Разработка внеклассного мероприятия ко Дню Конституции
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Коротеева Евгения Александровна

Материал содержит информацию о принятии Конституции в России, игровые задания по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnaya_kniga_strany_konstitutsiya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы с. Красное в с. Ищеино

Подготовила:

Коротеева  Е.А.

2017 год

Тема занятия: «Основная книга страны»

Цели занятия:

  • формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования обучающихся;
  • формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры;
  • развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Задачи: сформировать представление о Конституции РФ, изучить основные разделы Конституции, познакомиться с основными правами человека.

Оборудование: запись гимна России, Конституция России, карточки с заданиями, карандаши, чистые листы.

Главная цель государства –

не создать рай на земле,

а не допустить ада

Ход занятия

1. Организация обучающихся на работу

2. Основная часть.

        А) Вступительное слово учителя

– Для прослушивания гимна РФ прошу всех встать.

– Равняйсь! Смирно! (Звучит Гимн Российской Федерации)

– Права, свободы человека —

Таков приоритет страны.

Мы Конституции навеки

Канонам следовать должны.

Мы честь отчизны охраняем,

Мы все едины, мы — народ!

Россия, матушка родная,

Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,

Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,

А вместе с ней и весь наш путь!

– Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране – России!

– Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.  

– Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

– Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.

        

Б) Из истории создания Конституции

  – Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что

– Конституция (от лат. - устанавливаю) – это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и т. д.

– Почему конституция называется основным законом? (Потому, что все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям.)

 – Нынешняя Конституция РФ принималась в очень сложной обстановке, в условиях экономического и политического кризиса. Долго обсуждались различные проекты нового Основного Закона. Наконец, были назначены выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции РФ. 12 декабря 1993 года большинство принявших участия в голосовании одобрили представленный на референдум проект Конституции. Этот день был объявлен праздничным – день главного закона нашей страны.

– Новая Конституция РФ юридически закрепила переход России в разряд стран с демократической, республиканской формой правления, рыночной экономикой, уважением к правам человека. Современная Конституция РФ состоит из 3 глав:

Основы конституционного строя РФ.

Права и обязанности гражданина РФ.

Федеративное устройство РФ.

– Россия сегодня – федеративное государство, во главе стоит президент. Орган, отвечающий за принятие закона, иначе говоря, парламент, в нашей стране называется Федеральное Собрание. За соблюдением законов следят суды РФ.

– Стоит отметить, что в 20 веке в России были приняты пять Конституций – в 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годах. До этого проекты конституций при сохранении монархии разрабатывались, но так и не были приняты.

– С основным законом страны, Конституцией, вы знакомились и на классных часах ранее, и на уроках обществознания, и в начальных классах.

– Предлагаю вам провести небольшую интеллектуальную игру.

В) интеллектуальная игра «Мы – россияне!»

РАЗМИНКА. Игра «Да! Нет!»

– Для разминки поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

1 КОНКУРС. Блиц - вопросы по Конституции РФ

– Когда отмечается день Конституции? (12 декабря)

– Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

– Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

– Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

– Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

– Можно ли не находясь в России, но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

– Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

– С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

2 КОНКУРС. Подбери значения слов.

– Вы получаете напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

право – система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

мораль – совокупность представлений людей о добре и зле;

демократия – власть народа;

амнистия – частичное или полное освобождение от наказания ;

кодекс – единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

свидетель – очевидец преступления;

адвокат – защитник;

преступление – особо тяжкое противоправное действие;

закон – нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

гражданин – лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

импичмент – особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

суверенитет – независимость.

3. КОНКУРС "Конституционные термины".

- По подсказкам необходимо определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

1 термин: (конституция)

  • русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
  • одно из значений – построение;
  • в биологии – индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
  • на латинском языке – установление;
  • в политике – основной закон государства;

2 термин: (государство)

  • имеет свою структуру;
  • имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
  • появилось в глубокой древности;
  • из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
  • оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

  • возникла в Древней Греции;
  • на латыни – общественное дело;
  • ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
  • это форма правления;
  • бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

  • идёт на содержание госструктур, армию, образование;
  • устанавливает государство;
  • в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
  • при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
  • по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

4 КОНКУРС «Кто быстрее ответит?».

  • Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
  • Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ? (Президент)
  • Форма правления в России? (Республика)
  • Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
  • Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
  • Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )
  • Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

5 КОНКУРС «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

Задние 6. Будь внимательным!

– В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

– В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси-Лебеди»)

– В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? («Гадкий утёнок».)

– В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? («Три поросёнка».)

– В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. («Золушка».)

 – В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? (Приключения Буратино.)

– Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? (Право на свободу передвижения.)

– Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? (право на неприкосновенность жилища.)

– Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? (право на жизнь.)

– Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? (Право на свободу вступления в брак.)

– Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? (Право на жизнь.)

– Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? (правом на образование.)

– В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

– Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

– Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

– Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

– Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

– Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Г) Подведение итогов игры.

– Игра познакомила вас с Конституцией РФ, но подробнее вы узнаете о ней на уроках обществознания в старших классах. Но главное, ребята, вам нужно знать не только ваши права, но и обязанности. А как вы думаете, какие они?

(Обязанности учеников в школе:

  • выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;
  • бережно относиться к имуществу;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;
  • выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесённой уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.)

- Я думаю, что теперь вы будете внимательно следить не только за соблюдением своих прав, но и выполнять свои обязанности.

3. Рефлексия.

– Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.

– А напоследок,  хочется сказать,

                               Что Родина – это как вторая мать.

                               Ее не выбирают и не губят,

                               А просто берегут и любят.

– Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Соотнесите название государственных праздников с их датами:

1. Новый год                                          А. 23 февраля

2. Праздник Весны и Труда                     Б. 1 января

3. День защитника Отечества                      В.  9 мая

4. Рождество Христово                                 Г. 1 мая

5. День Победы                                        Д. 4 ноября

6. День народного единства                    Е. 7 января

7. День независимости России                 Ж. 8 марта

8. Международный женский день             З. 12 июня

 «Вопрос – ответ»

1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).

4.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).

5.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).

6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

«Определи статью»

Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)

Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)

Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)

Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)

Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)

Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)

Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)

 «Моя родина - Россия».

ВОПРОСЫ:

Что такое символ? (условный знак, обозначение).

Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).

Что такое герб? (эмблема государства).

Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).

Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).

Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).

Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).

Символом чего является белый цвет флага? (чистота).

Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).

Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).

Что означает слово «герб»? (наследство).

Старинное русское название флага? (стяг).

Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).

Кто является главой Российского государства? (президент).

Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).

Назовите  автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).

Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).

Назовите денежную единицу России. (Рубль).

Назовите растение – символ России. (Береза).

Назовите столицу России. (Москва).

Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).

Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).

Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).

Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).

Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия посвященное 20-летию Конституции Российской Федрации

Задача данного мероприятие - подведение итогов работы учащихся 9 класса по созданию исследовательско-правовых проектов по изучению Конституции РФ. Учащиеся класса были предварительно распределены по л...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного 20-летию Конституции РФ «Знатоки Конституции» Для учащихся 8-9 классов

Методические рекомендации12 декабря 2013 года в России пройдет празднование знаменательной даты 20-летие Российской Конституции. В связи с этим во всех образовательных учреждениях страны пройдут уроки...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра по станциям: «20 лет - Конституции РФ».

Командам предстоит пройти по нескольким игровым станциям, где ведущие предлагают задания, в ходе выполнения которых учащиеся демонстрируют знание текста Конституции РФ, политических партий и лидеров с...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Игра по станциям «Знатоки Конституции РФ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическая разработка внеклассного мероприятияИгра по станциям «Знатоки Конституции РФ» Цельформирование у школьников российской гражданской идентичности посредством ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Конституции

Разработка содержит план проведения мероприятия, указаны задачи и цели, мероприятие сопровождается показом презентации и фильма....

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Конституции РФ «Конституция - основной закон государства»

Данный сценарий   может быть использован при проведении линейки, классного часа, посвященных Дню Конституции РФ...

методическая разработка внеклассного мероприятия посвящённого 20 летию конституции

Внеклассное мероприятие построенное в форме игры "Умники и умницы"...