Классный час на тему " Россия и Крым - мы вместе! ".
классный час (7 класс) по теме

Разетдинова Эльвира Ахнафовна

Разработка классного часа  "Россия и Крым - мы вместе! "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_i_krym_-_my_vmeste.docx51.12 КБ

Предварительный просмотр:

Россия и Крым - мы вместе!

(разработка классного часа)

Классный руководитель 7 класса

Разетдинова Э.А.

Пояснительная записка

18 марта 2017 г. исполнился 3 года, с того памятного дня, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.

В соответствии с данным договором в составе России образовались два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Это событие имеет важное значение в новейшей российской истории.

Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует провести единый урок для учащихся 1-11 классов, посвящённый воссоединению Крыма с Россией.

Задача учителя – дать учащимся представление об исторических событиях, насколько это возможно – вызывать к ним интерес, создать ощущение их проживания. Основной целью при этом является воспитание исторического мышления, в частности, способности воспринимать сегодняшние события в исторической перспективе, предвидеть ожидаемое будущее. Особое место в данном контексте занимает судьба России, формирование личной причастности к ней.  

18 марта 2014 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, в соответствии с которым в составе России образуются два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты его ратификации 21 марта. Это событие имеет важное значение в новейшей российской истории, и требует обсуждения ее со школьникам.

Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал проводимого мероприятия объединяет общая цель: сформировать целостное представление об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России и готовность на его основе адекватно оценивать текущие политические события.  

Осмысление и обсуждение сложившейся в Крыму ситуации будет содействовать выработке у школьников ценностных ориентаций, основанных на приоритете прав и свобод личности, права наций на самоопределение, свободного волеизъявления народа.

Исторический опыт Крыма содействует воспитанию гражданственности, патриотизма и толерантности школьников.  

Работа должна базируеться на Законе об образовании, где утверждается: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования»[1].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается необходимость обеспечить учащемуся «осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия. Оно должно также содействовать «формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах; укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности»[2].

В этом же документе обозначены и базовые национальные ценности, среди которых патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога)[3].

Идея формирования патриотизма, гражданственности и толерантности как важнейших приоритетных направлений воспитания школьников развивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) на всех уровнях общего образования. Среди личностных требований к результатам освоения основной образовательной программы отмечено «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной…».

Цель:

  1. Познакомить учащихся с историей, географическим расположением и основными достопримечательностями Крымского полуострова, произведениями русских поэтов о Крыме. Рассмотреть особенности исторического и культурного единства республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией.

  1. сформировать целостное представление об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России и готовность на его основе адекватно оценивать текущие политические события.  

  1. содействовать выработке у школьников ценностных ориентаций, основанных на приоритете прав и свобод личности, права наций на самоопределение, свободного волеизъявления народа.

  1. воспитание гражданственности, патриотизма и толерантности школьников.  

  1. развивать умения анализировать, делать выводы, способствовать развитию творческих способностей школьников

Задачи:

  • познакомить учащихся с новым, ранее не изучаемым материалом о новых субъектах Российской Федерации;
  • способствовать формированию чувства гордости за страну за ее историю и ее выдающихся людей.
  • заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.

Оборудование: слайдовая презентация

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

учитель говорит об истории проведения референдума.

В ноябре 2013 - феврале 2014 гг. в Украине разворачивается политический кризис. В феврале 2014 г. на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России.

На фоне разрастающейся дестабилизации политической ситуации в рамках действующего законодательства, 11 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.

А 16 марта 2014 года в Крыму прошёл референдум о статусе Крыма. В нем приняло участие 83 % граждан Крыма. 97 % проголосовало «за воссоединение Крыма с Россией».

17 марта 2014 года издано распоряжение Президента Российской Федерации № 63-рп «О подписании Договора между Российской Федерации и Республикой Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов».

Показать фрагменты документальных фильмов о проведении референдума и о дне присоединения Крыма к России.

Проблемный вопрос «Что для России Крым?»

Использован прием «Лента истории». Работа учащихся с дополнительным материалом в группах.

1. Древний Крым

Начинается лента с обсуждения слова «Крым». Крым от тюркского слова «кырым», что означает - «вал», «ров», «стена». Огромный ров (вал) 8,5 км был построен 2 тысячи лет назад и разделил материк и полуостров.

До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века — Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой.

Учитель может предложить ребятам вспомнить уроки истории и ответить на вопрос:

Кто заселял этот полуостров? Какие древние города-государства вы можете назвать?

Крещение князя Владимира в Херсонесе.

2. Османские войны.

Интересен для учащихся будет и тот факт, что с 1475 г. Крымский полуостров попал под власть Османской империи, и на протяжении многих лет Россия вела с османами войну. Большую роль в этой борьбе сыграли А.В. Суворов, М.И. Кутузов и Ф.Ф. Ушаков.

Что ученики знают об этих славных сынах Отечества?

По итогам войны 1768-1774 гг. был заключен КючукКайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получало независимость. В состав России вошли Керчь с крепостью Ени-Кале, крепости АзовиКинбурн, русские торговые суда смогли свободно плавать по Черному морю.

3. Вхождение Крыма в состав России

Следующей остановкой по ленте истории может быть вхождение Крыма в состав России в 1783 году (Манифест Екатерины II от 8 апреля 1783 года).

Отметьте в этот период важную дату – в 1783 г. закладывается город Севастополь как база Черноморского флота.

  1. Крымская война 1854-1855 гг.  

Оборона Севастополя под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, контр-адмирала В.И. Истомина (при работе над этим фрагментом урока возможно использовать Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого).

  1. Остановка XIX-XX века.

XIX-XX века. Крым - место паломничества писателей, поэтов, художников, композиторов. Памятные места связаны с именами А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М. А. Волошина, А. С. Грина, С.С. Прокофьева.

6. Довоенный Крым

В гражданскую войну из Крыма уезжали русские офицеры в далекие земли.

После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922 г.) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. С 1945 г. - Крымская область РСФСР.

7. Великая Отечественная война

В годы Великой Отечественной войны вошла в историю героическая 250-дневная оборона Севастополя и бессмертный подвиг подземного гарнизона в керченских каменоломнях.

Противник стянул под Севастополь 203 тыс. чел., 780 орудий, 450 танков, 600 самолетов.

Советские силы составили 106 тыс. чел., 606 орудий, 38 танков, 109 самолетов.

Советские потери - более 200 тыс. человек, из них безвозвратные около 157 тыс. человек.

Предложите учащимся вспомнить примеры героических событий тех лет.

За оборону Севастополя 126 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями. Недаром Севастополь зовется городом русской славы, городом русских моряков. После освобождения Крыма от фашистских захватчиков в нем началось восстановление разрушенного народного хозяйства.

8. Послевоенный Крым

В 1954 году Крымская область согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР была передана в состав Украинской ССР.

20 января 1991 г. в Крыму был проведён референдум. Участвовало в референдуме 81 % граждан. На голосование был поставлен вопрос: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?».

Проголосовало «За» - 93% жителей Крыма.

Но воля жителей Крыма была проигнорирована политиками!

4 сентября 1991 г. Верховный Совет Крыма принял Декларацию о государственном суверенитете республики. 26 февраля 1992 г. Крымская АССР была переименована в Республику Крым в составе Украины, но в 1998 году Республика Крым была переименована в Автономную Республику Крым.

9. Достопримечательности Крыма и стихи.

10. Крым и Россия - Мы вместе!

Заполнена «Лента времени» обращаемся к ней.

Учитель акцентирует внимание учащихся, что наш урок мы начали с разговора о воссоединении Крыма к России и сейчас мы с вами пришли на остановку «Крым и Россия - Мы вместе!».

18 марта 2014 года в Москве Президентом России Владимиром

Путиным и представителями Крыма был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.

Вечером на Красной площади в Москве прошёл праздничный концерт. Выступая со сцены, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал:

видео

Наверное, никто в эту ночь не спал в Севастополе. Ночью небо озарилось вспышками праздничного салюта. На глазах у людей блестели слёзы. Этого дня они ждали долгих 23 года.

Крым ждал чуда, его жители верили, что оно свершится, они многое сделали для того, чтобы это чудо стало явью, реальностью, и мы им в этом помогли, потому что «Мы вместе!», потому что Крым – это Россия!

Приложения (доп. Материал для работы в группах)

1

Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова "кырым" — вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века — Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой.

Херсонес Таврический был основан греками в VI в. до н.э. и просуществовал ещё почти 2 тысячи лет. Руины Херсонеса расположены на территории Севастополя.

С VIII-IX вв. стали складываться экономические и культурные связи Крыма с русскими княжествами. Арабы называли Черное море Русским морем. В конце Х века в древнем Херсонесе принял крещение русский князь Владимир.

В 1223 г. в Крым впервые проникли монголо-татары. Они разрушили Судак, который в то время был самым богатым из торговых центров Крыма, и был образован Крымский улус, а позднее, с 1443 г. - самостоятельное Крымское ханство. Развитие экономики и культуры Крыма и его растущее сближение с Русью были надолго остановлены ордынским нашествием. Положение покоренных народов полуострова стало чрезвычайно тяжелым. Золотоордынские завоеватели обложили их непомерно тяжелой данью – ясаком, вывозили рабов и продавали в другие страны.

В 1475 г. на Крымский полуостров вторглись войска султанской Турции. Они захватили и разорили княжество Феодоро. Крымское ханство стало вассалом Турции.

В ходе Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. русская армия заняла все основные центры Крыма.

В 1783 г. русские войска без всякого предупреждения вошли в Крым. Крымское ханство было ликвидировано. Турецкий султан вынужден признать права России. Крым вошёл в состав России. По итогам войны 1768-1774 гг., был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получало независимость. В состав России вошли Керчь с крепостью Ени-Кале, крепости Азов и Кинбурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю. В 1783 году Крым вошел в состав России, что было ратифицировано Ясским мирным договором (1791 г.) между Россией и Османской империей.

Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное экономико-географическое и стратегическое положение. На севере полуостров соединен с материком узким (7 - 23 км) Перекопским перешейком. С запада и юга полуостров омывают Черное море, с востока — Керченский пролив, а с северо-востока - воды Азовского моря и его залива Сиваша. Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова «кырым» - вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века - Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой.

2

Оборона Севастополя во время Великой Отечественной войны вошла в историю героическая 250-дневная оборона Севастополя и бессмертный подвиг подземного гарнизона в керченских каменоломнях. Многие соединения и части Красной Армии получили почетные наименования «перекопских», «сивашских», «керченских», «феодосийских», «симферопольских», «севастопольских». За оборону Севастополя 126 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями.

В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР. В указе говорилось, что Крым является естественным продолжением южных степей Украины, и «из географических и экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства». Таким образом, были нарушены Конституция РСФСР и законодательная процедура.

На долю Севастополя и Крыма пришлось выдержать три обороны

Первая оборона Севастополя 1854-1855 гг.

Против России выступили Османская империя, Великобритания, Франция и Сардинское королевство.

Русским войскам противостояла 60-тысячная англо-французская армия

За период осады неприятель обрушил на город 1 356 000 артиллерийских снарядов.

Потери союзников составили 70 тыс., русской армии – 83,5 тыс. человек.

Осада длилась 349 дней, после чего Севастополь все же был взят союзными войсками.

Вторая оборона Севастополя 1941-1942 гг.

После вторжения немецкой армии в Крым началась вторая героическая оборона города (30 октября 1941—4 июля 1942), продолжавшаяся 250 дней

Советские потери более 200 тыс. человек.

Противник стянул под Севастополь 203 тыс. чел., 780 орудий, 450 танков, 600 самолетов.

Советские силы составили 106 тыс. чел., 606 орудий, 38 танков, 109 самолетов.

Город был сдан, лишь когда возможности обороны были исчерпаны. Это случилось 9 июля 1942 года.

3.

В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР. В указе говорилось, что Крым является естественным продолжением южных степей Украины, и «из географических и экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства».

2014 год. «Третья оборона Севастополя и Крыма»

В День Защитника Отечества 23 февраля в Севастополе начались массовые митинги против бандеровцев, захвативших власть в Киеве. 24 февраля 2014 Верховный Совет Автономной Республики Крым отказался подчиняться новой нелегитимной украинской власти. В течение нескольких дней в Крыму были сформированы отряды самообороны, которые взяли под охрану административные здания и въезды в Севастополь и Крым, а также блокировали украинские военные части и почти весь Черноморский флот Украины. 6 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым принял принципиальное решение войти в состав России на правах субъекта федерации. На 16 марта 2014 года назначен референдум по этому вопросу.

16 марта 2014 г. состоялся референдум о статусе Крыма. За воссоединение с Россией на референдуме в Крыму проголосовали 96,77% жителей.

17 марта 2014 г. после референдума была провозглашена Республика Крым, и в этот же день Севастопольский городской совет попросил российские власти включить город в состав Российской Федерации, как город федерального значения.

18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.

20 января 1991 г. в Крыму состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской АССР как отдельного субъекта СССР, в котором приняли участие 1,4 млн. граждан (81,37% избирателей). За воссоздание автономной республики проголосовало 93,26%.

4 сентября 1991 г. Верховный Совет Крыма принял Декларацию о государственном суверенитете республики.26 февраля 1992 г. Крымская АССР была переименована в Республику

Крым в составе Украины. В мае того же года принята конституция и введена должность президента. В марте 1995 г. решением Верховной Рады и президента Украины конституция Республики Крым была отменена, пост президента упразднен. В декабре 1998 г. вступила в действие новая конституция Крыма. Республика Крым была переименована в Автономную Республику Крым. При принятии этого решения не были учтены результаты референдума 1991 года.

На фоне разрастающейся дестабилизации политической ситуации и повышения криминогенной обстановки в Украине, стремясь преодолеть кризис в рамках действующего законодательства, 11 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.

16 марта 2014 года жителями Крыма было принято решение об отделении от Украины и проведение референдума о присоединении Крыма к Российской Федерации (96 % «за» воссоединение с Россией).

17 марта 2014 г. была провозглашена Республика Крым, и в этот же день Севастопольский городской совет попросил российские власти включить город в состав Российской Федерации, как город федерального значения.

18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.

21 марта 2014 года был ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Заочное путешествие по Крымскому полуострову. «Достопримечательности Крыма»

Керчь

Керчь – один из старейших городов мира, процветающий уже тогда, когда не было ни Киева, ни Москвы, ни Лондона, ни Парижа. Его возраст свыше 2600 лет, здесь множество памятников разных эпох.

  1. Руины древнегреческого рода Пантикапея
  2. Митридатская лестница, ведущая на вершину горы Митридат.
  3. Крепость Ени-Кале.
  4. Царский курган – усыпальница одного из боспорских царей, шедевр античного зодчества.
  5. Храм Иоанна Предтечи – уникальный памятник раннесредневекового зодчества.
  6. Обелиск Славы на горе Митридат возведен в честь воинов-освободителей, защищавших Керчь от немецко-фашистских захватчиков.

Феодосия

Один из древнейших городов Юго-Восточной Европы. Основана около 540-530 гг. до Р.Х. древними греками. В переводе название города – «дар богов», что являет неохватную щедрость. Если таким даром становится будущий город, то ему суждена вечность. Феодосия и есть – вечный город. Город менял свое название неоднократно. Генуэзцы его назвали Кафа. Османцы – Кефе или Кучук-Стамбул. Основные достопримечательности города:

  1. Национальная картинная галерея знаменитого художника-мариниста И.К. Айвазовского.
  2. Феодосийский музей древностей.
  3. Литературно- мемориальный музей Александра Грина.
  4. Памятники генуэзской эпохи.
  5. «Фонтан Айвазовского»

Стихотворение Марины Цветаевой о Феодосии .

Над Феодосией угас
Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час.

Захлебываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.

Иду вдоль генуэзских стен,
Встречая ветра поцелуи,
И платья шелковые струи
Колеблются вокруг колен.

И скромен ободок кольца,
И трогательно мал и жалок
Букет из нескольких фиалок
Почти у самого лица.

Иду вдоль крепостных валов,
В тоске вечерней и весенней.
И вечер удлиняет тени,
И безнадежность ищет слов.

Коктебель

Расположен на побережье Чёрного моря, на берегу Коктебельского залива, у подножия вулканического массива Кара –Даг. С севера и востока Коктебель окружают степные горы. На северо-западе высится скалистая горные массивы. Одно из названий города в переводе с крымскотатарского - «край голубых холмов».

Особую привлекательность имеет горный массив Кара-Даг. Это фантастическое явление природы образовалось в результате вулканических процессов: скалы Лев и Золотые Ворота, Каменные сфинксы.

Стихотворение Максимилиана Волошина о Коктебеле .

Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...
По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.
По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль
И лежит земля страстная в черных ризах и орарях.

Припаду я к острым щебням, к серым срывам размытых гор,
Причащусь я горькой соли задыхающейся волны,
Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело.
Здравствуй, ты, в весне распятый, мой торжественный Коктебель!

Судак

Город был основан предположительно в 212 году аланами. Греки и итальянцы, населявшие город в Средние века, называли его Сугдея и Солдайя, соответственно. Славянское же название города — Сурож. В VI веке по приказу византийского императора Юстиниана I в городе была сооружена крепость, и он стал важным торговым центром и значительным транзитным пунктом на Великом Шёлковом пути. Наибольшего расцвета Судак достиг в XII-XIII веках. После завоевания Константинополя и раздела Византии в 1206 году город переходит под управление Венецианской торговой республики. В XIII-XIV веках город был разорён и разрушен монголами, но его быстро восстановили. А в 1365 году Солдая была завоёвана генуэзцами, и включена в состав генуэзских владений в Крыму. От этой эпохи сохранились башни и стены городских крепостных стен, называемые «Генуэзская крепость». В 1475 году город вместе со всеми генуэзскими территориями и православным княжеством Феодором в Крыму был завоёван Османской империей.В 1783 году Судак вместе со всем Крымом отошёл к Российской империи.

Большая Ялта

Ласточкино гнездо

Ла́сточкиногнездо́  — памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра. Строение напоминает средневековый рыцарский замок. Ласточкино гнездо стало своеобразной эмблемой Южного берега Крыма. Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря нефтяному промышленнику барону Штейнгелю, который любил отдыхать в Крыму. Штейнгель приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна.

Экзотическое ласточкино гнездо не раз становилось объектом съемок множества кинофильмов.  В 1987 году на территории Ласточкиного гнезда проводились съёмки известного советского триллера Станислава Говорухина по мотивам романа английской писательницы Агаты Кристи «Десять негритят».Ласточкино гнездо запечатлено во многих детских фильмах.

Ливадийский дворец-музей

Ливади́йскийдворе́ц — бывшая южная резиденция российских императоров, расположенная на берегу Чёрного моря в посёлке Ливадия в Ялтинском регионе Крыма в 3 км от Ялты. В 1834 году Ливадия (Ливадия с греческого — полянка, лужайка) была куплена у командира греческого Балаклавского батальона Феодосия Ревелиотти графом Львом СевериновичемПотоцким. В имении Потоцкого, по проекту Ф. Эльсона был построен господский дом, оранжереи, а также заложен ландшафтный парк.

В 1911 году по проекту ялтинского архитектора Николая Петровича Краснова для императора Николая II был построен новый Белый дворец. В 1925 году в бывшем царском дворце был открыт санаторий для крестьян, в 1931 году преобразованный в климатический лечебный комбинат.

С 4 по 11 февраля 1945 года в Ливадийском дворце проходила Ялтинская конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании (И. В. СталинФ. Д. РузвельтУ. Черчилль), а также проживала американская делегация во главе с президентом Ф. Д. Рузвельтом.

В 1977 году Ливадийский дворец и парк были местом съёмок музыкальной комедии «Собака на сене» (киностудия «Ленфильм»). В 1982 году внутренний двор Ливадийского дворца были местом съёмок фрагмента фильма «Возвращение резидента» (киностудия им. М.Горького).

Алупкинский дворец-музей

Воронцовский дворец является одним из украшений Крыма и главной достопримечательностью курортного города Алупка. Посетившие Воронцовский дворец никогда не забудут этого рукотворного чуда с его восхитительными башенками, зубцы которых словно повторяют контур царящей сверху горы Ай-Петри. Воронцовский дворец так вписался в алупкинский пейзаж, вечнозеленую растительность города и горную гряду, что кажется, будто все это родилось как единый ансамбль одновременно.

Дворец был построен в период 1828—1848 гг. как крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С.Воронцова. М.С.Воронцов, придававший Крыму исключительно важное значение, решил именно здесь построить свой представительский дворец. Автором проекта дворца был придворный архитектор английской королевы Виктории Эдвард Блор (1789—1879 гг.).

Южный фасад дворца, обращенный к морю, выполнен в мавританском стиле, и чем-то напоминает знаменитый дворец Альгамбра арабских правителей Испании в Гренаде, построенный в конце 14 века. Перед фасадом дворца устроена «Львиная терраса», от которой спускается монументальная лестница с тремя парами львов белого мрамора.

Характерной принадлежностью парадных европейских дворцов XIX века является зимний сад.

Фороссская Церковь

Яркий архитектурный памятник. Изящная церковь Воскресения Христова стоит на отвесной скале.

Музыкальная пауза. Ансамбль исполняет песню «Колокола России»

Легендарный Севастополь

Севастополь основан в 1783 году как база Черноморского флота Российской империи. Дважды, во время Крымской (1853-1856) и Второй мировой (1941-1945) войн, он был осажден неприятелем. Поэтому в городе множество военно-исторических памятников. В центре одноименной площади возвышается памятник адмиралу Нахимову – генералу Первой обороны Севастополя.

Графская пристань – парадный причал города. Название связано с титулом графа Войновича, командующего Черноморским флотом в восьмидесятых годах 18 века.

Памятник Затопленным кораблям у Приморского бульвара –своеобразный символ Севастополя. Воздвигнут в 1905 году.

Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 года» - выдающееся произведение батальонной живописи.

Херсонес Таврический

Херсонес Таврический - так назывался город, основанный древнегреческими колонистами более двух с половиной тысяч лет назад на юго-западной оконечности Крыма. Теперь его руины - одна из достопримечательностей Севастополя.

Слово "херсонес" обычно переводят с греческого как "полуостров". Город действительно располагался на небольшом полуострове между двумя бухтами. Тавры - воинственное племя, населявшее соседние горные местности. Этому городу-государству суждена была долгая жизнь - почти две тысячи лет - и его история является частью истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии.

Жизнь жителей других древнегреческих колоний, целиком зависела от земледельческой округи - хоры, как они сами ее называли. Окрестности города населяли различные племена, мирные и враждебные, а в средние века, когда Херсонес становится христианской столицей полуострова, вокруг него возникает большое количество монастырей и скитов, а также знаменитые пещерные города. В конце XIV века набег кочевников положил конец существованию города.

Только в 1827 году, спустя почти полвека после основания г. Севастополя, на этом месте начались раскопки, почти сразу же принесшие Херсонесу еще одно название - "Русская Троя". Год за годом из-под многовековых напластований появлялись дома и улицы, площади и храмы древнего города.

Ханский дворец в Бахчисарае

Ханский дворец в Бахчисарае — бывшая резиденция крымских ханов. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татархудожественный музей, выставка холодного и огнестрельного оружия. Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су.

Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVIXVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад. Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками.

Знаменитостью Ханского дворца является  «Фонтан слёз», который  был создан в 1764 году иранским зодчим Омером. По легенде, Диляра была любимой женой Крыма Герая, которую отравила соперница. Фонтан, созданный в честь жены, должен был символизировать скорбь хана. Эта легенда легла в основу поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Бахчисарайский фонтан», благодаря которой фонтан стал широко известен.

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, левея, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль...

Фонтан любви, фонтан печальный!
И я твой мрамор вопрошал:
Хвалу стране прочел я дальной;
Но о Марии ты молчал...

Светило бледное гарема!
И здесь ужель забвенно ты?
Или Мария и Зарема
Одни счастливые мечты?

Иль только сон воображенья
В пустынном мгле нарисовал
Свои минутные виденья,
Души неясный идеал?

Свято-Успенский православный монастырь

На окраине Бахчисарая находится один из старейших монастырей в Крыму. Он основан в 8-9 веке иконопочитателями, бежавшими сюда из Византии. В 15-м веке монастырь стал центром православия в Крыму. Недалеко от монастыря находится пещерный город Чуфут-Кале.

Уникальная природа Крыма: море, горные ландшафты, степи, лесные массивы, горные водопады не могли не найти отражение в творчестве русских поэтов. Валерий Брюсов писал:

Волны приходят, и волны уходят,
Стелются пеной на берег отлогий,
По морю тени туманные бродят,
Чайки летят и кричат, как в тревоге,

Много столетий близ отмели дикой
Дремлют в развалинах римские стены,
Слушают чаек протяжные крики,
Смотрят на белое кружево пены.


[1] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 05.04.2014).

[2] Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009. – С. 13-14.

[3] Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России. – М., 2009. – С.18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Россия и Крым "Мы вместе"

Презентация к классному часу, посвященному присоединению Крыма к России 2014г....

Классный час "Россия и Крым. Мы вместе"

В данной разработке представлен материал для проведения внеклассного мероприятия по проблеме воссоединения Республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией. Цель данного мероприятия - знак...

Сочинение на тему «Россия и Крым –Мы вместе»

В школе был организован конкурс сочинений ,посвещённый воссоеденению Крыма с Россией...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Россия и Крым. Мы вместе!" для 7-11 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7-11 классов. Рассматриваются следующие вопросы:1. История Крыма в составе России.2. Город-герой Севастополь.3. Судьба Крыма в составе Украины.4. Р...

Классный час на тему: "Россия и Крым. Мы вместе!"

Классный час на тему: "Россия и Крым.  Мы вместе!"...

Классный час на тему: "Россия и Крым вместе"

Конспект классного часа на тему: "Россия и Крым вместе"...

Презентация к классному часу "Россия и Крым: мы вместе!"

Презентация к классному часу "Россия и Крым: мы вместе!"...