Мониторинг духовно-нравственного развития (9-11 классы)
классный час на тему

Бараева Ольга Владимировна

1.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)

 Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается следующая ин­струкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Сво­бодно выражайте свое мнение по каждому из них и отве­чайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на воп­рос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_-duhovno-nravstvennoe_razvitie.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг духовно-нравственного развития

(9-11 классы; проводится в 1-й и 3-й четверти)

 1.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)

 Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы

1.Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3.Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4.Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6.Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7.Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с  товарищами?

13.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14.Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству , своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в  школе (классе)?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19.Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих  товарищей?

20.Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

        

Лист ответов

1                        6                        11                        16

2                        7                        12                        17

3                        8                        13                        18

4                        9                        14                        19

5                        10                        15                        20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

.низкий уровень — 0,1—0,45;

.ниже среднего — 0,46—0,55;

.средний уровень — 0,56—0,65;

 выше среднего — 0,66—0,75;

.высокий уровень — 0,76—1

 2.Адаптированный вариант методики М. Рокича для исследования ценностных ориентации школьников

 (составлен Е. Хмелевым)

Инструкция. Перед Вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей жизнедеятельности. Вам предлагается, внимательно прочитав весь список, сделать следующее:

а) выбрать 3 ценности-цели, наиболее важные для Вашей жизни, поставив слева от номера ценности (в графе МЕСТО) цифры:

— самое главное в моей жизни;

— чуть менее чем главная ценность;

— чуть менее чем вторая ценность.

б) выбрать две ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив них поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;

в) расставить оставшиеся номера (от 4 до 16) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.

Место 

Список ценностей (ценности-цели)

 

1. Активная, деятельная жизнь 

 

2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здоровый смысл, достигаемый жизненным опытом) 

 

3. Здоровье (физическое и психическое) 

 

4. Интересная работа 

 

5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) 

 

6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 

 

7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 

 

8. Хорошие, верные друзья 

 

9. Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе 

 

10. Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников) 

 

11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 

 

12. Равенство (братство, равные возможности для всех) 

 

13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках 

 

14. Свобода как независимость в поступках и действиях 

 

15. Счастливая семенная жизнь 

 

16. Творчество (возможность творческой деятельности) 

 

17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) 

 

18. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени) 

Обработка результатов

При обработке полученных данных используется качественное сравнение и количественный анализ, в котором учитываются две переменные:

принимаемые ценности-цели, стоящие на 1,2,3-местах в индивидуальных анкетах, и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека.

Данные отдельных бланков сводятся в таблицу.

Номер учащегося 

Номер ценности-цели (по списку)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

1

2

 

Сумма 1,2,3-го мест 

 

Сумма 17, 18-го мест 

Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивается к 100%. По количеству выборов, сделанных учащимися, находится процент каждой ценности-цели по формуле:

Ui (%) = (Ri/3n)*100%,

где Ц!(%) — процентное содержание выборов i-той ценности; Ri — суммарное количество выборов i-той ценности; п — объем выборки (количество учащихся), 3 — коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.

Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 17-е и 18-е места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС

Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...

Мастер-класс по теме “Регионоведение на уроках немецкого языка с целью духовно-нравственного воспитания учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС ОО" (авторская работа)

С данным материалом я выступала перед учителями немецкого языка на региональном уровне. Вопросом краеведения я занимаюсь уже достаточное время. Это очень интересный и важный вопрос, особенно в наше сл...

«Духовно-нравственное воспитание, развитие младших школьников» «Наши верные друзья»

- Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могут сказать: «Эта Земля моя». Мы должны научиться жить с ними в мире, не причиняя зла. ...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...

Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).

В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...