программа воспитательной работы "От культуры и спорта к здоровому образу жизни!"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Программа «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка”; закона РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”; закона РФ "Об образовании”.

Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки города, отношения к своему здоровью, социального благополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ot_kultury_2.doc328.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Здоровье людей во все времена считалось высшей ценностью жизни. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.  Состояние здоровья подрастающего поколения является актуальной проблемой и входит в число приоритетных задач общественного и социального развития населения, т.к. оно определяет будущее страны и генофонд нации. В соответствии с законом РФ "Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

По данным НИИ педиатрии:

  • 14 % детей практически здоровы;
  • 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
  • 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Система, образования несет свою, и немалую долю ответственности за здоровье подрастающего поколения. Больше половины активного времени жизни школьник проводит в школе или занимается школьными делами. Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени влияет школа на здоровье своих учеников.

  Среди ряда причин, из-за которых происходит нарушение здоровья школьников, выделяются:

      1. Чрезмерная занятость;

      2. Высокие учебные нагрузки;

      3. Несоответствие между внешними требованиями и возможностями ребенка.

Беспокоят и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков. Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе школы. Фактором, подтолкнувшим к созданию данной программы, послужило наличие в школе обучающихся с нарушениями осанки и зрения,  наблюдаются хронические заболевания, связанные с дыхательной системой и желудочно-кишечным трактом. Поэтому следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Программа «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка”; закона РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”; закона РФ "Об образовании”.

Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки города, отношения к своему здоровью, социального благополучия.

ЦЕЛИ: 

  • формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
  • разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы

ЗАДАЧИ:

  • организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;
  • формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
  • осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков;
  • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

Основные направления деятельности программы:

Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
  • проведение физкультминуток;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
  • планомерная организация питания учащихся;

Просветительское  направление предполагает:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
  • предупреждение проблем развития ребенка;
  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • развитие познавательной и учебной мотивации;
  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

 Функции различных категорий работников школы

1.Функции  медицинской службы школы:

  • проведение диспансеризации учащихся школы;
  • медосмотр учащихся школы,  определение уровня физического здоровья;
  • выявление учащихся специальной медицинской  группы.

2.Функции администрации:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
  • организация работы классных руководителей по программе «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» и ее контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

3.Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании,  токсикомании, табакокурения;
  • организация и проведение профилактических работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни»;
  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

 Участники программы:

  • учащиеся
  • педагогическое сообщество
  • родители.

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • повышение приоритета здорового образа жизни у обучающихся;
  • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
  • повышение уровня самостоятельности и активности обучающихся;
  • привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
  • снижение заболеваемости или стабилизации здоровья (в зависимости от первоначального диагноза),
  • повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков;
  • увеличение числа детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении, как здоровья школьников, так и своего здоровья.
  • Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи.

Методы контроля над реализацией программы:

  • проведение заседаний Методического совета гимназии;
  • создание методической копилки опыта;
  • мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в    школе.
  • сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
  • контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

Сквозная программа воспитательной работы

«От культуры и спорта к здоровому образу жизни»

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Работа с обучающими

1. Физкультминутки (ежедневно)

1. Физкультминутки (ежедневно)

1. Физкультминутки (ежедневно)

1. Физкультминутки (ежедневно)

2.«Здоровье – главное достоинство чело-века». (праздник)

2. Проведение лекций, бесед по формированию ЗОЖ.

2. «Курение – вред»    (классные часы, выпуск плакатов)

2. «Здоровье начинается со зна-ний!» (конкурс)

3. Профилактика простудных забо-леваний и витами-низация (классные часы)

3. «Вместе мы сила!» (праздник)

3. «Твое здоровье – в твоих руках!» (марафон)

3. «Пища настоящего и будущего» (КВН)

4. «Вредные привычки- что это?»   ( круглый стол)

4. «Старты здоровья» (спортивные соревнования)

4. «Здоровье – это здорово!» (открытое мероприятие)

4. «Здоровье – это спорт!» (открытое мероприятие)

5. «Веселые старты». (спортивные соревнования)

5. «Профилактика простудных заболе- ваний и витамини-зация»

 (классные часы)

5. Первенство школы по баскетболу и футболу.

(спортивные сорев-нования)

5. Классные часы, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом.

6. Организация каникулярного отдыха и оздоров-ления детей.

6. Организация каникулярного отдыха и оздоров-ления детей

6. Организация каникулярного отдыха и оздоров-ления детей

6. Организация каникулярного отдыха и оздоров-ления детей

7. День Здоровья

7. День Здоровья

7. День Здоровья

7. День Здоровья

Работа с родителями

1.Организация просветительской работы с родителями (лекторий).

1.Организация просветительской работы с родителями (лекторий).

1.Организация просветительской работы с родителями (лекторий).

1.Организация просветительской работы с родителями (лекторий).

2. «Папа, мама, я – дружная семья!» (праздник)

2. «Папа, мама, я – дружная семья!» (праздник)

2. «Здоровье наших детей» (круглый стол)

2. «Здоровье наших детей» (круглый стол)

9 класс

10 класс

11 класс

Работа с обучающимися

1. Физкультминутки (ежедневно)

1. Физкультминутки (ежедневно)

1. Физкультминутки (ежедневно)

2.«Тренинг ЗОЖ» (классный час)

2. «Жизнь спортивных знаменитостей» (проект)

2. «Физическое и нравственное совершенст-вование – фундамент ЗОЖ» (круглый стол)

3. «Экологические проблемы города» (круглый стол)

3. «Я - здоровый человек!» (открытое мероприятие)

3. «Я - здоровый человек!» (открытое мероприятие)

4. «Твое здоровье - в твоих руках!» (конкурс)

4. «Все начинается с тебя!» (диспут)

4. «Нравственные основы семьи и брака»

(круглый стол)

5. «Здоровье – это победа над собой!»

 (открытое мероприятие)

5. «Твои жизненные позиции» (круглый стол)

5. Первенство школы по баскетболу и волейболу

(спортивные соревнования)

6. Первенство школы по баскетболу и волейболу (спортивные соревнования).

6. Первенство школы по баскетболу и волейболу (спортивные соревнования).

6. «Экология души» (классный час)

7. Организация каникуляр-ного отдыха и оздоровления детей.

7. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

7. Организация каникуляр-ного отдыха и оздоровления детей.

8. День Здоровья

8. День Здоровья

8. День Здоровья

Работа с родителями

1.Организация просветительской работы с родителями (лекторий).

1.Организация просветительской работы с родителями (лекторий).

1.Организация просветительской работы с родителями (лекторий).

2.  . «Здоровье наших детей» (круглый стол)

2.  . «Здоровье наших детей» (круглый стол)

2.  . «Здоровье наших детей» (круглый стол)

Работа с педагогическим

коллективом

1. Подготовка и проведение семинара для педагогов «Проблемы диагностики развития»

2. Подготовка и проведение конференции «Здоровьесберегающие технологии обучения».

3. Подготовка и проведение педагогического совета «Формирование ЗОЖ».

Литература

1. Артамонова О.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др. М. «Академия» 2006 г.

2. Конфликтология. Серия учебники и учебные пособия. Ростов – на –Дону., «Феникс», 2000 г.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений. М.- « Академия», 2006 г.

4. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М., -      «Владос» 1999 г.

5. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов – на –Дону., «Феникс», 2005 г.

6. Журналы:

«Классный руководитель» М., 2005 № 5

«Классный руководитель» М., 2006 № 7,8

«Классный руководитель» М., 2007 № 1,3,5

Приложения

Здоровье начинается со знаний.

Конкурс для учащихся 8 классов.

Задачи: продемонстрировать жизненную необходимость полученных в процессе изучения предмета анатомии гигиенических знаний;

Поддержать у учащихся интерес к предмету.

План мероприятия.

  1. Знакомство, представление команд друг другу.
  2. Разминка. Эстафета.
  3. Задание к игре в «Крестики – нолики».
  4. Задание 4. Наложить повязку.
  5. Задание 5. Кроссворд.
  6. Задание 6. Оказание первой помощи.
  7. Задание 7. Конкурс на лучшее гигиеническое правило.
  8. Задание 8. Конкурс на лучший художественный номер.
  9. Задание 9. Конкурс капитанов.

Ход мероприятия. 

Задание 1.Знакомство, представление команд друг другу, эмблема и девиз.3 балла.

 Оценить остроумие, организованность команды.

Задание 2. Эстафета. (5 баллов +5 баллов)

Оборудование: стакан с водой в качестве эстафетной палочки.

Объяснение значения бега для здоровья человека.

Оценить соблюдение правил эстафеты, скорость, количество воды в стаканах команды.

 Задание3. Игра в «Крестики – нолики». 5 баллов.

Оборудование: доска с мелом или сетка для  игры нарисованная на бумаге и закрепленная.

Команда из класса «А» играет с командой из класса  «Б», задавая друг другу поочередно вопросы  и ставя соответствующие значки в сетку.

Команда класса «В» играет с победителем.

Вопросы команды готовят дома.

Задание 4. Наложить повязку при травме головы. 5 баллов.

 Оборудование: 3 бинта.

Конкурс на правильность и скорость наложения повязки на голову одному из членов команды.

 Правильный алгоритм: Сначала накладывается «опорная нить». Затем на нее фиксируют каждый виток повязки. В конце «опорная нить» завязывается под подбородком.

 Задание 5. Кроссворд. 5 баллов. Время 3 минуты.

Оборудование: Кроссворд для каждой команды.

Каждая команда получает свой кроссворд и разгадывание идет на время.

Задание 6. Оказание первой помощи утонувшему человеку. 5 баллов.

Оборудование: 3 марлевых повязки.

Капитан команды решает, кто и кому будет оказывать первую помощь.

Правильный алгоритм:

  1. Перекинуть через колено вниз головой и толчками давить на грудь.
  2. Проверить нос и рот на отсутствие ила.
  3. Искусственное дыхание через рот и нос.
  4. Непрямой массаж сердца (на 3 толчка- 1продув).

Задание 7. Конкурс на лучший комплекс гигиенических правил

(3 правила). 3 балла.

Красочное оформление и стихи приветствуются.

Задание 8. Конкурс на лучший номер художественного изображения зависимости знаний и здоровья..5 баллов

Оценивается соответствие темы и сложность, дружность исполнения.

Задание 9. Конкурс капитанов . 5 баллов.

За одинаковое время команды отвечают на поток вопросов.

Урок- беседа (диспут).

«Алкоголь и жизненные перспективы человека»

Цель: способствовать расширению знаний и представлений учащихся о сущности пьянства и алкоголизма о воздействии алкоголя на психику и организм, о социальных последствиях его употребления.

План урока.

  1. Употребление алкоголя делает невозможным осуществление человеком его жизненных планов.
  2. Употребление алкоголя, препятствует овладению профессий, ведет к утрате трудовых навыков.
  3. Алкоголь лишает человека всех остальных жизненных ценностей: дружной семьи и здоровых детей, здоровья и долголетия, уважения других людей, материального благополучия.

Диспут: День рожденья, дискотека, турпоход. Есть ли здесь место алкоголю.

В последние десятилетия на основе увеличивающейся доступности спиртного алкогольных традиций и психологической настроенности на потребление алкоголя начала развиваться алкоголизация населения большинства развитых стран. Растут беды и несчастья.«Продажа спиртного достигла на нашей планете астрономических размеров. Только вина люди ежегодно выпивают более 30 миллиардов литров. Если бутылки поставить в ряд, то они уйдут далеко в космос - длина его превзойдет десятикратное расстояние от земли до луны».

Как известно обязательным спутником выпивок являются нарушения норм морали, хулиганство, преступления. Статистика показала, что в возрасте до 16 лет начал пить каждый третий убийца, каждый второй вор и грабитель. 95% всех преступлений в сфере быта совершаются лицами, находящимися в состоянии опьянения, 45% нарушителей трудовой и общественной дисциплины обнаруживают признаки хронического алкоголизма.

Алкоголь оказывает влияние на продолжительность жизни человека. 71% из страдающих алкоголизмом умирает в возрасте до 50 лет.

Алкоголики и привычные пьяницы как правило сокращают свою жизнь на 10-20 лет.

Неисчислимые беды алкоголь несет семье. У нас в стране из-за пьянства разводится около 60% семей. После того как человек принял спиртное, ему кажется, что он стал сильнее. Но это обманчивое ощущение.

Приняв 75г водки уже через 20мин снижает мышечную силу на 16-17% и это воздействие продолжается несколько часов.

Пример: После кружки пива или рюмки вина у машинисток и наборщиков скорость печатания падает на 15-20%, а количество ошибок увеличивается на 30%.

Исследования французской академии наук показали, что, 88,7% погибших от несчастных случаев находились в состоянии опьянения, причем 59,2% оно было легким.

Можно заключить, что даже самые малые дозы спиртного оказывают тормозящие влияния на нервную систему, снижает работоспособность.

1. Почему люди пьют?

Вы, наверное, не раз слышали выражение «Выпьем, согреемся». В обиходе считается, что спирт является хорошо согревающим средством. Или другое: «Алкоголь возбуждает, взбадривает, улучшает настроение, самочувствие, делает беседу более оживленной и интересной». Его принимают для повышения настроения, предупреждения и лечения болезнен как дезинфицирующее средство, а так же как средство повышения аппетита. Возбуждается аппетит после стопки водки или сухого вина, но только это на короткое время. В дальнейшем прием алкоголя, в том числе и пива только вредит пищеварению. Спирт парализует деятельность таких важных органов как печень и поджелудочной железы.

Свадьба

«Раз ты на свадьбе пей! Раз ты в гостях пей!» Иначе хозяев обидишь хозяев.

2. С чего начинается пьянство.

Это зависит от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают для аппетита, леча вином, или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное.

В более старшем возрасте моментом потребления алкоголя становится традиционные поводы: «праздники», «семейное торжество», «гости». С 14-15 лет появляются такие поводы как «неудобно было отстать от ребят: «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости».

В народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».

3 .Несовместимость алкоголя с трудом и спортом. «Пьяному море по колено, а лужа по уши».

Случаи утопания во время купания часто бывают связанны с опьянением. Пьяные забывают об осторожности, лезут на глубину, купаются во время шторма. Пьяные плохо держатся на воде и легко могут захлебнуться.

Пьяный за рулем.

Спорт и спирт несовместимы!

Кружка пива - ведро на шее, так принято говорить среди футболистов.

Пословицы и поговорки.

«Реки начинаются с ручейка, А пьянство с рюмочки».

«Муж пьет - полдома горит, жена пьет – весь дом горит».

Пьяному море по колено, А лужа по уши».

«Нам не до качества, нам лишь бы подливали и покрепче». «Что у трезвого на уме, у пьяного на языке».

4.Спорт и спирт несовместимы.

Например, «энергии» стакана пива хватает человеку на упражнение со скакалкой в течение 6 мин. При употреблении белого сухого вина или шампанского 1105 кал., человек может катиться на велосипеде 30 мин. Давайте сравним при потреблении стакана виноградного сока (110 кал.) человек способен заниматься активной гимнастикой 24 мин. При потреблении 0,5 литра молока (330 кал.) в течении 65 мин. заниматься физической зарядкой, а при потреблении 2-х бутербродов с маслом, 2-х чашек кофе с молоком и сахаром, человек может 2,5ч кататься на коньках.

Пословицы.

«Человеку грош цена, коль любитель он вина»

«Было ремесло, да хмелем поросло»

«Вино любить — себя губить»

«Кто ищет в водке силы, тот ходит на краю могилы»

«Тот себе вредит, кто в рюмку глядит»

«Где опьянение, там и преступление»

«Не велика честь пьяницей быть, а велика - непьющим быть» «Вино не красит, но ум гасит»

«Вино входит - ум выходит»

Украинские пословицы.

«С пьяным водиться, что в крапиву садиться»

«Осёл опасен сзади, козел спереди, а пьяница со всех сторон». «Кто вино пьет, у того родители плачут»

«Лучше пресная вода, чем гранатное вино»

Грузинские.

«Поздороваетесь с водкой, прощайся с умом»

«Не идут рога ослице - хмель не красит человека».

Анкета для учащихся предлагается.

1.Как вы оцениваете свое отношение к учебе.

а)        Учеба - смысл всей жизни.

б)        Учебой недоволен.

в)        Учусь творчески, с увлечением.

г) К учебе равнодушен

д)        Учусь без увлечения, но добросовестно.

е)        Затрудняюсь ответить.

2.Каковы ваши интересы, увлечения.

а)        Люблю слушать музыку.

б)        Играю на музыкальных инструментах.

в)        Занимаюсь спортом.

г)        Читаю книги.

д)        Занимаюсь художественной самодеятельностью.

е)        Посещаю кружки по интересам.

ж)        Увлекаюсь техникой.

з)        Люблю ходить в кино.

и) Посещаю концерты, театры,

к) Посещаю выставки, музеи

л) Гуляю с друзьями на улице,

м) Посещаю дискотеки,

н) Другие увлечения и интересы,

о) Увлечений практически нет.

3. Постарайтесь вспомнить в каком возрасте вы впервые попробовали алкогольные напитки.

а)        до 7 лет.

б)        7 - 8 лет.

в)        9 - 10 лет.

г)        10 - 12 лет.

д)        13 - 14 лет.

е)        15 лет.

ж)        не пробовал (а)

4.        С кем и в какой обстановке вы впервые попробовали спиртные напитки?

а)        Дома в праздники с родителями.

б)        Дома в праздники без родителей.

в)        На вечеринке у друзей.

г)        На вечере в школе.

д)        На улице, в подъезде, парке.

е)        В молодежном кафе, баре.

ж)        Когда и с кем еще?

з)        Не пил ни с кем.

5.        Как часто вы употребляете спиртные напитки.

а)        Не употребляю совсем.

б)        от 1 до 12 раз в год.

в)        В среднем не чаще 1-2 раз в месяц.

Г) В среднем 2-4 раза в месяц

д) В неделю 1 раз или чаще.

6. Если пьете, то, по какому поводу вы обычно употребляете спиртное

а)        При встрече с друзьями.

б)        По праздникам.

в)        Когда плохое настроение.

г)        Когда хорошее настроение.

д)        Другие поводы.

7. Каковы, как правило, мотивы выпивки:

а) Их у меня нет.

б) Стесняюсь отказать.

в)        Боюсь показаться трусом.

г)        Нравится состояние опьянения.

д)        Хочется быть взрослым.

е)        Выпиваю для «храбрости».

ж)        Хочется быть как все.

з)        Пью просто за компанию,
и) Другое.

8. Что чаще всего приходится выпивать.

а)        Пиво.

б)        Водку.

в)        Коньяк.

г)        Другие напитки (какие).

9. Как вы сами относитесь к пьяницам, и любителям выпить.

а)        С отрицанием и негодованием.

б)        Отношусь с опасением.

в)        Терпимо.

г)        Безразлично.

д)        С недоумением.

е)        С юмором.

ж)        Другое.

10. Постарайтесь вспомнить, от кого впервые вы узнали о вреде алкогольных напитков.

а)        От родителей

б)        От родных (дяди, тети, бабушки, старшего брата или сестры).

в)        От друзей сверстников.

г)        От врачей.

д)        Из передачи радио, телевидению.

е)        Из статей в журналах, газетах.

ж)        Откуда еще.

11. Что вы думаете об употреблении спиртного?

а)        Лучше совсем не пить.

б)        Следует пить «культурно», соблюдая чувства меры.

в)        Уверена в безвредности регулярных выпивок,
д) Другое.

12.        В чем вы видите причину пьянства.

а)        Доступность спиртных напитков среди молодых.

б)        Отсутствие знаний о вреде алкоголя.

в)        Отрицательный пример взрослых.

г)        Отсутствие интересов, неумение найти себя.

д)        Безнаказанность за первые выпивки.

е)        Отсутствие мест отдыха для молодежи.

ж)        Рекламирование пива и вина.

з)        Конфликтные ситуации дома,
и) Влияние друзей.

к) Отсутствие силы воли, неумение отказаться от предложения выпить,

л) Потому что продают везде спиртное,

м) Потому что спиртное помогает жить.

13.        Что вы считаете действенным в борьбе с пьянством.

а)        Ввести немедленно «сухой закон».

б)        Максимально сохранить доступность спиртного за счет сохранения
производства спиртного и продажи.

в)        Плавно и постепенно снижать крепость всех спиртных напитков (пиво,
вино, водка).

г)        Усилить меры уголовного воздействия.

е)        Ввести преподавание основных сведений о вреде алкоголя.

ж)        Выпускать больше литературы по борьбе с пьянством.

з)        Расширить сеть молодежных безалкогольных баров, кафе, дискотек,
клубов.

и) Назовите другое.

14. Каковы отношения с родителями.

а)        Мы понимаем друг друга.

б)        Родители интересуются моей учебой

в)        Разрешают приглашать к себе друзей, подруг.

г)        Поощряют мои увлечения.

д)        Предпочитают свободное время проводить со мной.

е)        Родители дают деньги на посещение дискотек, кафе или не возражают
против их посещения.

ж)        Родители не возражают против моих алкогольных застолий,
и) С родителями часто спорим, вздорим,

к) Никаких отношений практически нет.

Л) Другое


Конкурсная программа «Моя семья»

Цель: Раскрыть ведущее значение семьи в формировании здорового образа жизни

Ведущий.

Здравствуйте, дорогие зрители, дети и родители!  Сегодня в этом зале мы обрались не зря, Сегодня мы узнаем, как нам важна семья. Давайте же о дружбе в семье поговорим. И дружбе в наших семьях наш конкурс посвятим.

Каждая семья — это очаг — теплый и уютный и для каждого семья - родительский дом.

Звучит песня «Родительский дом».

Ведущий.    Так    давайте    начнем   наш    праздник.    Разрешите представить частников нашего конкурса под номером один — семья...

Мама... (краткая характеристика: профессия, хобби и т.д.)

Папа... (краткая характеристика).

Сын... (капитан команды, краткая характеристика).

Семья под номером 2... и т.д.

Поприветствуйте наших участников. Каждый конкурс нужно оценивать, а дл этого нам нужно выбрать жюри.

Выбор жюри.

Ведущий. Объявляется первый конкурс — визитная карточка семьи. Это было домашним заданием. В него входило:

Рассказ о семье, интересный случай из жизни.

Рассказ о своем домашнем животном необычным способом — один член

семьи рисует определенную часть тела животного, другой — другую часть и третий заканчивает рисунок. После этого нужно рассказать о своем любимце.

Подготовить для исполнения любую песню всей семьей.

Проводится конкурс. Жюри выставляет оценки. Приз — свекла.

Ведущий. Продолжаем наш праздник. Скажите, дорогие зрители, кто самый нежный, самый добрый, самый любимый для всех людей на Земле? Кто. по-вашему, создает уют в доме? Кто делает семью семьей?

Конечно, мамы.

От чистого сердца простыми словами. Давайте, друзья, потолкуем о маме. Мы любим ее, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что когда нам приходится туго,

Мы  можем всплакнуть у родного плеча,

Мы  любим ее и за то, что порою

Исчезнут морщинки, умчится гроза,

За то, что всегда без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце свое

И просто за то, что она наша мама,

Мы крепко и нежно любим ее.

Это стихотворение Елены Саконской очень хорошо отображает наше отношение к маме. Наши дети тоже знают стихи о маме. Давайте их послушаем.

1 ребенок.

На щеках у мамочки        Прямо на глазах цветут.

Две волшебных ямочки        Мама — солнышко мое,

И когда она смеется,        Я - подсолнушек ее!

Свет такой лучистый льется,        Хорошо счастливым быть,

Что подснежники растут,        Мамочку свою любить.

2 ребенок.

Наша мама, как весна,        То, как радуга, она

То, как солнце засмеется,        Поглядишь и засияла,

То, как легкий ветерок,        Как заботница весна

 Головы моей коснется,        Не присядет, не устанет,

То рассердится слегка,        Вот придет домой она,

Будто тучка набежала.        И тотчас весна настанет.

Ведущий: Как вы догадались, второй конкурс для мам.

Конкурсы для мам:

  1. Спеть колыбельную песню.
  2. Перечислить как можно больше кулинарных блюд.
  3. Угадать сына или дочь.

(Мама с завязанными глазами должна угадать своего ребенка в кругу других детей.)

Проводится конкурс. Жюри подводит итоги. Приз - лук, морковка.

Ведущий. Итак, без сомненья мама — главная хранительница семейного очага. Но какая же семья обходится без папы? Послушайте стихотворение о папе.

Папа мой не просто папа,        Старенькой соседке нашей,

Он мне самый лучший друг,        Починил, потом помог

Мы с ним маме помогаем,               На двери сменить замок.

Пол паркетный натираем,        Во дворе качели-мостик

Свет погас — все сразу тут        Сделал папа для ребят

Папу нашего зовут.        «Золотые руки просто!» —

Он приемник тете Клаше -        Все соседи говорят.
Ведущий. Да, папа может все. Вот как в этой песне.

Звучит песня «Папа может все что угодно».

Ведущий. Как вы уже догадались третий конкурс для пап.

Конкурсы для пап:

  1. «Умелые руки» — нужно вырезать из пластиковой бутылки что-нибудь полезное в быту.
  2. «Сила духа» — кто быстрее надует шарик,
  3. Кто быстрее пришьет пуговицу.

Проводится конкурс. Жюри выставляет оценки. Приз – огурец.

Ведущий. Дорогие зрители, а сейчас угадайте, о ком идет речь. Это маленькое пищащее существо, доставляющее много хлопот родителям, но они его все равно любят и заботятся о нем. (Ответы зрителей.)

Правильно, ребенок. Дети - наше будущее, а в будущем каждый ребенок может стать капитаном.

Объявляется четвертый конкурс — конкурс капитанов.

Конкурсы для капитанов:

  1. Кто быстрее выпьет содержимое бутылочки из соски.
  2. Придумать несколько способов порадовать родителей.
  3. Сольный номер.

Проводится конкурс. Жюри выставляет оценки. Приз - картошка.

Ведущий. Иногда бывает, что папа с мамой ссорятся и потому очень важно, чтобы в семье было взаимопонимание и доброжелательность.

Звучит песня «Погода в доме».

Ведущий. Пятый конкурс для пап и мам.

1.«Яблоко раздора» есть без рук яблоко, которое подвешено на нитке.

2. «Танцевальный конкурс»

Родители танцуют вальс с воздушным шариком, который держат лбами. Кто дольше протанцует, тот и победитель.

Проводится конкурс. Жюри выставляет оценки. Приз — соль, растительное масло.

Ведущий. А теперь — заключительный конкурс. Каждая семья должна приготовить винегрет, из тех продуктов, которые они заработали в предыдущих конкурсах. Чей салат окажется вкуснее, та семья и победила.

Подводятся итоги. Награждение победителей.

Ведущий. Вот и подошел к концу наш праздник. Мы с вами веселились, играли, слушали стихи и песни. Спасибо всем за внимание и участие.

Надеемся, что сегодня никто не скучал. До свиданья, до новых встреч


РОЛЕВАЯ ИГРА

Тема: «Суд над наркоманией»

Цель: развитие у подростков осознанного неприятия наркотических средств как способов воздействия на свою личность, воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем; способствовать осознанию подростками наркомании как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность; развитие умения отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях оппонентов, воспитание культуры ведения дискуссии, развитие умения анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

Подготовительная работа

1.        Распределение ролей.

Роль «обвиняемой наркомании» лучше дать учащемуся, который склонен к исследовательской   деятельности. Он   должен   найти информацию в медицинской или справочной литературе, характеризующую эту страшную болезнь, периоды протекания.

«Свидетели   обвинения»   -   это   роли   погибших   от   наркотиков звезд музыкального и кинобизнеса. «Свидетели защиты» роли людей, чьи отзывы об использовании наркотиков положительны, но все они знают страшные последствия использования наркотиков.

Все остальные роли определяются по желанию в соответствии с ролевой игрой.

2.        Классный   руководитель   помогает   учащимся   в   подготовке ролей. Желательно   к   поиску  информации   по   проблеме  привлечь   родителей подростков.  Убедительный материал для подготовки  ролевой игры дает газета «Комсомольская правда» за 1998 год в статьях из раздела «Акция «Слезь с иглы», «Свидетели обвинения» - учащиеся, выбравшие роли «врач-нарколог» и «мать пострадавшей девочки» могут использовать факты из публикаций в «Комсомольской правде» от 19 Ноября 1998 года.

«Врач-нарколог» приводит примеры опасного использования наркотика Буратино: «Привыкание происходит в течение 1-3 месяцев. Последствия: острая передозировка вызывает угнетение дыхания и кому, поэтому может привести к смерти. Постоянное употребление наркотика приводит к специфическому повреждению головного мозга (энцефалопатии), которое клинически с эпилепсией, поражению сердечно-сосудистой системы, У наркоманов возможны даже инфаркты миокарда в юном возрасте. Есть данные, что количество самоубийств по «Буратино» превышает среднестатистическое в 60-80 раз!»

«Мать пострадавшей девочки» рассказывает: «Беда пришла в нашу семью незаметно. Моя старшая дочь была тихим домашним ребенком, хорошо училась, любила музыку. Но потом девочку как будто подменили, она стал странно, чужой, отдалилась от меня, перестала замечать маленького брата. В доме стали пропадать деньги, вещи. Я мучилась подозрениями, стала даже следить за мужем, старалась быть в прихожей, когда приходили друзья сынишки, не верила, что это может делать моя дочь. А потом она стала исчезать на день - другой, на неделю. Я все поняла, стала умолять Олечку лечиться, а она то, смеялась, то молчала, отворачивалась от меня. Почти насильно я увезла дочь лечиться»

«Свидетель обвинения» - учащийся, выбравший роль искусствовед может привести факты из газеты «Комсомольская правда» от 6 ноября 199; года.

Знаменитости, ставшие жертвой пагубной страсти; Мерилин Монро актриса умерла от передозировки наркотиков; Курт Кобейн - лидер групп! «Нирвана»    - покончил жизнь самоубийством, приняв большую дозу наркотиков; Джим Моррисон - основатель и вокалист группы Dоогз - умер ванной гостиничного номера в г. Париже от передозировки наркотиков Джимми Хердрикс – супер гитарист - скончался после принятия большой доз! наркотиков в Лондоне; Элвис Пресли - наиболее вероятная причина смерти пристрастие к наркотикам; Александр Башлачев - рокбард - выбросился и окна, Анатолий Крупное - основатель группы «Черный обелиск» - умер от остановки сердца после многолетнего употребления героина.

Учащиеся в роли Егора Радова (сын известной поэтессы Риммы Казаковой), писателя, может использовать материалы публикаций, когда бывший наркоман рассказывает о том, как наркотики погубили его семью: «Учась в институте, написал первый роман... Работал под влиянием марихуаны.. перепробовал большинство наркотиков... И только теперь осознал, насколько это опасно. Все, кто пробовал наркотики, заплатили за свои увлечения личной жизнью и психикой. Я достаточно за это поплатился. В июне этого года моя жена выбросилась из окна. Мы ведь употребляли наркотики вместе. Потом расстались, хотя у нас была безумная любовь. Я попытался завязать. А она не выдержала ... (Комсомольская правда, ноябрь 1998г)

«Свидетель обвинения» - Юля С. Пишет в «Комсомольскую правду от -декабря 1998года. «Мне 21 год, я москвичка и студентка престижного американского университета, А еще я - наркоманка. Как начала колоться? По глупости и из-за упрямства. Решила доказать, что начну употреблять наркотики и ничего со мною не будет, не будет никакой наркотической зависимости. С тех пор прошло 2 года. Кайфуешь от наркотиков не долго - потом только маешься, живешь мыслью: уколоться, уколоться, снять ломку, снять эту нескончаемую боль. Если нет, то начинаешь думать, где взять. Вся жизнь крутится вокруг этого. Сейчас я в Бишкеке, в центре доктора Назаралиева. Я понимаю свою проблему и понимаю, что она будет со мною всегда. Клянусь, я постараюсь порвать с прошлым. Постараюсь не превратиться в серую массу. Когда-нибудь у меня будут дети, и я не хочу, чтобы они были заложниками моей болезни

страдали и мучились из-за глупости и слабости их матери. Всем своим знакомым, которые стали рабами героина, хочу сказать: кайф этот, которому г сегодня поклоняетесь - мимолетный и неуловимый словно призрак, а болезнь впереди длинная. Все наркоманы говорят, что хотят спрыгнуть с иглы, но порочный круг разрывать придется каждому в отдельности. Нужно вылезать этого болота. Наркоман не знает жизни. Он не способен воспринимать прекрасное. Он живет от укола до укола, Я только сейчас стала прозревать какая классная штука жизнь: ее слишком мало. Чтобы разменивать на герои на дозы и уколы.

Ход ролевой игры

В зале, где расставлены столы в соответствии с ролевой игрой, находятся «присяжные заседатели» отдельные скамьи, «зрители» в центре зала «прокурор» и «адвокат» сидят за отдельными столами, «обвиняемый» - стороне за отдельным столом, «свидетели обвинения» и «свидетели защиты» зале.

«Секретарь обращается к залу: «Встать суд идет!» (все присутствующие встают) Входит «судья». Он сообщает, что слушается дело об обвинении против наркотиков. «Судья» предоставляет слово «обвинителю».

После короткой речи (5 мин.) «прокурора» «судья» вызывает по очереди «свидетелей обвинение которым задают вопросы или просто выслушивают из заявления,

«Адвокат может задавать дополнительные вопросы «свидетелям обвинения». Затем течение … мин. Выступает «адвокат», его факты поддерживаются показания» «свидетелей защиты».

«Прокурор» может также задавать им дополнительные вопросы. Затем «судьба» предоставляет слово «обвиняемому» 3 мин. «Секретарь» следит за регламентом в процессе всего обсуждения проблем.  После всех выступлений наступает время обсуждения фактов, представление на суде «присяжными заседателями». Каждый из них выносит решение «виновен» или «не виновен», представляя свои аргументы, объясняющие е решение.

«Секретарь» подсчитывает количество высказываний «за» «против». После обсуждения «присяжными заседателями» «судья» выносит окончательное решение с последующей аргументацией, отражающей мнение большинства «присяжных заседателей».

После проведения ролевой игры рекомендуется провести рефлексивную деятельность по анализу хода ролевой игры и ее результатов.


Классный час Тема: «Против вредных привычек»

Цели:

  1. Развивать желание противостоять вредным привычкам
  2. Развивать желание заниматься более нужными, востребованными
    привычками в жизни
  3. Воспитывать чувство добра, воли, целеустремленности, ответственности
    в жизни.

Ход урока

Следует отметить широкую распространенность в нашей стране таких вредных привычек, как табакокурение, пьянство, токсикомания, растет потребление наркотиков среди подростков и молодежи.

Не вызывает сомнения необходимость активизации работы по предупреждению устранению вредных привычек, на основе которой должно лежать воспитание человека стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни. При царе Алексее Михайловиче повелевалось всех, у кого будет найден табак, бить кнутом до тех пор, пока не признается, откуда взят табак. Правило разрешающее курение на улицах действовало многие десятки лет в городе на Неве. Еще современникам А.С. Пушкина строго настрого запрещалось «при прогулках пешком, так и в поезде, в экипажах курить цигарки». А сегодня в ряде стран к курильщикам применяют жесткие меры. Так, индийской деревне Хундер штата Риджастан курение не только запрещено, а наказуемо. Любой житель, застигнутый с сигаретой или трубкой, будет оштрафован на рупию.

Курение табака - одна из самых распространенных вредных привычек приводящая к серьезным нарушениям здоровья. Продолжительность жизни курильщиков на 7 - 15 лет меньше, чем некурящих. Подсчитано, что курение ответственно за 80% случаев смерти от рака легкого. Курение уменьшает физическую силу, замедляет реакцию, ухудшает память, заметно снижает половую потенцию. У курильщиков чаще, чем у некурильщиков, рождается неполноценное потомство. Все это и позволяет говорить: «Курить — здоровью вредить». Расстройство здоровья возникает только через 20-30 лет после начала курения. Курение существует как социальный феномен, входящий в число привычных элементов образа жизни людей.

Биологические данные о вреде курения свидетельствуют, что дым лишь одной сигареты индуцирует в ДНК клеток человека количество разрывов, равное 104 на одну клетку. Индуцируемые табачным дымом повреждения ДНК в клетка человека ускоряет старение и увеличивает вероятность развития опухолевых заболеваний. То, что у курильщиков частота рака легких увеличена во много раз, по сравнению с некурящими людьми того же возраста, хорошо известно. Но теперь становится очевидным, что табачный дым еще и ускоряет «физиологическое старение» Практически это означает, что весь организм пожилого курильщика начинает дряхлеть раньше, чем организм некурящего. В наиболее сильной степени ускоряются в легких и, следовательно, уязвимы не только к опухолевым, но другим заболеваниям, ассоциируемыми со старением. Ускоряется также старение лица обкуривающего себя человека. Под влиянием дыма интенсивно образуются морщины на лице, кожа становится дряблой, теряет первоначальный цвет.

Хорошо  иллюстрируют значение образа жизни пословицы и поговорки, в которых можно найти для себя нормы здорового образа жизни.

  1. Кто излишне полнеет, тот стареет.
  2. Двигаясь больше, проживешь дольше.
  3. Кто день начинает с зарядки, у того дело в порядке.

Суммируя  возможные результаты и эффективность перехода к здоровому образу жизни можно заключить, что он:

  • Положительно и результативно снижает воздействие факторов риска,   заболеваемость  и  как результат, уменьшает затраты на лечение
  • Позволяет  отказаться  от  вредных  привычек, рационально распределяет бюджет времени с использованием средств активного отдыха.

КВН «За здоровый образ жизни»

Цель: понаблюдать за физическим и психическим развитием обучающихся.. Заботится о сохранении и укреплении здоровья учащихся. Пропагандировать здоровый образ жизни.

В  мероприятии  действуют команды  от классов  по  8-10 человек. Оформляется рисунками, плакатами и газетами о здоровом образе жизни.

Жюри - старшеклассники и учителя. Звучит музыка "Мы начинаем КВН..."

Ведущий приглашает команды занять места, представляет жюри, объяв: что сегодня речь пойдет о здоровом образе жизни.

Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха:

"Что такое хорошо И что такое плохо?"

Если делаешь зарядку, Если кушаешь  салат

И не любить шоколадку, то найдешь здоровья клад.

Если мыть не хочешь уши, и в бассейн ты не идешь, С сигаретою ты дружишь - Так здоровья не найдешь.

Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.

Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,

Быть здоровым постараться.  Это нужно только нам!

Конкурс "Разминка"

На этих лепестках - задания для разминки: На листке написано название вида спорта. Одна команда показывает пантомиму, другие разгадывают, что за вид спорта был показан. За пантомиму команда получает 1-3 балла. Та команда, которая первой разгадает вид спорта, - получит 1 балл.

Конкурс "Домашнее задание"

Задание дается командам заранее. Темы распределяют по жребию. Нужно подготовить литературно-музыкальную композицию-шутку о необходимости здорового образа жизни. Длительность выступления - 5-7 минут. Максимальная оценка конкурса - 7 баллов. Жюри оценивает соответствие теме, достоверность материала, артистизм, оригинальность, музыкальное сопровождение.

Темы

Если хочешь быть здоров - закаляйся!

Пьянству - бой!

Робин-Бобин-Барабек скушал сорок человек.

Курить - здоровью вредить.

От улыбки станет всем светлей.

Танцы на завтрак, танцы на обед, танцы на ужин - вот весь секрет

Конкурс "Веселые эстафеты"

В конкурсе от каждой команды участвуют шесть человек. Каждому члену команды особое задание

Первому - бег с горящей свечой.

Второму - бег задом наперед.

Третьему - бег в бумажной обуви.

Четвертому - бег гигантскими шагами.

Пятому - бег с тарелкой воды.

Шестому - бег боком.

Жюри оценивает скорость и качество выполнения задания. Максимальная оценка - 6 баллов.

Конкурс "Реклама".

Командам дается задание: в течение 5-7 минут придумать и обыграть рекламу нового спортивного инвентаря (известные «неспортивные» предметы) - стул, утюг, пуговицу, пояс, бутылку, яблоко.

Жюри оценивает юмор и оригинальность выступления. Максимальная оценка- 4 балла.

Конкурс болельщиков "Викторина".

Проводится во время подготовки конкурса рекламы. Каждый правильный ответ - I балл. Очки, заработанные болельщиками, суммируются с очками команд.

1.Назовите принципы закаливания - три (ежедневно, последовательно, постепенно)

2.Назовите насекомых - индикаторов отсутствия человека навыков  гигиены (жук-носорог)

  1. Чем болеют толстяки? (Ожирение, гипертония, плоскостопие, болезни
    суставов, сахарный диабет, панкреатит, холецистит.)
  2. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам,, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.)

5.Кто такие "совы" и "жаворонки"? (Это люди с разными биологическими ритмами.)

6. Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (До этого возраста идет активное формирование скелета.)

7.С какого возраста можно курить и употреблять спиртные напитки? (Желательно вообще не курить и не употреблять спиртное; особый вред организму и быстрое привыкание к курению и алкоголю бывают в детском и подростковом возрасте)

8.Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый – 8 часов, подросток-9-10 часов, ребенок-10-12 часов.)

9.Зачем для профилактики ангины и насморка делают холодные  ножные ванны? (Нервные окончания стопы и носоглотки связаны.)

10. Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плавание, гимнастика, легкая атлетика.)

Конкурс капитанов "Спортивный комментатор'1.

Заранее (за 1-2 дня) капитанам дают задание составить шуточный комментарий по темам (на выбор): соревнования по прыжкам в высоту среди блох; соревнования в марафонском беге среди черепах; вольная борьба среди раков, соревнования по стрельбе среди плюющихся кобр, брызгунов и Жуков-бомбардиров; футбольный матч между командами такс и болонок; фигурное катание «Корова на льду 2000".

Жюри оценивает оригинальность юмор, артистизм участников Максимальная оценка: 5

После окончании мм конкурсов жюри подводит итог, награждает победителей призами, а участников игры дипломами

« ПИЩА НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: беседа с элементами обсуждения. Игровое  состязание.  

ЦЕЛИ:

  • Донести до учащихся информацию о различных пищевых добавках, имеющих как положительное действие, так и опасное влияние на организм человека.
  • Показать, что здоровье ребят зависит от знаний и самостоятельного, обдуманного выбора, что употреблять в пищу.

ПОДГОТОВКА:

  • собрать заранее банки, этикетки от жевательных резинок, чипсов, кетчупов, майонезов, различных напитков.
  • подготовить стенд «Есть или  не есть? – Сделай свой выбор!»
  • сформировать две команды для участия в конкурсах «Что есть, а что не есть? Вот в чем вопрос!»

ЧАСТЬ 1. БЕСЕДА.

Учитель: Ребята, в молодости многие люди легкомысленно относятся к самому драгоценному, что досталось им от природы, - к своему здоровью.

Одним из факторов, которые влияет на здоровье – это питание правильное, сбалансированное. И сегодня поговорим о «пище настоящего и будущего».

       Современное производство продуктов питания немыслемо без пищевых добавок. Разрешенные к применению не опасны для здоровья человека, однако некоторые из них способны вызвать аллергическую реакцию или другие побочные эффекты, которые не сразу проявляются.

        Натуральные или аналогичные им синтетические добавки не имеют пищевой ценности и вводятся в продукты питания для придания им нужной консистенции, цвета, увеличения срока хранения и т.д.

        В странах ЕС принята система цифровой кодификации пищевых добавок: каждая из них обозначается буквой «Е», что значит «европейская», соответствующим цифровым индексом.

Выступление детей:  красители, консерванты, антиокислители,  

                                      стабилизаторы, эмульгаторы, ароматизаторы.

  • Вывешивают на доске  таблицы с названием пищевых добавок.

Учитель: Прежде чем приобрести продукт, посмотрите, какие консерванты в нем использованы. Многие из них вредны для здоровья.

         Приведем перечень наиболее опасных пищевых добавок, вызывающих злокачественные опухоли (рак), заболевания  желудочно- кишечного

тракта, заболевания печени и почек.

  • Прикрепить к доске «Опасные консерванты»

Учитель: Вредные консерванты и красители содержат и такой многими любимый продукт, как колбаса. Обратите внимание, что кошки отворачиваются от многих сортов колбасы, особенно от варенных. И, еще, практически вся жевательная резинка содержит консерванты из выше приведенного «черного списка».

ЧАСТЬ 2. ИГРОВАЯ.

Учитель: Название нашего конкурса «ЕСТЬ ИЛИ НЕ ЕСТЬ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС!»

  • Прикрепить к доске плакат.

Испытание №1.

«НАЙДИ ОПАСНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ»,

учитель : Итак, уважаемые участники, послушайте условия первого испытания : Найдите опасные пищевые добавки за 5 минут. Выделить наиболее опасные «Е», классифицировать их, т.е. определить, какие из них относятся к стабилизаторам, красителям, эмульгаторам, ароматизаторам.

Конкурс оценивается в 10 баллов. Начали, время пошло.

  • ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД

Учитель: вы прекрасно справились с этим заданием. А теперь испытание № 2.

Испытание №2.

В названии второго испытания русская пословица: « Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко!»

Прошу от каждой команды по 1 человеку. Условия этого конкурса за 5 минут определить продукты на ощупь и вкус. Конкурс оценивается в 5 баллов.

  • На столы ставятся блюдечки со специями и сухими продуктами.

Игрокам завязывают глаза.

Учитель: Замечательно справились наши конкурсанты с этим испытанием.

Следующее, третье, испытание называется «Бутерброд- чемпион!».

Вам предстоит придумать свой неповторимый, экологически чистый. Полезный бутерброд! Дать ему название, назвать рецептуру и доказать, что он действительно полезный и вкусный! Вам дается 5 минут!

  • ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД.

Учитель: Подводим итоги.

  • НАГРАЖДЕНИЕ. «Лучший кулинар», «Лучший дегустатор».

Учитель: Мы с вами не только выяснили, что такое пищевые добавки, но и ознакомились с вредным влиянием некоторых из них на организм человека.

            Конечно, реклама на жевательную резинку, чипсы, приправы вызывают в нас желание всё попробовать.

          НАДЕЮСЬ, ТО ОЧЁМ МЫ ГОВОРИЛИ, ПОМОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР, ВЕДЬ ЗНАНИЯ И ПРАВДИВАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КАЧЕСТВЕ ПРОДУКТОВ- ЗАЛОГ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ!

«Здоровье- главное достоинство человека!»

Праздник

для учащихся 5-7 классов

Цель: пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни, знакомство с новыми сведениями о здоровом образе жизни, о методах сохранения здоровья, сплотить коллективы параллельных классов, активизировать творческую и познавательную деятельность.

Праздник проходит в виде соревнования двух команд по 7-8 «знатоков здоровья».

Оборудование: ватман, муз. сопровождение,

Сценарий праздника.

1.Краткая информация о здоровье учащихся каждого класса, желательно в юмористической форме с использованием диаграмм, таблиц и сопровождая пояснениями каждое заболевание.

2. Приветствие соревнующихся команд.

3. Домашнее задание « Здоровье человека и закон» В ходе подготовки учащихся к конкурсу, они знакомятся с законами, защищающими человека:

закон «О здравоохранении»,

«О правах ребенка».

Команды готовят сценки из школьной жизни по данной теме и дополняют их своими комментариями.

4.Конкурс капитанов. Блиц- опрос.(См. приложение)

5. Конкурс Сан-плакатов. Нарисовать  плакат, рекламирующий соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.

Чистота- залог здоровья!

Чисто жить – здоровым быть!

Чистая вода- для хворобы беда!

Кто аккуратен- тот людям приятен!

6. Пантомима Здоровье. Показать с помощью пантомимы формы и методы оздоровления организма, а другая команда должна их угадать.( Закаливание, режим дня, правильное питание, двигательная активность, соблюдение гигиены, отказ от вредных привычек и т.п)

7. « Азбука народной мудрости». Аукцион знаний.

 Назовите пословицы и поговорки и загадки о здоровье, кто больше?

8. Спортивный конкурс.   Я хочу друзья признаться,

Что люблю я по утрам

     Физзарядкой заниматься,

                                                Что советую и вам!

        Всем зарядку надо делать!

Много пользы от нее.

                                А здоровье- вот награда за усердие твое!

Каждой команде составить комплекс упражнений для утренней гимнастики и продемонстрировать ее всей командой.

9. Подведение итогов и награждение команд.

«У нас в Фито-баре».

Учебно-развлекательная программа

для учащихся10- 13лет.

Цели;

  1. расширить и обобщить знания детей о лекарственных
    растениях;
  2. воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

-выставка книг о лекарственных растениях;

  • плакат с изображением самовара,
  • карточки с изображением лекарственных растений;
  • кроссворд «Береги природу;
  • плакат «Правила поведения в лесу»;
  • таблицы для словарной работы.

Ход мероприятия.

Занятие проводится в зале. Зрители сидят за столами, на которых стоят самовары и угощение. Звучат мелодии русских народных песен.

1-й ребенок.

Не толпитесь у дверей

-Проходите поскорей.

 Ждут вас с чаем, ребятишки,

 И баранки, и коврижки.

2-й ребенок.

Это все для вас, гости дорогие!

 Калачи, ватрушки, пышки.

Налетайте, разбирайте,

 Сладким чаем запивайте.

3-й ребенок.

Все на праздник к нам спешите

И друзей с собой ведите!

 Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем!

Вместе.   К нам, смотри, не опоздай,

А не то остынет чай!

Ведущая. Я рада видеть вас всех у нас а фитобаре. Мы пригласили вас не просто на чай, а на фиточай - чай из лекарственных растений.

Самовар-то у меня хорош! Словно генерал стоит, большой, пузатый, в медную броню одет. Медали на солнце блестят. Резные ручки в бока упираются. Важно отдувается, пофыркивает, войско свое оглядывает: блюдца, чашки да ложки чайные. А я беру заварной чайник, а в чайнике том - чудо-чай: листочки мяты, смородины, земляники, иван-чая, плоды шиповника. А аромат-то какой! Интересно, а как люди узнали о целебных свойствах растений? На сцену выходит Самовар; одет в фартук с изображением самовара, на голове - фуражка, на ногах - сапоги.

Самовар. Эта история стара, как мир. Древний человек собирал ягоды, плоды, семена, сочные побеги и употреблял их в пищу. Постепенно люди поняли, что одни растения ядовитые и вредные, а другие полезные и даже лечебные. В 1581 году по приказу Ивана Грозного на Руси была открыта первая аптека. В обязанности аптекарских работников того времени входили сбор и заготовка лекарственных растений. Сейчас же для выращивания редких лекарственных растений организованы ботанические сады.

Ведущая. Спасибо, Самовар. Растения называют лекарственными, потому что они нас лечат, целебными, потому что исцеляют. Мы с ребятами познакомились и подружились со многими такими растениями. Попробуйте узнать их. Я предлагаю всем принять участие в наших конкурсах и играх.

4-й ребенок. Растет зеленый кустик,

 дотронешься -укусит. (Крапива.)

Ведущая. Ребята, вы знаете интересные истории, легенды о растениях? Расскажите.

4-й ребенок. Из стеблей крапивы получали нити для изготовления ткани. Даже в сказках об этом говорится.

В сказке Г.-Х.Андерсена «Дикие лебеди» Эльза плела рубашки из крапивы для своих братьев-лебедей.

Крапива богата витаминами, ранней весной из нее можно приготовить полезный суп и салат.

5-й ребенок.

Вдоль дороги он растет.

Людям пользу он несет.

Он, как доктор Айболит,

Всех излечит, исцелит. (Подорожник.)

6-й ребенок. Две змеи около дороги грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая - нет, и колесо телеги задело ее. Первая змея уползла, но вскоре вернулась с листком подорожника для раненой. С тех пор люди стали использовать растение для лечения ран.

Конкурс «Аптека в лесу»

Ведущая. Как интересен, оказывается, мир растений: он хранит много тайн. А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете лекарственные растения.

Ведущая зачитывает список растений, задача детей -отметить среди них лекарственные.

Конкурс «Узнай по запаху»

Ведущая. Молодцы! А сможете ли вы узнать растения по запаху? Сейчас проверим.

В мешочках находятся растения: мята, душица, смородина и другие. Задача детей - узнать растения по запаху.

KDOCCBOPД

Ведущая. Ребята, вы любите отгадывать кроссворды? Давайте отгадаем кроссворд и прочитаем ключевую фразу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

  1. Какое растение в старину называли травой от 99недугов? (Зверобой.)
  2. Препараты какого растения помогают остановить внутреннее и наружное кровотечение?  (Тысячелистник.)
  3. Какая ягода улучшает зрение?  (Черника.)
  4. 6. Какие ягоды помогают при простудных заболеваниях? (Земляника, малина.)
  5. Это комнатное растение помогает избавиться от боли в ухе, (Герань.)

  1. Какое растение помогает лечить раны?  (Подорожник.)
  2. Отвар какого растения помогает при ангине?  (Ромашка.)
  3. Какое лекарственное растение используется весной для приготовления щей и салата?  (Крапива.)
  4. Какие ягоды помогают восстановить силы после болезни?  (Смородина.)
  5. Плоды какого колючего кустарника богаты витаминами?  (Шиповник.)
  6. Из плодов какого дерева получается вкусный кофе?  (Дуб.)
  7. Из цветков какого растения делают варенье? (Одуванчик.)

Ведущая. Все слова открыты, читаем ключевую фразу. Береги природу! Как вы можете выполнить эту просьбу? (Ответы детей.)

Ведущая напоминает детям правила поведения в лесу.

Ведущая. А вот еще одно задание. Сейчас зима, на улице холодно, многие болеют. Но есть такие лекарственные растения, которые помогут нам справиться с простудными заболеваниями. Назовите их. (Ответы детей: липа, мать-и-мачеха, шалфей, ромашка.) А какое простое народное средство используется для профилактики гриппа?

7-й ребенок. Чтобы не заболеть гриппом нужно в классе и дома ставить блюдца с нарезанными чесноком и луком.

Ведущая. Но ни одно лекарственное растение не поможет нам, если оно заготовлено неправильно или неправильно употребляется. Правила сбора, заготовки и употребления лекарственных растений мы можем узнать из книг, которые находятся на нашей выставке. Но самое главное правило - собирать и употреблять лекарственные растения нужно только под контролем взрослых.

Что-то заигрались мы с вами... Так у нас и чай остынет. Заваривать чай теперь дети умеют сами. Кто поделится опытом, используя наши памятки?

8-й ребенок. Способ приготовления фиточая. Ополоснуть чайник кипятком. Положить одну столовую ложку травяного сбора на стакан воды. Залить чайник кипятком. Настоять в теплом месте в течение 30 минут.

9-й ребенок.

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

Ведущая. А сейчас мы приглашаем вас отведать нашего чудо-чая.

Чаепитие.

Марафон «Твое здоровье – в твоих руках» 

Для учащиеся 7-9 классов

Цель марафона: воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни.

Задачи:

• Воспитание у обучающихся предвидеть возможные жизненные ситуации

• Привитие навыков здорового образа жизни

• Пропаганда здорового образа жизни

• Повышение интересов учащихся к предметам биология и ОБЖ

Ход мероприятия.

Открытие.

Звучит музыка, входят ведущие марафона и участники инсценировки.

1 ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые педагоги!

Выбегают участники инсценировки.

2 ведущий: Ой, кто это? (читает таблички у ребят: «вирус»,  «бактерия», «микроб», «никотин», «наркотик»)

1 ведущий: (ежится) Что-то страшно стало.

2 ведущий: Да, нелегки шаги в нашей большой жизни, когда тебя тут и там поджидают разные опасности.

1 ведущий: Как например эти (показывает на «опасности»)

«опасности» поют.

Мы едем, едем, едем в  любимые края

Опасные соседи, опасные друзья.

Под глаз синяк посадим, всем шишки раздадим,

Занозой обеспечим ,ангиной заразим.

Тра-та-та, тра-та-та вместе с нами маята,

Инфекция - зараза, микробам  - нет отказа,

Вирус гриппа, сыпь простая –

Вот компания какая.

1 ведущий: ну, с вами мы справимся, ведь ребята нашей школы знакомы с биологией и обж

Поют. На припеве поднимают слоги, написанные на ватмане.

Наук так множество вокруг,

Но эту надо знать, мой друг.

Здоровым, бодрым ты расти

И от беды себя спаси.

Она сегодня с вами тут.

Скажите, как ее зовут?

О-Б-Ж

Зарядку делай каждый день,

Прочь отгони подальше лень,

Скажи привычкам вредным «Нет!» -

Спаси себя от страшных бед.

Таким пусть будет твой маршрут.

Науку эту как зовут?

БИ-О-ЛО-ГИ-Я

1 ведущий: тогда сейчас приглашаем всех на марафон «Твое здоровье в твоих руках».

Капитаны команд, получите маршрутные листы.

Звучит музыка. Выходят капитаны команд , представляют свои команды и получают маршрутные листы.

2 ведущий: Сейчас вы выйдите из зала и подойдете к первому пункту вашего маршрута. По звонку начнется марафон. Переход от одной станции к другой будет подаваться сигналом – звонком. После завершения путешествия по станциям будут подведены итоги. Удачи вам в марафоне! До встречи!

1 станция. «Безопасная»

В игре участвуют девочки.

Задание: обнаружить и назвать нарушения ТБ, которые заведомо нарушают учащиеся при работе на швейной машине.

Нарушения:

1. Обувь не соответствует требованиям ТБ (должна быть резиновая и без каблуков)

2. Неправильное наматывание ниток на шпульку

3. Смена иглы при включенной машине

4. Разговор во время работы

5. Ученица покинула рабочее место, оставив включенный утюг.

Оценивание: за каждое названное нарушение – 1 балл

2 станция . «Спортивная»

Оборудование: скакалки, баскетбольные мячи, резиновые мячики.

1этап: баскетбол

Каждый участник команды забрасывает в корзину баскетбольный мяч. Одно попадание – один балл

2 этап: скакалочка

2 участника – мальчик и девочка в течении 30 сек прыгают на скакалке, пока не собьются. Сколько раз пропрыгают – столько баллов

3 этап: попади в цель.

8 участников по очереди бросают в круг, нарисованный на стене, резиновый мячик. Попадание во внешний круг – 1 балл, в средний – 2 балла, попадание в цель – 3 балла

3 станция «Путешественники»

Оборудование: карточки с заданиями, компас

1 этап. «Лесные помощники»

Вы заблудились в лесу и разделились на 2 группы:

Первая группа долго бродила и проголодалась.

Задание : за 1 мин выбрать из предложенных грибов 5 штук съедобных (5 баллов)

  • Белый гриб
  • Опенок осенний
  • Свинушка тонкая
  • Бледная поганка
  • Мухомор
  • Сыроежка
  • Груздь
  • Ложная лисичка
  • Настоящая лисичка
  • Белый гриб

2 группа пробиралась через чащу и некоторые ребята поранились, простыли.

Выбрать из предложенных растений 5 лекарственных (5 баллов)

  • Белена черная
  • Зверобой
  • Душица
  • Вех ядовитый
  • Волчье лыко
  • Крапива
  • Подорожник
  • Мать-и-мачеха
  • Ландыш
  • Брусника
  • Малина
  • Вороний глаз

2 этап: «Ориентир»

С помощью компаса пройти по заданному маршруту за 3 мин (8баллов)

Задания:

1) 7 шагов на северо-запад – 1 балл

2) 2 шага на север- 1 балл

3) На вашем пути река. Обхода нет. Выход один – переходить в брод.

Как вы будете преодолевать преграду:

Не снимая обуви (1балл)

Сняв обувь

Сняв обувь и верхнюю одежду

4) 5 шагов на восток – 1 балл

5) Совершая путешествие, вы видите летящий рой пчел. Как вы себя поведете:

Произведете много шума, чтобы спугнуть пчел.

Будете идти тихо и спокойно (1 балл)

Будете двигаться быстро и спрячетесь в заросли кустарника

6) 4 шага на север – 1 балл

7) У вас сломался компас. Но вы увидели летящую стаю птиц. Как вы определите, куда летят птицы осенью?

На юг (1балл)

На север

На восток

8) 4 шага на восток – 1 балл

4 станция. «Капитанская»

А) Играющие встают в центр, взявшись за руки. Члены команды начинают запутываться, подлезая друг другу под руки, не отпуская их. Капитан команды должен распутать путаницу. (время 1 мин), 5 баллов

Б) ) Играющие встают в центр, взявшись за руки паровозиком друг за другом.

Капитан дает команды: Два шага вперед, присесть, встать, три шага вправо  и т.п. За каждое совместно выполненное движение -  по 1 баллу.(мах 5 баллов)

5 станция «Угадай-ка!»

За каждый правильный ответ – 1 балл

1. Как остановить капиллярное кровотечение?

2. Какого цвета венозная кровь?

3. Какова нормальная температура тела человека?

4. Сколько у человека зубов?

5. Сколько раз в день нужно чистиь зубы?

6. Назовите ваши парные органы

7. Ваш вес

8. Ваш рост

9. Назовите 3 пословицы о здоровье

10. Переносчиками каких болезней являются мухи?

11. Вы обнаружили клеща на теле товарища. Ваши действия.

12. Норма продолжительности сна для школьников

13. Как повысить иммунитет?

14. Кто такой «пассивный курильщик»?

15. Чего не любит желудок?

6 станция «Зеленая аптека»

1)Найти синонимы к названиям лекарственных растений

  • Сладкая трава – солодка
  • Корень жизни –женьшень
  • Цветок-ноготок – календула
  • Трава-духи – душица
  • Трава-холодянка – мята
  • Кошкина трава – валериана
  • Обитатель пустырей – пустырник
  • Шоколадное дерево – какао
  • Домашний доктор – алоэ

2) «Вершки и корешки» (1 балл за каждый правильный ответ)

У каких лекарственных растений в лечебных целях используют верхнюю часть, а у каких нижнюю ?

  1. Валериана
  2. Ромашка
  3. Женьшень
  4. Крапива
  5. Мята
  6. Шалфей
  7. Пион
  8. Ландыш
  9. Календула
  10. Подорожник

3) «Фиточай»

Определите по вкусу состав витаминного чая ( лист смородины, плоды шиповника, листья мяты и мелиссы, клюква, шалфей, зверобой). За каждый угаданный вкус – 1 балл

7 станция. «Оказание ПМП»

Участники команд демонстрируют знания оказания ПМП при разных видах травм (5 баллов)

Подведение итогов. Награждение победителей.

Маршрутный лист

№ Название станции Место проведения Баллы:

1 Безопасная                                          7. Оказание ПМП

2 Спортивная

3 Путешественники

4 Капитанская

5 Угадай –ка

6 Зеленая аптека

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольный праздник – конкурс, посвященный Году Спорта и Здорового образа жизни в Верхнеколымском улусе (районе)

В этом материале посталенны цели и задачи формирования здорового образа жизни младших школьников. Мероприятие расчитано на своместное участие родителей и детей в виде спортивных эстафет....

социальный проект "От спорта - к здоровому образу жизни

В проекте представлены цель, задачи, механизм реализации проекта...

Исследовательский проект "Спорт - основа здорового образа жизни"

Предмет "Физическая культура" предусматривает не только активные занятия спортом, но и  интеллектуальную деятельность....

Презентация к уроку английского языка по теме "Спорт и здоровый образ жизни"

Презентация является разработкой к итоговому уроку-конкурсу по теме "Спорт и здоровый образ жизни" для учащихся 7-х классов....

Разработка урока по теме « Спорт и здоровый образ жизни» (7 класс, Биболетова М. З. Enjoy English).

Цели:1.Образовательная: систематизация лексико-грамматического материала; формирование навыков устной речи;2.Развивающая: развитие речемыслительных способностей;3.Воспитательная: привитие интереса к з...

Методическая разработка раздела «Спорт и здоровой образ жизни» образовательной программы «Французский язык»

В настоящее  время содержание обучению иностранному языку претерпело изменения, связанные с социальными условиями развития общества. Изменились функции учебного предмета «Иностранный ...