Программа работы классного руководителя "Вместе в будущее"
рабочая программа (7, 8 класс) по теме

Коробова Анастасия Алексеевна

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

но чтобы они путём правильного воспитания

сделались хорошими – это в нашей власти.

Плутарх.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»

Программа работы классного руководителя.

«Вместе в будущее»

 (7-8 класс)

Классный руководитель: А. А. Коробова

Пояснительная записка

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

но чтобы они путём правильного воспитания

сделались хорошими – это в нашей власти.

Плутарх.

Обоснование актуальности программы

Ситуация выживания, в которой находится наше общество, порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию.

Современное воспитание школьников осложнилось последствиями этих негативных процессов, так как изменения коснулись непосредственно школы и семьи - двух социальных институтов, формирующих духовное и материальное начало в воспитании. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья - основной социальный институт.

В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности, Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и сохранение духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система класса.

Когда ребёнок становится подростком, у него появляется желание проводить больше времени в обществе сверстников, собираться вместе с друзьями, обсуждать общие интересы и проблемы. И естественно, что именно тогда он задумывается о том, почему у некоторых его ровесников много друзей, а ему общаться с ребятами не совсем легко, почему некоторые имеют свою точку зрения, а он чаще прислушивается к другим и т.д. Именно в общении дети усваивают нравственные нормы поведения, типичные для общества, формируются их поведенческие навыки.

Программа предназначена для работы с учащимися 5-8 классов, направлена на развитие их коммуникативной культуры, формирование адекватных межличностных взаимоотношений, формирование чувства собственного достоинства и уважения к окружающим. Она носит ступенчатый характер, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой, способствует формированию образованной и самостоятельной личности. Данная программа носит развивающий характер. Это позволяет её дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать.

Для учащегося основной школы характерны следующие качества:

  • ответственность;
  • объективная самооценка;
  • дисциплина;
  • умение подчиняться и руководить;
  • нравственная позиция как по отношению к сверстникам, равным тебе, так и к детям другого пола, людям другого возраста, способностей, одарённости.
  • развитое сознание (это понимание самого себя, это формирование своего отношения к людям, труду, семье, обществу, это нахождение своего места среди людей, это понимание своих возможностей и желание их реализовать);
  • психическое, физическое и нравственное здоровье (гармония души и тела);
  • образованность (воспитание потребности знать больше, всё время учиться, познавать, развивать себя);
  • позитивизм (образ жизни интеллигентного, культурного, нравственного человека);
  • чувство Отечества в сочетании с активной гражданской позицией (преданность, стремление сделать пользу).

Цель:  Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Задачи:

• развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка;

• формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;

• формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;

• координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума:

• развитие и упрочение детского самоуправления как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.

Концептуальное обоснование

В основе программы классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей лежат такие подходы, как системный, деятельный, личностный. Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества, культуры. Программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую,

Основная концептуальная идея программы заключается в том, что воспитание нового поколения российских граждан невозможно без формирования у подростков патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству, качеств гражданина России. Программа ориентирована на региональные особенности, воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других. Содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;.

Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким, к дому, к школе, своему городу, родному краю. Вот почему воспитание в рамках программы имеет четко обозначенную схему: семья - школа, город, округ,страна.

По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы всё более углубляется и расширяется.

В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, мастер-классы, спектакли, эстетические беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, конкурсы, выставки и т.д.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом: ребёнок - личность. Он может чего - то не знать, что – то не понимать и не уметь, он имеет право на ошибку, более того иногда он должен ошибаться, чтобы познать истину, чтобы быть уверенным и ответственным за себя и за тех, кто рядом.

Педагогические принципы и подходы

Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

  • Принцип гуманистического воспитания

Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

  • Принцип личностно-ориентированного воспитания

В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

  • Принцип природосообразности

Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

  • Деятельный подход

Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

  • Целостный подход

Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

  • Принцип комплексного подхода

Позволяет воспитывать и развивать какие - либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

  • Принцип успешности

Позитивный тон жизни ребенка должен опираться не только на общешкольный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Направления деятельности

1. Создание организационно педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию

• Формирование знаний о правах, обязанностях ребёнка, ученика, гражданина;

• разъяснение политических и правовых событий в обществе;

• профилактика правонарушений учащихся;

• организация жизнедеятельности класса в духе уважения прав человека;

2. Формирование установки на приоритет духовно – нравственных основ жизнедеятельности

• ознакомление учащихся с духовно – нравственными традициями России, формирование терпимости к различиям;

• профилактика экстремизма и расовой неприязни;

• формирование патриотизма;

• формирование экологической культуры и здорового образа жизни;

3. Создание организационно – педагогических условий для актуализации активной жизненной позиции  учащихся

• Развитие лидерских качеств;

• формирование умений вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уметь слушать и слышать других;

• привлечение учащихся к социально значимой деятельности.

3.1 Познавательная деятельность

1.Изучение интеллектуального потенциала учащихся:

• Учебные интересы учащихся;

• отношение учеников к учебе в школе и к отдельным предметам;

• степень работоспособности и организованности учащихся;

• степень развитости общеучебных навыков и умений детей;

• уровень интеллектуального развития учащихся;

• степень осознания учащимися необходимости учебной деятельности.

2. Контроль за:

• состоянием здоровья;

• пробелов знаний;

• особенности взаимодействия учителей и учащихся;

3.На основе установления причин отставания с помощью учителей – предметников создать в классе группы по коррекции пробелов в знаниях.

4.По результатам работы таких групп, проведение индивидуальных консультаций - собеседований с учащимися.

5.Посещение уроков, с целью выявления причин неусвоения материала.

6.Использование в работе по развитию интеллектуальных умений детей и их познавательного интереса активные формы воспитательной работы:

• конкурс эрудитов;

• викторины;

• интеллектуальные игры;

• читательские конференции.

7.Использование в воспитательной работе диалогических и полилогических методов обучения( учить высказывать своё мнение, доказывать и аргументировать его)

8 .Создание ситуаций для демонстрации интеллектуальных умений и навыков учащихся:

• олимпиады;

• театр на английском языке;

• смотры знаний.

3.2. Воспитание нравственных качеств:

1.Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся

2 Проведение серии классных часов по проблемам нравственности.

3.Проведение работы с учащимися по изучению своих собственных волевых качеств с элементами самокоррекции.

4. Изучение с учащимися традиций и обычаев народов мира и России, КМНС, традиций школы.

5. При проведении мероприятий создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности, что позволит каждому ребенку ощутить свою значимость.

6. Воспитывать необходимость оказывать помощь больным и слабым, желание заниматься благотворительностью.

3.3 Спортивное направление

1. Изучение психического и физического здоровья учащихся.

• Особенности развития детей подросткового возраста;

• отклонение в состоянии здоровья детей, их влияние на учебную деятельность и личностное развитие

• причины детских недомоганий.

2.Разработка совместно с медсестрой индивидуальных программ коррекции здоровья детей.

3.Проведение диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье детей.

4.Проведение занятий с учащимися по вопросам личной гигиены, антиникотиновой, антаалкогольной пропаганде:

• встречи с врачом;

• беседы;

• просмотры фильмов.

5.Проведение профилактических мероприятий по предупреждению несчастных случаев:

• знакомство с инструкциями, правилами поведения;

• проведение тренировочных занятий;

• проведение конкурсов.

6.Проведение занятий по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.

7. Организация активных форм работы по сохранению и развитию здоровья:

• соревнования

• экскурсии;

• походы;

• спортивные праздники.

3.4. Художественно-эстетическое направление

1.Изучение и развитие творческих способностей детей.

2. Вовлечение учащихся в кружки по интересам.

3.Организация экскурсий в музеи, на выставки, в театры.

4. Организация внеклассных мероприятий:

• выставки детского творчества

• конкурсы рисунков, плакатов

• организация концертов

3.5. Общественно- полезная и коммуникативная деятельность

1. Предоставление возможности учащимся выбирать и участвовать в общественно- полезных и социально значимых акциях.

2.Развитие желания у детей проявлять социально значимые инициативы.

3. Организовать работу по самообслуживанию.

4. Способствовать работе органов самоуправления.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в три этапа:

1-диагностико – проектный. Комплексное обследование уровня воспитанности учащихся 5класса; разработка плана воспитательной работы с классом.

2-содержательно – деятельностный. Работа по плану воспитательной работы, активизация деятельности учащихся.

3-рефлексивный. Измерение уровня воспитанности учащихся и активизация их жизненной позиции; определение системы дальнейшей деятельности классного руководителя.

Условия реализации программы

1. Определение стратегии и тактики деятельности.

2. Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.

3. Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.

4. Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.

5. Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.

6. Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в школе.

7. Наличие классной комнаты и классного уголка.

8.Тесное взаимодействие с родителями и активное их участие в жизни класса.

Ожидаемые результаты

1.Диагностический этап: получение целостной картины состояния уровня воспитанности и составление характеристики класса.

 2.Содержательно – деятельный этап: активизация деятельности в классе.

3. Рефлексивный этап:

1. Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего Отечества. Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина 2.Отсутствие подростков, состоящих на учете правонарушения, склонных к вредным привычкам.

3. Массовое участие учащихся в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках . Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.

4. Развитие у детей потребности в занятиях физической культурой и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории своей семьи, города, государства.

5. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.

6. Создание единого воспитательного пространства.

7. Внедрение в практическую деятельность классного руководителя достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.

8. И как конечный результат, воспитание личности:

• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;

• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;

• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте.

  • способной к состраданию и оказанию помощи;

• практичной, владеющей хозяйственными навыками;

• знающей и хранящей традиции;

• ведущей здоровый образ жизни;

• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности;

• любящей свою малую и большую Родину.

Примерный план воспитательной работы за I полугодие  2016-2017 учебного года. 

месяц

направления

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Участие

в общешкольных мероприятиях

День Знаний.

Акция

«Миссия - жить!»

Акция

«Внимание, пожилые люди!»

Участие в школьном этапе ВОШ.

Подготовка проектов к конкурсу «Я гражданин России».

Участие в муниципальном этапе ВОШ. «Пушкинская неделя».

Новогодние праздничные программы и  дискотеки.

Мероприятия

в классе

Детское

самоуправление

Выбор актива класса. День именинника.

Контроль успеваемости. День именинника.

Создание классного альбома «Я и моя семья»

Контроль посещаемости. День именинника.

День именинника.

Организация празднования ново года.

Тематические классные часы

/беседы/

Классный  час на тему: «Устав школы», «Права и обязанности учащихся»

Классный час на тему: «Внешний вид учащихся».

Беседа «Правила ПДД, ТБ во время осенних каникул»

Классный час на тему: «ПАВ».

Классный час на тему: «Традиции встречи нового года в разных странах мира», «Символы России».        

Беседа «Правила ПДД, ТБ во время зимних каникул»

Работа с родителями

Общешкольное родительское собрание. Классное родительское собрание.

Индивидуальные беседы с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями.

Классное родительское собрание.

Экскурсии, походы

Экскурсия по городу. Совместное с родителями посещение Ледового дворца «Айсберг»

Посещение музея.

Просмотр фильмов в рамках фестиваля «Золотая лента».

Посещение лыжной базы «Снежинка»


Примерный план воспитательной работы за  II полугодие  2016 – 2017 учебного года.                                                                                   

месяц

направления

январь

   

февраль

март

апрель

май

Участие

в общешкольных мероприятиях

Подведение итогов работы за 1 полугодие

День св. Валентина

Работа пресс - центра

День Дублера

Концертная программа, посвященная дню Победы. Последний звонок.

Мероприятия

в классе

Детское

самоуправление

День именинника.

День именинника.

Празднование 23 февраля, поздравление учителей.

Празднование Международного женского дня, поздравление учителей.

Праздничная программа для мам.

День именинника.

День именинника.

Тематические классные часы

/беседы/

Классный час на тему: «Я и мои друзья», круг общения подростка.

Классный час на тему: «Курить – здоровью вредить»

Беседа «Правила ПДД, ТБ во время весенних каникул»

Классный час на тему: «Толерантность - основа успешной социализации»

Классный час на тему: «Толерантность - основа успешной социализации»

Беседа «Правила ПДД, ТБ во время летних каникул»

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями.

Классное родительское собрание.

Индивидуальные беседы с родителями.

Совместное мероприятие с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями.

Классное родительское собрание.

Экскурсии, походы

Посещение Ледового дворца «Айсберг»

Посещение СКК Галактика «Океанариум»

Посещение лыжной базы «Снежинка»

Совместное посещение СКК Галактика «Боулинг» с родителями.

Ежегодное участие в экологической акции «Экодесант»

Примерный план воспитательной работы за I полугодие  2017-2018 учебного года. 

месяц

направления

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Участие

в общешкольных мероприятиях

День Знаний. Предвыборная кампания. Ученическая конференция.

Участие в школьном этапе ВОШ.

Подготовка проектов к конкурсу «Я гражданин России».

Участие в муниципальном этапе ВОШ.

Новогодние праздничные программы и  дискотеки

Мероприятия

в классе

Детское

самоуправление

Выбор актива класса.

День именинника.

Контроль успеваемости. Контроль посещаемости.

День именинника.

Контроль успеваемости. Контроль посещаемости.

День именинника.

День именинника.

Организация празднования ново года.

Тематические классные часы

/беседы/

Классный час на тему: «Год семьи в РФ». Классный  час на тему: «Устав школы», «Права и обязанности учащихся»

Классный час на тему: «Пушкин сегодня». Классный час на тему: «Внешний вид учащихся».

Беседа «Правила ПДД, ТБ во время осенних каникул»

Классный час на тему: «Мои права и обязанности».

Классный час на тему: «Традиции встречи нового года в разных странах мира», «Символы России».        

Беседа «Правила ПДД, ТБ во время зимних каникул»

Работа с родителями

Общешкольное родительское собрание. Классное родительское собрание.

Индивидуальные беседы с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями.

Классное родительское собрание.

Экскурсии, походы

Экскурсия по городу. Посещение Ледового дворца «Айсберг»

Посещение музея, центральной библиотеки.

Просмотр фильмов в рамках фестиваля «Золотая лента».

Посещение лыжной базы «Снежинка».


Примерный план воспитательной работы за  II полугодие  2017 – 2018 учебного года.                                                                                  

месяц

направления

январь

   

февраль

март

апрель

май

Участие

в общешкольных мероприятиях

Подведение итогов работы за 1 полугодие

День св. Валентина.

23 февраля.

Работа пресс – центра.

Международный женский день.

День Дублера

Концертная программа, посвященная дню Победы.

Мероприятия

в классе

Детское

самоуправление

День именинника.

День именинника.

Празднование 23 февраля, поздравление учителей.

Празднование Международного женского дня, поздравление учителей.

Контроль успеваемости. Контроль посещаемости.

День именинника.

День именинника.

Урок мужества.

Тематические классные часы

/беседы/

Классный час на тему: «Здоровое питание»

Классный час на тему: «Выбери жизнь»

Беседа «Правила ПДД, ТБ во время весенних каникул»

Классный час на тему: «Подготовка к промежуточной аттестации. Пять советов психолога».

Классный час на тему: Беседа «Правила ПДД, ТБ во время летних каникул»

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями.

Классное родительское собрание.

Индивидуальные беседы с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями.

Классное родительское собрание.

Экскурсии, походы

Посещение Ледового дворца «Айсберг».

Посещение СКК Галактика «Океанариум».

Посещение лыжной базы «Снежинка».

Посещение СКК Галактика «Боулинг».

Ежегодное участие в экологической акции «Экодесант».

                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа работы классного руководителя с детьми "группы риска"

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - тех, кто слаб...

ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА

ПРОГРАММА  РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА для 10-11 класса . Можно использовать при создании  системы работы классного руководителя....

"Ступени роста успешного поколения" Программа работы классного руководителя с классным коллективом

Программа работы классного руководителя по формированию классного коллектива с учётом всех аспектов воспитательной работы...

Программа работы классного руководителя с учащимися 5 - 9 класса «Пять шагов в будущее»

Основная цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешног...

Программа работы классного руководителя с учащимися 5 - 9 класса «Пять шагов в будущее»

В программе работы классного руководителя с учащимися 5 - 9 класса  «Пять шагов в будущее» представлена пояснительная структура программы, представлены цели и задачи воспит...

Программа развития классного коллектива «Мы-будущее»

Формирование классного коллектива, способного к творчеству, навыкам социально-значимой и исследовательской деятельности в процессе учебно-воспитательной работы....