Уроки нравственности Методические разработки внеклассных мероприятий(8-9 классы)
методическая разработка (8 класс) на тему

Стрем­ление к дружбе, потребность иметь настоящего друга, которому можно доверять, очень характерны для подростков. Это время, ко­гда осознанно начинает формироваться внутренний мир подрост­ка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека. Сценарий классного часа позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, для критической оценки своих нравственных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_nravstvennosti.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки нравственности

Методические разработки внеклассных мероприятий(8-9 классы)

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

 Стремление к дружбе, потребность иметь настоящего друга, которому можно доверять, очень характерны для подростков. Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека. Сценарий классного часа позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, для критической оценки своих нравственных качеств.

Цели: углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

Форма проведения:   час общения

Оборудование: косынка или шарф для игры «Знаешь ли ты своего друга?»

Оформление: на доске изречения и слова.

  • Нет друга - ищи, а найдешь - береги.
  • Товарищ, знакомый, друг, приятель...
  • Друга иметь- себя не жалеть.
  • Друг познается в беде.
  • Друга на деньги не купишь.
  • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.


Ход классного часа

Вступительное слово

Классный руководитель. Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга - великое благо.

Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа: «Настоящий друг». И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа. (Читает рассказ.)

«...У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или Денисом?

С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылазил из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита» да еще и выигрывают деньги!

Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном- и Мишка старался подражать ему во всем.

Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да о своих


спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное - постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей. Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: и Олег, или Денис». Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый? (ответы детей):

 Незаконченные предложения по теме «Друг - это тот...»

Классный руководитель. Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: «А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями? Каковы признаки настоящей дружбы?»

Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг - это тот...» (ответы детей)

Классный руководитель. Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга? (Дети поднимают руки.)

 

Интервью «Расскажи о своем друге»

Классный руководитель. Может быть, кто-то уже нашел такого друга? Представьте, что к нам в класс пришел репортер попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нем вас привлекает? (ответы детей)

 «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

Классный руководитель. Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг.)

А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать... (знакомый).

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете... (приятель).

Об однокласснике, с которым за 9 лет съеден пуд соли, скажете..- (товарищ).

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете... (друг).

Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу

Классный руководитель. Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять' Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы (читаеm- Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

 

 Ситуация №1

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от устать, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя  не жалеть».)

Ситуация № 2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. {Доведу его до  дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация № 3

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)

Классный руководитель. Ну, а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу? (Дети приводят 2-3 примера )

 Игра «Знаю ли я своего друга?»

Классный руководитель. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

(Дети  поднимают руки.)

Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.

(Друзья выходят к доске. Класс им аплодирует.) Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.) Участники готовы, начинаем игру.

(Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)

   1.Какой урок у него любимый?

 2.На чем он любит кататься?

3.Какое время года у него любимое?

4.Какой вид спорта любит?

5.Кем хочет стать, когда вырастет?

6.Какое животное он хотел бы иметь дома? Какие книги любит читать?

Ну что ж, как видим, {имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

(Игра повторяется.)

Как и следовало ожидать, (имя) тоже в курсе дел своего друга. Это значит, что между ними установились доверительные отнощения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересам живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)

(Участники садятся на свои места. Если время позволяет, можно повторить игру с другими парами участников.)

Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»

Классный руководитель. «Дружба - бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат.  Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку - все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь (ответы детей)

Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего? (ответы детей)

МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО

Классный час, посвященный обсуждению семейных ценностей.

Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи  в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Предлагаемое мероприятие не требует длительной подготовки. Разнообразные методы работы (беседа, незаконченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и внимание детей на протяжении  всего мероприятия.

Цели: содействовать расширению знаний школьников о семье, о нравственных нормах и морали; формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Форма проведения: час общения.

Оформление: на доске написать задания для групп (незаконченные предложения):

  • Идеальные родители - это...
  • Идеальные дети-это...
  • Идеальная семья - это...

 

Ход классного часа

 Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.

(Пауза.)

Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинает создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается когда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Роман Л. Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью? (Пьянство, наркомания, бедность, болезни, развод родителей, плохие, непослушные дети и т. п.)

Классный руководитель. Неблагополучных, несчастливых семей сейчас немало. И это не всегда связано с материальными трудностями.

 Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»

Классный руководитель. Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты? (ответы детей)

Классный руководитель. Ваше понимание недалеко от истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (читает): «Эгоизм (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему? (ответы детей)

Классный руководитель. К счастью, нас окружают  не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявляйся альтруизм? Как ведут себя альтруисты? (ответы детей)

Классный руководитель. В словаре С. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (читает): «Альтруизм (от лат. alter - другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одного альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это?  Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.

Проблемная ситуация «Гадкий ребенок»

Классный руководитель. Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. И как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же превращение происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога, который я назвала «Гадкий ребенок» (читает): «Пришла ко мне на прием мама с 14-летним сыном. Мама озабоченно говорит:

  • Уж и не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость включает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, все есть. Себе во многом отказывала... А у него на все один ответ: 'Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!" Как жить, ума не приложу!»

Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист?

(Дети отвечают.)

Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан. ( ответы детей)

Классный руководитель. Вырастет ли из этого «гадкого утенка» прекрасный человек? (ответы детей)

Классный руководитель.

А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими людьми. Эгоизм - это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймет, он никогда не станет взрослым, а на всю жизнь так и останется гадким ребенком.

 Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Мы живем среди людей. Общаясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь.)

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь без правил - все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а значит, и то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи... Сейчас мы проведем испытания и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?

Я приглашаю к доске семерку самых культурных и уверенных  в себе ребят.

(Семь учеников выходят к доске, выстраиваются в шеренгу.) Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в этой ситуации. Если класс одобряет ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы остаетесь стоять у доски. Вопросы есть? Начинаем.

...Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включили музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось...

(Учитель читает задания-ситуации, дети быстро дают ответы.)

№ 1. «Сынок, вынеси мусор!» - попросила мама. («Хорошо. Сейчас вынесу».)

(Здесь и далее при корректном ответе класс поднимает руки, ученик садится.)

№ 2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!» («Хорошо. Давай продену!»)

№ 3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть». («Хорошо. Поеду!»)

№ 4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам». («Хорошо. Давай подпишу!»)

№ 5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа. («Хорошо. Уже иду!»)

№ б. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, внучок!» - попросила бабушка. («Хорошо. Иду искать!»)

№ 7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все. («Хорошо. Уже выключил!»)

Да-а-а! Будем считать, что это был прием в школу разведчиков: терпение, выдержка и железные нервы. Но все прошли испытания!

(Или: кто не прошел испытания - дополнительная ситуация. Так кому же идти за хлебом в холодный зимний вечер? Правильный ответ - «мне».)

Ну теперь полный порядок! Школа разведчиков укомплектована.

 

 Работа в группах. Незаконченные предложения

Классный руководитель. Во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят и даже дерутся. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.

Первая группа - составит портрет идеальных родителей.

Вторая группа - создаст образ идеального ребенка.

Третья группа - составит портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):

Идеальные родители - это...

Идеальные дети - это...

Идеальная семья - это...

 

На выполнение задания дается 3 минуты.

(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты ответов.)

Послушаем, что же у нас получилось.

(Учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)

Классный руководитель. Ну, что ж, слово «идеал» обозначает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.

Заключительное слово

Классный руководитель. Наше общение подходит к концу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас.

Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чем задумались? Что решили? (ответы детей)

ДЕТИ И ДЕНЬГИ

Классный час, посвященный нравственно - экономическому воспитанию.

Воспитание правильного отношения к деньгам - важная и трудная задача. Как найти и соблюсти здесь разумную меру? Как выработать у детей разумное отношение к материальной стороне жизни?

Цели: расширить представление детей о природе денег и культуре обращения с ними; раскрыть сущность денег как нравственной категории; формировать критическое отношение к «нетрудовому» богатству; воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека; способствовать формированию экономического мышления; побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности.

Форма проведения: час общения.

Оформление: на доске  предложения для анализа. Самый доходный вид физического труда - грести деньги лопатой! (А. Морозов)

Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег! (А. Граф) Старайтесь быть разумным, а не богатым. Богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой. (Эзоп)

Ход классного часа

Учитель читает слова:

 На земле весь род людской чтит один кумир священный,

Он царит над всей Вселенной, тот кумир - телец златой!

В умилении сердечном прославляя истукан,

Люди разных каст и стран пляшут в круге бесконечном,

Окружая пьедестал, окружая пьедестал!

Сатана там правит бал, там правит бал!

Этот идол золотой волю неба презирает,

Насмехаясь, изменяет он небес закон святой!

В угожденье богу злата край на край встает войной;

И людская кровь рекой по клинку течет булата!

Люди гибнут за металл, люди гибнут за металл!

Сатана ликует там, ликует там!

 Интерактивная беседа по теме «Золотой телец»

Классный руководитель. Всем известна эта музыка - это куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст». Мефистофель поет о том, что весь род людской на земле поклоняется только одному кумиру - золотому тельцу, который не признает небесных законов. Из-за этого кумира идут войны, льется кровь, люди истребляют друг друга. О каком кумире идет речь? За какой металл гибнут люди? (ответы детей)

Классный руководитель. Ну что ж, смысл этих куплетов вам понятен. Согласно библейскому преданию золотой телец - это сделанный из золота идол быка, которому поклонялись как Богу. В переносном смысле золотой телец - это символ богатства, денег.

Согласны ли вы с тем, что этому идолу поклоняется все человечество? (ответы детей)

Классный руководитель. Мефистофель поет, что от золота - все зло на земле. Может быть, сейчас все переменилось? (ответы детей)

Классный руководитель. Слова этих куплетов были написаны более двух веков назад. Но мы пришли к выводу, что эти слова очень современно звучат и сегодня.

Мини-лекция «Таинственная власть денег»

Классный руководитель. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны и что чаще всего их не хватает. Но мало кто задумывается о таинственной силе этих обычных цветных бумажек. Откуда они взялись? Как к ним относиться? Чего больше - добра или зла приносят они людям? Ученые утверждают, что деньги - это величайшее изобретение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. Но в то же время жажда денег толкает людей на преступления, развивает жадность, зависть, делает накопительство смыслом и целью жизни. Не случайно куплеты о золоте поет Мефистофель. В старину считали, что деньги - это порождение нечистой силы. Так что же такое деньги: источник прогресса или зло, от которого нужно избавляться? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе. Начнем с путешествия в историю денег. Приглашаю к доске участников творческой группы (имена, фамилии).

Путешествие в историю денег

Ученик 1. Деньги родились около 7 тыс. лет назад, когда у людей появились излишки изделий и продуктов и можно было обменивать их на другие необходимые вещи. Но тут-то и возникла проблема. Как обменять барана на лепешку? Или яйца на глиняный горшок? Додумались наши предки, что надо выбрать какой-то один товар и сравнить его ценность с другими. Этот товар и стал выполнять роль денег. Роль первых денег у многих народов выполняли домашние животные. Их считали по головам. У кого много было голов, тот и был богатым. Слово «капитал» как раз и произошло от латинского caput, что значит «голова». Разные предметы использовались в качестве денег: рыба, меха, жемчужины, зубы собак, кенгуру и дельфинов, бруски соли, железные прутья и т. д. При обмене возникали большие сложности. Например' лодка стоила полкоровы - не будешь ведь рубить скотину пополам!

Ученик 2. И тут появились драгоценные металлы: золото и серебро. Они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве. В нашей стране первоначальной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было разрубить на 4 части, и тогда получались рубли. А если рубль разбить на 2 части, получались 2 полтины. Дальше рубль можно было рубить на 50 резаней. На сто частей рубль не разрежешь, поэтому сделали копейку. Эта маленькая монета получила такое название потому, что на ней был изображен святой Георгий на коне и с копьем в руке.

А слово «деньги» произошло от слова «деньга» - это была серебряная монета времен Дмитрия Донского. Но деньги из металла создавали новые проблемы: например, Ломоносов, получив от императрицы премию в 2000 рублей, не смог их в кармане отнести домой - премия тянула на 3 с лишним тонны! А это - целый грузовик! Вот тогда и появились бумажные деньги. Их придумали в Китае в VIII в. А через 1000 лет они появились в России при Екатерине II. Ее портрет украшал сторублевую купюру, которую ласково называли «катенькой».

Классный руководитель. Как видим, ничего демонического, сверхъестественного, и уж тем более божественного, деньги в себе не несут. Хотя есть люди, для которых деньги стали религией.

Деньги: цель или средство

Ученик 3. Многие богачи говорят, что деньги для них - не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способностей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жертвуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ремонтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами. В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего Детства: учится скромности, выдержке, самоограничению. Вот, например, история жизни самого богатого человека Америки Джона Рокфеллера, который родился в бедной семье.

Ученик 4. Он начал свой бизнес в раннем детстве: покупал фунт Конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой продавал собственным сестрам, ловил диких индюшат и выкармливал для продажи, врученные деньги будущий миллиардер складывал в копилку – потом  давал в долг отцу под разумный процент. Получив образование, Рокфеллер с трудом устраивается на работу помощником бухгалтера. Он не пьет (даже кофе!), не курит, не ходит на танцы и в театр. Всего себя он подчиняет одной цели - обязательно разбогатеть.

Ученик 3. Он женился на подруге детства, когда стал очень богатым человеком. Но свадьба была скромной, и дом для семьи Рокфеллер снял по дешевке. На слуг он тоже не тратился. Все подчиненные боялись Рокфеллера как огня, хотя он был очень выдержанным человеком и никогда не повышал голоса.

Рассказывают, как однажды к нему ворвался взбешенный клиент и полчаса орал без перерыва. Все это время Рокфеллер сидел, уткнувшись в стол, а когда толстяк выдохся, хозяин поднял на него глаза и тихо сказал: «Простите, пожалуйста, я не уловил, о чем вы говорили. Нельзя ли повторить?»

Ученик 4. Скоро Рокфеллер вошел в двадцатку самых могущественных людей страны, был признан самым богатым человеком в мире. Но детей своих он воспитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии. Компанию Рокфеллера «Стандарт Ойл» называли «величайшей, мудрейшей и самой НЕЧЕСТНОЙ из всех». Богатство Рокфеллера строилось на спекуляциях, аферах и приводило к разорению множества конкурентов. Джон Рокфеллер помог основать Чикагский университет, учреждал стипендии, выплачивал пенсии. Порой он вздыхал: «Богатство - или великое благословение, или проклятие».

 Проблемный вопрос: «Кого считать бедным?»

Классный руководитель. Вы услышали рассказ о выдающемся предпринимателе Джоне Рокфеллере. Наблюдая за финансовым возвышением Рокфеллера, американский писатель Марк Твен сказал: «Бедность человека определяется не отсутствием у него денег, а его потребностью в них. Каждый раз, когда я вижу господина Рокфеллера, моя рука тянется к карману подать ему 15 центов».

Самый богатый человек мира - и почему-то Марк Твен хочет подать ему 15 центов. Не кажется ли вам это странным? (ответы детей)

Классный руководитель. А согласны ли вы с самой фразой, что бедность - это не отсутствие денег, а потребность в них? Кого тогда называть бедным? (ответы детей)

Классный руководитель. Мне кажется, у нас на доске есть фраза, которая перекликается с высказыванием Марка Твена. Найдите ее! («Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!»)

Незаконченные предложения по теме «Чего нельзя купить за деньги»

Классный руководитель. Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим.

(Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы, можно хором.)

  •  За деньги можно купить часы... (но не время).
  • За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).
  • За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).
  • За деньги можно купить еду... (но не аппетит).
  • За деньги можно купить дом... (но не семью). 
  • За деньги можно купить положение в обществе... (но не уважение людей).
  • За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).
  • За деньги можно купить поцелуй... (но не любовь).
  • За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).
  • За деньги можно купить икону... (но не веру).
  • За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).
  • За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь). 
  • За деньги можно купить клоунов... (но нехорошее настроение).                                                                                 Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам одного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!».

Воспитывающие ситуации по теме «Дети и деньги»

Классный руководитель. Российские дети тоже учатся культуре обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько спешно это у них получается.

(Учитель читает описание всех трех ситуаций, затем дает слов о детям.)

Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но...

Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.

Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата- первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но...

Ситуация № 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но...

Классный руководитель. Вы познакомились с тремя бизнес-проектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты и почему после них остаются сомнения. (ответы детей)

Классный руководитель. Во всех этих ситуациях дети захотели получить материальную независимость от родителей. И это похвально. Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов и не содействовали порокам. Тогда вместе с деньгами появляется и то, что за деньги купить нельзя, - уважение к самому себе.

 Дилемма: деньги - зло или благо?

Классный руководитель. Вот и пришло время решить эту дилемму: деньги - зло или благо? Какие будут соображения? (ответы детей)

Классный руководитель. Дилемма, которую мы пытались решить, давно стоит перед мировой философией. И однозначного решения тут действительно быть не может. Сами по себе деньги - это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут - зависит от отношения человека к деньгам.

Осторожно - деньги! Составление правил обращения  с деньгами

Классный руководитель. Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?

Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.

  • Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
  • Зарабатывай честно.
  • Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
  • Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
  • Старайся не влезать в долги.
  • Не играй в лотереи, азартные игры.

Можете поделиться своими мудрыми советами, которые вы поучили от родителей.

(Дети поднимают руки, предлагают свои правила.)

Я бы всем детям посоветовала не забывать пословицу: «Доброе имя дороже богатства».

Анализ высказываний. Мудрые советы

Классный руководитель. Помните, что культура обращения с деньгами - это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги и как разумно ими распоряжаться. В заключение нашего разговора о деньгах несколько мудрых мыслей. Они записаны на доске (читает). Первая цитата - это, конечно же, шутка. Второй мы с вами уже нашли пример. А третья принадлежащая античному баснописцу Эзопу, не утратила своего значения и в наши дни: «Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум». Я от всей души желаю вам его приобрести.

 Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отношение к деньгам и богатству после сегодняшней нашей встречи? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия для 2 класса по английскому языку на тему: "Мы говорим по-английски"

Мероприятие проходило в конце IV четверти. Учитывая тот факт, что обучение в школе ведется с 1 класса, проблем с проведением мероприятия не было....

разработка внеклассного мероприятия для 5 классов "Праздник смеха"

Данное внеклассное мероприятие проводится для 5-классников с помощью старшекласников. Знакомит учащихся со своеобразием английского юмора, Развивает их творческие и познавательные способности...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса КВН «Суворов А.В. – выдающийся человек»

Данную методическую разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия посвященного к дню рождения А.В.Суворова....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для средних классов "Мы такие разные"

Игровое мероприятие, посвящённое знакомству с понятием «толерантность» на примерах героев литературных произведений, для учащихся 4-5 классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 8 классе учителя МБОУ Лебяжинской СШ, Кондрашовой О.В. «Всероссийский урок «Готов к труду и обороне. Возрождение традиций. Путь к здоровью через нормы ГТО

Здоровый образ жизни – понятие разноплановое. Это не только отказ от алкоголя и табакокурения, но и рациональное питание, и, конечно же, занятия физкультурой и спортом. Руководство страны всерьез обес...

Урок Победы (разработка внеклассного мероприятия)

Урок мужества к 75 - летию Победы в Великой Отечественной войне....