Формы эффективного взаимодействия педагогов и родителей
статья (6 класс) на тему

Исследование на выявления эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_2_3.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формы эффективного  взаимодействия педагогов и родителей

З.А. Хут

МБОУ СОШ № 4 а. Нечерезий

Положительный результат воспитательного процесса зависит от того каким образом складываются взаимоотношения между педагогами, обучающимися и родителями. Для успешного сотрудничества педагогов, родителей и детей важно, чтобы взрослые создали условия для воспитания и развития детей в школе и семье как единый организм. Важно, чтобы эта большая семья организовывала совместные мероприятия, направленные на единение и сплочение семей, установлению доверительных взаимоотношений между родителями и детьми. Для этого целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с обучающимися и родителями. Это дает возможность наиболее эффективно решать поставленные задачи и при возникновении проблем находить пути выхода совместно. Таким образом, педагоги и родители могут быть в курсе всех сторон жизни детей.

То, что учитель должен знать своих учеников не вызывает сомнения. Задача классного руководителя сегодня – обеспечить развитие каждого обучающегося, создав необходимые для этого условия. Для того, чтобы воспитать человека его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики.

В 6 классе, где я являюсь классным руководителем обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», где написано, что право граждан на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации обучающимся, которым комиссией ПМПК определен статус «ребенка с ОВЗ» оказывается социально-педагогическое сопровождение (1). Такие дети требуют особого отношения к себе, особого воспитания и развития.  Ведь, как правило, они плохо усваивают образовательную программу, медленнее работают на уроках и этот ребенок не является исключением.  Развитие ребенка с отклонениями в развитии в большей степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его духовном и физическом становлении. Очень важно своевременно и постоянно оказывать необходимую помощь таким семьям. Общаясь с родителями, мы поняли, что у них есть проблемы, они не всегда знают способы взаимодействия с ребенком. В этом случае нужно оказывать психологическую помощь, направленную на повышение самооценки и уровня педагогической культуры родителей. В этом и заключается основная задача педагогов. Ведь как отмечала М. К. Цебрикова семья – это ведущий фактор воспитания и развития личности ребенка (3).

Мы с родителями воспитываем одних и тех же детей, и мы понимаем, что результат нашего воспитания будет положительным, только в том случае если будем союзниками. Основная задача педагога  в организации взаимодействия с родителями – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный общественно значимый характер (2). Для этого мы  совместно определяем цели и задачи нашей воспитательной работы. В соответствии с поставленными задачами и в рамках воспитания любви в детях к здоровому образу жизни в своей образовательной организации мы проводим различные мероприятия с участием родителей и обучающихся, в том числе родителей и детей моего 6 класса, посвященные праздникам (23 февраля - «А ну-ка парни», 8 марта - «А ну-ка девушки», «День здорового образа жизни»). Эти мероприятия способствуют складыванию доверительных отношений между родителями и детьми. Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми, поэтому они всегда охотно принимают участие в таких мероприятиях.

Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умение анализировать события, поэтому в решении ряда вопросов я обращаюсь за помощью к родителям. Наше сотрудничество позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон, увидеть в разных ситуациях. Это способствует выявлению его индивидуальных особенностей, дает возможность  развить его способности и талант, преодолеть негативные проявления в его поступках.

Но вместе с тем нужно иметь в виду, что значительная часть родителей это не профессиональные воспитатели. Ведь у них нет специальных знаний в области воспитания, и поэтому часто испытывают трудности в установлении контакта с детьми. В этом случае мы оказываем помощь, родителям проводя круглые столы, тематика которых посвящена решению самых острых проблем. Важно на таких мероприятиях не проявлять дидактизм, не поучать, а советовать, размышлять вместе с ними, договариваться о совместных действиях, тактично подводить родителей к необходимости приобретения педагогических знаний. Для установления успешного контакта с родителями использую такие фразы как: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решать, что делать», «Хочется узнать Ваше мнение». В результате родители понимают, что я нуждаюсь в них, в объединении наших усилий, что они мои союзники, и я не могу обойтись без их совета и помощи.

Конечно, не все родители откликаются на призыв об объединении наших усилий по воспитанию детей. В этих случаях важно проявить терпение и найти пути выхода из данной проблемы. Поэтому мы начали совместную работу именно с теми родителями, которые охотно меня поддержали и принимают активное участие в жизни нашей образовательной организации и нашего класса. Например, мы привлекли их к озеленению нашего школьного двора. Совместный труд родителей, детей и педагогов способствовал нашему сближению и постепенно даже те родители, которые не желали идти на контакт с нами стали проявлять интерес и даже участвовать в общественной жизни нашего класса.

Кроме таких формы коллективного взаимодействия существуют еще общеизвестные родительские собрания. Это конечно основная форма работы с родителями. Здесь мы можем обсуждать проблемы нашего класса. На этих собраниях я как классный руководитель являюсь рядовым участником, как и родители. Это дает возможность проявлять инициативу родителям в решении проблем.

Одним из способов нашего с родителями объединения является проведение исследовательских работ. Например, предлагаю родителям понаблюдать за поведением детей в той или иной ситуации, а потом полученными результатами поделиться на собрании. Такая совместная исследовательская деятельность позволяет нам наиболее эффективно решать выявленные проблемы.

Кроме коллективных форм взаимодействия мы используем и индивидуальные формы. Среди родителей есть такие, которые идут на контакт более охотно при индивидуальной беседе и весьма активно выполняют индивидуальные поручения, связанные с успешным воспитанием детей. При индивидуальном общении родители  высказывают свои опасения, более откровенны. Это позволяет мне лучше понять детей, стиль жизни семей, их  уклад, ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями и найти более целесообразные решения возникающих проблем.

Мы все понимаем, что родители и педагоги – две огромнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть преимущества, свои достоинства, своя специфика. Поэтому все эти методы взаимодействия очень важны. Они позволяют выстроить систему взаимоотношений: педагоги – обучающиеся – родители, повысить уровень педагогической культуры родителей, уменьшить число конфликтных ситуаций между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.

Список использованной литературы:

Нормативная литература

1.ФЗ № 273  «Об образовании в Российской Федерации»

Основная литература

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011. 400 с.

3.Каверина Л.Б. Организация работы классного руководителя/Л.Б. Каверина //Классный руководитель, 2006.-№7. С. 43 - 49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагогов, родителей и социума по профилактике девиантного поведения

Выступление на МО классных руководителей (2012-2013 учебный год)...

Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями ________________________________________

Выступление на пед.совете"Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями"...

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Вопросы взаимодействия родителей, детей и педагогов актуальны во все времена  и их решение требуют от педагога не только практических умений работы с детьми, но и теоретических знаний в организац...

Основные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся.

Методические разработки при работе с родителями....

«Формы взаимодействия педагогов и родителей»

Выступление на ШМО кл. руководителей ....

Формы взаимодействия педагогов с родителями по развитию речи дошкольников

В презентации представлены современные и эффективные формы взаимодействия с родителями для  привлечения  их интереса к развитию речи детей...

Статья по теме: "Формы взаимодействия педагогов и родителей в рамках просветительского направления"

Продуктивное взаимодействие педагогов и семьи - одно из важнейших условий успешного развития ребенка. Родители не всегда обладают психолого-педагогическими знаниями для  обеспечения правильно орг...