Классный час в 8 классе по теме «День воинской славы России»
классный час на тему

Булахтина Ольга Владимировна

1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 8 классе по теме «День воинской славы России»

Сценарий классного часа для 8 класса

Конспект классного часа в 8 классе ко Дню воинской славы России «Поле русской славы»

Классный час, посвященный Дню воинской славы России (Бородинское сражение)

Сценарий включает в себя игровой блок, что требует определенной подготовки (нужно создать команды, придумать название, ознакомить детей с примерными вопросами и заданиями и т. п.).

Информационный блок распределен между «историками» и «экскурсоводами». Тексты ролей несложные, желательно, чтобы дети пересказали их своими словами.

Цели: расширить представление детей об Отечественной войне 1812 г.; формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Подготовительная работа с детьми:

- распределить роли: историки (5 учеников), экскурсоводы (4 ученика). Чтобы обеспечить всех участников текстами, достаточно сделать 1 ксерокопию соответствующих страниц сценария;

- для участия в игре предложить детям объединиться в 2 команды. Названия команд должны отражать содержание классного часа («Гроза», «Штурм», «Атака», «Калуга», «Смоленск», «Кинжал», «Щит и меч» и т. п.). В игре могут участвовать не все ученики, а только знатоки истории, тогда остальные дети будут болельщиками.

Оформление:

- выставить фотографии и картины с изображением русского поля, портреты Наполеона, М. Кутузова, картины В. Верещагина («На большой дороге. Отступление. Бегство», «В атаку», «Не замай, дай подойти!» и др.);

- на доске записать:

Начало битвы: русские - 7 72 тыс. войска и 640 орудий; французы - 130 тыс. войска и 587 орудий. Потери: русские - 44 тыс., французы - 50 тыс.

План классного часа

I. Вступительное слово «Бородинское поле».

II. Интерактивная беседа по теме «Вспомним историю».

III. Рассказы историков по теме «Битва гигантов»:

1. Тактика Наполеона.

2. Багратионовы флеши.

3. Рейд в тыл французов.

4. Батарея Раевского.

5. Ночь после битвы.

IV. Виртуальная экскурсия «Памятники героям 1812 г.».

V. Игра «Высота-1812»:

1. Разминка «Перестрелка».

2. Первый конкурс «Канонада».

3. Второй конкурс «Кавалерия».

4. Третий конкурс «Военные переводчики».

5. Четвертый конкурс «Памятники Отечественной».

6. Пятый конкурс «Закончи фразу».

VI. Заключительное слово «Не ходи на Москву!»

VII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Бородинское поле»

Классный руководитель. Ребята, сегодняшний классный час мы посвятили Дню воинской славы России. Бородино, Бородинское поле... С этими словами невольно оживают в памяти героические страницы истории нашего Отечества. Здесь, у села Бородино, в 120 км от Москвы, 26 августа 1812 г. произошло знаменитое сражение, в котором русские войска под командованием Кутузова дали достойный отпор войскам французского императора Наполеона. Почти 15 часов длилась битва, в которой участвовали более 250 тыс. человек. Эта битва вошла в историю как вечный памятник мужества и храбрости русских воинов. 129 лет спустя, в октябре 1941 г., на священной земле Бородина советские воины повторили подвиг своих предков, задержав на Можайском направлении наступление фашистов. Бородинское поле стало символом стойкости и силы духа русских людей, стоящих на смерть в минуту грозной опасности.

II. Интерактивная беседа по теме «Вспомним историю»

Классный руководитель. Давайте вспомним, что предшествовало Бородинскому сражению.

1. Какие страны завоевал Наполеон перед нашествием на Россию? (Египет, Италию, Бельгию, Голландию, Германию, Польшу, Испанию, Австрию.)

2. Какая армия была больше - русская или французская? Во сколько раз? (Русская армия была меньше в 3 раза - 200 тыс., французская - 600 тыс.)

3. Кто командовал русскими армиями до Бородинского сражения? (Барклай-де-Толли и Багратион.)

4. Почему русская армия стала отступать? {Потому что она была меньше и французы легко могли окружить ее.)

5. Почему царь назначил М. Кутузова главнокомандующим? (Потому что этого хотели и народ, и армия.)

III. Рассказы историков по теме «Битва гигантов»

Классный руководитель. День Бородина стал Днем воинской славы России. Давайте вспомним героические события этого дня. В этом нам поможет группа историков, которая подготовила рассказы о наиболее важных эпизодах Бородинского сражения.

Тактика Наполеона

Историк 1. Наполеон был уверен в своей военной гениальности: ведь до похода в Россию он не проиграл ни одного сражения. Обычно он вел бой так: находил слабое место противника и приказывал стрелять по нему из пушек. Напугав противника сильным огнем, Наполеон посылал в атаку пехотинцев с ружьями и штыками. Никто не мог устоять перед храбрыми, хорошо обученными наполеоновскими солдатами. Противник не выдерживал и пускался в бегство. Поддавшись общей панике, бежали с поля и остальные войска. А Наполеон праздновал очередную победу.

Багратионовы флеши

Историк 2. На Бородинском поле Наполеон действовал по привычной схеме. Он решил, что самое слабое место у русских - левый фланг. Там находились Багратионовы флеши. Наполеон приказал стрелять по позициям русских, потом послал в атаку лучшие свои дивизии. И стал ждать вестей о победе. Вместо этого прискакал гонец с просьбой подкрепления. Семь раз посылал Наполеон подкрепление на Багратионовы флеши, но русские солдаты стояли по-прежнему. Во время восьмой атаки был смертельно ранен генерал П. Багратион. Командование принял другой генерал, и бой продолжался.

Рейд в тыл французов

Историк 3. Еще один героический эпизод Бородинской битвы - рейд казаков и кавалерии в тыл французских войск. В самый разгар боя, когда битва достигла наивысшего напряжения, Кутузов ввел в бой новые части. Конница и казаки внезапно ударили французам в тыл. Наполеон не ожидал этой атаки, его войска растерялись. Наступление французов было ненадолго приостановлено, и русские солдаты получили короткую передышку.

Батарея Раевского

Историк 4. Наполеон не смог прорвать левый край и решил изменить направление удара. В центре поля был высокий холм, который назывался Курганная высота. На этой высоте находилась артиллерийская батарея генерала Н. Раевского. Она вела по французам сильный огонь. Наполеон приказал захватить эту батарею. Жестокие атаки следовали одна за другой, но русские солдаты оставались возле своих орудий. Лишь один раз они отступили и сдали высоту, но потом вновь отбили ее у французов. Русские сражались до последней капли крови, почти все защитники батареи Раевского погибли. Только тогда Курганная высота досталась французам.

Ночь после битвы

Историк 5. Бой продолжался до самой ночи. Но даже усиленная французская канонада не смогла прорвать оборону русского войска. Уменьшенное наполовину, оно стояло так же грозно, как и в начале сражения. И это вызывало чувство ужаса у французов. Впервые в своей жизни Наполеон не разбил противника и не продвинулся со своим войском вперед. После боя Бородинское поле представляло собой жуткое зрелище - все были потрясены и подавлены количеством убитых и раненых. Потери в обеих армиях составляли примерно половину войск. Наполеон потом так скажет об этом сражении: «Самое страшное из всех моих сражений - это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

IV. Виртуальная экскурсия «Памятники героям 1812 г.»

Классный руководитель. Бородинское поле - это не просто точка на географической карте. Это заповедный уголок в сердце каждого патриота. «Памятники героям 1812 г.» - так называется экскурсия, которую подготовили для вас (имена, фамилии). Я передаю им слово.

(К доске выходят экскурсоводы. По очереди рассказывают о памятниках истории.)

Экскурсовод 1. Мы начнем свою экскурсию с Поклонной горы, где «напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля». Тут высится Триумфальная арка - ее соорудили в 1814 г. для торжественной встречи победителей, которые возвращались из Западной Европы. Недалеко от Триумфальной арки расположен музей-панорама «Бородинская битва», здесь же памятник павшим героям этой битвы и знаменитая «Кутузовская изба», где М. Кутузов проводил военный совет и принял решение оставить Москву. На площади Победы установлен памятник М. Кутузову. Вокруг памятника улицы, названия которых хранят память о событиях Отечественной войны.

Экскурсовод 2. По Кутузовскому проспекту через Бородинский мост можно пройти к дому поэта-партизана Д. Давыдова, а оттуда - в Кремль, где у здания Арсенала сложены сотни трофейных орудий наполеоновской армии. Возле Кремля можно увидеть Манеж - еще одно памятное сооружение, связанное с Отечественной войной. Манеж был открыт в 1817 г., когда Москва готовилась торжественно отметить 5-ю годовщину победы над Наполеоном. Манеж был построен для смотра и парада войск. В этом здании мог развернуться Целый кавалерийский полк - почти 2 тыс. солдат!

Манеж называли чудом инженерного искусства.

Экскурсовод 3. А в Санкт-Петербурге в Зимнем дворце (сейчас это Эрмитаж), есть Военная галерея 1812 г. Здесь поместили 332 портрета русских генералов, участников войны 1812 г. Здесь можно встретить портреты М. Кутузова, П. Багратиона, А. Ермолова, Н. Раевского, Д. Давыдова, А. Тучкова - всех, кто честно сражался за Отчизну. А вот 13 рам специально оставили пустыми. Под рамами таблички с именами и воинскими званиями погибших, а облик их до сих пор восстановить не удалось - ведь фотографий тогда еще не было, а живописные портреты не каждый мог себе позволить.

Экскурсовод 4. Ну и завершить нашу экскурсию мы хотели бы на самом Бородинском поле. Сейчас это заповедник, мемориал двух Отечественных войн. Каждый год в первое воскресенье сентября на Бородинском поле проходит Всероссийский военно-исторический фестиваль. Со всех концов России приезжают на фестиваль десятки тысяч участников, чтобы почтить память героических защитников Отечества. Если вы услышите здесь канонаду и увидите, как строятся в каре гусарские полки, не пугайтесь. Это участники фестиваля разыгрывают ключевые эпизоды Бородинской битвы.

И если с поля громко грянет «ура», значит, как всегда, победили наши.

Классный руководитель. Я благодарю ребят за интересную экскурсию. Может быть, кому-то из вас удастся попасть на фестиваль и принять участие в игровом сражении.

V. Игра «Высота 1812»

Классный руководитель. А теперь мы проводим свое игровое сражение, которое называется «Высота 1812». История Отечества - это высота, которую школьникам приходится штурмовать в течение 11 лет. Кому-то удается взять эту высоту, а кто-то сдается уже после первой попытки. Но в сегодняшнем штурме, думаю, не будет проигравших. Ведь история Отечественной войны 1812 г. - это такая высота, которую обязательно нужно взять, иначе мы не будем достойны наших великих предков.

Начинаем наш конкурс. В нем участвуют команды (названия, капитаны). Вам предстоит штурмовать высоту 1812. В ходе штурма вы будете отвечать на вопросы, каждый из которых оценивается в 1 балл. Судить этот конкурс и подсчитывать правильные ответы мне помогут наши историки.

(Историки, выступавшие в начале классного часа, выходят к доске. Двое мелом ставят на доске палочки командам за правильные ответы.)

Классный руководитель. Команда, набравшая большее количество баллов, и займет эту высоту. Начинаем игру.

Разминка «Перестрелка»

Классный руководитель. Первый конкурс - разминка. Мы его назвали «Перестрелка». Вам нужно быстро ответить на вопросы. Кто не знает вопроса, передает его сопернику.

1. Кто был императором России во время Отечественной войны 1812 г.? (Александр!.)

2. Какое подразделение русской армии обороняло Курганную высоту в начале Бородинского сражения? (Батарея Раевского.)

3. Войска какого генерала защищали укрепление флеши на Бородинском поле? (П. Багратиона.)

4. Поэт-партизан, лихой гусар, инициатор партизанского движения в Отечественной войне 1812 г. (Д. Давыдов.)

5. «Певец во стане русских воинов» - так назвал свое произведение поэт - участник Бородинской битвы. Назовите фамилию поэта. (В. Жуковский.)

6. «Кавалер-девица», «русская амазонка» - так называли единственную женщину, которая была участницей Бородинского сражения. Как ее звали? (Надежда Андреевна Дурова.)

7. В каком произведении М.Лермонтова подробно описывается Бородинское сражение? (Стихотворение «Бородино».)

8. В каком произведении Л. Толстого подробно рассказывается о войне 1812 г.? (Роман «Война и мир».)

Первый конкурс «Канонада»

Классный руководитель. Первый конкурс мы назвали «Канонада». Он включает в себя вопросы посложнее. Время на обсуждение - 3 минуты.

1. Где можно встретить портреты всех генералов 1812 г.? (Эрмитаж, Военная галерея 1812 г.)

2. Как долго находилась в Москве французская армия? (Месяц.)

3. Почему у французских солдат не было теплой одежды? (Наполеон думал, что осенью его армия с победой вернется в Париж.)

4. У Кутузова были генералы от инфантерии. Какими войсками они командовали? (Пехотой.)

5. Какую форму имеет построение каре? (Квадрат.)

6. Эту икону пронесли перед Бородинской битвой по русскому лагерю, и 154-тысячная армия пала перед ней на колени. За иконой с обнаженной головой шел сам Кутузов со своим штабом. Какая это икона? (Икона покровительницы России - Смоленской Божьей Матери.)

Второй конкурс «Кавалерия»

Классный руководитель. Третий конкурс мы назвали «Кавалерия». Постарайтесь угадать, о каких кавалеристах идет речь с помощью четырех подсказок.

Первая команда

Солдаты легкой кавалерии...

1. В их задачу входили рейды в тыл противника и проведение разведки.

2. На вооружении у них были сабля, карабин (короткое ружье) и пистолеты.

3. Среди других кавалерийских частей они выделялись своей красивой и оригинальной формой, состоящей из доломана (короткой венгерской куртки, расшитой цветными шнурами), ментика (короткой обшитой мехом куртки, которую обычно носили наброшенной на одно плечо) и чакчир (расшитых цветным шнуром рейтуз). На голове они чаще всего носили высокий кивер с козырьком и пышным цветным султаном.

4. Впервые появились они в Венгрии. (Гусары.)

Вторая команда

Солдаты тяжелой кавалерии...

1. Их задача - прорвать оборону противника и расчистить путь для легкой кавалерии и пехоты.

2. На вооружении у них был палаш (прямой, длинный клинок), карабин и пистолет.

3. Они носили каску и металлические латы в качестве защитного вооружения.

4. Эти металлические латы назывались «кираса». (Кирасиры.)

Третий конкурс «Военные переводчики»

Классный руководитель. А теперь у нас конкурс военных переводчиков. Они должны объяснить некоторые военные термины из стихотворения М.Лермонтова «Бородино».

1. «Но тих был наш бивак открытый...» Что такое бивак и почему он открытый? (Привал, стоянка под открытым небом.)

2. «Кто кивер чистил, весь избитый...» Что такое кивер и почему он был избитый? (Высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком, избитый пулями.)

3. «Звучал булат, картечь визжала...» Что такое картечь и почему она визжала? (Снаряды ближнего действия, предназначенные для открытого поражения людей, летят со свистом.)

4. «Прилег вздремнуть я у лафета...» Что такое лафет и почему пришлось возле него спать? (Станок артиллерийского орудия, возле него спали, опасаясь неожиданной атаки.)

Четвёртый конкурс «Памятники Отечественной»

Классный руководитель. В этом конкурсе вы должны угадать, о каких памятниках идет речь.

1. В этом здании Кутузов провел военный совет, на котором принял историческое решение об оставлении Москвы. (Кутузовская изба.)

2. Это архитектурное сооружение было специально построено для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Западной Европы. (Триумфальная арка.)

3. Это здание тоже было специально построено для смотра и парада войск к пятой годовщине Победы в 1812 г. В нем могли поместиться 2 тыс. лошадей. Его назвали «чудом инженерного искусства». (Манеж.)

4. Где находится мемориал двух Отечественных войн? (На Бородинском поле, в 120 км от Москвы.)

Пятый конкурс «Закончи фразу»

Классный руководитель. И последний конкурс. В нем вы покажете, как вы знаете крылатые выражения. Конкурс называется «Закончи фразу».

(Учитель читает фразы командам по очереди.)

1. Наполеон говорил о генерал-лейтенанте Н. Раевском: «Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются... (маршалы)».

2. Английский генерал Р. Вильсон, автор книги о русской армии, говорил: «Русский солдат хотя и родился в рабстве, но его дух... (не унижен)».

3. А. Суворов говорил о М. Кутузове: «Он шел у меня на левом крыле, но был моей... (правой рукой)».

4. Русские солдаты говорили: «Пришел Кутузов... (бить французов)».

- Закончите фразы Наполеона:

5. «Если бы я пошел на Петербург, то взял бы Россию за голову, если бы пошел на Киев, то схватил бы ее за ноги, а если я пойду на Москву, то поражу империю... (в самое сердце)».

6. «Каждый мой солдат носит в своем ранце... (маршальский жезл)».

Классный руководитель. Бой за высоту 1812 закончен. Прошу объявить его итоги.

(Историк 1 объявляет результаты.)

Классный руководитель. Итак, по итогам игры высоту взяла команда (название). Приветствуем победителей торжественным залпом аплодисментов.

(Все аплодируют.)

VI. Заключительное слово «Не ходи на Москву!»

Классный руководитель. Бородинское поле - это поле нашей великой любви и скорби, поле бессмертной русской славы, купленной большой кровью. В 1812 и в 1942 гг. здесь стояли русские полки, не жалея сил и жизни, заслоняли собой Россию. Английский фельдмаршал, который командовал английскими войсками во Вторую мировую войну, для своих коллег написал следующее: «В книге войны первым же правилом на первой странице является: "Не ходи на Москву!" Различные лица - Наполеон, Гитлер - пытались это сделать, и ни к чему хорошему это не привело».

Трудно возразить английскому полководцу. Но чтобы это правило не утратило своей силы, мы, россияне, должны свято хранить героические боевые традиции наших великих предков.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ребята, «гроза двенадцатого года» давным-давно отгремела в России. Но и сегодня ее раскаты отзываются в сердцах наших современников. Что осталось у вас в памяти после сегодняшнего классного часа? Что поразило воображение? Что заставило задуматься?

Примерные ответы детей:

- Количество убитых на Бородинском поле - почти 100 тыс. человек!

- То, что русская армия была в 3 раза меньше французской, и все равно мы победили!

- Захотелось побывать на Бородинском поле в дни фестиваля и принять участие в игровом сражении.

- Понял, что значит выполнить свой воинский долг до конца.

- Трудно представить, как это можно было вести бой 15 часов подряд!

- Очень жалко погибших. Никто из русских даже не подумал о том, что можно сдаться и сохранить свою жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час «День воинской славы России» 10.05

методическая разработка классного часа содержит информацию, презентацию и комметтарии к слайдам по теме "День воинской славы России"...

Классный час на тему "Ледовое побоище - День воинской славы России"

План проведения классного часа  "Ледовое побоище - День воинской славы России"...

Классный час: «День воинской славы России: 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 1853г.».

Классный час проводился с воспитанниками 81 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 185...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....

27 января - День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда. Данному событию были посвящены классные часы :

Отчёто воспитательной  работе,проведённая в 1 – 9 классах в начале 3 учебной четверти  соответствовала общешкольному плану воспитательной работы...