Сюжетно-ролевая игра "Суд над сигаретой" для учащихся 5-6 классов
классный час (5, 6 класс) на тему

Михеева Татьяна Леонидовна

Классный час в форме сюжетно-ролевой игры "Суд над сигаретой" познакомит учащихся с историей табакокурения, его отрицательным влиянием на организм человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sud_nad_sigaretoy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в форме Сюжетно – ролевой  игры «СУД НАД СИГАРЕТОЙ»

для учащихся 5-6 классов,  проведённый учениками 10 класса

ПРОВЕЛА  Михеева Татьяна Леонидовна.

Классный  руководитель 10 класса

СУД НАД СИГАРЕТОЙ.

Цели: 1.Познакомить учащихся с историей возникновения табакокурения, его отрицательным влиянием на организм человека.

               2.Воспитывать у учащихся негативное отношение к курению.

Оборудование:  Аншлаг  «Суд над сигаретой», плакаты о вреде курения,  газета  «Сигарета – это яд для больших и для  ребят», газета  «Задумайся!»

 Реквизит:  Костюмы медведя,  лисы,  дятла, волка. Костюм судьи (шапка, мантия, молоточек). Словарь Даля. Таблички «Судья», «Биолог», «Историк», «Филолог», «Математик», «Медик», «Табак» Таблички «Англия», «Дания», «Франция», «Япония», «Сингапур».

Цифры  о химическом составе табака.

Ход мероприятия.

Учитель.  Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества – никотине. Вы, ребята, не раз слышали о вреде курения.

Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой проблеме, узнаем, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка. Проведём с вами суд над сигаретой.

Судья! Займите своё место! Внимание! Суд идёт!

Судья. Начинаем наше судебное заседание. Ввести подсудимую.

Сигарета.  (идёт по залу, причитает и плачет): Я не виновата. Не виноватая я…

Судья.   Уважаемые дамы и  господа!   Вы  будете  свидетелями не-обычного процесса, на котором нам предстоит решить, вредна или полезна подсудимая Сигарета.( Сигарете) Назовите себя, своё имя.

Сигарета. Моё имя – Сигарета.

Судья. Откуда вы родом?

Сигарета. Из Америки.

Судья. Кто вас так назвал?

Сигарета.  Индейцы называли растение «петум»,   а трубочку –«сигаро».  Так появилось моё имя.

Судья. Из чего готовят сигареты?

Сигарета. Из листьев табака.

Судья. В суд поступило заявление от родителей и учителей, учёных и врачей,   которые просят рассмотреть ваше отрицательное поведение. В суде присутствуют со стороны защиты:  Табак – рода многолетних трав из семейства паслёновых;  со стороны обвинения:   Медик, Историк, Математик, Биолог, Историк.   Для начала обратимся к знатокам русского языка.

Филолог. Владимир Иванович Даль, русский лексикограф, пишет

«Табак – растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье».  Далее: «Табачник – торгующий табаком. Встарь на Москве табачникам носы резали».

Судья. Непонятно,  что Владимир Иванович Даль имел в виду.   За

разъяснением обратимся к историкам.

Историк. История приобщения европейцев к курению началась так. Действительно, табак родом из Америки. 12 октября 1492 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гостям сушёные на солнце листья, свёрнутые в трубочку. Они курили это растение, «петум» - так они его называли.

Филолог.   После второго похода Колумба  семена  табака были завезены в Испанию, а оттуда – во все уголки Земного шара.  Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака - привычная тяга к курению,  с которой  трудно совладать человеку.

Историк. В Россию табак завезён английскими купцами в 1585году через Архангельск.  Царь  Михаил Фёдорович вёл жестокую борьбу с курильщиками:   уличая один раз в курении – 60 ударов палкой по стопам; два раза – резали носы, уши, ссылали в дальние города.

Судья. Понятно,  что имел в виду В. И. Даль в своём толковом словаре. Слово защите.

Табак.    А  вот Пётр Первый стал внедрять табакокурение:    по его мнению,   это  способствовало  принципам  западной  цивилизации. Считалось,   что табак  целебен,  его дым отпугивает болезни,  злых духов.   Табак  считали  стимулирующим и  успокаивающим  средством. Табачные листья использовались как лечебное средство.

Судья. Слово медикам.

Медик. Что касается Петра Первого. Славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных лёгких умер до срока.

Курение  табака,    а  также  применение его   в  качестве  лекарства (в виде настойки, капель, пилюль, экстрактов)часто вызывало тяжёлые отравления, нередко кончавшиеся смертью.  Это заставило правительство вести борьбу с курением.

Историк.  Я добавлю, ваше высочество судья.   В Англии по  указанию  Елизаветы  Первой  (1585г.)  курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с верёвкой на шее.

Судья. Прошу соблюдать порядок, очерёдность выступлений.

Математик.    Подсчитано,  что  каждый  из  нас  выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот, кто рядом, выкуривает 3,1 кг; а если и тот не курит,  то тот ,  следующий, выкуривает 4,4кг, а то и 6 кг табака.

Медик. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 13секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5млн человек.

Математик. Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов  папирос и  сигарет!   Поистине астрономические цифры! Общая масса окурков – 2 520 000 тонн.

Судья. Да! Страшные цифры услышали мы от математика. Настало время  свидетельских показаний. Слово лесным жителям.

Рассказчик.  Стал Медведь трубку курить.   И так он к ней привык, что  когда  весь  табак  в  кисете вышел,  Медведь  стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать.  Обо всём забыл Медведь.  Набьёт трубку, закурит и валяется  на  травке.    Всё бы ничего, да стал Медведь  прихварывать.  Шёл  как-то  он  опушкой,  встретил Лису. Увидала Лиса Медведя, так и ахнула,

Лиса.         Миша! Друг мой! Ты ли это?!

                   Мы не виделись всё лето.

                   Как ты, бедный, похудел,

                   Будто целый год не ел.

                   Что с тобою? Ты больной?

Медведь.  Сам не знаю, что со мной!

                   Нездоровиться мне что-то!

                   Лезет шерсть, в костях ломота.

                   Ничего почти не ем –

                   Аппетит пропал совсем!

                   Стал я раньше спать ложиться,    

                   Да не сплю, никак не спится.

                   Кашель душит по утрам,

                   Дурнота по вечерам.

                   Сердце колет, в лапах дрожь…

Лиса.         Что ж ты к Дятлу не пойдёшь?

                   К Дятлу надо обратиться.

                   Он у нас такая птица:

                   Сразу скажет что к чему.

                   Не ленись, сходи к нему.

Рассказчик. Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шёл он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел Волк Медве-

дя,  так и присел на задние лапы.

Волк.         Слушай, Миша – Михаил!

                   Что ты делал? Как ты жил?

                   Провалилися бока –

                   Шкура стала велика!

                   Ты хвораешь?

Медведь.  Да, хвораю.

Волк.         Что с тобой?

Медведь.  Силы нету той.

                   Нездоровится мне что-то:

                   Лезет шерсть, в костях ломота,

                   Ничего почти не ем –

                   Аппетит пропал совсем!

                   Начал раньше спать ложиться,

                   Да не сплю, никак не спится.

                   Душит кашель по утрам,

                   Дурнота по вечерам.

                   Сердце колет, в лапах дрожь…

                   Пропадаю…

Волк.         Пропадёшь,

                   Если к Дятлу не пойдёшь!

                   Надо к Дятлу обратиться!

                   Он у нас такая птица!

                   Разберётся, даст совет,

                   Да – так да, а нет – так нет.

Медведь.  Завтра я к нему пойду.

Волк.        А найдёшь его?

Медведь.  Найду.

Рассказчик.  Разыскал  Медведь  Дятла.  Тот на старой сосне дупло

себе на зиму готовил.    Подошёл  Медведь  к  сосне,   голову задрал кверху.

Медведь.  Дятел, Дятел, старый друг!

                   Ты спустись на нижний сук.

Дятел.       Ба! Топтыгину привет!

                   Ты здоров ли?

Медведь.  Видно, нет.

                   Нездоровится мне что-то!

                   Лезет шерсть, в костях  ломота.

                   Ничего почти не ем –

                   Аппетит пропал совсем!

                   Начал раньше спать ложиться,

                   Да не сплю, никак не спится!

                   Душит кашель по утрам,

                   Дурнота по вечерам.

                   Сердце колет, в лапах дрожь…

Дятел.       Верно, куришь или пьёшь?

Медведь.  Да, курю,  откуда знаешь?

Дятел.       Больно дымом ты воняешь.

                   Ну-ка сядь под этот сук,

                   Дай-ка спину: тук, тук, тук!

                   Да-с! Выстукивать непросто

                   Медведей такого роста!

                   Не дышать и не сопеть!

                   Ты больной, хоть и медведь!

                   Ну с… Мне всё как будто ясно.

Медведь.  Не смертельно ли опасно?

Дятел.       Накопилась в лёгких копоть –

                   От куренья вся беда.

                   Ты, Топтыгин, хочешь топать?

                   Брось куренье навсегда!

Медведь.  Бросить? Трубку? Зажигалку?

                   И с сухим листом кисет?

                   Не смогу! Не брошу! Жалко!

Дятел.       Выполняй ты мой совет!

                   А не то в берлоге

                   Ты протянешь скоро ноги!

Судья. Есть ли что табаку сказать в защиту?

Табак.  Нет.

Судья. Слово для обвинения табакокурения  Медикам. Ведь именно они назвали курение чумой 20 века.

Медик1. Курение или здоровье – выбирайте сами. Но знайте! Курение ухудшает память,  внимание,  почерк,  глазомер.  Появился термин:  «болезни,  связанные с курением».  Вот снимок лёгких.  Легко увидеть здесь затемнение. Это злостный курильщик Природу затемнения  придётся определять  медикам.   Это может быть  туберкулёз или рак.

Медик2. Бедные лёгкие!  Это пористый орган.  В течение года у курильщика  в лёгких накапливается около 1кг табачного дёгтя.

Медик 1. В медицине известен случай.   Когда  при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень,   то оказалось,  что в лёгких скопилось около 1,5кг  угля.    Курил  этот   человек  около  25  лет и умер от рака лёгких.

Медик 2.  Лёгкие были  пепельно-серого  цвета,   местами  обугленные.  Когда кроликам стали втирать в  уши  экстракт,  приготовленный из кусочков  ткани лёгких  заядлого  курильщика,  у них вскоре появились  раковые  изменения.

Медик 1.  Видим пагубное влияние никотина на организм в целом. Курение повышает риск возникновения инфаркта,  инсульта,   заболеваний мозга, язвы, гангрены конечностей.

Медик 2. Изменения не только внутри.  Бледность, тусклый взгляд, жёлтый цвет зубов – всё это выдаёт курильщика.

Судья.  Почему курят? Это так вредно! Слово по результатам анкеты.

Учитель.  В проведении анкеты приняли участие 63 человека.   Мы надеемся,   что  все  были откровенны,   когда отвечали на вопросы, ведь анкета была анонимной. Итак, результаты анкеты.

  • Пробовали курить 45 учеников из 63 опрошенных, 18-не пробовали.
  • Из 45 человек, которые попробовали, продолжают курить 17 учеников, а вот 28 учеников попробовали, но курить не стали.

Это очень радует. Молодцы!  Значит, вы нашли в себе силы не поддаться этой пагубной привычке! Так держать!

  • Обычно курящие ребята в день выкуривают от 3 до 10 сигарет. Но есть у нас 4 заядлых курильщика, которые выкуривают от 10 до 1 пачки  сигарет  в  день. Ну  что  ж! Вы  хозяева своей жизни. Жаль, если она будет очень короткой!
  • По-разному  вы,  ребята , относитесь  к  курению.  Радует, что  отрицательное  отношение  высказали  38 человека.   Нейтраль-ны  по отношению к курению 23 человека. Я думаю, вам не хватает информации о вреде курения.  Узнайте больше о влиянии табака  на ваше здоровье, на  ваших  окружающих,  на  потомство.   Вы  обязательно измените своё отношение.

       Нас  заинтересовали трое  курящих   молодых  людей,   которые курят,  но относятся  к курению отрицательно и даже пытались бросить курить.  Как видно не смогли.   Мы делаем  вывод, что бросить очень трудно.    Мы надеемся,  что  молодые  люди  всё  же возьмут свою  волю в кулак и откажутся от сигареты!

  • Из    63  опрошенных  только  2  относятся  положительно к курению,  хотя  один из них отметил, что пытался бросить курить. Думаем,  что раз пытался,  то и отношение не такое уж положительное.
  • На вопрос « Много ли твоих друзей курят?», лишь 3 человека  написали, что его друзья не курят.
  • На последний вопрос «Пытался ли ты бросить курить?»  из 17 курильщиков   14 человек  ответили,   что  пытались  бросить, но уже не смогли.  

       3 человека  даже не пытались бросить. Все они курят лёгкие сигареты, но задумайтесь, ребята, последствия  будут  тяжёлыми!

Прежде, чем закурить, подумай!

 А так ли уж это необходимо!

Судья.  У защиты есть желание взять слово?

Табак.   Да.  Если  всё так плохо, то как же опровергнуть поговорку «Капля никотина убивает лошадь».  А люди  курят,  и их не убивает никотин.

Судья.  Кто возьмёт слово?  Биолог, говорите!

Биолог. Уточню. Одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку  взрослых  лошадей, до  полутонны  каждая.   А как же чело-

век?

Математик. В каждой отдельной  сигарете  никотина  не смертельная доза, но если  одновременно  выкурить  100 сигарет – смертельный исход  неизбежен.

Биолог. В нашей лаборатории проводился опыт с мышами. Поместили  мышей  в  банки  и периодически заполняли их дымом. У 90% мышей развился рак.

Судья. Чем  же  тогда пагубна сигарета? Состав химически интересен. Слово в обвинении химикам.

Биолог. В  табачном  дыме  около 30 вредных веществ: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды (рак), радиоактивный

элемент полоний 20, табачный  дёготь, мышьяк, калий. Фильтры не помогают (лишь на 20% задерживают вещества).

Судья. Последнее слово подсудимой.

Сигарета. Я  признаю свою вину полностью. Раскаиваюсь. Последние слова я хочу обратить к подросткам. Из этого суда сделайте вывод:  курить – здоровью  вредить .  И сколько бы вам ни было лет (13 – 30 – 60 ), сигарету не брать! Помогите  другу,  отцу,  деду бросить курить и не дайте себе  пойти на поводу  компании,   в которой курить престижно. Занимайтесь спортом и будьте здоровы! Простите меня те, кто хоть  раз  дотронулся  до меня.   Я знаю,  есть  такие. Я понесу заслуженное наказание. У меня всё.

Учитель. Встать! Суд идёт!

Судья. Объявляется приговор.

Учитель. Прошу сесть.  Учащиеся  нашей  школы  приняли участие в конкурсе плакатов против курения.

Объявляется защита плакатов.

Учитель. Борьба с сигаретой, с табаком охватила все страны мира!

А как борются с табакокурением в других странах?

Об этом расскажут восьмиклассники.

Ученик 1. Дания.  Запрещена реклама сигарет

Ученик 2. Сингапур.  За курение в общественных местах – штраф.

Ученик 3. Англия. Вычитают деньги из зарплаты за время, проведённое в курительной комнате.

Ученик 4. Франция. После антитабачной кампании число курильщиков сократилось на 2,5млн. человек.

Ученик 5. Финляндия. Введён день – 17 ноября – день без курения.

Учитель. Курить становится не модно, не престижно, стыдно, опасно. Запрещена реклама сигарет, налагаются штрафы, курильщиков не берут на работу! Ребята! Задумайтесь! О себе, о здоровье, о жизни своих будущих детей. И не курите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Сюжетно-ролевого урока по физической культуре для учащихся 5 классов

Ознакомление учащихся с символикой Олимпийских игр и легкоатлетическими  видами спорта....

Сюжетно-ролевой урок (4 класс) Подвижные игры: « Поход на чудо-поляну»

Сюжетно-ролевой урок ( 4 урок) Подвижные игры: " Поход на чудо поляну"...

7 класс Сюжетно-ролевая игра по географии: «Заселение инопланетян»

Игра проводится в течение двух уроков при изучении темы «Природная зональность». Данную игру можно использовать на закрепление природных зон отдельного материка или как урок сравнения мате...

Конспект сюжетно-ролевого урока по физической культуре в 4 классе "Полёт в космос".

Урок носит познавательный характер, где учащиеся знакомятся с названиями планет, с их краткой характеристикой, знакомятся с именами космонавтов. Кроме этого урок способствует развитию физических качес...

Сюжетно-ролевая игра для учащихся 7 класса "Морской бой"

Сюжетно-ролевая игра "Морской бой для учащихся 7 класса способствует формированию интереса к истории развития вооруженных сил России, позитивного отношения к службе в рядах вооруженных сил, актив...

Сюжетно-ролевая игра как эффективный прием формирования коммуникативных умений учащихся основной школы при обучении иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические подходы к сюжетно-ролевой игре в основной школе, отмечается, что игра по сути носит деятельностный характер, моделируя при этом ситуации общения и формируя комму...