Разговор с учениками "Какого человека можно назвать красивым"
классный час (7 класс) на тему

Бурая Оксана Анатольевна

Предлагаю вашему вниманию конспект классного часа с описанием презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Второй Общероссийский проект

конкурсов методических разработок

уроков и внеклассных мероприятий для педагогов

«Лучшее творческое занятие»

Номинация: разговор с учениками

Тема: «Какого человека можно назвать красивым?»

Автор: Бурая Оксана Анатольевна, классный руководитель СП – отделение «ООШ № 23» МАОО СОШ № 38  города Златоуста Челябинской области

Цели:

  1. Формирование правильного представления о красоте человека.
  2. Расширение кругозора учащихся.
  3. Развитие  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая).
  4. Содействие формированию толерантности  и развитию эстетического вкуса.
  5. Воспитание культуры общения.

Оборудование:

  1. Презентация.
  2. Художественный фильм по роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
  3. Видеоролик: К. Райкин читает стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка».

Ход классного часа:

  1. Определение темы и целей разговора.

(учащимся демонстрируются слайды презентации 2-8)

Классный руководитель: Ребята, скажите, пожалуйста, знакомы ли вам эти люди? Как вам кажется, что их всех объединяет? Какую черту внешнего облика можно выделить у них как общую?

Предполагаемые ответы учеников: Все эти люди известные, красивые.

Классный руководитель: Все верно, каждый из этих людей в свое время и в своей стране являлся признанным эталоном красоты. Конечно, я не случайно начала классный час с этих слайдов. Может быть, кто-нибудь догадался о теме нашего разговора?

(учащиеся выдвигают версии)

Сегодня мне хотелось бы обсудить с вами вопрос: «Какого человека можно назвать красивым?»

(учащимся демонстрируется слайд  презентации 9)

Как вам кажется, для чего нужен такой разговор?

(учащиеся выдвигают версии)

Этот разговор нужен, чтобы в вашем сознании сформировалось правильное представление о такой категории эстетики как красота человека.

  1. Беседа по теме классного часа.

Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, а вы могли бы прямо сейчас продолжить эту галерею красивых людей, быть может, и не столь известных, из вашего близкого окружения?

Предполагаемые ответы учеников: Да./Нет.

Классный руководитель: По каким признаком внешности вы определили названных людей в этот список?/ Чего, на ваш взгляд, не хватило окружающим вас людям, чтобы попасть в этот список? Интересно было бы услышать, много ли вообще красивых людей? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было назвать красивым?

Предполагаемые ответы учеников: У человека должна быть приятная внешность, правильные черты лица, правильные пропорции фигуры. Он должен быть опрятно и со вкусом одет.

Классный руководитель: Подумайте, менялись ли с течением времени представления о человеческой красоте?

(учащиеся выдвигают версии)

Классный руководитель: Представление о  красоте человека менялось на протяжении веков, оно было неодинаковым и в разных странах. В Древней Греции считалось, что красота — это дар богов. А богиней, олицетворяющей идеал женской красоты, была Афродита. У египетских женщин считалось красивым иметь плоскую стопу, а у китаянок — маленькую. В Европе одно время отдавалось предпочтение женщинам с большими ногами. В Персии красивыми признавались лишь полные женщины, в Греции — лишь те, у кого прямой нос, а в Америке — те, у кого нос вздернутый. Во Франции времен Наполеона III считалось, что особую красоту женщинам придают густая копна волос, пышные бедра и полная грудь. В России среди дворянок всегда ценились и изящные женщины. Достаточно вспомнить восхищенные отзывы современников о жене A. С. Пушкина — Наталье Николаевне Гончаровой и взглянуть на ее портрет работы  Брюллова.  В XX веке идеал женской красоты изменился. Крупных, пышных женщин мы видим и на картинах Б. Кустодиева и П. Кончаловского. На современных конкурсах красоты, проводимых во всем мире, ценится иной тип. Для участия в них отбираются высокие (170 см и выше), изящные (с тонкой талией, узкими бедрами), скорее худощавые (вес 50—55 кг), с длинными, стройными ногами девушки. Представление о красоте менялось, но во все времена люди, подходившие под общепринятые каноны, останавливали на себе восхищенные взгляды, были окружены поклонниками и поклонницами. А что делать человеку, если его физические данные не соответствуют таким нормам? Век счастья не видать? На слайде приведены крайние случаи, но все же. Может ли человек как-то изменить свои внешние недостатки?

(учащимся демонстрируется слайд  презентации 10, дети выдвигают версии)

Классный руководитель: Перед вами два портрета из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

(учащимся демонстрируется слайд  презентации 11)

Поэт дает описание внешнего облика двух сестер. Какая девушка, на ваш взгляд, красивее, симпатичнее?

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Всё в Ольге...

Ее сестра звалась Татьяна...

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

(учащиеся выдвигают версии)

Классный руководитель: А вот какими изобразил этих девушек художник К. И. Рудаков. Оправдались ли ваши ожидания? Почему художник изобразил Татьяну привлекательной? Быть может, вам сегодня будет трудно ответить на этот вопрос, ведь вы не знакомы с текстом произведения. Сам же Пушкин отвечает так:

       но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Поэт подчеркивает типичность героини, отсутствие в ней оригинальности, «изюминки», обаяния. Что такое обаяние?

(учащиеся выдвигают версии)

Классный руководитель: Обаяние – это красота живая, адресованная окружающим. Она не отпугивает, а притягивает к себе. Сила обаяния некоторых людей может быть так велика, что даже их внешние недостатки покажутся привлекательными. Представления о красоте могут меняться, но во все времена красота без обаяния мертва. Трудно определить, что такое обаяние. Скорее всего, это внутренняя красота. Давайте подумаем, какие качества человека могут свидетельствовать о наличии или отсутствии в нем внутренней красоты.

(учащиеся выдвигают версии, демонстрируется слайд  презентации 12)

Классный руководитель: Предлагаю вашему вниманию стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка».

Подготовленный ученик или видеоролик:

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не

игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Классный руководитель: Доброе, отзывчивое сердце, значительные поступки, полезные дела украшают и озаряют внутренним светом любое лицо. Может ли человек влиять на изменение внутренних качеств?

Предполагаемый ответ: Да.

Классный руководитель: Послушайте, пожалуйста, притчу. Какой нравственный вывод мы можем из нее вынести?

Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.

-         Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?

В это время по улице шел знатный боярин.

-        А ну-ка, - сказал он, подбочась, - напиши мне, малец, и мой портрет.

Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.

-         Я так и думал, –  горделиво сказал он, - слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет.

Люди молча расступились.

И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы батогами, если бы не появился нищий-странник.

-         Остановись,- сказал он,- боярин, - ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души. 

Обескураженный боярин отпустил юного художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а на утро пошел по городу искать нищего. И когда нашел, нищий ему сказал:

-         Твой портрет изменится, если сумеешь измениться ты сам.

С того времени боярина  никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой: нарисовать портрет. Но,  увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:

-         Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.

-         Да, но это только внешне.

Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:

-         Добрый человек, - сказал он, - позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты.

Боярин низко поклонился и ответил:

-         Этим я обязан тебе.

Классный руководитель: Какой нравственный вывод мы можем вынести из этой притчи?

(учащиеся выдвигают версии)

Классный руководитель: Внутренняя красота – это категория, которая поддается совершенствованию. Не может быть красивым тот, в чьем сердце живет злоба, жестокость, зависть, подлость, жадность или лицемерие. Все эти низкие качества обязательно наложат свой отпечаток даже на самое идеальное и красивое лицо. Не можем мы назвать красивым и лентяя, который целые дни проводит в «ничегонеделании», чья жизнь абсолютно бесцельна и бесполезна. На мой взгляд, не может быть по-настоящему красивым человек равнодушный. На его лице не отражается мысль, в его взгляде нет искорки, в его речах отсутствуют эмоции. Человек с пустым взглядом и отпечатком скуки на лице — непривлекателен.

В замечательном романе английского писателя О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» рассказывается история человека, который пожелал оставаться молодым и красивым, при этом старел его портрет. Чем больше проступков совершал герой, тем безобразнее становился холст. Предлагаю вашему вниманию краткий пересказ сюжета и/или фрагмент из художественного фильма, снятого по этому роману.

 (учащимся демонстрируется слайд  презентации 13)

Подготовленный ученик рассказывает и/или демонстрируются фрагменты из фильма.

  1. Подведение итога беседы.

Классный руководитель: Какого же человека можно назвать красивым?

(учащиеся выдвигают версии, демонстрируется слайд  презентации 14)

Классный руководитель: В словаре С. И. Ожегова читаем: «Красивый – 1. Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью. 2. Полный внутреннего содержания, высоконравственный. 3. Привлекающий внимание, эффектный».  

А. П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...» Это значит, что должна существовать гармония между телом и душой, мыслями и поступками, стремлениями и образом жизни. Именно такого человека окружающие назовут по-настоящему красивым.

Есть еще одно замечательное выражение: «Красота спасет мир!» Я думаю, истинная красота — это гармония. И если она будет существовать всегда и во всем, то действительно не даст погибнуть нашему сложному и неоднозначному, кипящему страстями, безумному и такому прекрасному миру!

ПРИЛОЖЕНИЕ

(описание презентации)

Слайд 1. Информация о форме занятия и авторе.

Слайды 2-8. Фотографии Нефертити, Моны Лизы, Натальи Гончаровой, Мерлин Монро, Бриджит Бардо, Джины Лоллобриджиды, Элизабет Тейлор, Мисс России 2013, Вивьен Ли, Элины Быстицкой, Натальи Фатеевой, Натальи Кустинской, Вячеслава Тихонова, Алена Делона.

Слайд 9. Тема разговора «Какого человека можно назвать красивым?». Репродукции картины Б. Кустодиева «Купчиха за чаем», скульптуры Афродиты, портрета Н. Гончаровой кисти Брюллова.

Слайд 10. Аномалии человеческого тела.

Слайд 11. Портреты Ольги и Татьяны кисти К. И Рудакова.

Слайд 12. Определение обаяния и его составляющих.

Слайд 13. Обложка книги О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Слайд 14. Определение слова «красивый» из словаря С. И. Ожегова.

Слайд 15. Высказывание А. П. Чехова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое одаренность и какого ребенка можно назвать одаренным

Материал содержит доклад и интересную презентацию на данную тему...

Можно ли красиво научиться писать?

Статья поможет вам научить детей, писать красиво....

Час общения «Красота человека в его красивых поступках»

Цель: Дать представление об истинной красоте человека.Воспитать доброту,  стремление к благородным поступкам, развивать умение анализировать художественные тексты с точки зрения нравственных проб...

Кого можно назвать добрым человеком?

Пример итогового сочинения по литературе по напрвлению "Доброта и жестокость"...

Семейное собрание «Красота человека в его красивых поступках»

laquo;Красота человека в его красивых поступках», вот с таких красивых слов, и показом презентации,  в нашей семье -  23 января, согласно плану воспитательной работы состоялось ...

«Какого педагога можно назвать мастером своего дела?»

Эссе на тему: «Какого педагога можно назвать мастером своего дела?»...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...