Выступление на областных Рождественских чтениях 12 декабря 2017 года
опыты и эксперименты (10 класс)

Булатова Татьяна Николаевна

Василий Александрович Сухомлинский в книге «Как воспитать настоящего человека» - говорит, что нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, самый красивый и самый незаметный цветок в букете, имя которого - Нравственность. «Любя своих детей, - говорит он,- учите их любить вас, не научите - будете плакать на старости лет - вот самая мудрая из истин отцовства и материнства. Только там, где эта истина становится требованием, почва детского сознания, образно говоря, вспахивается под семена любви к родителям».

Роль семьи в воспитании подрастающего поколения, как ни прискорбно звучит, сегодня чрезвычайно низка. Общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности.

И все-таки, важная роль в духовно-нравственном сплочении современного общества ложится именно на плечи образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. И как не нам, учителям и классным руководителям, заниматься нравственными вопросами воспитания обучающихся...

Представляю Вашему вниманию своё выступление на III Региональных Рождественских образовательных чтениях "Нравственные ценности и будущее человечества" в подсекции №4 "Формирование основ нравственного самосознания обучающихся в современной школе" (в программе выступление № 10)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайды презентации будут настроены в автоматическом режиме...

Слайд 1. - читать со слайда

Каждый человек хотя бы однажды задумывался над вопросом: «Зачем я появился на свет?» Я уже в начальной школе знала зачем - чтобы стать учителем. Сначала учителем начальных классов, потом учителем истории, хотела стать учителем иностранных языков, но стала учителем математики, информатики, а с недавних пор и учителем физики и астрономии. Быть учителем нелегко, особенно в современной школе. Я это знала всегда, но на другом поприще я себя не вижу и не мыслю. Учить и воспитывать детей - сложная задача, но выполнимая и очень интересная. В учительской деятельности уж точно не заскучаешь.

Слайд 2.

Обучаясь в педагогическом институте, я после первого курса поняла, что главное в работе учителя. Расскажу историю из своей жизни. Окончание первого курса. Экзамен по педагогике. Мне попался билет, в котором одним из вопросов была жизнь и деятельность великого педагога Василия Александровича Сухомлинского. Готовясь к ответу, я настрочила две станицы. Преподаватель, посмотрев на мой исписанный в каждую строчку листок, сказала: "Я не буду всё это слушать. Я поставлю вам "5", если ответите правильно только на вопросы: "Что главное в деятельности педагога, по мнению Сухомлинского? Что стоит во главу угла во всей его педагогической деятельности? Ответьте только одним словосочетанием". Преподаватель хитро улыбалась... Я растерялась. В голове закружился хоровод спутанных мыслей. И тут как гром с ясного неба! Меня осенила простая мысль. Но я сомневалась... И я робко ответила: "Любовь к детям..." "Молодец! Отлично!", - воскликнул мой преподаватель по педагогике. Я уже не помню, как её зовут, но её радостное лицо до сих пор стоит у меня перед глазами. И я на всю жизнь поняла, что главное в работе с детьми - их любить.  

Слайд 3.

Мне повезло. Я была сама обласканным ребёнком: любовь родителей, нежная забота воспитателей, уважение учителей и преподавателей. Я родилась и выросла при СССР. У меня были самые замечательные учителя в школе и институте. А ещё у меня были книги В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко. Именно на этих книгах я постигала азы учительской деятельности. Именно слова этих великих педагогов будут много звучать сегодня в моём выступлении.

Всё новое - это хорошо забытое старое. Зачем придумывать колесо, если оно уже имеет место быть. Поэтому я обращаюсь к их педагогическому наследию и советую тем, кто работает с детьми, прочесть книги Сухомлинского и Макаренко. В них много конкретных примеров, очень подробно описаны действия педагогов в сложных ситуациях, которые и нас поджидают каждый момент общения с детьми, несмотря на то, что прошло более пятидесяти лет, и мы живём в другом социуме.

Слайд 4.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было  беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали     им     путь,   который определит им жизнь.   Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Слайд 5-6.

На каком уровне сегодня идёт формирование нравственной личности обучающихся? Ведь именно уровень нравственности определяет глубину души каждого человека. Нравственное понятие, воспитание имеют свою первую ступень -  семья.

Слайд 7.

Василий Александрович Сухомлинский в книге «Как воспитать настоящего человека» - говорит, что нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, самый красивый и самый незаметный цветок в букете, имя которого - Нравственность. «Любя своих детей, - говорит он,- учите их любить вас, не научите - будете плакать на старости лет - вот самая мудрая из истин отцовства и материнства. Только там, где эта истина становится требованием, почва детского сознания, образно говоря, вспахивается под семена любви к родителям».

Роль семьи в воспитании подрастающего поколения, как ни прискорбно звучит, сегодня чрезвычайно низка. Общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности.

И все-таки, важная роль в духовно-нравственном сплочении современного общества ложится именно на плечи образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. И как не нам, учителям и классным руководителям, заниматься нравственными вопросами воспитания обучающихся.

Слайд 8. - читать со слайда

Чтобы воспитывать детей, нам, учителям, надо тоже иметь определенные нравственные ценности.

Какие же требования предъявляются к учителю, воспитателю, по мнению великих педагогов?  

Если вы обладаете хотя бы 95 % тех требований, которые я озвучила, если вы любите детей, если у вас есть желание работать в школе - то из вас может получиться хороший учитель (воспитатель).

Слайд 9.

И тут на ум приходят слова Константина Дмитриевича Ушинского: " Духовная атмосфера в школе живёт не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже приходит в характер воспитанников".

Слайд 10.

Школа №4 города Ярцево, в которой я работаю с 2008 года, гордо носит имя Героя Советского Союза, маршала бронетанковых войск Олега Александровича Лосика. В школе главенствующая роль отводится военно-патриотическому воспитанию. В школе работают  детские общественные  организации: "Юные жуковцы", Почётный караул "Пост №1",  военно-общественная организация "ЮНАРМИЯ". Об их деятельности можно узнать на школьной сайте - http://4school-yar.edusite.ru.

Слайд 11.

Благодаря этой работе наша школа вошла в сто лучших школ России. В Санкт-Петербурге c 27 по 30 октября 2017 года состоялся очередной ежегодный VI Всероссийский форум «Школа будущего», XXV Всероссийская конференция «Проблемы и перспективы развития современной школы в России».

По итогам конкурса муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярцевская  средняя школа №4 имени Героя Советского Союза О.А.Лосика  стала лауреатом престижной номинации «100 лучших школ России-2017».  Мы на 50 месте в этом рейтинге. МБОУЯСШ №4 вручена золотая медаль «100 лучших школ России», подтверждаемая дипломом. Директор школы Ковалева Надежда Александровна отмечена Почетным знаком «Директор – 2017».

Представляя  работу школы на VI Всероссийском форуме «Школа будущего»,  Надежда Александровна получила свидетельство члена Международной академии качества и маркетинга.

"Цена такой высокой  награды – огромный, напряжённый и кропотливый труд всего педагогического коллектива школы. Победа в конкурсе помогла поверить в себя, в свой талант, в свои возможности. Это прекрасный стимул для очередных побед и свершений!" - прозвучали слова Надежды Александровны в заключительном слове при вручении высоких наград.

Слайд 12.

Мой класс тоже внёс свою лепту в этот труд.

На данный момент я являюсь классным руководителем 10 класса, в котором обучается 17 человек. Мой опыт классного руководителя не велик. Всего шестой год я выполняю обязанности классного руководителя в школе. Жизнь сложилась так, что вопросами воспитания я занималась только в профтехучилище - два года в должности заместителя директора по воспитательной работе и семь лет классным руководителем в группах старшего звена - учащихся, которым было 15 лет и больше. А вот с учащимися, которым было всего по 10-11 лет, впервые столкнулась пять лет назад. За пять минут до августовского школьного педсовета, меня пригласили в кабинет директора и торжественно объявили: «Татьяна Николаевна, мы вам доверяем 5 «А» класс!» Итак,

Слайд 13.

Тема моего выступления: Система работы классного руководителя по формированию нравственных качеств в условиях интеграции ресурсов школы.

 Слайд 14.

Отсюда вытекает цель моего выступления: показать свою работу, как классного руководителя, по духовно-нравственному воспитанию на примере своего класса.

Задачи, которые я перед собой ставила:

  • обобщить материал воспитательной работы за 5-10 классы;
  • систематизировать и оформить фотоотчёт;
  • провести и проанализировать мониторинг нравственной самооценки в 10 классе и сравнить его с мониторингом, проводимым в 5 классе.

Слайд 15.

Как учитель информатики я могу дать определение понятию "система" - это целое, состоящее из отдельных частей, взаимодействующих между собой. Поэтому система моей работы - это громко сказано. Мой опыт работы как классного руководителя состоит из проб и ошибок, познания себя и класса, сомнений и побед. Я искала пути решения проблем и конфликтов интуитивно и мучительно, иногда со слезами на глазах, как говорится - через тернии к звёздам.

Итак, я – классный руководитель, у которого не было опыта в воспитании обучающихся среднего звена, получив в дар 5 "А" класс, задумалась над вопросами: «Чему учить? Как воспитывать?»

Я увидела, что существует серьёзная проблема: несоответствие представлений детей о нравственном поведении с истинным поведением в детском коллективе. Класс достался мне умный, деятельный, но эгоистичный. Борьба за лидерство, стукачество на ближнего, неприязнь к новому члену коллектива, класс разбит был на враждующие между собой «группировки» плюс эгоистичная любовь родителей к своему чадо – вот то, что я увидела в этих детях. Я столкнулась с непониманием некоторых родителей. Мне стало страшно. Я растерялась. Но поддержка директора нашей школы, мудрого руководителя Ковалёвой Надежды Александровны, помощь социального педагога Черешковой Ольги Васильевны и советы моих старших товарищей-коллег помогли мне мелкими шажками двигаться к поставленной цели - гордиться своими ребятами, своим классом.

Слайд 16.

Первым делом решила их научить дружить. И стать им другом. Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться. Для меня слово «дружба» непустой звук. Для меня дружить – это любить. Вспоминаю письма Василия Александровича Сухомлинского к своему сыну: «…Прежде всего - никогда не забывай, что ты живешь среди людей. Никогда не забывай, что рядом с тобой трудится человек, у которого свои заботы, тревоги, мысли, переживания. Уметь уважать человеческое в каждом, кто живет и трудится рядом с тобой,- это, пожалуй, самое большое человеческое мастерство. Тонкость чувств воспитывается только в коллективе, только благодаря постоянному духовному общению с людьми, окружающими тебя. На чем же оттачивать, "шлифовать" чувства, как не на задушевной дружбе, богатой интеллектуальными, эстетическими интересами? Воспитывай свои чувства в дружбе. Дружба поможет тебе выработать тонкую чувствительность к человеческому в каждом, кто тебя окружает»

Сколько задушевных бесед я провела с каждым из них: на переменах, после уроков и во время уроков. Не ругать, не читать нотации, а понять и помочь этому ребёнку.  У ребёнка никогда не бывает злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки, хотя не всегда это ему и будет удаваться.

Потом я стала их учить ответственности и самостоятельности. Старалась оберегать от лицемерия и подлости, учила не быть равнодушным, не причинять своим поведением оскорбления и боли другим людям, уметь понимать душу другого человека. Учила быть совестливым и скромным, быть щедрым и бескорыстным, быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримыми к злу. Уважение и почитание матери, как и Сухомлинский, ставлю на первое место в развитии нравственности у детей. Приучала уважать старших и их авторитет. Я одинаково требовательна к каждому члену коллектива. У меня нет любимчиков: я люблю всех детей одинаково.

А ещё я стараюсь быть справедливой. Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.

Слайд 17-19.

Много разных и разнообразных событий совершено с моим классом. Представляю вашему вниманию только яркие и незабываемые…

Слайд 20-22.

Не сразу, но с 7 класса мои «звёздочки» получают первые места в школьных и районных мероприятиях.

Слайд 23.

Гордость нашего класса – это староста класса Умарова Бона. Её заслуги были отмечены выходом статьи в газете «Вести Привопья» (№19).

Ещё в пятом классе Бона решила вступить в ряды  Почётного караула, и с тех пор это стало важной частью её жизни. "Будучи командиром, я отвечаю за всех ребят в своей команде, - говорит Бона. - Мы ведь не просто вступили в юнармию. Мы - патриоты своей страны и должны чтить память погибших во время войны солдат". В 2016 году состоялся смотр постов среди караулов Ярцевского района, где Бона удостоилась звания "Лучший строевик" "Некоторые ребята в старших классах бросают Почётный караул, чтобы больше времени уделять учебе, - продолжает Бона. -  Но это не про меня. Я не могу бросить начатое дело на полпути. Принимая в Почётный караул курсантов, я всегда говорю - если ты пришёл к нам, то, как бы трудно ни было, иди до конца. Бона - моя правая рука. Я всегда могу на неё положиться. Она человек слова, ответственная, целеустремлённая, любит добиваться побед и отличный организатор.

Слайд 24-26.

В процессе своей работы я провожу различные диагностики. Вот одна из них - "Мониторинг нравственного воспитания". Впервые я её провела в пятом классе. Представляю вашему внимаю результаты этого мониторинга в виде диаграммы. А вот этот же мониторинг, который я подготовила для родительского собрания в 10 классе. Сравним... Поэтому хочется сказать словами А.С. Макаренко: "Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!"

Слайд 27.

И своё выступление я хочу завершить видеороликом - одним из поздравлений моих ребят с Днём учителя в этом учебном году.



Предварительный просмотр:

ФИ учащегося _______________________________________ Класс  __________________

  1. Высказывания.

№ п/п

Высказывание

Ответы (выбери пункт ответа и округли его)

Баллы

Количество единиц

1.

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

2.

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

3.

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

4.

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

5.

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

6.

Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

7.

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

8.

Мне приятно доставлять людям радость.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

9.

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

10.

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

Уровень:

Итого:

  1. Продолжите предложения:
  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я … __________________________________________________________________________
  2. Если кто-то надо мной смеётся, то я... __________________________________________________________________________
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в компанию, то я…_______________________________________________________________________
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я…_______________________________________________________________________
  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…_______________________________________________________________________

  1. Список желаний  (выберите ТОЛЬКО 5 желаний и округлите номера).
  1. Быть человеком, которого любят.
  2. Иметь много денег.
  3. Иметь самый современный компьютер.
  4. Иметь верного друга.
  5. Обеспечить здоровье родителей.
  6. Иметь возможность много командовать.
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
  8. Иметь доброе сердце.
  9. Уметь сочувствовать и помогать людям.
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
  1. Выберите СВОЙ ответ (округлите 1 вариант ответа).

№ п/п

Ситуация

Варианты ответов

Баллы

1.

Если кто-то плачет, то я…

  1. Пытаюсь ему помочь;
  2. Думаю о том, что могло произойти;
  3. Не обращаю внимание.

2.

Я с другом играю, к нам подходит мальчик лет 6-7 и говорит, что хочет поиграть с ними. Я…

  1. Скажу ему, чтоб он не приставал;
  2. Отвечу, что не могу ему помочь;
  3. Скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
  4. Пообещаю потом поиграть с ним.

3.

Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл, я…

  1. Не обращу внимания;
  2. Скажу, что он размазня;
  3. Объясню, что нет ничего страшного;
  4. Скажу,  что надо лучше научиться этой игре.

4.

Мой одноклассник на меня обиделся. Я…

  1. Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
  2. Обижусь в ответ;
  3. Докажу ему, что он не прав.

Уровень:



Предварительный просмотр:

ФИ учащегося _______________________________________ Класс  __________________

  1. Высказывания.

№ п/п

Высказывание

Ответы (выбери пункт ответа и округли его)

Баллы

Количество единиц

1.

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

2.

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

3.

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

4.

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

5.

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

6.

Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

7.

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

8.

Мне приятно доставлять людям радость.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

9.

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

10.

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

А) полностью согласен;

Б) больше согласен, чем не согласен;

В) не согласен;

Г) совсем не согласен.

Уровень:

Итого:

  1. Продолжите предложения:
  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я … __________________________________________________________________________
  2. Если кто-то надо мной смеётся, то я... __________________________________________________________________________
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в компанию, то я…_______________________________________________________________________
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я…_______________________________________________________________________
  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…_______________________________________________________________________

  1. Список желаний  (выберите ТОЛЬКО 5 желаний и округлите номера).
  1. Быть человеком, которого любят.
  2. Иметь много денег.
  3. Иметь самый современный компьютер.
  4. Иметь верного друга.
  5. Обеспечить здоровье родителей.
  6. Иметь возможность много командовать.
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
  8. Иметь доброе сердце.
  9. Уметь сочувствовать и помогать людям.
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
  1. Выберите СВОЙ ответ (округлите 1 вариант ответа).

№ п/п

Ситуация

Варианты ответов

Баллы

1.

Если кто-то плачет, то я…

  1. Пытаюсь ему помочь;
  2. Думаю о том, что могло произойти;
  3. Не обращаю внимание.

2.

Я с другом играю, к нам подходит мальчик лет 6-7 и говорит, что хочет поиграть с ними. Я…

  1. Скажу ему, чтоб он не приставал;
  2. Отвечу, что не могу ему помочь;
  3. Скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
  4. Пообещаю потом поиграть с ним.

3.

Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл, я…

  1. Не обращу внимания;
  2. Скажу, что он размазня;
  3. Объясню, что нет ничего страшного;
  4. Скажу,  что надо лучше научиться этой игре.

4.

Мой одноклассник на меня обиделся. Я…

  1. Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
  2. Обижусь в ответ;
  3. Докажу ему, что он не прав.

Уровень:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества, посвященный дню воинской славы России "День неизвестного солдата" 3 декабря 2017 года 7 кл

Цель:Ø воспитание чувства любви к Родине,Ø уважения к героическому прошлому и настоящему нашей страны,Ø популяризация поискового движения.Ø  вспомнить о великой Победе, о героических подвигах сов...

СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ Профилактическая Всероссийская акция 3 декабря 2017 года.

СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ Профилактическая Всероссийская акция «Здоровый образ жизни – здоровое сердце», «Сообщи, где торгуют смерть!»[[{"type":"media","view_mode":"me...

Выступление творческой группы "Наран", МАОУ "СОШ №2 с УИОП г. Улан-Удэ" на 5-ом международном фестивале "На Великом Чайном пути". Диплом II степени. Руководитель: Клюева И.Д. Декабрь 2017 года

Творческая группа "Наран" подготовила защиту проекта "Буддизм в Бурятии. Иволгинский дацан". Сама тема проекта обязывала нас тщательно проследить историческое развитие буддизма в н...

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»

Выступление на педсовете на тему:  «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»...

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья».

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья»....

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: "Православные ценности в содержании исторического образования и современность"

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: "Православные ценности в содержании исторического образования и современность"...