Методическая разработка. Диспут для старшеклассников. "Сквернословие: быть или не быть?"
методическая разработка (10 класс) на тему

Данная разработка поможет классному руководителю старших классов провести разговор с ребятами на тему свернословия, употребления бранных слов, нацелить на чистоту русского языка. Анкета,  подобранные вопросы и материал помогут провести разговор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сквернословие: быть или не быть?»

Диспут для учащихся старших классов (Разработала и провела: Карпенко М.Е.учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №395 г.Санкт-Петербург)

Методическая разработка

Цель:

  •  Формирование навыков здорового образа жизни
  •  Формирование  культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения
  • Развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения; 

Задачи:

  • обсудить результаты анкетирования обучающихся по проблеме сквернословия;
  • воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества
  • побуждать к нравственному самосовершенствованию
  • разработать возможные способы решения проблемы сквернословия среди обучающихся.

Форма проведения: диспут.

Участники: ученики 10-11 классов, классные руководители, учителя

Оборудование: компьютер, проектор.

Актуальность

Одним из частых и неприятных нарушений поведения детей и подростков является активное использование молодежью непристойной брани, разрушающей нравственность. Очень часто именно сквернословие сопутствует  более серьёзным, правонарушениям. Необходимо понять, почему люди используют в своей речи матерные слова, как сквернословие влияет на здоровье человека, каковы пути преодоления этой вредной привычки.

План проведения диспута.

  1. Из истории сквернословия.
  2. Обсуждение результатов анкетирования
  3. Психологические аспекты сквернословия.
  4. Медицинские проблемы сквернословия.
  5. Как борется Закон с ненормативной лексикой.
  6. Способы решения проблемы сквернословия среди обучающихся

До диспута учащимся предлагается определиться с точкой зрения по вопросу, можно ли употреблять нецензурные выражения. В связи с этим учащиеся делятся на группы единомышленников. Заранее подготовлены ведущий и эксперты из числа старшеклассников.

Слово ведущего.

Д.С. Лихачев в одном из своих выступлений говорил:

«Важнейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушайтесь к тому, как он говорит».

В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. Они напоминают слова Ветхого Завета о том, что в языке нашем заключены и жизнь, и смерть. Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное. Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация тоже не может смириться перед лицом деградации своего языка.
Одна из задач лингвистической экологии, или экологии слова, состоит в том, чтобы пробуждать в людях чувство собственного достоинства и самоуважения.  

На уроках мы с вами рассуждаем над такими понятиями как честь, справедливость, милосердие, совесть и совестливость, нравственность, духовность, душевность, добропорядочность, добросердечие, раскаяние, искупление, благотворительность, благородство и многое др. А на переменах, на улице мы слышим другие, страшные, разрушающие вашу личность слова.  
Непристойность сквернословия,  мата осознаётся всеми. Однако не все понимают, что это – сильное зло, которое  грозит стать уже нормой. Именно поэтому об этом сегодня наш разговор.
 Тема нашего диспута: «Сквернословие: быть или не быть?» 

Вначале давайте разберемся с понятием «сквернословие». (Вопрос ребятам. Предполагаемые ответы.)

Слайд. Что такое сквернословие?

Толковые словари дают следующие определения:

Словарь Ожегова: «Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами».

В словаре живого великорусского языка Владимира Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина; смрад; вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Совпадает ли это понятие с понятием  «ненормативная лексика», «мат»? (Предполагаемые ответы)

Слайд.Что такое ненормативная лексика?

Брань — это оскорбительные, ругательные слова. Ненормативная (нецензурные выражения) или обсценная лексика (от лат. obscene — непристойный, распутный, безнравственный) -  это грубейшие вульгарные выражения, табуированные слова, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную, обычно неприятную ситуацию, слова, действия. Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат.

Слайд. Мат.

Мат (матерщи́на, ма́терный язык) — разновидность ненормативной лексики в русском и других славянских языках.

Обратимся к истории. Что вы знаете о происхождении ненормативной лексики? (Предполагаемые ответы)

Слово эксперту.

[Историческая справка: происхождение матерной брани, корни ее, причины употребления нашими предками.]

Существует представление о том, что матом наших предков научили ругаться татары. Это не более чем миф. Доказательством тому служит берестяная грамота 12 века, в которой один брат пишет другому с использованием нецензурной лексики.

В древнерусской литературе встречается мнение, что мат - это «жидовское слово», т.е. речь иноверца, человека иной веры: язычника, чужестранца.

Способность ругаться матом приписывается домовому, кликуше, чёрту.

Многие думают, что русский крестьянин только и делал, что сквернословил. Это не так. Но в народном фольклоре есть ряд ситуаций, когда необходимо произносить нецензурные слова: во время свадебного обряда, сквернословить полагалось во время некоторых сельскохозяйственных ритуалов, а также если вдруг бедокурит домовой или леший в лесу «водит». Нечистая сила понимает мат как свой родной язык. В остальных же случаях русские крестьяне считали, что матом ругаться грех, ведь когда человек произносит брань с упоминанием матери - он оскорбляет сразу трёх матерей: свою родную мать, мать-землю и Богоматерь. Ну а если ругается матом женщина - под ней и вовсе земля горит.

С матом боролись всегда. Русские цари Алексей Михайлович, Иван Грозный неоднократно издавали указы, запрещающие «матерно лаяться». Пётр Великий за употребление соответствующих словечек штрафовал. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. 
В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. 

Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Как вы думаете, а в рамках нашей школы тема сквернословия актуальна? (Объясните свой ответ). 

 Каково отношение учащихся нашей школы к нецензурной лексике? Вот что показали результаты анкеты. (Выступление эксперта с анализом анкетирования школьников по данной проблеме).

  • 1. Используете ли вы нецензурную брань?

1. Да, часто, в присутствии других людей

 2.Да, но  чаще без свидетелей.

 3.Очень редко.

4. Никогда

  • 2. Как вы относитесь к людям, которые ругаются матом?

1.Плохо! Их нужно изолировать!

 2.Нормально. Некоторых нужно изолировать, но в целом - неплохие ребята.

 3.Отлично, я и сам нецензурно выражаюсь!

Кто-то изменил свое мнение после анализа анкет? (Высказывание мнений)

 Почему подростки используют нецензурную лексику в своей речи? (Высказывание мнений)

Согласны ли вы с утверждением, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей? (Высказывание мнений)

 Может ли у человека развиться зависимость от сквернословия? (Высказывание мнений)

 По этому вопросу мы также дадим слово нашему эксперту.

 
Эксперт. Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. 
В этом процессе наблюдаются такие 4 стадии:
Слайд.

Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость; 

Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали; 

Третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. 

Последняя стадия. Человек уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова. 


Что вы чувствуешь, когда при вас кто-то ругается матом? (Высказывание мнений)

Есть ли связь между сквернословием и здоровьем? (Высказывание мнений)

Предлагаю обратиться к эксперту. 

Эксперт . Слайды.

Доктор биологических наук, академик медико-технических наук П. Горяев опытным путем установил, что хромосомы белка содержат всю информацию, необходимую для формирования живого организма. В ходе многочисленных экспериментов он доказал, что генетический аппарат любого живого существа одинаково реагирует на внешние воздействия, вызывая изменения в генах. Как это происходит? Известно, что человек состоит более чем на 75% из воды. Произносимые человеком слова изменяют структуру воды, выстраивая ее молекулы в сложные цепочки, меняя их свойства, а следовательно, меняя генетический код наследственности. При регулярном отрицательном воздействии слов происходит видоизменение генов, которые влияют не только на самого человека, но и на его потомство. Видоизменение генов ускоряет старение организма, способствует развитию различных болезней и таким образом сокращает срок жизни. И наоборот, при воздействии позитивных слов и мыслей улучшается генетический код человека, задерживается старение организма и увеличивается срок жизни.

Другой ученый, доктор биологических наук И. И. Белявский, в течение многих лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек характеризуется определенным спектром энергии, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И слово воздействует на гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость, значительно ухудшая общее качество жизни.

Таким образом еще раз было доказано, что в сквернословии таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от матерной речи, он бы никогда не произнес ее

С матерными словами связано еще одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России, например, эти заболевания встречаются нередко.

Ученые, исследуя феномен мата, пришли к выводам, что от его использования страдает общее здоровье человека и снижается общее качество жизни. Они эмпирическим путем доказали, что произнесенное или услышанное матерное слово несет в себе энергетический заряд, который негативно воздействует на человека. Несколько лет исследователи вели наблюдение за двумя группами людей. В одну входили те, у кого в речи был только мат, а вторая группа наблюдаемых вообще не использовала грубых слов. Результаты говорят сами за себя: у людей, применявших мат, обострились хронические заболевания; у членов другой группы состояние организма было значительно лучше, а их биологический возраст оказался на несколько лет моложе их паспортного возраста.

Хотели ли  вы, чтобы ваши будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? (Высказывание мнений)

Нужно ли бороться со сквернословием?

Если да, то как? (Высказывание мнений)

Предложите свою систему борьбы с нецензурной бранью (предлагаемые варианты)

- Повышение общего уровня грамотности и культуры.

- Глубокое изучение русского языка и литературы.

- Воспитание любви к людям.

- Ужесточение законов.

- Штрафы.

- Цензура.

- Воспитание примером в семье.

- Пропаганда здорового образа жизни.

- Воспитание в малых лет.

- Делать замечания друг другу.

- Презирать за хамство.

 Эксперт. Как борется с матом закон Слайд.

Ст. 130 «Оскорбление» Уголовного кодекса РФ гласит:

«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, – наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев. 
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, – наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».

«Кодекс РФ об административных правонарушениях»:

«Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, – влекут наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток».

Ведущий. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с нецензурной лексикой. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждет штраф - от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей.

 Активисты акции - студенты, журналисты - придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата.

Например (читает): 

- Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!

- Наше условие - долой сквернословие!


Предлагаем сейчас вам  придумать свои лозунги против сквернословия. В качестве подсказки можете использовать рифмы. 
Рифмы для антирекламы: мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат; материться - добиться, злиться, больница, лечиться; 
Примерные варианты лозунгов:

-   Чтобы в жизни чего-то добиться, лучше вам не материться!

-  Кто   разговаривает матом, знать умишком не богат он! 

-    Мат-дорога в ад.

-   Мат уродует ребят.

-    Хочешь успеха в жизни добиться -  прекращай материться!

Был ли полезен наш сегодняшний разговор? Убедил ли кого-то в том, что сквернословие – это дурная привычка? (Высказывание мнений)

Быть или не быть свернословию? (Высказывание мнений)

Ведущий читает стихотворение В.Шефнера «Слова»

Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит — я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

Согласны ли вы с утверждением автора стихотворения? (Высказывание мнений)

  Заключительное слово 

Ведущий: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти», - писал Л. Н. Толстой.

Об этом и притча о мудрости Эзопа: когда его хозяин попросил принести самое ценное, что есть на Земле, тот принес на подносе язык. На просьбу хозяина принести самое ужасное на Земле, Эзоп вновь принес на подносе язык, сказ, что это самый прекрасный дар человека и одновременно самый ужасный.

Русский язык велик и богат. Кроме того, он обладает огромной силой: созидательной и разрушительной, вмещая в себя как божественные звуки пушкинских строк, так и зловонную грязь уличного мата.

 Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все-таки живем мы хуже других стран. Стремительно растет наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди - это здоровый народ, процветающая страна. 

Использованные источники:

  • http://www.pravoslavie.ru/
  • http://trezvoeslovo.ru/
  • Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.
  • Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206
  • Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp
  • http://www.liveinternet.ru/users/alfijushka/post67412745
  • http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.htm  
  • http://images.yandex.ru/
  • Успенский Б. Экспрессивные выражения и культ Матери-земли // Человек и природа: изд. “Знание”. М., № 10, 1989. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия. Диспут: «Все люди разные? Или все люди одинаковые?»

Актуализация. Современные подростки, вместо чтения книг, предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра – смотрят бои без правил; приключенческие фильмы вытеснены боевиками; они покл...

Методическая разработка урока благотворительности "Человек должен быть альтруистом"

В методической разработке представлены:1.     Методические рекомендации педагогам по организации «Дебатов».2.     План – конспект урока по теме: «Человек должен...

Методическая разработка игры-диспута "Курение: "за" и "против""

Профилактическая беседа проводится не в традиционной форме, а в виде игры-диспута. Расчитана на подростков 14-17 лет....

Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"

Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...

Методическая разработка "Диспут о любви"

Материал для  учащихся 10-11 классов...