Разработка родительского собрания "Особенности адаптации пятиклассников"
материал (5 класс)

Шестова Татьяна Борисовна

Ваш ребенок переступая сступень среднего звена испятывает трудности адаптации.  Подростку предстоит понять тре­бования средней школы и приспособиться к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx28.91 КБ
Файл adaptatsiya_5_.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ»

Цель: оценка адаптационного периода в классе, пути  решение и профилактика проблем.

Задачи:

  • познакомить с психологическими особенностями  в период адаптации;
  • проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учебы;
  • выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Форма проведения: консилиум.

Участники: классный руководитель, родители учащихся 5 класса, школьный психолог, учителя – предметники.

Подготовительная работа:

  • проведение теста и обработка результатов.
  • Приглашение родителей на собрание.
  • Беседа с психологом и учителями-предметниками.
  • Презентация, памятки, буклет родителям по теме собрания.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним.

Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.

2. Активизирующая игра «Я - пятиклассник»

Классный руководитель. Проведем небольшую разминку. Представьте, что вы снова пятиклассник. Вспомните, какие трудности и страхи испытывали вы сами?

(Учитель передает мяч родителям, они возвращают его с ответом на вопрос.)

Совершенно верно, то же самое испытывают и наши дети. В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

• непривычное расписание (новый режим);

• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

• новые дети в классе (или я сам в новом классе);

• новый классный руководитель;

• в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;

• проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Об особенностях адаптационного периода и возрастного развития расскажет школьный психолог.

3. Выступление психолога по теме собрания «Особенности адаптационного периода и возрастного развития подростка»

4.Классный руководитель об особенностях адаптационного периода.

Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т. е. мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.

В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

4. Проблемы школьной адаптации.

( Проблемы демонстрируются на экране)

Проблема 1. Изменение условий обучения.

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс. Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив - МНОГО новых ребят.

Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок, и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

Проблема 2. Изменение требований.

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий.

Проблема 3. Отсутствие контроля.

Всю начальною школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс. Одному из них напомнит, что надо сделать домашнее задание, другому - чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков, отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей агрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

Чем можно помочь?

Такое отношение к ребенку, по понятным причинам, может обидеть вас, дорогие родители. «Как же так, - скажете вы, -ведь надо искать индивидуальный подход ко всем ученикам в классе!» Конечно, доля истины в этом есть, и учителя прилагают максимум усилий. Но быстро этот подход не находится. А во-вторых, опять-таки найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность Работника. Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар.

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).

Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Проблема 4. Пробелы в знаниях

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Чем можно помочь?

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.

Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

Завершая рассказ об адаптации к средней школе, хотелось бы отметить следующее: все эти переживания естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям, учителям надо быть внимательнее и добрее к ребятам.

Рекомендации для родителей. (см. приложение и на экране)

5. Выступление психолога.

Анализ результатов психолого-педагогического исследования

на тему « Адаптация пятиклассника к новым условиям»

6. Анализ результатов анкетирования учащихся

Классный руководитель.

Мы ознакомились с мнением ученых, вспомнили свои ощущения этого возраста. Что же чувствуют наши дети? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью, было проведено исследование, результаты которого я сейчас представлю.

(Рассказывает об итогах анкетирования.)

Классный руководитель. Для того чтобы более объективно оценить процесс адаптации, необходимо знать мнение учителей-предметников, с которыми предварительно была проведена беседа.

(Мнение отсутствующих учителей доводит до сведения родителей классный руководитель.)

7. Подведение итогов собрания.

Давайте подведем итог всему выше сказанному. Для того чтобы пятиклассник легко и быстро приспособился к новым условиям средней школы важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • навыки общение и достойного поведения с одноклассниками;
  • навыки уверенного поведения;
  • навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • навыки самоподдержки;
  • навыки адекватной оценки собственных возможностей.

При наличии всех этих умений и навыков возможно решение задач развития пятиклассников:

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
  • формирование умения учиться в средней школе;
  • развитие учебной мотивации, формирование интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими;
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе.

И наша с вами задача помочь нашим детям безболезненно пройти период адаптации в среднем звене.

Вопросы родителям: Что было самым интересным и полезным сегодня на собрании? Какие выводы вы сделали для себя? Спасибо за ответы.

Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за совместную деятельность, надеюсь на дальнейшее взаимопонимание.

В качестве решения собрания я предлагаю вам памятки и буклет с кратким конспектом нашего собрания.

Список используемой литературы:

  1. http://открытыйурок.рф/статьи/569192/

  1. https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-adaptaciya-uchaschihsya-klassa-2618078.html

Приложение.

Методика изучения удовлетворенности

учащихся школьной жизнью

Уважаемые ребята! Оцените, пожалуйста, степень вашего согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

- согласен;

-трудно сказать;

1 –не согласен;

- совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка результатов. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное отделения общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Беседа с учителями-предметниками по вопросам:

1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)?

2. С каким настроением вы идете на урок в наш класс?

3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?

4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?

5. Какие основные требования вы предъявляете учащимся по вашему предмету?

6. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?

При необходимости личной беседы с родителями учитель-предметник приглашается непосредственно на родительское собрание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ»

Слайд 3

« Я - пятиклассник»

Слайд 5

Выступление психолога нашей школы

Слайд 6

Проблемы школьной адаптации. Проблема 1. Изменение условий обучения. Проблема 2. Изменение требований. Проблема 3. Отсутствие контроля. Проблема 4. Пробелы в знаниях

Слайд 7

Анализ результатов анкетирования учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"

При переходе ребят из начального звена в среднее всегда возникают трудности с адаптацией. И всегда первое родительское собрание посвящено этой проблеме....

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"

Родительское собрание  " Адаптация пятиклассников"...

Презентация к родительскому собранию "Адаптация пятиклассников"

Презентация к родительскому собранию "Адаптация пятиклассников"...

Родительское сбрание "Адаптация пятиклассников"

Тема собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе. Рекомендации родителям....

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"

Представлена презентация, которая содержит материал по теме "Адаптация пятиклассников". В презентации отражены особенности данного возраста, проблемы, пути исправления, виды анкетирования....

Классное родительское собрание "Адаптация пятиклассников"

Материал разработан для родителей учащихся 5 класса с целью ознакомления родителей с тем, как проходить адаптация их детей....