ПРОГРАММА «Хочу стать Лидером»
рабочая программа (9 класс)

Катаева Светлана Викторовна

Данная программа возникла из-за необходимости иметь подготовленных к активной деятельности воспитанниц, которые могли бы увлечь и повести за собой других воспитанниц, а также для успешной работы актива  отряда. Программа предполагает выявление, стимулирование и развитие лидерских качеств у воспитанниц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа46.31 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное

Учреждение для детей и подростков с дивиантным поведением

«Куртамышское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа»

ПРОГРАММА

«Хочу стать Лидером»

возраст обучающихся 14 – 17 лет

срок реализации 5 месяцев

Автор программы:

Катаева

Светлана Викторовна,

воспитатель.

г.Куртамыш

2015

Рассмотрено         

на методическом совете

Протокол №

От_______________           

Утверждено                                 на педагогическом совете

Протокол №

От_______________

Наименование программы

Программа «Хочу стать Лидером»

Нормативно - правовое обеспечение Программы

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Концепция Модернизации российского образования;

- Закон Российской Федерации от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка; в Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ);
- Основная образовательная программа Куртамышского спец.

Автор программы

Катаева С.В.

Исполнители

Воспитанницы Куртамышского спец.ПУ

Цели и задачи

Цель: обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, в области деятельности детских общественных объединений.

Задачи:

  •  Выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.
  • Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание   теории   лидерства   (понятие,   стили,   принципы, типология, способы  деятельности).
  • Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.
  • Обучение   подростков   умениям   и   навыкам   организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
  • Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел.
  •  Развитие культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
  • Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих  норм в условиях уважения к правам и свободам человека

Ожидаемые результаты

В результате реализации данной программы воспитанницы приобретают:

  • опыт совместной деятельности по реализации возрастных интересов и решению социальных проблем;
  • возможность самоутверждения в активной социальной роли, проявление ее в ходе реализации программы;
  • возможность получения собственного опыта в социально-значимой деятельности и его рефлексия;
  • развития лидерских качеств;
  • навыки коммуникации в разновозрастной группе как одного из средств поддержки собственной активности.

Актуальность программы

В условиях Куртамышского Спец.ПУ, когда воспитанницы живут, в среднем, 1,5-3 года, да и количество воспитанниц 3 отряда варьируется в пределах 30 человек, возникает проблема выбора актива самоуправления. Работа самоуправления дает воспитанницам возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца своего проживания. Кроме того это необходимо и полезно для будущей успешной социализации в обществе.

"Новички", которых выбираем в актив, как правило, не имеют организаторских способностей, коммуникативных навыков, обладают низкой (постоянно просят помощи  у взрослых – требуют повышенного внимания) или высокой самооценкой. Поэтому и возникла необходимость разработки и внедрения программы "Хочу стать лидером" на 3 отряде.

Данная программа возникла из-за необходимости иметь подготовленных к активной деятельности воспитанниц, которые могли бы увлечь и повести за собой других воспитанниц, а также для успешной работы актива 3 отряда. Программа предполагает выявление, стимулирование и развитие лидерских качеств у воспитанниц.

Предполагается, через систему занятий, обучить подростков (актива самоуправления), навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказывать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решения, вооружать знаниями основных форм и методов организации досуга.

Программа  представляет собой, на мой взгляд, систему оптимальных методик и технологий формирования лидерских качеств воспитанниц..

Цель программы: обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, в области деятельности детских общественных объединений.

Задачи:

  • Выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.
  • Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание   теории   лидерства   (понятие,   стили,   принципы, типология, способы  деятельности).
  • Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.
  • Обучение   подростков   умениям   и   навыкам   организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
  • Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел.
  • Развитие культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
  • Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих  норм в условиях уважения к правам и свободам человека

Настоящая программа является программой дополнительного образования обучающихся.

Программа рассчитана на обучающихся Куртамышского Спец.ПУ, от14 до 17 лет, воспитанниц третьего отряда.

Работа по программе «Хочу стать Лидером» планируется в виде занятий. Занятия по программе «Хочу стать Лидером» рассчитана на 5  месяцев по 1занятию в 2 недели, с практическим заданием. Продолжительность занятий 1учебный  час, таким образом, программа рассчитана на  10 занятий (10 часов).  

В конце обучения предполагается подведение итогов реализации программы в форме деловой игры «Я-Лидер». По итогам прохождения игры каждый участник проекта получает сертификат о прохождении курса «Хочу стать Лидером».

Для проведения занятий используются различные формы:

беседа, обсуждение, групповые формы работы, анкетирование, «мозговой штурм», круглый стол.

Ожидаемый результат.

В результате реализации данной программы воспитанницы приобретают:

  • опыт совместной деятельности по реализации возрастных интересов и решению социальных проблем;
  • возможность самоутверждения в активной социальной роли, проявление ее в ходе реализации программы;
  • возможность получения собственного опыта в социально-значимой деятельности и его рефлексия;
  • развития лидерских качеств;
  • навыки коммуникации в разновозрастной группе как одного из средств поддержки собственной активности;

Ключевые навыки и умения, формируемые у воспитанниц, в ходе реализации программы:

  • аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения);
  • проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
  • коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
  • рефлексивные (умение осуществлять "самонаблюдение", выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
  • исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

Программа составлена с учётом возрастных особенностей. При комплектовании групп по данной программе обязателен принцип добровольности.

ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.,2000.
  2. Безопасные игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
  3. Битянова М.Р. Школьная психологическая служба. – М., 1999.
  4. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2002.
  5. Вачков И.В., Дербко С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004.
  6. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.
  7. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. СПб., 2003.
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003.
  9. Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
  10. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002.
  11. Лидерские игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
  12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.
  13. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Пособие для студ. психол. факультетов университетов. - М., 2003.
  14. Психогимнастика в тренинге  / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002
  15. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского. - М., 1996.
  16. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.

  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании ТТ.1,2. - М.,1999.            
  18. Рогов Е.И. Психология группы – М.; Владос, 2005.
  19. Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004
  20. Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.
  21. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Голубева Ю. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  22. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2003г.
  23. Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой / авт.-сост.  – Д.В. Рогаткин .- Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004.
  24. Шелби Б. Тесты для детей. – М., 1999.
  25. Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы / авт.-сост. Алымова Н. А. , Надточий Е. И. - Волгоград: Учитель, 2008.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

        Тема раздела

Кол-во часов

в том числе

Теоретические занятия

Кол-во

часов

Практические занятия

Кол-во

часов

1

Лидер

4

Основные качества и способности лидера. Ученическое самоуправление

2

Знакомство с группой и программой.

Проработка некоторых лидерских качеств.

2

2

Самовыражение лидера

4

Приемы и способы самораскрытия; самовыражения.

Правовые основы деятельности ученического самоуправления.

2

Обучение приемам и способам самораскрытия.

Упражнения на развитие навыков самовыражения.

Обучение постановке целей.

Отработка навыков преодоления препятствий.

2

3

Поведение лидера

4

Информации о способах уверенного поведения.

Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности.

2

Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник.

2

4

Общение лидера

4

Проблемы адекватности восприятия людьми друг друга.

Модели ученического самоуправления.

2

Упражнения на повышение самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений.

2

5

Команда лидера

4

Беседа о необходимости работы в команде.

Алгоритм создания команды.

Проектирование системы ученического самоуправления.

2

Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник.

2

6

Команда лидера - 2

4

Информирование подростков о различных стилях лидерства.

Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления.

2

Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений.

2

7

Лидер ли я

в группе?

4

Рассмотрение видов лидеров, собственных позиций поведения в процессе совместной деятельности.

Организация деятельности органов ученического самоуправления.

2

Групповая работа посредством игровых методов и арт-терапевтических методов.

2

8

Игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе

4

Рассмотрение игровых методов диагностики лидеров.

2

Проигрывание игровых методов в группе.

2

10

Деловая игра «Лидер»

2

Игра на выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению.

2

ИТОГО:

34

13

21

взаимодействия. Развития умения поддерживать дружеские отношения с окружающими.

9.

«Ключи к успеху»

Стимулирование самомотивации, стремление к самосовершенствованию.

Приветствие «Здравствуй, лидер!», упражнение-разминка «Сдон-пальма-крокодил». 9 закон лидера-Лидер  развивает в себе способности руководителя. Упражнение «Я – это Я»

10.

«Выбор будущего»

Закрепление приобретённых УУД, ориентация на их использование в повседневной жизни.

Приветствие «Здравствуй, лидер!», упражнение –разминка «Сантики-фантики»,

10 закон лидера- Лидер излучает вдохновляющую силу.

11.

Деловая игра «Я-Лидер»

Выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению.

Игра.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1 и 2: «Лидер». Основные качества и способности лидера. Ученическое самоуправление. (2часа теория) Знакомство с группой и программой. Проработка некоторых лидерских качеств.(2 часа практика)

Занятие 3 и 4: «Самовыражение лидера». Приемы и способы самораскрытия; самовыражения. Правовые основы деятельности ученического самоуправления.(2 часа теория) Обучение приемам и способам самораскрытия.

Упражнения на развитие навыков самовыражения. (1 час практика) Обучение постановке целей. Отработка навыков преодоления препятствий. (1 час практика)

Занятие 5 и 6: «Поведение лидера». Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности. Информации о способах уверенного поведения. (2часа теория) Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. (2часа практика)

Занятие 7 и 8: «Общение лидера». Модели ученического самоуправления. Проблемы адекватности восприятия людьми друг друга. (2часа теория) Упражнения на повышение самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений. (2часа практика)

Занятие 9 и 10: «Команда лидера» Проектирование системы ученического самоуправления. Беседа о необходимости работы в команде. Алгоритм создания команды. ( 2часа теория) Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. (2часа практика)

Занятие 11 и 12: «Команда лидера -2» Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления. Информирование подростков о различных стилях лидерства. (2часа теория) Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений. (2часа практика)

Занятие 13 и 14: «Лидер ли я в группе?»  Организация деятельности органов ученического самоуправления. Рассмотрение видов лидеров, собственных позиций поведения в процессе совместной деятельности. (2часа теория)

Групповая работа посредством игровых методов и арттерапевтических методов. (2часа практика)

Занятие 15 и 16: «Игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе». Рассмотрение игровых методов диагностики лидеров. (2часа теория) Проигрывание игровых методов в группе. (2часа практика)

Занятие 17: Подведение итогов реализации программы. Игра на выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению. (2часа практика)

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ И РЕСУРСНОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа базируется на различных методах. Наряду с лекционными формами, будут широко применяться методики тренинга и ролевых игр, а также дискуссионные формы. Одной из форм работы будет являться методический анализ: обсуждение вместе со слушателями методических аспектов форм работы, примененных при проведении занятий.

Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды.

Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по основам детского самоуправления и лидерству, журналы «Внешкольник», «Воспитание школьника», сборники из серии «В помощь школьному психологу».

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие "Я хочу быть лидером"

Занятие по психологии можно рекомендовать для проведения в 6-8 классах на часах развития и на классных часах.Цель: выявление лидерских качеств и их развитие.Задачи:Повышать уверенность в себе и развив...

дополнительная образовательная программа "Хочу стать лидером"

Программа ориентирована на формирование социальной активности, культуры, качества личности у детей подросткового возрастана основе их группового взаимодействия, на вывление стимулирование и подготовку...

Программа тренинга «Я могу стать лидером!»

В рамках работы с обучающимися с целью профилактики негативных проявленийЗанятия направлены на развитие способностей  быть лидером...

программа "Хочу стать лидером"

Данная программа возникла из-за необходимости иметь подготовленных к активной деятельности воспитанниц, которые могли бы увлечь и повести за собой других воспитанниц, а также для успешной работы актив...

Конкурсная игра по станциям «Хочу быть лидером!»

Цель :-выявление  и развитие  лидерских   качеств участников;-приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ХОЧУ БЫТЬ ЛИДЕРОМ!»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯобщеОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА«Хочу быть  лидером!»...

Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"

Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...