Классный час "Человек"
классный час (7, 8 класс) по теме

Колеганова Светлана Николаевна

Целью проведения классного часа является воспитание гражданско – патриотических качеств личности учащихся. В материалах к классному часу есть стихи о Человеке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_chelovek.rar1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Здравствуй, человек!»

Содержание

Ход классного часа
II. Работа с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность», «я».
III. Выяснение социальных ролей человека.
IV. Работа над понятием «Личность».
V. Заключение.
VI. Рефлексия.


Пояснительная записка

Данный классный час проводится в 7 классе. Учащиеся делятся на 4 группы. Классный руководитель выступает в роли ведущего. Продолжительность классного часа – 45 минут.

^ Целью проведения классного часа является воспитание гражданско – патриотических качеств личности учащихся.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями: «индивид», «организм», «индивидуальность», «я», «личность», «гражданин».

Развивающие: развивать умение работать в группах, сотрудничать; формировать навыки логического мышления.

Воспитательные: воспитывать чувство гражданственности, любовь к родине.

В ходе классного часа использовались следующие методы и приемы работы: рассказ с элементами беседы, работа в группах, индивидуальная работа, разгадывание кроссворда, обсуждение различных ситуаций по данной теме, анкетирование учащихся.

Оборудование: схема «»Что же такое человек?», карточки «Социальные роли», листы ватмана для работы групп, клей, кнопки, распечатанные кроссворды, ручки, анкеты.

Два мира есть у человека,
Один, который нас творил,
Другой - который мы от века
Творим по мере наших сил.
               Н. Заболоцкий


^
 Ход классного часа

I.Организационный момент

Классный руководитель представляет присутствующих. Все ученики 7 класса рассаживаются по группам.

^ Классный руководитель. 

Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же волнуют нас. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

(включает музыку)

Живя в двадцатом веке
В отечестве своем,
Хочу о человеке
Поговорить простом.
Раскрыв листы газеты,
Раздумываю зло:
Определение это
Откудова пришло?..

Человек уже рождается человеком! Банальная истина? Однако если учесть, что нам предстоит разобраться в очень сложном теоретическом вопросе, то не будем третировать истину ни в каком ее обличии, даже когда она кажется общеизвестной!

1.Мотивационный блок.

Классный руководитель:  Наш разговор сегодня называется «Здравствуй, человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком? Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек - это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек - это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Мамардашвили сказал: «Человек - это ежедневное усилие быть человеком». Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий (зачитать эпиграф).

2.Работа с понятием.

Ученик: Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении  слова: « Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»

Учитель: Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?

А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК  (детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача - наполнить поле «Человек»).

Ч- честность, чуткость, честолюбие.

Е- единовластный, единодушие, единоличник.

Л- Легкомысленный, лжец, любознательный.

О- обманчивый, образованный, ответственный.

В- вероломный, внимательный, воспитанный.

Е-

К- каверзный, капризный, коллективный, контактный.



^ II. Работа с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность», «я».

Классный руководитель. Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?

(показывает таблицу)







http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_22/6/d-5577/5577_html_m1f5267cc.gif




                                                                                                                                     


Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность» и «я».

На столе у каждой группы находятся: лист ватмана с одним из этих понятий и карточки лото в конверте. За 5 минут каждой группе необходимо выбрать и приклеить на ватман карточки, которые подходят к данному понятию. После окончания работы каждой группе необходимо вывесить на доску свой ватман под соответствующим названием и объяснить, почему взяты именно это карточки.

1 –я группа. Человек – индивид.

Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.

2 – я группа. Человек – организм.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

3 – я группа. Человек – индивидуальность.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

4- я группа. Человек – «Я»

Реальное представление о себе самом, самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим.

(Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия. Классный руководитель исправляет допущенные ошибки, если они есть).

Классный руководитель. Спасибо всем группам. Переходим к следующей части нашего классного часа.

^ III. Выяснение социальных ролей человека.
Классный руководитель. Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество – это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и тот же человек играет в обществе разные социальные роли.

Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас мы предпримем «мозговой штурм». Предлагаю вам в течение одной минуты, не совещаясь, написать, в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах. Опишите свое социальное «Я».


Классный руководитель. Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из нас выступает в сходных социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами. Каждый из нас – личность.

^ IV. Работа над понятием «Личность».

Классный руководитель.

Будь с людьми.
И сказать тут вправе я:
Радость – в складчину,
Горе – в складчину.
Чтоб не съело душу тщеславие,
Как съедает железо ржавчина.
Чтоб не вымерзли твои помыслы,
Будто лужа при первом заморозке,
Будь с людьми.
Так с нивой цвесть колосу,
Так с волнами волне плыть взаплески.

Никого бедой не испытывай,
Рядом с горем не празднуй оргии,
На чужой урожай не рассчитывай,
Сам паши, сам и сей,
Сорняки сам выдергивай.
И ни облачка опасения,
И любая напасть развеется,
Как листва на ветру осенняя…

Что же такое личность? «Личность» - очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, - совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких как особенности мышления, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твердо держать свое слово, самостоятелен или податлив чужой воле. Человек и личность – это не синонимы. Человек может быть еще и не личностью (например, новорожденный), но личность – это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима так же, как и внешние параметры каждого человека. Личность – это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся.

В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Каким же качествам должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд.

Возьмите, пожалуйста, кроссворд и заполните их в течение 5 минут.

(группы заполняют кроссворд).

Вопросы к кроссворду:

  1. «Ум легкомыслен и упорен.
    В сужденьях скор и слишком смел.
    Нет, человек не так – то бел,
    Да и опять, не так - черен…»
    (смелость)
  1. «Если люди тебя уважают,
    Часто просят дать им совет,
    И тебя очень многие знают,
    Значит, завоевал…»
    (авторитет)
  1. «Цель творчества – самоотдача,
    А не шумиха, не успех.
    Позорно, ничего не знача,
    Быть притчей на устах у всех…»
    (творчество)
  1. «Владеет тот собой среди толпы смятенной,
    Ответственность несет всегда смятенной,
    Кто верит вновь, наперекор Вселенной,
    В себя и в свой в делах успех…»
    (ответственность)
  1. «Сравнима любовь твоя
    С чем в настоящем?
    Сравнима с огнем она,
    Вечно горящим…»
    (любовь)
  1. «Можно жить безмятежно, условясь
    Зло считать для удобства добром.
    Но что делать тому, чья совесть
    Все нежданно поставить ребром?...»
    (совесть)
  1. «Оттенков множество для глаз:
    Нет в людях краски безусловной,
    Добра не чужд иной виновный,
    И праведник грешит сто раз…»
    (доброта)
  1. «Всегда бывает счастлив тот человек,
    Кто цель благородную в жизни поставит.
    Кто живет для людей свой не долгий век,
    Тот след глубокий на земле оставит…»
    (цель)








1


с


м


е


л


о


с


т


ь







2


а


в


т


о


р


и


т


е


т









3


т


в


о


р


ч


е


с


т


в


о


4


о


т


в


е


т


с


т


в


е


н


н


о


с


т


ь








5


л


ю


б


о


в


ь










6


с


о


в


е


с


т


ь









7


д


о


б


р


о


т


а












8


ц


е


л


ь







^ Классный руководитель ( после заполнения кроссворда). Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, ради других людей, проявляют целеустремленность и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильными личностями являются люди известные. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не отрекщивались от своих поступков, не изменили себе.

Каждый из нас – личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.

Классный руководитель: Тренинг «Волшебные  руки» (10 пальцев- 10 качеств.)

На листке выразить в баллах сформированность каждого. (индивидуально)

Нравственное качество

Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности

Степень сформированности

(от 1 до 5 баллов)

Человечность

1.Благодарность

2.Великодушие

3.Вежливость

4.Доброжелательность

5.Сострадание

6.Любовь к людям

7.Забота о ближних

8.Послушание

9.Щедрость

10.Умение прощать

Сделай вывод:

К чему ещё стремиться?

Классный руководитель: «Человек  познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза. Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.

Классный руководитель: Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.

Давайте послушаем советы.

Ученик:

Умейте управлять собою,

Во всём ищите доброе начало.

И, споря с трудною судьбою,

Учитесь жизнь начать с начала.

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору,

А если двигаетесь в гору,

Себя в пути не потерять.

Не надо жаловаться всем

Ни на судьбу, ни на болезни-

Ничто не будет бесполезней

Избитых, жалких этих тем.

Не жгите сердце табаком,

И мозг вином не заливайте,

И жизнь свою не сокращайте

Воспоминаньем о плохом.

Друзей имейте- в трудный час

Они поддержат и помогут,

Не будет трудною дорога

Ни для друзей и ни для вас.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут,-

Ненастья тоже устают.

За днём несчастья- день счастливый.

Классный руководитель: Человек отличается умением размышлять. Выберите себе пищу для размышления и напишите мини-сочинение.

1.Самый лучший день - сегодня.

2.Самая большая ошибка - потеря надежды.

3.Самая большая слабость - ненависть.

4.Самый большой нарушитель спокойствия - болтун.

5.Самая нелепая черта характера - самомнение.

6.Самый опасный человек - лжец.

7.Самое большое богатства - здоровье.

8.Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.

Человек! Это высокое звание.

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной туманной млечности,

В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности…

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная.

Дм.Голубков.

«Сотвори мир в себе и отправь его людям»- эти слова Ф.Абрама должны стать девизом  каждого человека.

V. Заключение.

Классный руководитель. Заканчивая эту часть классного часа, я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не окончен и вы еще не раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего более сложных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет правильное решение. Пусть задает себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?
Растить цветы и звезды видеть?
Зачем терять, зачем искать,
Зачем былое вспоминать?
В чем смысл жизни заключен?
В чем заключен ее закон?
И не дает покоя мне,
Моей недетской голове,
Один – единственный вопрос:
Зачем родился я и рос?

Мы закончили рассматривать вопросы нашего классного часа. Но мне хотелось бы узнать, интересен, полезен ли был вам наш сегодняшний разговор, какие проблемы вы намерены обсудить в дальнейшем. Для этого прошу вас заполнить анкету. С правилами анкетирования вы уже знакомы. А кто забыл, посмотрите на доску, где они вывешены.

Правила заполнения анкеты


Не подглядывать в анкету соседа, так как это не контрольная и здесь нужно именно ваше мнение;

Вы имеете право не отвечать на любой вопрос;
Отвечая, старайтесь не задумываться. Вписывать лучше первую пришедшую в голову мысль, даже если она же и последняя;
Опрос проводится не из любопытства, а в общих интересах;
Педагог не имеет права разглашать информацию, полученную в процессе анкетирования. Если он разгласил ваши ответы с указанием фамилий отвечающих, то в разведку ему придется идти одному;
Писать фамилию не обязательно;
Можно не очень беспокоиться о грамотности, оценку никто ставить не будет;
Помните: всегда приятно узнать о себе что – то новое.


Классный руководитель: Перед вами анкеты. Отвечая на вопросы, поставьте «+», если ваш ответ «да», и «-» , если ваш ответ «нет». На вопрос о том, какие еще проблемы вы хотели бы обсудить на классных часах, ответьте, сформулировав ответ самостоятельно. В конце командиры групп собирают анкеты и сдают учителю.

Вопросы анкеты:


Понравился ли тебе классный час?
Стал ли ты более четко разбираться в понятиях и проблемах, затронутых сегодня?
Многое ли тебе это дало?
Сможешь ли ты в дальнейшем применить данные знания?

Классный руководитель. Классный час подходит к концу. Сегодня мы с вами рассмотрели очень важные понятия. Хочется, чтобы это осталось у вас в памяти. И надеюсь, вы всегда будете следовать золотому правилу Дейла Карнеги: «Поступай с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой».

Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, рот - поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо и радостно.

-Она ничего не стоит, но много дает.
-Она обогащает тех, кто ее получит, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
-Она длится мгновенно, а в памяти остается порой навсегда.
-Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет яка, который не стал бы от нее богаче.
Приветливость- это ключик, который открывает железные замки человеческих сердец.
Будь приятным людям!

VI. Рефлексия: отметить на температурной шкале ваше отношение к теме нашего разговора:

а) синий цвет (холодно): не собираюсь об этом думать, по крайней мере, сейчас;

     б) белый цвет (норма): актуальная тема, есть над чем поразмышлять;

в) красный цвет (жарко): тема очень волнует меня, я стараюсь работать над собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...