Методическая разработка классного часа «Для воевавших война никогда не кончается»
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Калина Виктория Геннадьевна

Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту встать на защиту Отечества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internatsionalisty_1.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа

Учитель русского языка и литературы

Калина Виктория Геннадьевна

МБОУ СОШ№7, село Чкаловское, Приморский край

Беседа со старшеклассниками:

«Для воевавших война никогда не кончается»

Патриотизм – это не значит только одна

любовь к своей Родине. Это гораздо больше…

 Это сознание своей неотъемлемости от родины и

неотъемлемое переживание с ней её счастливых

 и несчастных дней.

А.Н. Толстой

Цели:

- формирование у обучающихся чувства патриотизма, любви к Отечеству на примере старших поколений;

- формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.

Задачи:

- развитие гражданственности и национального самосознания учащихся;

- создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

 - формирование духовно-нравственных качеств.

Предполагаемые конечные результаты:

- продолжение работы над совершенствованием системы патриотического воспитания в классе;

- формирование готовности у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;

- отвлечение учащихся от противоправной деятельности;

- заполнение свободное время школьника социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность;

- оказание повседневной помощи каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;

- создание условий для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.

Ход классного часа:

Что такое Патриотизм? И кто такие патриоты?

     Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к своей малой Родине. Патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству.

    «Как нет человека без самолюбия, — писал К.Д. Ушинский, — так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями.

      Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту встать на защиту Отечества. Патриотизм — это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горести. Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной.  Примером высокого патриотизма обладают живущие рядом с нами воины-интернационалисты.

Кто такие воины-интернационалисты?

Это – участники многочисленных локальных конфликтов, происходивших в последние годы существования СССР и в современной России. Афганистан, Чечня, Карабах, Приднестровье, Босния, Косово, Южная Осетия, а теперь ещё и Сирия – вот далеко не полный список мест, где доблестно сражались, умирали, но выполняли приказ наши солдаты и офицеры.

    Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времён. Войны рождаются в умах людей и путь войны всегда страшен.

Что вы знаете об Афганской войне?

     Афганская война — военный конфликт на территории Демократической республики Афганистан (Республика Афганистан с 1987 года) между правительственными силами Афганистана и Ограниченным контингентом советских войск с одной стороны и многочисленными вооружёнными формированиями афганских моджахедов («душманов»), пользующихся политической, финансовой, и военной поддержкой ведущих государств НАТО и консервативного исламского мира - с другой стороны.

     25 декабря 1979года СССР ввёл свои войска на территорию Афганистана. Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека. В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц! Афганская война, закончившаяся 27 лет назад, стала уже достоянием истории.

     Через Афганскую войну прошло – 620 000 солдат и офицеров, 15 051 - погибло, 53 753 - ранено.

Все они честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.

Помяни нас, Россия, и злых, и усталых, 
Одуревших от зноя, без сна, без воды, 
Отмеряющих жизнь от привала к привалу, 
От звезды до звезды, от беды до беды.

     Афганистан навсегда останется незаживающей раной для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опаленной войной и жарким афганским солнцем, для всего нашего народа. Мы в большом долгу перед теми, кто с достоинством и мужеством, порой ценою своей жизни выполнял приказ Родины за пределами её территории. Мы гордимся тем, что на страже Российского государства стоят настоящие патриоты своего Отечества, готовые представлять интересы страны там, где потребуют обстоятельства, — в боевом строю или на гражданском поприще.

      В честь погибших в Афганистане на территории России воздвигнуты более 300 памятников и мемориалов. Выпущены альбомы и книги памяти о погибших земляках, устанавливаются мемориальные доски на местах учебы и жительства. Память о павших – в названиях улиц, лицеев и гимназий, в экспозициях музеев, а главное – в наших сердцах. Колесо истории движется вперед, хотелось бы, чтобы мы, дети мирного времени, никогда не испытали ужасов войны и всегда помнили о тех, кому все мы обязаны жизнью, кто ценою своей жизни дал нам свободу и счастье жить под чистым небом. И мы уверены, что если случится беда, то по зову Родины, так же, как и дети предыдущих поколений, встанем на защиту своего Отечества и повторим подвиг отцов, дедов и прадедов во имя жизни на Земле.

Где ещё наши солдаты выполняли свой интернациональный долг?

     После вывода войск из Афганистана многим казалось, что самое страшное позади. Тысячи матерей вздохнули с облегчением. Но потом начался Карабах, Абхазия, Таджикистан, Чечня…

Солдат войны не выбирает –

Он верен долгу и стране,

Которая его ввергает,

То в кровь, то в славу, что сверкает.

На склонах в памятной Чечне.

      После развала Советского Союза некоторые республики в составе РФ решили получить большую независимость и выйти из её состава. Одной из таких республик была Чеченская республика. В 1993 году, когда к власти в Чечне пришли силы, направленные против России во главе с Джохаром Дудаевым, возник конфликт. В 1995 году Российские войска вступают на территорию Чечни для того, чтобы восстановить конституционный порядок в республике. Российские войска встретили ожесточенное сопротивление.

     До 2001 года Чечня являлась главным очагом нестабильности на Кавказе. Распространение экстремистских взглядов, терроризм – главные проблемы независимой Чечни. После ряда террористических актов, совершенных на территории РФ (взрывы домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске, попытки захватить республику Дагестан) Президент России Владимир Путин принимает решение о начале контртеррористической операции в Чечне.

      Чеченский конфликт - это по своей сути гражданская война на территории РФ. Гражданская война - это тяжёлое время для граждан всей страны, в ней не может быть ни победителей, ни побежденных.

     Первая чеченская война сопровождалась большими людскими жертвами среди военнослужащих федеральной группировки войск, чеченских вооружённых формирований и мирных жителей республики. Началом войны, как правило, считается ввод российских войск на территорию Чечни (11 декабря 1994), а завершением — подписание Хасавюртовских соглашений (31 августа 1996). Наиболее кровопролитным был первый период войны, с декабря 1994 по июнь 1995 года, причём основная часть жертв приходится на штурм Грозного (январь—февраль 1995). После июня 1995 года боевые действия носили спорадический характер. Они активизировались весной—летом 1996 года и достигли кульминации во время нападения чеченских сепаратистов на Грозный, Аргун и Гудермес в августе.

     Как и в случае со многими другими военными конфликтами, данные обеих сторон о собственных потерях, потерях противника и жертвах среди мирного населения существенно различаются, причём статистика по гибели мирных жителей является очень приблизительной. Вследствие этих обстоятельств назвать более или менее точное число людских жертв в Первой чеченской войне не представляется возможным.

     По разным источникам в целом безвозвратные потери федеральных сил составляют примерно 5552 человека, в том числе 3680 военнослужащих Вооружённых Сил РФ и 1872 человека от МВД и других ведомств. При этом очень низок процент небоевых потерь: за всю войну погиб в различных происшествиях и умер от болезней всего 191 человек, то есть около 4 % от общего числа погибших (в современных военных конфликтах небоевые потери обычно составляют 10—20 % от общих). По данным Союза комитетов солдатских матерей, в 1994—1996 годах в Чечне погибло около 14 тыс. военнослужащих. По оценкам источников боевиков, потери федеральных сил в Первой чеченской войне составили до 80 тыс. человек убитыми.

     Война не заканчивается тогда, когда перестают стрелять. Она перемещается в человеческую душу, где нельзя бывшее сделать бывшим. И там у неё свои сроки.

     На главной площади нашего села, рядом с памятником погибшим в ВОВ, установлен памятник Александру Лёвкину.

 Кто такой Александр Лёвкин?

     Александр Лёвкин – наш односельчанин, который учился в нашей школе. В январе 1995 года он, выполняя свой воинский долг, погиб в Чечне при зачистке города Грозного от бандитских формирований. Посмертно он награждён Орденом мужества. Александр Лёвкин для нас – яркий пример патриотизма и мужества.

     Почему в расцвете сил гибнут лучшие? В Вечность уходят молодые, навсегда покинув тех, кто их бесконечно любил.

     К сожалению, и сейчас на карте мира вспыхивают всё новые и новые «горячие точки», где необходимо присутствие российского солдата.  

     Сегодня Россия оказывает активную поддержку и помощь народу Сирии и сирийской армии. Присутствие военнослужащих Советской армии в Афганистане называли выполнением интернационального долга. В Сирии наши военные борются с ИГИЛ (организация, запрещенная в России).

Можно ли назвать это интернациональным долгом?

     Мы помогаем на Ближнем востоке уже не одному государству, как было во времена СССР, а целому большому региону, стараясь вместе с правительственными войсками Сирии почти в одиночку противостоять террористической угрозе со стороны исламского государства. Цели и задачи разные. Намного шире и, на мой взгляд, даже более оправданы, чем во времена Советского Союза. Русские ребята, которые воюют там, защищая интересы страны, героически гибнут, также как в свою очередь погибали воины-интернационалисты в Афганистане. С этой точки зрения ничего не поменялось, только цифры потерь разные.

     Идет война с международным терроризмом, который угрожает всему прогрессивному человечеству. Помощь Сирии со стороны России вполне оправдана, поскольку война со стороны, так называемого, исламского государства была объявлена в том числе и нашей стране, поэтому цель достойная и почетная для каждого гражданина России – отстоять интересы своего Отечества.

На войне не думают о смерти,

Там думают о жизни

И в этом их сила

Вывод:

     В настоящее время заметно возрос интерес к проблеме патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном уровне. В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к её истории.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Народная война против армии Наполеона""

Цель:    Создание условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся,  их гражданского становления.Задачи:1. Приобщить  обучающихся к изучению героической и...

Методическая разработка классного часа «Дети Великой Отечественной войны»

Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы во...

Методическая разработка классного часа "Была такая война"

Методическая разработка сценария классного часа, посвящённого празднованию Дня Победы «Была такая война», подготовлена в помощь кураторам и классным руководителям при проведении открытых внеклассных м...

Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких....

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...