о вреде  курения, о возможности привыкания, напомнить о ложной дружбе).  

- Как вы думаете: характер или бесхарактерность проявит Крутой мальчик, если начнет курить?

Ситуация 8

«Крутой мальчик не выучил уроки. Рано утром незаметно от матери он отослал с ее телефона СМС, в котором сообщил, что сын оставлен дома, потому что у него болит зуб. Классная руководитель поверила сообщению от родителей».  

- Пересаживайтесь к тому плакату, который  выражает ваше мнение.

- Объясните свой выбор.

(Дети из четвертой группы должны отметить, что лень, обман и потакание своим прихотям до добра не доведут).  

- Какие личные качества проявляются у Крутого мальчика в данной ситуации?

III. Рефлексия. 

- Пора подвести итог.  Каждый из вас садится туда, где он чаще всего находился.

Советы первым трем группам

Совет для первой группы, которая чаще говорила:  «Круто! Молодец! Я бы сделал так же!»  

Слайд 3  (Качества, которые характеризуют Крутого мальчика)

- Если потакать поведению Крутого мальчика, то из него вырастет лгунишка, воришка, плут и мошенник, эгоист, вспыльчивый озлобленный человек, не знающий сострадания, да еще и курильщик. Такому человеку нельзя довериться.  Он может предать любого из-за личной корысти.

Слайд 4, 5  (Божьи заповеди)

- Вот что говориться в Божьих заповедях, которые должен соблюдать любой уважающий себя христианин.  

1) Верить в единого Господа Бога;

2) Не создавать для себя кумиров;

3) Не произносить имя Господа Бога напрасно;

4) Всегда помнить о дне выходном;

5) Почитать и уважать родителей;

6) Не убивать;

7) Не прелюбодействовать;

8) Не воровать;

9) Не лгать;

10) Не завидовать.

- Какие из заповедей нарушал Крутой мальчик?  (5, 8, 9)

- Сегодня 10 заповедей Божьих и 7 грехов смертных являются регуляторами жизни и основой христианства. Не является обязательным прочтение большого количества  литературы духовного жанра. Достаточно стремиться избегать того, что может привести человека к духовной гибели.

Но на практике это совершенно нелегко. Полностью исключить из своей повседневной жизни семь грехов смертных и соблюдать десять заповедей очень сложно и практически не возможно. Но к этому необходимо стремиться, а Бог, в свою очередь, очень милосерден.

Список заповедей Божьих позволяет жить правильно, в гармонии и понимании с Всевышним.

Совет для второй  группы, которая чаще говорила:  «А нам все равно!»

Слайд 6, 7, 8   (Высказывания о равнодушии)

- Послушайте высказывания знаменитых людей о равнодушии:

«Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, - это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом - суть бесчеловечности». Бернард Шоу

 «Равнодушие – это паралич души»  Антон Павлович ЧЕХОВ

 «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека»

Максим Горький

- Этими словами все сказано! 

- Совет для третьей  группы, которая чаще говорила:  «Да разве так можно делать! Ты плохой! Убирайся отсюда!»

«Даже у самого худшего из нас где-то спрятаны крылышки и надо помочь ему их раскрыть, а не осуждать его».  Марк Леви. Семь дней творения

 «Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках». Лао-Цзы

 «Грехи других судить Вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь».  Уильям Шекспир

Правильнее всех в данных ситуациях рассуждали те, кто причислил себя к четвертой группе. 

- А какие слова мы могли бы придумать для четвертой группы?

Слайд 9 (Слова убеждения)

Слова убеждения: «Не делай этого! Подумай о последствиях! Это опасно для твоей Души!»

- Надо не только осуждать, но и показать, в чем неправ человек, что ему грозит, если он будет продолжать так действовать, как помочь ему исправится.

- Кто согласен с этими словами, пересядьте к четвертой группе.

IV. Заключительная часть.

- Человеку свойственно ошибаться. Но имейте силу воли исправить свои ошибки. Не унывайте, если у вас что-то не получается. Дарите близким и незнакомым людям добро! И оно вернется к вам с торицей.  

Слайд 10 (Пословица)

- Помните пословицу: «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку - пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу».

Используемые ресурсы:

http://ikona-i-molitva.info/10-zapovedej-bozhix-v-pravoslavie-i-7-smertelnyx-grexov/ 

http://www.mobiw.ru/ravnodushie.html 

http://itmydream.com/citati/osuzhdenie 

Качества характера человека:

гордость                           подвижность                    трудолюбие

зависть                              медлительность            леность

мечтательность          вежливость                      наглость

сдержанность                 рассудительность         тщеславие

аккуратность                 решительность              скромность

откровенность              вдумчивость                     верность

искренность                    заботливость                   глупость

капризность                    злопамятность                жадность

упрямство                        нерешительность          равнодушие

развязность                     трусость                            доброта

холодность                      мудрость                            умение дружить

грубость                           застенчивость                  патриотизм

лживость                         уступчивость                    предательство

упорство                          смелость                              старательность

обидчивость                   правдивость                       ответственность

Величайшим грехом по отношению к нашим согражданам является не ненависть, а равнодушие к ним (Б. Шоу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра "Выборы"

Шаблон ролевой игры "Выборы"  может использоваться как для проведения внеклассного мероприятия, так и для разработки повторительно-обобщающего урока по теме "Политическая сфера общества" (обществ...

Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

Ролевая игра Выборы для 11 классов

Формирование гражданской позиции при принятии общественно значимых решений связанных с государством...

Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"

Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа  Николая Семеновича Лескова...

Методическая разработка урока «Нравственный выбор героини рассказа А.П. Чехова «Анна на шее»

Данная методическая разработка посвящена теме « Нравственный выбор героини рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». Автор указывает на актуальность и значимость проблемы в русской  литературе ХIХ века....

Проблема нравственности и личного выбора в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

На уроке закрепляются знания студентов по творчеству Островского. Цель: совершенствование навыков анализа литературного произведения....