Родительское собрание "Адаптация обучающихся 5 класса к новым условиям обучения"
методическая разработка (5 класс) на тему

Цвирко Раиса Владимировна

В материале родительского собрания особое внимание уделяется возрастным особенностям и психофизическому развитию пятиклассников, даются рекомендации родителям учащихся по сохранению эмоционального здоровья ребёнка и обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Адаптация обучающихся 5  класса к новым условиям обучения»

Классный руководитель: _______________________

Дата проведения: _______.

Разделы: работа с родителями

Цель: рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники

Задачи:

 - выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

-  выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

 -  привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, учителя-предметники.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

    Здравствуйте, уважаемые родители! Я классный руководитель ваших детей. Меня зовут______________. Спасибо за то, что нашли силы и время  прийти  на родительское собрание после рабочего дня. Это показывает вашу заинтересованность в воспитании и  образовании ваших детей. Спасибо, что быстро реагируете на мои просьбы и  предупреждаете об отсутствии детей.

     Как вы знаете, любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.        

     Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако, есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. Наша задача – разобраться в том, что волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать детям.

 

Каковы же причины плохой адаптации в 5 классе?

 

1.      Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и выполнять.

2.      Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3.      Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. В пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой.

       Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития который сопровождается распадом устаревшей системы взглядов и ценностей, т.е родительской, и формирование новой собственной. Другими словами раньше вы решали, что для ребенка хорошо и что плохо, а теперь он сам хочет понять, что для него хорошо и что плохо. Именно этот период в жизни детей 10-12,13 лет связан с обретением чувства взрослости – нового личностного образования младших подростков. А характеризуется он наличием конфликта между повышенной потребностью в зависимости от взрослых и стремлением к автономии. Другими словами ребенок хочет получить свободу от родительского контроля и в то же время боится ее т.к. не умеет ею распоряжаться. Трудность заключается в том, что подросток с одной стороны сопротивляется проявлениям заботы и ласки, а с другой – проявляет желание, чтобы его баловали. Таким образом, ребенок перестает быть, послушным и вежливым как был раньше. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, и начинают ужесточать запреты, что может в свою очередь привести к острым эмоциональным расстройствам.

        Раньше на мироощущение и мировосприятие ребенка влиял значимый взрослый, т.е. родители, а сейчас ему нужно пройти сложный путь осознания себя, обретения себя как личности вне зависимости от оценки взрослого. Этому способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками.    Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Отношения со сверстниками имеет для подростков огромную психологическую ценность, т.к. происходит смена ведущей деятельности с учебной на деятельность общения. Таким образом, меняются и приоритеты в стенах школы.

       Сильное изменение претерпевает и самооценка младших подростков. В начальной школе самооценка во многом формировалась учителем на основании результатов учебы, а сейчас подвергается коррекции и переоценке детьми, при этом во внимание принимаются внеучебные навыки, характеристики и качества. Недовольство собой может касаться и внешних изменений, которые происходят с подростком. Поэтому дети испытывают огромную потребность в общей положительной оценке своей личности со стороны взрослых, при чем вне зависимости от конкретных результатов и достижений, т.е. подростки нуждаются в поддержки от взрослых.

      Здесь хотелось бы отметить, что родителям необходимо формировать у подростка адекватное отношение к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, т.е. ошибка – это не недопустимое наказуемое явление, а показатель того к чему еще можно стремиться и что нужно исправить. Именно ориентированность на ошибку одна из причин высокой тревожности учащихся, страх перед ошибкой не позволяет ребенку в полной мере раскрыть способности и предъявить их окружающим.

Чем же вы родители можете помочь вашему подростку? Во- первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях стремлениях чаяниях и надеждах; во-вторых, переход на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим.

Рекомендации для родителей

 

·       Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

·       Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.

·       Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

·       Обязательное введение в рацион детей витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.

      Так же необходимо быть в постоянном и тесном контакте с классным руководителем  и учителями предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.

   Я проводила анкетирование  изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Результаты показали, что в  классе превалируют положительные чувства к школе.

2. Проговорим организационные моменты:

Расписание 5 «В» класса

пн

вт

ср

чт

пт

1.технология

1. математика

1.рус.яз.

1.рус.яз.

1. математика

2. технология

2.музыка        

2. рус. яз

2. рус. яз

2. история        

3. рус. яз.

3.рус.яз.

3. математика

3.ИЗО

3.география

4.биология

4. история        

4. ин. язык 323/110

4. математика

4.обществозн.

5.ин. язык       313/323

5.физкульт.

5. математика

5.физкульт.

5.чтение

6.  литература

6.физкульт.

6. литература

6.ин. язык 204/223

6.ОБЖ

7.музыка        

7.математика

7.информат

7.

7.

Каникулы:

 – осенние с 02.11.2015г. по 08.11.2015г.

 – зимние с 28.12.2015г. по 10.01.2016г.

– весенние с  21.03.2016г.  по 30.03.2016г

Ведение дневника: заполнить титульный лист, указать адрес школы, наименование школы, ФИО директора, классного руководителя, расписание звонков, предметы в расписании пишем с маленькой буквы.

 Расписание звонков.

1ур. 8.15 – 9.00        Перемена 10 минут

2ур. 9.10 – 9.55        Перемена 10 минут

3ур. 10.05 – 10.50         Перемена 15 минут

4ур. 11.05 – 11.50         Перемена 15 минут

5ур. 12.05 – 12.50         Перемена 10 минут

6ур. 13.00 – 13.45         Перемена  5минут

7ур. 13.50 – 14.35        

Иметь при себе блокнот, где записывать домашнее задание, в случае сдачи дневников на проверку.

Опрятный внешний вид – однотонный верх – черный низ. Спортивная форма – на улицу: спортивный костюм (до +10), зимой –лыжи (до– 18). Зал – светлая майка (однотонная), шорты, белые носки, кеды с белой подошвой.

Форма для мальчиков на технологию – халат. Помощь для проведения уроков – древесный материал.

Во время уроков не звонить детям.

Питание: прочитать список, опросить родителей устраивает ли их комплекс питания, который кушают дети.

Поскольку вас много, а я одна,  прошу  активно участвовать в учебно-воспитательном процессе нашего класса. Поэтому, я предлагаю вам заполнить следующую анкету.

  _____________________________________________________(укажите свои ФИО)

Уважаемые родители, в каких делах класса вы смогли бы помочь:

 – проведение бесед с учащимися на специальные темы;

 – организация экскурсии на предприятие;

 – помощь в изготовлении стенгазет, пособий;

– помощь в организации походов, поездок;

 – помощь в организации досуговой деятельности;

 – другое______________________________________

  А так как одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительских комитетов, то нам необходимо выбрать родительский комитет (председатель + 2 родителя).

Напомнить ПДД

3. Выступление учителей предметников.

Учителя-предметники высказывают свое мнение о классе в целом, обращают внимание на требования, которые они предъявляют учеников, рассказывают о той помощи, которую они могут оказать.

4. Слово предоставляется родителям.

Родители высказывают свое мнение о процессе обучения, сообщают о тех трудностях, которые у них возникли. По ходу беседы на некоторые вопросы родителей могут отвечать присутствующие педагоги.

 Проведен классный час по распределению обязанностей в классе, некоторым удалось подобрать поручения, способствующие раскрытию их способностей.

5. Подведение итогов собрания.

Притча Мудрец

      Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!

Благодарим всех за внимание!

Рекомендации родителям учащихся пятых классов по сохранению эмоционального здоровья ребёнка и обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

 Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

       
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
           Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Протокол № 1 родительского собрания в 5 “в” классе от 17 сентября 2015 г.

Классный руководитель:  _______________________

Тема: “Адаптация обучающихся 5 “В” класса к новым условиям обучения”.

Присутствовали: 27 человек

Повестка собрания: – рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники;

 – создать условия для самореализации личности обучающихся.

Слушали: выступление классного руководителя; выступление учителей предметников; выступление родителей (выбор председателя родительского комитета).

Решение:

Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации обучающихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с обучающимися и родителями.

Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участия в общественной жизни класса.

Классному руководителю подобрать для обучающихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

Председатель родительского комитета:  _____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"

Рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники...

Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....

Родительское собрание "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"

Родительское собрание  "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"...

Родительское собрание "Адаптация обучающихся 5 класса к новым условиям обучения"

Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся даль...