Классный час " Толерантность и мы"
классный час на тему

Писная Елена Геннадьевна

классный час  для учащихся старших классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_tolerantnost_i_my.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ»

Цели: развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков.

Оборудование: репродукции картин, передающих различное эмоциональное состояние людей.

Ход  мероприятия

I. Вступление

Ученик читает  стихотворение Е. Евтушенко «С. Преображенскому».

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас;

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного, своего мы,

Зная все, не знаем ничего.

Уходят люди.

Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

II. Слово классного руководителя

Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье — это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника».

Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.

III. Беседа по теме классного часа

-        А теперь подумаем, в чем причина одиночества людей, написавших следующие письма:

«Мне было очень трудно. Иногда не могла сдержать слез, иногда подавляла слезы, просто отворачиваясь, чтобы не видеть счастливые лица своих одноклассников. Я им вовсе не нужна. Я не могла подойти к ним. Если и обращалась за чем-нибудь, то мне казалось, что я им навязываюсь».

«Одиночество я почувствовал сразу и остро. Обычная тема разговора наших ребят не выходит за обсуждение глупых выходок. Я понял, что не могу продолжать эти бессмысленные разговоры, что я далек от этих тем. Я хочу к людям. Мне нужно с кем-то общаться, с кем-то дружить... Я по характеру робкий, да и к тому же краснею по пустякам...»

Вопросы для обсуждения:

  1. Что бы вы ответили авторам писем?
  2. В чем причина одиночества ребят?
  3. Как им можно помочь?
  4. Как можно охарактеризовать одноклассников этих ребят1'

-        А теперь давайте поразмышляем над следующими.

  1. Как возникает взаимопонимание между людьми?
  2. Ощущаете ли вы поддержку и понимание со стороны одноклассников, преподавателей, родителей?
  3. В чем причина отсутствия взаимопонимания?
  4. Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаимопонимания между людьми?

IV.        Анализ эпиграфов

В каждом человеке - солнце, только дайте ему светить.

Сократ

Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо.

К.Г. Паустовский

Введи в жизнь серьезные интересы, прочное занятие и наблюдай над собой, как натуралист и как медик, и старайся разумом исправить то, что было запущено.

А.И. Герцен

.

  • Давайте обсудим эти высказывания. Согласны ли вы с подобными мнениями?
  • В чем смысл каждого высказывания в отдельности?
  • Есть ли среди высказываний то, с которым вы не согласны? Почему?

V.        Работа в группе

-        Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей, насколько хорошо знаем их.

Попробуем выяснить, владеем ли мы умением правильно оценивать людей.

Задание будет следующим: дать словесный портрет одного ученика из своего класса

В характеристике отразить физические данные, внешность, особенности поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, преобладающие интересы, привычки и слабости. Одноклассники должны
узнать, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

VI.        Анализ ситуаций

Двум-трем ученикам класса предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитываются ситуации.

Ситуация 1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция...

  1.  С возмущением посмотрю на обидчика.
  2.  Сухо, без эмоций сделаю замечание.
  3.  Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

Ситуация 2. В классе начался спор на повышенных тонах.

Ваша реакция.

  1.  Не приму участия.
  2.  Лишь кратко выскажусь в пользу той точки зрения, которую считаю правильной.

3)        Активно вмешаюсь в спор и «вызову огонь на себя».
ученикам  предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации испытуемые. Затем спрашивают самих испытуемых.

VII.        Работа с репродукциями

-        Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние человека. Однако это не значит, что нужно предугадывать, каких поступков и слов от тебя ожидают, и подстраиваться под обстоятельства. «Это стремление, - писал Сухомлинский, - может сделать из тебя лицемера, подхалима и, в конечном счете, - подлеца».

Классный руководитель предлагает  выполнить следующее задание: проанализировать состояние людей на репродукциях картин, помещенных в слайды (по выбору классного руководителя).

Вопросы:

  • Нравится ли вам человек, изображенный на картине? Чем?
  • Что можно сказать о внутреннем состоянии человека?
  • Попытайтесь охарактеризовать его духовный мир, род занятий, интеллектуальный уровень.

VIII. Подведение итогов

-        Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом
к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Тестирование на определение уровня толерантности

Задание 1. Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению

  1. Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:

а) чтобы играли те, кто не знает правил;

б)чтобы участвовали те, кто признаёт и знает правила игры.

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

а) да;

б) нет

3. Болезненна ли для Вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши одноклассники?

а) да

б) нет

4. Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения?

А) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

Б) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?

А)Вам всегда это трудно сделать;

Б)сравнительно легко.

6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

А)вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;

Б)пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать «не своё дело», стремятся казаться лучше, чем есть?

А) да;

Б)нет.

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция?

А) Вам неприятно, что внимание уделено ему, а не Вам;

Б) рады за знакомого.

Подсчёт баллов.

2 балла за ответы: 1б,2б,3б,4а,5б,6б,7а,8б.

0 баллов- за другие ответы.

Далее баллы складываются. В зависимости от полученных результатов учащийся получает следующую оценку.

0-4 балла. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем Вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.

5-12 баллов. Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

14-16 баллов.  У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе.

Задание 2. Тест на определение наиболее толерантного ученика в классе

Необходимо выставить следующие баллы по каждому утверждению в зависимости от своей позиции:

0-совсем неверно;

1-верно в некоторой степени;

2-верно в значительной степени;

3-верно в высшей степени.

Утверждение

баллы

1.

Медленные люди обычно действуют мне на нервы

Меня  раздражают суетливые, непоседливые люди

3.

Шумные детские игры я переношу с трудом

4.

Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно

5.

Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

6.

Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник

7.

Меня раздражают любители оговорить

8.

Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (автобусе), начатый по его инициативе

9.

Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуре

10.

Мне трудно найти общий язык с учениками иного интеллектуального уровня, чем у меня

11.

Мне трудно найти общий язык с учениками иного  интеллектуального уровня, чем у меня

12.

Многие молодые люди обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством

13.

Представители некоторых национальностей в моём окружении откровенно мне не симпатичны

14.

Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу

15.

Терпеть не могу одноклассников с низким интеллектуальным уровнем

16.

Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

17.

Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен

18.

Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своём

19.

Мне неприятны самоуверенные люди

20.

Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в общественном транспорте

21.

Я имею привычку поучать окружающих

22.

Невоспитанные люди возмущают меня

23.

Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо

24.

Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания

25.

Я люблю командовать близкими

26.

Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в общественном транспорте или в магазинах

27.

Жить в одной комнате в детском летнем лагере с другими детьми для меня  просто пытка

28.

Когда одноклассники не соглашаются в чём-то с моей правильной позицией, то  обычно это раздражает меня

29.

Я проявляю нетерпение, когда мне возражают

30.

Меня раздражает, если одноклассник делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется

31.

Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам

32.

Меня часто упрекают в ворчливости

33.

Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю

34.

Нельзя прощать одноклассникам бестактные шутки

35.

Если одноклассник непременно заденет моё самолюбие, я  на него, тем не менее, обижусь

36.

Я осуждаю людей, которые плачут в чужую жилетку

37.

Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях

38.

Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою жизнь

39.

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)

40.

Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей

41.

Как правило, мне трудно идти на уступки одноклассникам

42.

Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер

43.

Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым ученикам в классе

44.

Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми

45.

Чаще всего я из принципа настаиваю на своём, даже если понимаю, что другой человек прав


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Толерантность"

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из проблемных ситуаций, которые возникают в реальной жи...

Заседание МО классных руководителей «Толерантность Учителя»

Заседание МО классных руководителей совместно со  школьным психологом, направленное на осмысление понятия "толерантность" в работе педагога...

Презентация классного часа "Толерантность"

Собственная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность"

Интересная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность - это дружба!"

Разработка открытого классного часа (5 класс)...

классный час "Толерантность"

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...