Сценарий мероприятия "Трезвость - норма жизни!"
методическая разработка на тему

Внеклассное мероприятие по профилактике алкоголизма "Трезвость  - норма жизни!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mkou_trezvost.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ольховецкая ООШ»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИТИЕ

«ТРЕЗВОСТЬ – НОРМА ЖИЗНИ!»

Подготовила: классный руководитель 6 класса

Л. А. Комагорова

д. Ольховец

2016 – 2017 учебный год

I. Вступительное слово

Учитель.

Для того, чтобы узнать о чем пойдет речь на нашем мероприятии мне понадобится ваша помощь.  Вы должны из букв составить слова, из слов выражение и тогда мы узнаем, как называется встреча. (Ребята выполняют задание в итоге которого получится выражение «Трезвость – норма жизни!»)

Слайд 1. «Трезвость – норма жизни!

Учитель. Слайд 2.

Ребята, а знаете ли вы, что означает слово трезвость. Если мы обратимся к толковому словарю, то узнаем, что значит это слово «Трезвость – воздержание от спиртных напитков. Здравая рассудительность, свобода от иллюзий, самообмана.»

Слайд 3. Учитель.

11 сентября 2015 года признан всемирным днем трезвости. Этот праздник проводился в России ежегодно с 1911  до 1917 года. А потом о нем забыли. Наши родственники, которые в нем участвовали, приходятся нам прадедами. Это дедушки и бабушки наших родителей - совсем недалекие наши предки. Свой праздник они называли День трезвости. Почему возник этот праздник и праздновался именно в этот день, вы сейчас узнаете.  История праздника началась  давно, еще 100 лет назад, в Петербурге. В далеком 1911 году 34 человека, представители интеллигенции православно-охранительных взглядов, организовали Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников. Его члены пропагандировали здоровый образ жизни и абсолютный отказ от алкогольных напитков. Девизом Союза стал лозунг «Счастье народа – в трезвости!», под которым впоследствии и стало проводиться торжество, названное Днем трезвости. Первое торжество было проведено членами Союза трезвенников по благословению всех православных архиереев, которые правили в то время в России, на организацию праздника по всем городам и селениям страны. Получив это согласие и благословение, впоследствии праздник начали проводить не только в Петербурге, но и в других российских городах. Поддержали идею не все, но в более чем половине губерний праздник все-таки проводился. Была избрана основная программа, по которой и проходило торжество. На протяжении антиалкогольных дней закрывались все питейные лавки, а продажа спиртного была запрещена. Спустя 2 года, 28-29 августа (11-12 сентября по новому стилю) 1913 года, День трезвости в России получил статус официального торжества. Эту идею активно поддерживала церковь и интеллигенция, а также некоторые представители правящего класса страны. Это существенно облегчало решение многих вопросов, связанных с организацией праздника, его финансирования и т.д. В то время в Петербурге существовали и другие общества трезвенников, которые тоже принимали участие в торжестве, так 29 августа 1913 года этот праздник получил еще   статус церковного. Организован и проведен он был с благословения Святейшего Синода. Для этого выбрали день усекновения главы Иоанна Предтечи, большого религиозного праздника. Но, несмотря на такую всестороннюю поддержку, просуществовала эта добрая традиция недолго. Советская власть наложила запрет на празднование. Возобновилась традиция только в 2005 году. Основная идея торжества заключалась в пропаганде здорового образа жизни. Представители интеллигенции и церкви хотели показать, что человек может счастливо, радостно и полноценно жить и без употребления алкоголя. Уже в те времена для России этот вопрос стоял очень остро. Это был первый всероссийский праздник. Отмечали его с широким размахом. С тех пор День трезвости в России так и отмечают в сентябре.

Слайд 4-5 Способы получения удовольствия

       Физические способы   Физкультура, спорт, танцы, путешествия, туризм, экстрим,  физическая работа, физическая близость.   Физические способы приводят к хорошему эмоциональному состоянию, повышают тонус организма, улучшают внешний вид, физическую форму и работоспособность.

Духовные способы Искусство, музыка, литература, творческая работа, медитация, религия, дружба, любовь, романтика и т.д. -  требуют планирования, воображения, времени, работы над собой. Лишь любовь и творчество делают нашу жизнь осмысленной и яркой.

Алкогольные напитки сейчас льются рекой, пьют их даже дети. От пьянства в стране ежегодно гибнет 40 тысяч граждан России - это в 3 раза больше наших потерь за всю афганскую войну.

Знаете ли вы об этих цифрах? Считаете ли вы, что эти цифры имеют к вам отношение? Считаете ли вы, что нужно проводить борьбу с алкоголизмом? Совместим ли алкоголизм со здоровым образом жизни? (Совместим при культурном употреблении, при соблюдении чувства меры.)

Учитель.

Что же такое алкоголь и в чем его коварные свойства? Сейчас  мы рассмотрим этот вопрос со стороны медицины. (Выступление медицинского работника)

Слайд 6.

Алкоголизм – это психическое заболевание неумеренного потребления алкоголя.

      Детский алкоголизм – один из самых страшных недугов современного общества.

Слайд 7      Если раньше молодые люди начинали проявлять интерес к спиртному к 18 годам, то сейчас среди алкоголиков встречаются дети 10-12 лет и даже 3-х летние.

Слайд 8 Причины детского алкоголизма:

  • Попытки ребенка самоутвердиться среди старших товарищей;
  • Желание уйти от проблем (какими являются неприятности в школе, ссоры с родителями и непонимание с их стороны и т.д.);
  • Зависимость от улицы, когда в семье нет возможности выплеснуть свои эмоции;
  • Выпивка за компанию;
  • Наличие свободных, неконтролируемых денег, на которые можно купить горячительные напитки;
  • Алкоголизм родителей.

Слайд 9 Особенности детского алкоголизма:

Особенности детского алкоголизма в том, что:

  • Он развивается значительно быстрее, чем у взрослых;
  • Имеет более тяжелые последствия, чем у взрослых.

Слайд  10  В первую очередь от спиртного страдает:

  • Пищеварительная система;
  • Нервная система;

Происходят нарушения:

  • Памяти;
  • Интеллекта;
  • Логического и абстрактного мышления;
  • Нарушено эмоциональное реагирование.

Слайд 11-12  Статистика детского алкоголизма  в России.

В настоящий момент насчитывается около 5 миллионов юных россиян (от 11 до 18 лет), регулярно употребляющих спиртные напитки. Среди 15-16 летних подростков алкогольные напитки пробовало 84%, употребляло более 40 раз — 30%. Средний возраст ребенка, попробовавшего алкоголь — 10 лет. В детских комнатах милиции на учете стоят почти 12 тысяч детей-алкоголиков. И это только официальные цифры.

Слайд 13   Профилактика детского алкоголизма

 заключается в том, что ее нужно начинать с формирования полноценной, здоровой семьи, в которой все ведут трезвый образ жизни и совершенно счастливы. Профилактика детского алкоголизма должна быть и в учебных учреждениях. Ведь именно в школьном возрасте дети любят пробовать все новое и неизведанное.

Слайд 14  Трезвость – это выбор сильных!

III. Творческо-игровая  часть.

1.  «Дорогие» алкоголики.

Учитель.

 Крупнейшие умы мира отмечали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые. Алкоголь очень дорого обходится обществу. Чем же он опасен? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Представьте себе, что вам нужно убедить разные слои населения отказаться от алкоголя, показать, как дорого за него приходится платить.

  • Первая группа покажет, чем опасен алкоголь на транспорте.
  • Вторая  группа раскроет опасность алкоголя для семьи, детей.
  • Третья  группа покажет связь алкоголя с преступностью.

Подберите примеры и сделайте вывод, почему опасно употребление алкоголя именно в этой области?

(В течение 5-7 минут дети готовятся.)

Примерные ответы детей:

  Первая группа:

- Пьяный водитель или пешеход могут стать причиной аварии на дороге.

- Пьяный пассажир может получить травму, может травмировать других (например, в метро упасть с эскалатора).

- Пьяные водители теряют контроль над собой, устраивают гонки на дорогах.

- Пьяный водитель может уснуть за рулем, и машина станет неуправляемой.

- На дороге обстановка меняется очень быстро. Нужно обладать хорошей реакцией, трезво оценивать ситуацию. У пьяного человека реакция заторможена, он невольно может стать виновником несчастья. Потом придется ремонтировать машины, оплачивать лечение пострадавших. Алкоголизм дорого обходится на транспорте.

Вторая группа:

- Алкоголики в семье - это настоящее бедствие. Они не занимаются воспитание своих детей, подают им плохой пример. Алкоголиков часто лишают родительских прав, а детей отдают в интернаты.

- Не повезло тем, у кого соседи алкоголики. Это постоянные пьянки, скандалы, ссоры. Люди из-за них не могут отдохнуть, даже в своем собственном доме не чувствуют себя в безопасности.

- Иногда дети алкоголиков идут по стопам родителей, попадают за решетку, или сами становятся алкоголиками.

- Алкоголики могут устроить пожар в доме, взрыв газа или другую аварию.

- Жить в одном доме с алкоголиком - несладко. Семье приходится постоянно терпеть лишения, отказывать себе в самом необходимом ради дорогой слабости своего близкого.

  Третья  группа:

- Алкоголики с легкостью идут на воровство, грабеж.

- В пьяном угаре люди затевают жестокие драки, во время которых не контролируют агрессию. Такие драки часто заканчиваются убийствами.

- По пьянке люди делают много глупостей, просто так, чтобы развлечься, потом эти глупости квалифицируются как преступления.

- Многие преступники не знают законов и думают, что алкоголь будет для них оправданием, но это не так: алкогольное опьянение усугубляет вину.

- Алкоголь пробуждает в человеке чувство эйфории, ложной уверенности в себе, желания рисковать. Это толкает людей на преступления, за которые приходится платить: деньгами, свободой, кому-то - собственной жизнью.

Слайд 15  

2. Конкурс пословиц.

Народная мудрость также не осталась в стороне. Очень много пословиц посвящено пьянству. Нужно составить пословицу, соединив начало и конец.

 Слайд 16
Умей работать, ... (
умей и веселиться).
Водку пить - ... (себя губить).
В луже водки ... (и богатыри тонут).
Гуляй, пляши, ...(да не убей души).
Вино полюбил -... (семью разорил).
Кто бражкой упивается, ... (тот слезами умывается).
Пить да гулять - ... (добра не видать).
Пьяница в народе, ... (что сорняк в огороде).
Река с ручья начинается, ... (а пьянство с рюмочки).
Хватил винца - ... (не стало молодца).
Кто умеет веселиться, ... (того горе не боится).
Слайд 17

Вино вину творит.

Вино спустит на дно.

Бочка вина ядом полна.

Водка и труд - рядом не идут.

Кто водку любит, сам себя губит.

Слайд 18

Человек пьющий ни на что не годен.

А.С. Пушкин

Пьяный человек  не человек, ибо он потерял то, что отличает человека от скотины,  разум.  

Томас Пэн

Водка белая, но красит нос и чернит репутацию.

А.П. Чехов

Трезвость кладет дрова в печку, мясо – в кастрюлю, хлеб – на стол, кредит – государству, деньги – в кошелек, силу – в тело, одежду – на спину, ум – в голову, довольство – в семью.

Б. Франклин

Слайд 19-21

IV.  Тренинговое занятие «Учусь говорить «нет».

Основная часть

  1. Как вы думаете, почему подростки начинают пить? (из интереса, за компанию, заставляют, чтобы самоутвердиться в компании, чтобы казаться взрослее и т. д.)

Каждый пишет 2-3 причины, наиболее распространённые на его взгляд, затем сравнивают и обсуждают в четвёрках и объединяют названные ими причины в группы. Все вместе выделяют наиболее распространённые.

2.  Были ли в вашей жизни случаи, когда вам предлагали попробовать   алкогольные напитки? Может быть, вы были свидетелями, когда предлагали кому-то другому в вашем присутствии? Соглашались вы или отказывались? Если отказывались, то как? (записать предложенные фразы на доске) Трудно ли было отказываться? Кому труднее отказать (взрослым, сверстникам, братьям...)? Почему одним удаётся отказываться, а другим нет?

3.     Почему важно научиться отказываться от предложения алкоголя?

Хотя подростки обычно много знают о вредном влиянии алкоголя на здоровье и социальное благополучие, некоторые всё-таки могут начать курить и употреблять спиртные напитки. Часто это происходит потому, что они не могут отказать сверстникам, знакомым или членам семьи, предлагающим сигареты или алкоголь.

4.     Существуют действенные формы отказа, которым можно научиться.

V. Упражнение «Умей сказать "нет"»

Классный руководитель. Дебаты - это хорошая тренировка в умении отстаивать свою позицию, защищать свою точку зрения. Это умение очень пригодится, когда нужно будет удержать себя от алкоголя. Большинство людей начали употреблять алкогольные напитки под влиянием других. Им не хотелось пробовать, и ощущения были малоприятные, но все-таки они поддавались на уговоры и принимали алкоголь. Почему же они так себя вели? Да потому, что боялись показаться слабыми, отсталыми, несовременными, боялись, что их будут считать дураками. На этой слабости и играют те, кто предлагает зелье. Значит, нужно показать им, что ты не боишься, что ты умнее и сильнее их. Нужно просто сказать: «Да, я боюсь за свое здоровье, да, я маменькин сынок, да, я еще маленький, да, я дурак». Или же повторять одну и ту же фразу: «Спасибо, нет». И это выбьет из рук манипуляторов их оружие. Они поймут, что вас не запугать, и вы действительно самостоятельный, сильный человек. Сейчас мы потренируемся в умении говорить «нет». [Имя, фамилия) будет играть роль провокатора и предлагать вам выпивку. Кто хочет испытать себя и отказать провокатору?

(Дети поднимают руки, выходят к доске.)

Помните, что нужно говорить? Покажите, что вы не боитесь.

Слайд 22 (Провокатор со стаканом подходит к детям, предлагает выпить, дети отвечают отказом.)

Фразы для провокации:

- Ну что, слабо? Боишься выпить?

- Пей! Или ты у нас маменькин сынок?

- Выпей! Ты уже не маленький!

- Не будешь пить? Значит, ты просто тормоз!

(Упражнение можно повторить с другой группой детей.)

Классный руководитель. Но самый лучший способ избежать таких провокаций - не ходить туда, где предлагают выпить.

VI. Заключительное слово

Слайд 23

Говорят, что трезвость – это здоровье нации.

Слайд 24

Трезвость – это мудрость нации.

 Слайд 25

Трезвость – это мудрость нации.

Слайд 26

Алкоголь вор будущего!

Слайд 27

 Сделай правильный выбор!

 

Учитель

«Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей». Так писал об алкоголе американский писатель Джек Лондон. У людей всегда имеются проблемы, но алкоголь и другие наркотики их не разрешают, а скорее порождают новые. Не алкоголь разрешает проблемы, а люди! Я от всей души желаю вам научиться самим решать свои проблемы и не искать легких путей.

Слайд 28

Помни: выбор всегда за тобой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- значимый проект "Двигательная активность- норма жизни".

Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность — важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возрас...

Толерантность – норма жизни в мире разнообразия

Для формирования лучшего будущего для нашей страны, необходимо повысить уровень социального участия граждан, уровень гражданской ответственности и уровень толерантности. Как повысить уровень толе...

Методическая разработка по иностранному языку для преподавателя на тему: «Здоровый образ жизни. Трезвость – норма жизни».

Методическая разработка предназначена для подготовки студентов по специальности 34.02.01. сестринское дело по дисциплине:          « Иностранный язык...