Программа воспитательной работы в 10 классе
методическая разработка (10 класс) на тему

Программа воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_vospitatelnoy_raboty_10_b_kl.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитания  школьников

«Мое будущее – в моих руках»

                                                                               

                                                                         Три пути у человека, чтобы разумно

                                                               поступать: первый: самый

                                                               благородный, - размышление; второй,

                                                               самый легкий, - подражание; третий,

                                                               самый горький, - опыт.

                                                                                                              Конфуций

Пояснительная записка.

      Подростковый и ранний юношеский возраст – это время профессионального самоопределения. Очень важно именно в эти годы окончательно выявить и по мере возможностей развить те способности, на основе которых можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии. Современные условия диктуют необходимость наряду с общеобразовательными предметами организовывать и специальное обучение и воспитание детей, профессионально ориентирующее их в соответствии с имеющимися задатками и способностями на выбор вида и рода занятий.

     Внутренний мир каждого ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с учащимися мы должны учитывать данное обстоятельство. Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:

  • интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;        
  • быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;        
  • инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;        
  • потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;        
  • умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;        
  • диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;        
  • высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).        

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Цель конкретизируется в задачах:

  • составить целостное представление  у учащихся о мире профессий;
  • исследование собственных познавательных интересов, склонностей, способностей;
  • создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закрепление этих норм в их повседневном поведении;
  • развитие творческой деятельности;
  • способствовать сплочению классного коллектива.

Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции и определению  профессиональных устремлений   учащихся. При этом важно использовать не только знания классного руководителя, но и учитывать опыт и знания родителей, педагогов и всего социального окружения учащихся, помочь им освоить социально-профессиональный опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой собственный опыт жизнедеятельности.  

Прогнозируемый результат реализации программы: осознание ценностей и сохранения семейных традиций и уважение профессионального выбора своих родителей. Активизация процесса профессионального самоопределения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Понимание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни. Развитие в себе такие качеств как милосердие, доброжелательность, толерантность, способность к сопереживанию, уважение человеческого достоинства и чужого мнения, бескорыстия и справедливости. Повышение уровня психологических знаний, исследование собственных познавательных ресурсов и возможностей, соотнесение своих интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности.

Добиться таких результатов помогут различные формы работы с учащимися:

  • беседы и лекции;
  • разнообразные классные часы;
  • совместные с родителями мероприятия;
  • деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы;
  • встречи с интересными людьми;
  • занятия-практикумы;
  • тестирование, анкетирование;
  • психологические тренинги;
  • КТД.

     Срок реализации программы – 2 года,  ориентирована она на старшеклассников 10, 11 классов и включает в себя 6 направлений.

  1. Семейное воспитание

В настоящее время большинство семей озабочено не только вопросами экономического и материального процветания, но порой и просто физического выживания. Вопросы же воспитания отходят на второй план, и происходит самоустранение родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. В этих условиях педагогу необходимо тщательно выбирать направления и формы работы с родителями, так как становление личности ребенка во многом зависит от окружающей его социальной среды.

Цель работы: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции.

Предполагаемый результат деятельности: понимание учащимися ценности  и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Название мероприятия

Форма

класс

ответственные

Время проведения

1

«Все мы – дружная семья»

Оформление альбома класса

10,11

Актив класса, классный руководитель

В течение года

2

 «Моя семья»

Родительское собрание

 10, 11

Классный руководитель

сентябрь

3

«Что я думаю о своем классе».

Круглый стол

10

Классный руководитель

октябрь

4

День матери

Концерт

10, 11

Весь класс

ноябрь

5

«Мамы разные важны, мамы разные нужны»

Классный час, встречи с мамами разных профессий

10, 11

Родительский актив, классный руководитель

В течение года

6

«Малолетние мамы»

Классный час, беседа со школьным фельдшером

10

Классный руководитель, школьный фельдшер

ноябрь

7

Дети и родители, узнать себя хотите вы?

Собрание детей и родителей.

11

Родительский актив, классный руководитель

декабрь

8

«Новый год – семейный праздник»

праздник

10, 11

Родительский актив

декабрь

9

«Переходный возраст                          продолжается».

Классное собрание

10

Классный руководитель

декабрь

10

 «Мы встречаем Рождество»

праздник

10

Весь класс

январь

11

Профессии, которые выбирают наши родители».

Ток-шоу

11

Классный руководитель

январь

12

 «Семейные проблемы. Как их решать».

Ток-шоу

10

Классный руководитель

январь

13

«23 февраля», «8 марта»

праздники

 10, 11

Актив класса, классный руководитель

Февраль, март

14

«Вечер у камина»

Праздник – отдыхаем всей семьей

10

Родительский актив, классный руководитель

апрель

15

Индивидуальные встречи с родителями, приглашение их в школу, посещение на дому.

беседы

10, 11

Классный руководитель, родительский актив

В течение года

16

«Трудовое воспитание в семье»

Практикум

11

Классный руководитель, родительский актив

апрель

17

«Вот и стали мы на год взрослее»

Итоговое родительское собрание

10, 11

Классный руководитель

май

  1. Труд и призвание. Профориентационное обучение

      Дать подросткам знания по различным дисциплинам – одна из основных задач школы и учащиеся должны получить образовательный минимум, определенный государственными стандартами. Это их основной труд в школе. Но для подростков в рамках учебного плана должны быть  организованы профориентационное обучение и трудовая деятельность, в процессе которых они приобретают теоретические знания,  практические умения и определенные качества личности.

Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности  осуществляется по следующим направлениям:

  1. Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ.    
  2. Формирование мотивов труда.
  3. Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  4. Развитие культуры труда.

    Предполагаемый результат: успешное окончаний школы и получение документов об образовании, формирование профессиональных умений и навыков, понимание учащимися необходимости выбора пути человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Формирование доброжелательного отношения к миру.

   

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Название мероприятия

Форма

класс

ответственные

Время проведения

1

.«Азбука выживания»

Встреча с работниками МЧС

10

Администрация школы, преподаватель ОБЖ

сентябрь

2

 «Мужские профессии».

Классный час

10, 11

Классный руководитель

февраль

3

«Женская работа»

Классный час

 10, 11

Классный руководитель

март

4

5

. «Тепло в школе»

«День труда»

КТД – утепление окон в школе и классе

КТД

 10, 11

10, 11

Весь класс

Весь класс

Октябрь

В течение года

6

«Чистый кабинет»

Ежедневная уборка в кабинете №15

 10, 11

Весь класс

В течение года

7

«Я выбираю профессию»

Экскурсии в индустриальный техникум

11

Классный руководитель, школьный психолог

Весна

8

«Мой профессиональный  выбор»

Профориентационные игры

10, 11

Классный руководитель, школьный психолог

Ноябрь, декабрь

9

«Куда пойти учиться»

Встречи с выпускниками школы

11

Классный руководитель

В течение года

10

«Куда пойти учиться»

Встречи представителями учебных заведений

11

Классный руководитель

В течение года

11

«Прекрасные дела»

Фестиваль профессий

11

Классный руководитель, актив класса

март

12

«Стратегия трудоустройства»

Занятия - практикумы

10, 11

Школьный психолог

В течение года

13

«Мои успехи в школе»

Круглый стол

10, 11

Классный руководитель

В течение года

14

«Об образовании»

Классное собрание – ознакомление родителей и детей с Положением о государственной итоговой аттестации

11

Классный руководитель

апрель

15

Индивидуальные беседы классного руководителя, заместителя директора по учебно-воспитательной работе со слабоуспевающими учениками и их родителями

беседы

 10, 11

классный руководитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

В течение года

16

Олимпиада

Участие в предметных олимпиадах

10, 11

Преподаватели, классный руководитель

17

«Лето»

Участие в работе по благоустройству школьного двора, в подготовке школы к новому учебному году

10. 11

Классный руководитель

лето

  1. Здоровье

«Единственная красота, которую я знаю, это здоровье»

Генрих Гейне

      Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В последние годы выявлены негативные изменения в физическом здоровье детей, в том числе из социально наиболее благополучных семей. Установлено, что при интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и нарушение зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы.

Цель работы: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный  характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.

     Предполагаемые результаты: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Название мероприятия

Форма

класс

ответственные

Время проведения

1

«Профилактика и способы лечения простудных заболеваний»

Беседа с врачом

10, 11

Классный руководитель, фельдшер

Осень, весна

2

День здоровья

Осенний спортивный турнир

10, 11

Классный руководитель, преподаватели физкультуры

сентябрь

3

 «Для мальчиков»

Откровенный разговор школьного фельдшера

10

Классный руководитель, фельдшер

Октябрь

4

 «Для девочек»

Откровенный разговор школьного фельдшера

10

Классный руководитель, фельдшер

Октябрь

5

. «Нет безвредного табака»

театр у микрофона

10

Классный руководитель, актив класса

Ноябрь

6

Наркотики.

Информационно-познавательная лекция

10, 11

Классный руководитель, фельдшер

Декабрь

7

«Здоровый образ жизни»

Классный час

 10, 11

Классный руководитель, актив класса

декабрь

8

Что делает человека здоровым и счастливым?

Тестирование, ролевая игра

10

Классный руководитель, школьный психолог

январь

9

«Три ступени ведущие вниз»

Классный час в форме круглого стола

10

Классный руководитель

Февраль

10

«Здоровый образ жизни»

        

Ток-шоу

11

Классный руководитель, детский врач

Февраль

11

«Имя беды наркотики»

Пресс-конференция

11

Классный руководитель, актив класса

Март

12

«Здоровье и моя профессия»

Классный час в форме ролевой игры

11

Классный руководитель, актив класса

март

13

«Мы сделали свой выбор – здоровье»

Классный час в форме деловой игры

10

Классный руководитель, актив класса

апрель

14

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Походы в лес, на речку, на каток

10, 11

Весь класса

Осень, лето, зима

  1. Гражданско-патриотическое воспитание.

     Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга.

Цель работы: формировать правосознание и гражданскую ответственность; воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Название мероприятия

Форма

класс

ответственные

Время проведения

1

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

10, 11

Классный руководитель, актив класса

В течение года

2

«День Победы»

Участие в конкурсе патриотической песни

10, 11

Актив класса

май

3

«Ветеран»

Поздравительная открытка для ветерана

10, 11

Актив класса

май

4

 «Берегите природу»

Клубный час

10

Актив класса

март

5

«Кто я? Какой Я?», «Мое хобби»

Беседы, тестирование

10

Классный руководитель

3 модуль

6

«Кем быть?» (профессиональное самоопределение)

Тест

11

Школьный психолог

3 модуль

7

«Наши профессиональные намерения»

анкетирование

 11

Школьный психолог

май

8

«Письмо неизвестному солдату»

Классный час в форме устного журнала

10

Классный руководитель

Февраль

9

«Будьте добрыми и человечными»

Классный час

 10

Классный руководитель

2 модуль

10

«Я и закон. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»

Классный час в форме игры

9

Классный руководитель

2 модуль

11

«Милосердие»

Классный час по типу передачи «Тема»

10

Классный руководитель

3 модуль

12

«Мы помним о вас, ветераны»

Оказание шефской помощи ветеранам

10, 11

Актив класса

В течение года

13

«Россия – Родина моя»

Беседа

10, 11

Актив класса

сентябрь

  1. Досуг

    Досуговая деятельность  - необходимый спутник обучения в школе. Внеклассные мероприятия нередко запоминаются больше, чем уроки. Отдых, шутки, веселье, совместные праздники, походы, экскурсии позволяют снять напряжение после учебного дня, дети становятся более раскрепощенными, активными. Именно на таких мероприятиях происходит сплочение коллектива, укрепляется дружба. Дети становятся более коммуникабельными.

Цель работы: Создание благоприятного воспитательного фона, развитие творческой деятельности, коммуникативных способностей учащихся, воспитание добрых, искренних отношений. Способствовать сплочению классного коллектива.

Предполагаемые результаты: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание  ценности любви и дружбы.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Название мероприятия

Форма

класс

ответственные

Время проведения

1

Поездка в город Благовещенск

Экскурсия, посещение театра

10, 11

Классный руководитель, родительский актив

1 модуль

2

День самоуправления

Ролевая игра

10, 11

Заместитель директора по ВР

Октябрь

3

Поздравительная открытка ко Дню Учителя, 8 марта

поздравление

10, 11

Актив класса

Октябрь, февраль, март

4

Новогодний бал

праздник

10, 11

Классный руководитель, актив класса

декабрь

5

 «Мы встречаем Рождество»

Классный огонек

10

Классный руководитель, актив класса

январь

6

Классный огонек «А ну-ка, мальчики»

праздник

10, 11

Классный руководитель, актив класса

Февраль

7

Огонек «А ну-ка, девочки»

праздник

 10, 11

Классный руководитель, актив класса

Март

8

День смеха и шуток. Праздник «Хорошее настроение»

Классный час

10, 11

Классный руководитель, актив класса

Апрель

9

«Экспедиция в мир разгаданных и неразгаданных тайн»

беседа

10

Классный руководитель, актив класса

март

10

Встреча с выпускниками класса

Вечер-встреча

10

Классный руководитель, актив класса

Декабрь

11

«Толерантность: что это?»

Классный час, тестирование

10

Классный руководитель

1 модуль

12

«Толерантность к себе».

Классный час

10

Классный руководитель

1 модуль

13

«Толерантная личность».

Классный час

10

Классный руководитель

2 модуль

14

«Странный человек».

Классный час

10

Классный руководитель

2 модуль

15

«Культурные нормы».

Классный час в форме дискуссии

10

Классный руководитель

3 модуль

  1. «Я + ТЫ = МЫ»

(школа психологических знаний)

     Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими людьми и отстаивать свои права конструктивным способом – все относится это к необходимым компонентам личности гражданина современного общества.

      Психологические занятия и тренинги способствуют раскрытию и развитию способностей, владение навыками самоанализа, понимание чувств и мотивов поведения других людей, обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях, умению творчески преодолевать конфликты.

      Цель работы: формирование психологической культуры учащихся.

      Предполагаемый результат: развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Название мероприятия

Форма

класс

ответственные

Время проведения

1

«Индивидуально-психологические особенности в структуре личности»

Беседа

10

Школьный психолог

В течение года

2

Изучение темперамента

тестирование

10

Школьный психолог

октябрь

3

Изучение способностей. Креативные способности человека

тестирование

10 11

Школьный психолог

ноябрь

4

Мотивы выбора профессии

Практическое занятие

Школьный психолог

ноябрь

5

Изучение уровня воспитанности

анкетирование

 10 11

Школьный психолог

октябрь, апрель

6

Изучение сферы интересов

анкетирование

 10 11

Школьный психолог

декабрь

7

Профориентационное диагностирование

диагностика

 10 11

Школьный психолог

январь

8

Построение профессионально-личностных планов

Практическое занятие

11

Классный руководитель, школьный психолог

март

9

Профориентационные игры

игры

10 11

Школьный психолог, классный руководитель

В течение года

Список литературы

  1. Аджиева Е.М. Байкова Л.А. и др. 50 сценариев классных часов. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  2. Гребенкина Л.К. Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. М.: «ВАКО», 2003.
  4. Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальных классов. М.: 2006.
  5. Классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. А.М. Байков А.М. и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
  6. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
  7. Профориентация старшеклассников: сб. учебно.-метод. Материалов /сост., ред. И коммент. Т.В. Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006.
  8. Психология.9 класс. I часть. /Сост. М.М. Миронова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
  9. Психодиагностика детей / Сост. А.С. Галанов. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  10. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.
  11. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  12. Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы /сост. В.А. Ведерникова и др. – Волгоград: Учитель, 2005.

                                                        У Т В Е Р Ж Д А Ю

                 Зам. директора по ВР

       Проклова О. М.

                   «   « сентября 2015 год

Воспитательная программа

«Мое будущее – в моих руках».

                               Классный руководитель 10 Б класса

                                     Ланина Лариса Николаевна

2015 - 2017 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа воспитательной работы в классе

Авторская программа воспитательной работы в классе "Школа пяти "С"описывает систему воспитательной работы в классе...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ

Данная программа направленана развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственны...

Программа воспитательной работы 5 класс

Программа воспитательной работы "Давайте жить дружно" рассчитана на  реализацию в течение 1 года....

Программа воспитательной работы с классом "Мы вместе" (10-11 класс)

программа воспитательной работы с учащимися 10-11 класса...

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2010-2016г. для обучающихся 5-9 класса

Цели и задачи программы- Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.- Формировани...

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2012-2016 г. для обучающихся 5-9 класса

Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский...

Программа воспитательной работы в классе "Новое поколение" (5-9 классы)

Программа воспитательной работы класса 5-9 классы. Название программы "Новое поколение". Воспитательная деятельность направлена на всестороннее развитие личности. Работа осуществляется по ра...