Развитие успешности ученика через систему социальных практик и проектов.
статья

Евтеева Ирина Васильевна

«Урок –есть часть предмета, предмет есть часть науки, наука связана с практикой, и если после урока нет углубления в форме клуба, лабораторных занятий, творческих студий, индивидуального взаимодействия педагога и ребенка, практической профессионально ориентированной деятельности, то механически подготовить учеников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ можно, но удовлетворить познавательные потребности и развить задатки не удастся».        Лизинский Владимир Михайлович

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие успешности ученика через систему

социальных практик и проектов.

«Урок –есть часть предмета, предмет есть часть науки, наука связана с практикой, и если после урока нет углубления в форме клуба, лабораторных занятий, творческих студий, индивидуального взаимодействия педагога и ребенка, практической профессионально ориентированной деятельности, то механически подготовить учеников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ можно, но удовлетворить познавательные потребности и развить задатки не удастся».                                   Лизинский Владимир Михайлович

 Социальная практика – такой вид деятельности, в ходе которого человек принимает позитивный социальный опыт, получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе: социальной группе или по отношению к отдельным людям. Поэтому школа является естественной площадкой социальной практики. 

Социальная практика – это образовательная деятельность, направленная на развитие социальной компетентности, социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, получение опыта социального действия.

Подготовиться к полноценной жизни можно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях детско-взрослого сообщества. Одним из главных ориентиров в этом направлении является выработка социальной компетентности личности, которая не может быть определена только через сумму предметных знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. А это значит, что молодежь должна уметь мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.

Современная ситуация такова, что обострение социально-нравственных проблем жизни как отдельного человека, так и социума в целом, привело к переориентации школы на «чистое» обучение. «Современный старшеклассник много знает, но абстрактно, много умеет, но только теоретически». В связи с этим необходимо дать всем выпускникам школы знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию. Облегчение социализации в рыночной среде должно осуществляться через формирование ценностей, а именно: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества. Также социальная практика помогает школьникам адаптироваться в любом социуме, учит общаться и бесконфликтно решать проблемы, выполнять различные социальные роли, знакомит с представителями разных профессий, позволяя тем самым правильно выбрать свой жизненный путь.

Социальная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.

В нашем общеобразовательном  учреждении социальная практика школьников имеет, такие направления:

самоуправление – участие в организации школьного самоуправления на уровне класса и школы;

самоорганизация и личностный рост – соревнование: соотнесение собственных результатов с результатами других, конкурентное поведение, корректировка своей рейтинговой позиции;

волонтерская деятельность – участие в акциях, посвященных лицам с ограниченными возможностями: конкретные проявления заботы об инвалидах, ветеранах, младших;

интеллектуальное творчество – участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, НПК, создание и защита собственного интеллектуального продукта;

профессионально-ролевая деятельность – стажировка в качестве члена жюри конкурса учебно-исследовательских работ или учителя и воспитателя в День самоуправления; деятельность по самообслуживанию; организация и проведение массовых общешкольных мероприятий;

здоровьесбережение – участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья

Программы социальных практик в образовательных учреждениях, которые работают в этом направлении, оправдывают свое начинание: большинство ребята к концу обучения в школе уже определяются с будущей профессией.

Социальная практика помогает ученику найти для себя различные способы выстраивания делового общения, понять, как построено взаимодействие между представителями власти и общественности; получить опыт поиска рабочего места; научиться видеть социальные проблемы; научиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами; получить навык работы с деловой документацией; научиться кооперироваться с другими людьми и делать совместное дело; знакомиться с условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном обществе; знакомиться с конкретными социальными технологиями и их реализацией; научиться ставить цели своего социального действия, определять средства его осуществления, анализировать результаты.

Содержание практик, как правило, выходит за рамки школьных учебных программ, связано с реальной жизнью, актуальной для учеников.

Практики – это деятельность. Это значит, что у ребенка должны быть цели и мотивы деятельности, должны быть самостоятельные действия, направленные на достижение результата, должна быть рефлексия деятельности. Социальные практики – это педагогически управляемая деятельность учеников, т.е. при организации практик мы должны точно понимать, на получение каких возможных результатов они направлены. Результативность социальных практик обнаруживается либо в качестве освоенных действий, либо в качестве продукта. Действия или продукт являются объектами оценивания и для учеников, и для педагогов. Для определения объектов оценивания необходимо разрабатывать систему критериев и показателей, что успешно осуществляется в образовательных учреждениях, работающих в этом направлении.

В нашей  школе тоже  создаются условия для организации и прохождения социальных практик обучающимся.

В нашей школе работает __ кружков и секций, которые помогают работе классного руководителя по вовлечению школьников в социальную практику.

В школе разработана Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках общей образовательной программы начального общего образования.

Цель программы – воспитание духовно-нравственных качеств, активной жизненной позиции, развитие потенциала учащихся, их социализация.

Мы решаем следующие задачи:

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Воспитательные результаты распределены по трём уровням:

1. Приобретение школьником социальных знаний – взаимодействие со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

2. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом (взаимодействие между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде).

3. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (взаимодействие с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.)

1. Система традиционных и инновационных классных часов и школьных мероприятий, направленных на получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

День матери – изготовление подарков, подготовка праздничного концерта и угощений для мам и бабушек.

День Победы – ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры исполнения патриотического долга.

День пожилых людей – изготовление открыток и поздравление своих родных, соседей.

День Земли – высадка растений, очистка доступных территорий от мусора, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства.

Акция «Посади дерево» – посадка деревьев на пришкольном участке.

День защитников Отечества – участие в просмотре отрывков из художественных фильмов, проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, участие в подготовке и проведении игры «Зарница» военно-патриотического содержания.

«Последний звонок» – поздравление выпускников школы первоклассниками.

«День Здоровья» – участие учащихся и их родителей в школьных спортивных конкурсах.

День добра – посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о природе.

Акции добрых и полезных дел – форма, которая родилась и уже прочно укрепилась в нашей школе. Это общественно полезная деятельность класса, объединённая одной темой, которая позволяет классному коллективу стать настоящим хозяином школы на целую неделю. Как правило, Акция бывает социально значимой, меняет жизнь школьного сообщества к лучшему, обязательно содержит яркую и привлекательную идею.

Например, возникла необходимость привлечь внимание школьников и учителей к здоровому образу жизни – рождаются акции «Будь здоров!», «Курению – нет!»

Опыт показал, что наиболее успешно проходят акции, которые соответствуют следующим требованиям:

• яркая интересная идея;

• чёткая организация и освещение процесса (объявление об акции – «затравка», проведение акции, итоги акции – результат);

• доступность и привлекательность для людей любого возраста;

       • обязательное участие взрослых.

Результаты проведения Акций добрых и полезных дел:

• создают условия для социализации личности;

• сплочение коллектива класса;

• дают возможность проявить творческие способности на благо других;

• дают возможность изменить жизнь к лучшему и сразу увидеть результаты творческой деятельности;

• создают условия для укрепления содружества гимназистов: все объединены одним большим общим делом.

И закончить я хочу словами: главный воспитатель – жизнь, основной воспитатель – семья, остается связать первое со вторым и создать условия для развития и творчества ребёнка. В этом и есть наша работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.

Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений  на коррекционных занятиях. ...

Выступление "Развитие одаренности школьников через систему урочной и внеурочной деятельности филологического образования"

Выступление на педагогической конференции о работе с одаренными детьми на уроках русского языка....

ИКТ как средство развития познавательного интереса через систему творческих работ

Представлен опыт автора по развитию познавательного интереса  через систему творческих работ...

Развитие учебной мотивации через систему урочной и внеурочной деятельности

Чтобы активизировать мыслительную деятельность ученика, нужно выбрать такую форму работы на уроке, способную заинтересовать учащегося с любым уровнем подготовки, вовлечь весь класс в совместный процес...