Трудный подросток
план-конспект на тему

Бочаров Петр Алексеевич


Классификация типов личности «трудных» детей по Г.И. Мазурову

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудный подросток. Классификация типов личности «трудных» детей по Г.И. Мазурову.

Слайд 2

«Трудными» подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.

Слайд 3

«Трудные» подростки ведут себя: с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к педагогам, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы, чаще всего становятся на путь правонарушений, чаще всего отвергаются коллективом одноклассников, подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”, Грубость, цинизм, бесшабашность зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Слайд 4

Характерная особенность трудных подростков: психическая незрелость, отставание от возрастных норм, повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления, они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

Слайд 5

Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами: 1) социальной запущенностью 2) педагогической запущенностью 3)отклонениями в состоянии здоровья

Слайд 6

Социальная запущенность Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются: неразвитость социально – коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, дисгармония мотивов поведения. Социальная запущенность противоположна воспитанности, она становится основой трудновоспитуемости учащихся.

Слайд 7

Педагогическая запущенность: Это состояние, противоположное развитости, образованности и воспитанности, характеризующееся отсутствием необходимого запаса знаний, слабым владением способами и приемами их приобретения и неразвитостью учебно-познавательных мотивов. Педагогическая запущенность демонстрирует отсутствие необходимого внимания к ребенку и характеризует историю его воспитания. Трудный ребенок – это уже результат такого воспитания. Педагогически запущенные дети, как правило, становятся трудными. Педагогическая запущенность может наблюдаться в любом возрасте ребенка, и в каждом она имеет свои особенности.

Слайд 8

Причины отклонений в поведении трудных учащихся: Неблагоприятные условия семейного воспитания; Недостатки в учебно-воспитательной работе школы: а) Первая группа - недостатки организационного характера . б) Вторая группа - ошибки, связанные с неправильным педагогическим подходом к учащимся, склонным нарушать общепринятые правила и нормы. в)Третья группа ошибок обусловлена невысоким профессиональным уровнем отдельных учителей, их психологической неподготовленностью к работе с детьми. Отрицательное влияние стихийно-группового общения; Дружеское общение со сверстниками; В результате соединения недостатков семейного и школьного воспитания с отрицательным влиянием стихийно-группового общения педагогическая запущенность переходит в социальную запущенность. От дисциплинарных и моральных проступков подростки переходят сначала к мелким правонарушениям, а потом и к уголовным преступлениям.

Слайд 9

Классификация типов личности «трудных» детей ( по Г.И. Мазурову) Возбудимый тип личности: ярко выражено стремление к лидерству; они, как правило, активны; им не свойственно иметь четко выработанную позицию в коллективе учащихся; обычно стремятся добиться лидерства в группе с отрицательной направленностью в поведении; могут принять участие в драке; открыто не подчиниться учителю и дирекции школы; они не способны прогнозировать последствия своего поведения. ; чаще всего им удастся утвердить свой авторитет за счет грубых нарушений правил поведения учащихся в школе; они способны сделать видимость улучшения поведения, дать обещания педагогу и на классном собрании — коллективу впредь изменить отношение к учебе и личной дисциплине.

Слайд 10

Классификация типов личности «трудных» детей ( по Г.И. Мазурову) Неуправляемый тип личности : у этого типа подростков стремление к доминированию над другими учащимися; они с готовностью выполняют поручения лидера группы с отрицательной направленностью; лидерами «отрицательных» они, как правило, не становятся в силу того, что не умеют подчинять свое поведение интересам группы, не способны подавлять собственные эмоции быть хитрыми и расчетливыми. создают вокруг себя конфликтную обстановку, нарушают распорядок в школе, дисциплину на уроках, притесняют других учащихся, активно участвуют в драках и за пределами школы; обсуждения на педсовете, беседа с родителями в присутствии этих учащихся существенного влияния на их поведение не оказывают. Любые убеждения, доводы и аргументы ими просто игнорируются. такие учащиеся подростки плохо усваивают как социально-одобряемые нормы, так и нормы, действующие в «отрицательной» среде. Их поведение трудно предсказуемо. отсутствие страха перед очередной беседой с классным руководителем, дирекцией школы и сообщением в комиссию по делам несовершеннолетних.

Слайд 11

Классификация типов личности «трудных» детей ( по Г.И. Мазурову) Упорный тип личности: стремятся занять лидирующее положение в группе с отрицательной направленностью; имеют четко выбранную жизненную позицию, проявляют упорство в отстаивании своих взглядов, склонных к прямолинейности и завышенной оценке собственной личности; поддерживают традиции уголовной среды, способны проявлять жестокость в отношении тех учащихся, которые пытаются подорвать их авторитет; в этот период наблюдаются даже элементы садизма, проявляющиеся порой в издевательских действиях наблюдаются элементы агрессивности; бывают случаи, когда подростки «упорного типа» идут на грубые нарушения дисциплины — неповиновение учителям в школе. Это делается для того, чтобы еще больше утвердить свой авторитет среди «отрицательных»; характерны такие черты, как чрезмерная подозрительность и склонность к неприятным переживаниям. Они недоверчивы, осторожны, трезвы в расчетах, долго помнят нанесенную обиду, особенно, когда она затрагивает их самолюбие.

Слайд 12

Классификация типов личности «трудных» детей ( по Г.И. Мазурову) Активный тип личности : повышенная активность; снижено чувство ответственности, ярко выражено постоянное влечение к переживаниям ; теряют грани между дозволенным и недозволенным, что часто приводит их к нарушениям внутреннего распорядка поведения в школе и дисциплины на уроках; свойственно нарушение ритмов работоспособности, взвинченность, дерзость; Их поведение вызывает конфликты с учителями, воспитателями, для которых они становятся раздражителями.; Подросток такого типа часто бывает лидером или активным членом «отрицательной» группировки в школе, он способен рисковать и для утверждения своего лидерства может пойти на открытое сопротивление требованиям дирекции школы. Они изворотливы, строят различные комбинации, пытаются войти в «сговор» с учителем; им быстро все надоедает и вскоре они начинают халатно относиться к своим обязанностям; отсутствует чувство ответственности за свои слова и поступки.

Слайд 13

Классификация типов личности «трудных» детей ( по Г.И. Мазурову) Демонстративный тип: стремлением любым путем выделиться, добиться восхищения других учащихся, удивления самим собой; любят быть в центре внимания, обладают богатой фантазией, склонны к позерству; высоко оценивают себя и, чтобы добиться признания, могут пойти на ложь; Им свойственна тенденция преувеличения, чрезмерная болтливость; в коллективе класса прилагают усилия к тому, чтобы завоевать авторитет, с этой целью пытаются показать себя опытными, смелыми, всезнающими; обладают неплохими артистическими данными, хорошо вживаются в роль, и умело улавливая настроения окружающих; могут стимулировать различные заболевания, особенно психические, причем делают это так искусно и квалифицированно, что иногда вводят в заблуждение даже врачей

Слайд 14

Классификация типов личности «трудных» детей ( по Г.И. Мазурову) Безвольный тип: недостаток волевых качеств; замедленно реагируют на происходящие ситуации; они обычно соучастники, а не организаторы различных хулиганских поручений; легко попадают под влияние других отрицательно характеризующихся учащихся; лидеры «отрицательных» нередко используют их для выполнения; совершают в школе незначительные проступки: опоздания на уроки, невыполнения домашних заданий, курение в неположенном месте и т. д. ; Учеба и труд «безвольных» не привлекают; интеллектуальный уровень низок, интересы скудны и примитивны ; Поведение можно охарактеризовать как нерешительное и робкое; Присутствует легкомыслие, безответственность, трусость, лживость.

Слайд 15

Оптимальные пути реализации воспитательной деятельности. При возбудимом типе личности: рекомендуется привлекать трудных подростков к общественному труду, требующему кропотливости, сосредоточенности, внимания, исполнительности и ответственности за выполненное задание или отдельное поручение; нецелесообразно доверять им быть старшим, звеньевым при исполнении какого-либо группового поручения (к примеру, на уроке труда); Индивидуальная работа педагога с этими учащимися должна основываться на жестком, властном обращении; Они боятся «суровых» мер воздействия; рекомендуется применять «упражнение», т. е. организацию повторяющихся действий с целью накопления ими опыта правильного поведения; Поощрения, особенно если объявляются перед коллективом учащихся школы на линейке, оказывают на таких подростков, как правило, положительное воздействие; болезненно реагируют, когда без внимания относятся к их успехам в выполнении общественных поручений.

Слайд 16

Оптимальные пути реализации воспитательной деятельности. При неуправляемом типе личности: рекомендуется устанавливать за ними особый контроль как во время пребывания в школе, так и во внеучебное время, а также осуществлять специальные профилактические мероприятия ; создавать ситуацию неотвратимости наказания за малейшие нарушения дисциплины; ограничивать их контакты с другими трудными подростками в школе и по месту жительства; привлекать этих подростков к выполнению отдельных более трудных поручений, требующих значительных физических усилий; рекомендуется также установить за этими учащимися наблюдение врача-психиатра, который по мере необходимости может осуществлять медикаментозное воздействие.

Слайд 17

Оптимальные пути реализации воспитательной деятельности. При упорном типе личности: Обычные меры педагогического воздействия, как правило, не эффективны; использовать принципы альтернативного выбора; Приглашения для обсуждения на педсовет вместе с родителями целесообразно накладывать спустя некоторое время после совершения им проступка. Как показала практика, отсрочка наказания действует на них не менее эффективно, чем само наказание.

Слайд 18

Оптимальные пути реализации воспитательной деятельности. При активном типе личности: создать условия (разумеется, в пределах норм) для реализации их энергии, инициативы, активности.; обычно быстрый и положительный эффект дает угроза наказания, представление на беседу к директору школы, сообщение о недостойном поведении родителям и др.; Из педагогических методик перевоспитания целесообразно использовать метод «организации поведения», иначе называемый методом приучения; Поощрения к таким трудным школьникам рекомендуется применять только тогда, когда в их поведении наметились видимые положительные, сдвиги и за добросовестное выполнение поручения педагога.

Слайд 19

Оптимальные пути реализации воспитательной деятельности. При демонстративном типе личности: желательно подбирать такие сферы учебной деятельности, в которых они могли бы проявлять свое стремление быть на виду; участие в культурно-массовой работе классного коллектива, участие в художественной самодеятельности учащихся школы; могут проявлять свои артистические способности и получить признание; не рекомендуются также поручения, связанные с материальной ответственностью, из-за плохого самоконтроля и подверженности в критических ситуациях к нервным срывам; при малейших достижениях успехов в учебе, труде и быту к ним рекомендуется применить в первую очередь такие меры поощрения, как вручение похвальной грамоты, объявление благодарности на общешкольной линейке школы; наиболее правильная реакция педагога на их вымышленные рассказы это безразличие. Главное — не показать своего удивления и интереса. установить за ними постоянный контроль и проводить предупредительные и профилактические мероприятия

Слайд 20

Оптимальные пути реализации воспитательной деятельности. При безвольном типе личности: привлекать к общественной работе в коллективе класса; давать им различные поручения; заполнить их досуг общественно-полезной деятельностью, пересекать любые контакты отрицательно характеризующимися подростками рекомендуется правильно размещать безвольных подростков среди учащихся-хорошистов в жилых помещениях; их необходимо постоянно держать под контролем; целесообразно применять метод организации поведения и использовать упражнения, способствующие выработке положительных привычек; При применении мер поощрения необходимо учитывать, что наиболее эффективным для них является благодарность от администрации школы, объявленная перед всеми учащимися; следует учитывать, что такие дети легко идут на поводу у других и поэтому в случае возникновения конфликтных ситуаций могут принимать в них активное участие.

Слайд 21

Выбор правильных педагогических методов и приемов для работы с типами « трудных» детей. «Трудный» ребенок: средний школьный возраст Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников. Необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым «трудным» детством.

Слайд 22

Выбор правильных педагогических методов и приемов для работы с типами « трудных» детей. «Трудный» ребенок: старший школьный возраст Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы подростка.

Слайд 23

ПОМНИТЕ! Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к «трудному» ребенку нужен индивидуальный подход. Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг. Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей: "Трудный подросток"

Материал для родительского собрания....

"Трудный подросток".

Что же делать родителям?  Советы родителям, чтобы отношения с подростком в зашли тупик....

Трудный подросток

Что же делать родителям? ...

Авторская программа "Трудный подросток"

Муниципальное  автономное образовательное учреждение "Гимназия № 24"г.Магадан   АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК"педагог-психолог ТИМОФЕЕВА О.А. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВо...

Трудный подросток

Материал для педагогов. Работа с трудными подростками....

Психолого-педагогическая программа "Трудный подросток"

Трудные подростки - это широкое и неоднородное понятие.Личность формируется в сложной системе отношений....