Классный час для 8 класса «В жизни всегда есть выбор».
классный час (8 класс) на тему

Дать детям первоначальное  представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_zhiznennye_tsennosti1.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для 8 класса

                            «В жизни всегда есть выбор».

Цели: дать детям первоначальное  представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Ход классного часа

1.Интерактивная беседа «Что такое счастье?»

Кл. руководитель.

вспомним правила ведения диалога.

Случайно ничего не происходит…

Есть тайный смысл законов бытия.

Написано: кто ищет, тот находит,

И кто стучит, тому и отворят.

Случайности у жизни не бывает…

В судьбу свою ты верь или не верь,

Но, коль на стук тебе не открывают,

То громко ли стучишь и в ту ли дверь?

- Как вы думаете, о чем эти стихи?

- Как часто мы слышим роптания: «Жизнь не удалась! Не сложилась! Я несчастлив(а)». Или, напротив: «У меня в жизни все складно, да ладно! Все сложилось! Счастливая жизнь!»

- Что для вас  -  жизнь несчастливая или, напротив, счастливая?

-  От чего зависит наша жизнь? Что важнее – материальные или духовные ценности в нашей жизни?

Замкнуться в своем мирке или подарить себя миру? «Оставить след или наследить»? Есть ли у нас выбор?

-  Об этом мы сегодня поговорим. Ведь это ваш выбор темы: «В жизни всегда есть выбор»

А что такое счастье?

Когда все получается.

Когда все живы и здоровы.

Когда тебя уважают.

Когда ты занимаешься любимым делом.

А как стать счастливым?

Выиграть в лотерею.

Найти клад.

Достать волшебную палочку.

Много работать, чтобы воплотить свою мечту.

Кл. рук-ль. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбирать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять.  Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовем эту лестницу «лестницей счастья».

  Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс. Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.

  Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. Некоторым удается с разбега запрыгнуть на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.

  Мистер Икс подошел к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька –это маленькая цель, достигнув которой, он тоже будет испытывать счастье.Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет своего заветного Пика счастья.

  Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный – свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего 3: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава –символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.

3. Обсуждение ситуации.

Кл. рук-ль. Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет подняться по ним на Пик счастья? Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс? Давйте разберем каждую ступеньку в отдельности.

Деньги непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и все потерять. Это – мнимая ценность.

Рассказ о знаменитом богатом человеке Рокфеллере

Власть тоже можно потерять. Президентов переизбирают, царей свергают и даже убивают. Это – тоже мнимая ценность.

Слава – тоже мнимая ценность. Ее легко потерять. Даже известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.

4. Интерактивная беседа.

Кл.рук-ль. А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. (Предлагается детям прикрепить таблицы с недостатком) Каждая ступенька – это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность. Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?

Примерные ответы детей:

- Это истинные ценности. Они не изменят человеку.

- Вера дает человеку силы на всю жизнь, дает надежду на помощь и защиту у Бога.

- Любовь к людям тоже дает человеку силы, дает смысл жизни.

- Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека.

Если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.

- Скромность всегда украшает человека. Если он заслуживает славы, его все равно заметят, и он добьется успеха в жизни.

- Смирение - это такая ценность, которая понятна только верующему человеку. Он понимает, что все беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для улучшения его души.

Смиренный человек никогда не впадет в депрессию, в уныние, до конца дней своих будет трудиться, верить и надеяться.

-Ребята я хочу предложить рассказ  об одной судьбе.

Григо́рий Никола́евич Журавлёв родился в селе Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии, в семье местного крестьянина, владельца столярной мастерской, и был инвалидом с детства — имел атрофированные ноги и руки. Первоначально большую роль в воспитании и образовании Григория Журавлёва принимал его дед — отец его матери — Пётр Васильевич Трайкин. В 9 лет Григорий стал ходить в школу, куда его отвозил и откуда забирал дед. Таким образом, он посещал школу два года до смерти деда. Григорий научился писать, держа карандаш в зубах, таким же образом в дальнейшем он писал и свои картины.

После смерти деда Григорий стал учиться на дому самостоятельно, в этом ему большую помощь оказывал учитель земской школы из Утёвки Троицкий. В период обучения на дому Григорий много читал и занимался самообразованием.

В пятнадцать лет Григорий Журавлёв отправился в Самару учиться художественному мастерству. Здесь он брал уроки художественного мастерства у самарского художника Травкина. Во время учёбы в Самаре он самостоятельно изучал черчение и анатомию. Через пять лет упорного труда он стал уверенно писать иконы, держа кисти, зажатыми в зубах.

К 1885 году, в царствование Государя Императора Александра Александровича, в богатом и хлебном селе Утевки начали строить соборный храм во имя Святой Живоначальной Троицы, и Гришу пригласили расписывать стены. Для него по его чертежу были сделаны специальные подмостки, где люлька на блоках могла ходить в разных направлениях. По сырой штукатурке писать надо было быстро, в течение одного часа, и Гриша, опасаясь за качество изображения, решил писать по загрунтованному холсту, наклеенному на стены. Около него все время находились брат и еще один помощник, которые его перемещали, подавали и меняли кисти и краски. Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, на специальном подъемнике на винтах, страдать от усталости и боли, и все-таки он сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы.
Умер он в конце 1916 года, перед самой революцией. До самой своей кончины он все писал Богородичный образ "Благоуханный цвет". 

А на могиле Гриши поставили простой Православный Крест и написали на нем:

"Се, Человек". 

-  Как вы понимаете слова: «Се, Человек».

- Можно ли сказать, что Григорий был счастливым человеком? В чем счастье иконописца? Могло бы быть по-другому? Какая судьба бы его ждала? Назвали бы его Человеком?

- И еще одна судьба. Еще один выбор. Я хочу вам рассказать о 20- летним Викторине Кочкине и 15 летним Данииле Анастасьине, ставшими победителями и обладателями гран-при программы «Минута славы» на первом канале. Эти ребята воспитанники Нижнеломовского дома – интерната.  От рождения у ребят нет ног, поэтому они и оказались в интернате для инвалидов. Как им жилось до того момента известно только им, но думаю, что не сладко. Но то ли врождённая сила воли, то ли стремление доказать всем, на что способны люди с ограниченными возможностями, позволили добиться ребятам такого успеха. Это был их выбор.  Началось всё много лет назад, когда Виктор увидел как виртуозно справляются с брейк-дансом здоровые ребята, вертясь на головах и руках. Неожиданно посетившая мысль, путём долгих и упорных тренировок, спустя несколько лет все же реализовалась, и сегодня ребята стали очень известны. Сняв на видеокамеру мобильного телефона своё выступление, они отправили заявку на участие в конкурсе на Первом канале. Переживаний и проблем было много, но все надежды оправдались сполна. Сейчас эти ребята известны, обеспеченные и успешны. Даже в такой тяжёлый ситуации ребята смогли сделать правильный выбор. Они не «пошли» попрошайничать на улицу, вокзалы.

- Какие чувства вы испытывали  по отношению к этим молодым людям?

- Как Вы думаете, эти двое  счастливы?

 -Так что же такое – счастливая жизнь? От чего она зависит?

От нашего выбора. В зависимости от того,  какие мы определим приоритеты.  

- Я хочу вам зачитать высказывания, а вы выберете, какое вам ближе всего и обоснуйте свой выбор

Но начинайте со слов

Я для себя выбрала следующие

  1. Бог всем дал право выбора: радоваться или грустить, любить или ненавидеть, созидать или разрушать, дарить или отбирать, жить или медленно умирать.

                         Ольга Анина

  1. Есть два важных выбора в жизни: принять обстоятельства такие, какие они есть, или принять на себя ответственность по их изменению.

          Неизвестный автор.

3.Начальная цель человека – быть человеком. Конечная цель человека- быть человеком, и на каждом этапе развития человеческой цели она остаётся одной – быть человеком.

                           Искандер Ф.

5. Составление проектов «Лестницы к счастью»

Кл. рук-ль. Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.

  Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные истинные ценности – участники каждой группы должны распределить слова по группам:

1 группа - ценности повседневной жизни ( прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку)

2 группа – ценности  человеческих отношений (благодарность, уважение, сострадание,  толерантность)

3 группа – ценности высшей сферы духовной жизни (чуткость, доброта,  милосердие, способность  сопереживать)

4 группа – христианские ценности (вера, смирение, любовь к ближнему)

Комментируют свой выбор, если они ошибаются, учитель помогает им сделать правильный выбор.

Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости

Вовремя спать, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённою солнце достать

И подарить его людям.    

               Подумайте  над следующей историей.

   В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

        Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

       Вопросы учащимся:

- Многого ли достигла в жизни эта старушка?

- Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни?

- Каковы были её жизненные ценности?

7. Минута откровения.

 Вывод: Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери.

 Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом.

8. Работа в группах.

Кл. рук-ль. Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого предлагаю вам поработать по группам и дописать незаконченные предложения, записанные на слайде. На задание отводится 3 минуты.

1.Преуспевающий человек –это человек, который…

2.Неудачник – это человек, который…

3.Человек в жизни состоялся,если он имеет…

Три минуты прошло, слушаем представителей 1-ой группы (затем слово дается представителям других групп).

Кто хочет высказать свои замечания по поводу выступлений?

 В заключении Я дарю вам притчу.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимания на его вопли, и, молча, продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

      Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.

Перед вами карточки с человеческими лицами. Выберите из них те, которые вам хотелось бы видеть рядом с собой, и прикрепите их по обеим сторонам нашего импровизированного земного шара.

- Замечательный писатель Л.Н. Толстой сказал: «Человек обязан счастлив. Если он несчастлив, то он виноват и обязан работать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения». Это поистине мудрые слова. Действительно, наше счастье в наших руках. Только  чтоб  добиться его, нужно воспитать в себе определённые человеческие качества.  Недаром русская народная пословица гласит: «Человек сам кузнец своего счастья». И действительно, каждый из нас может сам добиться того, чтоб у него в доме было крепкое здоровье, дружная семья, верные друзья, достаток в доме…

А какую ценность вы возьмете из нашей школьной жизни?

песня.

8. Заключительное слово.

Кл. рук-ль. Я желаю вам, ребята, в вашей повседневной  жизни не просто дробить  камни или  зарабатывать себе на жизнь, а  ставить перед собой  высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по- настоящему счастливыми людьми и проживёте свою жизнь «  бодро, осмысленно, красиво.

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. В жизни всегда есть место подвигу (5-7 классы)

Классный час "В жизни всегда есть место подвигу", посвященный Дню Героя России, для 5-7 классов...

«В жизни всегда есть выбор. Вы согласны с этим?»

 Форма проведения: устный журнал.Устный журнал – это нетрадиционная форма проведения классного часа. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются диалогом основных ведущих журнала и практич...

В жизни всегда есть выбор.

Классный час. Цель: формировать умение совершать нравственно оправданный выбор. Задачи:создать и обсудить ситуации-коллизии;стимулировать нравственно ценные мотивы поведения....

Урок мужества для учащихся 6 класса «В жизни всегда есть место подвигу?»

Цель - формировать представление о подвиге, мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества; воспитывать уважение  ...

Классный̆ час «В жизни всегда есть место подвигу»

Классный час  для учащихся 5 класса...

Статья для классного руководителя о программе «В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ» (5-9 классы)

Программа «В жизни всегда есть место подвигу» разработана в соответствии с целевыми установками ФГОС ОО.Целью Программы является формирование у обуча­ющихся основ гражданственности и п...

Презентация Программы по патриотическому воспитанию обучающихся 5 - 9-х классов "В жизни всегда есть место подвигу".

Цель Программы: формирование у обучающихся основ гражданственности и  патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Одна из основных задач Программы - формирование ...