Классный час "Выбираю профессию"
классный час (9 класс)

Никифорова Светлана Ивановна

Классный час провела в 9 классе по профессиональной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vybirayu_professiyu.docx39.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель классного часа:

помочь учащимся в выборе профессии.

Задачи:

Образовательная:  расширить знания учащихся о мире профессионального труда, дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения, формировать позитивное отношение к труду.

Коррекционно-развивающая: побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору, формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни.

Воспитательная: создать положительную мотивацию выбора профессии.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, материал для учащихся, ватман с нарисованным деревом.

Ход классного часа

1. Вступительное слово учителя.

          -Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости, нам очень приятно видеть вас на нашем классном часе!

Когда-то В.Маяковский задумался над очень важной проблемой:

У меня растут года

Будет мне семнадцать,

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

- Как вы думаете, о чем мы будем вести речь на нашем классном часе? (Ответы)

- Тема нашего классного часа «Выбираю профессию».    Слайд 1

- Пройдет немного времени, прозвенит последний звонок, вы сдадите выпускные экзамены, и перед вами встанет вопрос: Какую профессию выбрать?

Классный руководитель.   Слайд 2

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности?..

            Кто-то с детства мечтает о какой-то одной профессии, а кто-то находит свое дело, уже, будучи взрослым человеком. Трудно выбрать профессию и не ошибиться, чтобы она тебе всю жизнь

нравилась, надо к этому стремиться. Потому что только тогда дело твое делается с душой, только тогда оно настоящее и результаты дает хорошие.

          Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Поэтому сегодня мы будем говорить о профессиях, о том, как выбрать правильно дело всей своей жизни.

2. Информационный блок (с элементами эвристической беседы и играми).

Классный руководитель. 

- А можете ли вы мне ответить, что такое профессия?    Слайд 3

  Обратимся к Толковому словарю: «Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний, опыта и являющийся обычно источником существования».

Говоря по-другому, профессия – это дело, труд которым занимается человек и получает за это деньги.

- Людям каких профессий необходимо  трудиться? (трудиться надо всем) 

 - Скажите, ребята, в каком документе Российской Федерации  записаны  слова о труде?

           В Конституции РФ записано, что каждый человек в нашей стране имеет право на труд.  

           Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. И в наше время человек в обществе ценится по труду.
         Труд - это источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
       Русский народ детей с самого раннего детства приучал к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете.              
Слайд 4

  1. Скучен день до вечера,      коли делать нечего.
  2. Без труда      не вытащишь и рыбку из пруда.
  3. Что сделано наспех,     то и сделано на смех.
  4. Дело    мастера боится.
  5. По труду      и награда.
  6. Умелые руки      не знают скуки.
  7. Было бы терпенье –     будет и уменье.
  8. Глаза страшатся,     а руки делают.
  9. Не откладывай на завтра то,       что можно сделать сегодня.

 - Объясните смысл пословиц о труде. Они говорят, что человеку необходимо быть трудолюбивым, аккуратным, тогда будет пища и достаток.

Каждый город,                     

Каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы,

Без труда

Не построишь города.                

 «Без труда не проживешь» В.Викторов и Л.Кондратенко

Классный руководитель.

Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в профессиях.

Игра«Анаграммы-профессии»   Составьте слово (из букв)       Слайд 5

  • Я Ш В Е
  • Т Л Я С Р О
  • О С П В О И Т Л Ь А Е Т
  • О Д И В Л Ь Т Е
  • О Т Г Ф Р О Ф А
  • П Р И А Р К А М Е Р Х

Проверка: швея, столяр, воспитатель, водитель, фотограф, парикмахер.

Игра "Самая-самая". О какой профессии идёт речь, отгадайте и объясните:     Слайд 6

              Например: - Самая «добрая» - няня в детском саду, потому, что она заменяет ребёнку маму.    Самая уважаемая – врач, так как он спасает жизни людей, самая тяжёлая – пожарник,   он спасает людей от пожаров, тушит лес. А самая редкая – почтальон, их сейчас мало, зато появилась электронная почта.   

- самая сладкая; (пчеловод, кондитер)

- самая тяжёлая; (пожарный)

- самая редкая;  (почтальон)

- самая денежная;   (бухгалтер, экономист)

- самая умная;  (учёный)

- самая уважаемая; (врач)

- самая детская;   (воспитатель)

- самая серьезная; (юрист)

- самая волосатая; (парикмахер)

- самая вкусная (повар).

Классный руководитель.  

                 Каждый человек на Земле должен трудиться. Взрослые на работе, дети - за учебной партой. Думали вы когда-нибудь, сколько людей работает, чтобы мы были сыты и обуты; чтобы в домах у нас было светло и тепло в холодную погоду; чтобы на вашей парте были книжки и тетрадки, чтобы мы могли сидеть у телевизора или слушать музыку.

В любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет.

- Задание: Назовите профессии, которые нужны для изготовления таких предметов: Слайд 7,8,9

 школьная парта, школьный учебник, булочка, фарфоровая чашка, джинсы.

А сколько людей трудилось,  чтобы построить заводы, фабрики, технику и обслуживать их – строители, электрики, водопроводчики, механики, водители, слесари и т.д.

Столько профессий, и все хороши:              
Каждый способен найти для души.
Стряпает торты и кексы кондитер,
Груз на машине привозит водитель.
Смелый пожарный потушит огонь,
Спляшет на сцене артист под гармонь.
Ловит рыбак судака и треску,
Клоуны в цирке разгонят тоску.
В цехе портные одежду сошьют,
А продавцы ее нам продают.
Каждое дело по своему ценно,
И пригодится всегда непременно!    Редьярд Киплинг (Перевод С. Маршака)

3. Практический блок (типы профессий и факторы, влияющие на выбор).

Классный руководитель. 

            Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий.

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, профессор Климов разделил все профессии на 5 основных типов в зависимости от предмета труда:   Слайд 10

  • “человек-человек”
  • “человек-техника”
  • “человек-знаковая система”
  • “человек-художественный образ”
  • “человек-природа”

Упражнение:  Подберите как можно больше примеров профессий. Я характеризую тип профессии, а вы называете какие это профессии.

1. Человек – человек;  обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них.

BD15023_Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и т.п.

2.        Человек – природа; этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы.

BD15023_Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п  

3.        Человек – техника;  люди этого типа работают с техническими устройствами

BD15023_Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель,  автослесарь, сантехник, горнорабочий и т.д.

4.        Человек - знаковая система; люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.

BD15023_Бухгалтер, ученый, экономист,  лингвист. математик, программист, нотариус и т.п.

5.        Человек - художественный образ; людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта

 BD15023_Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина,  фотограф и т.п.

Классный руководитель. 

           В мире существует более 50 тысяч профессий, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну - единственную. Что нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор?      (ответы детей)

Давайте вместе рассмотрим факторы влияющие на выбор профессии.    Слайд 11

1. Знания о профессиях и их востребованность на рынке труда.

             Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части.  Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.
- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг устроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п.?
Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль.
Так же и на рынке труда. Если каких- то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия - это то, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, а другие теряют свои позиции, а третьи и вовсе пропадают, уходят в прошлое.

2. Склонности (интересы, мотивы труда).

        Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (педагог, тренер).

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

              Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

   Классный руководитель:

 Среди профессий есть профессии забытые, есть модные, а есть профессии, которые всегда нужны?

Игра «Необитаемый остров».   Слайд 12

             Представьте себе, что вы очутились на необитаемом острове. Назовите профессии, жизненно необходимые для выживания и дальнейшей жизни на этом острове. (врач, учитель, дворник, строитель, водитель, парикмахер, полицейский, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.)

Классный руководитель:

- Я приглашаю ребят к доске, они подготовили сообщения о некоторых профессиях.

Ведущий.    Елена Линева

Дом твой, город и все на свете:

Спутник, ракета и мост над рекой,

И мяч, которым играют дети, -

Это дело руки трудовой.

Рукам рабочим нужен труд

Они безделье презирают

Они повсюду жизнь куют

Растят, вершат и создают.

ученик 1   Данила Козлов

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Каждый ремеслом его
Хоть чуть-чуть владеет,
Только так, как может он,
Вряд ли кто умеет.
Без лосьонов и духов
Пахнет вкусно очень.
Руки чистые готов
Мыть с утра до ночи!
Он умеет отличать
Третье от второго.
Кто он просто угадать,
Это, же ведь …                              
Все вместе     \повар\

        Многие убеждены, что главное в кулинарии - иметь необходимые продукты и хороший рецепт. Однако опыт показывает: требуется совсем другое - знание кулинарной техники, методов, приемов приготовления.

Ведь приготовить аппетитное блюдо - это значит - правильно выбрать вкусовые сочетания продуктов, их пропорции. Талант повара в том и заключается, чтобы установить свои "тайные", отношения с продуктами, научиться их чувствовать.

ученик 2    

Пляшет пламя, шов ровняя,

Брызжут искры вдаль и ввысь...

От его работы звезды

Восхищением зажглись.

Приподняв щиток, мгновенно

Заменяет электрод...

Деловой, простой, степенный,

Добрый                                                            Все вместе      сварщики народ!

                   

ученик 3    Линева Настя

То, что я спрошу сейчас,
Отгадать не сложно.
Кто в одном лице у нас
Скульптор и художник?
Люди шапки перед кем
С радостью снимают?
У кого в одной руке
Два ножа сверкают –
Над чужою головой
Вьются словно птахи?
Все вы знаете его              
Вместе   Это  \парикмахер\

        Каждая причёска – это произведение искусства, где кроме техники исполнения, требуются эстетический вкус. Причёска должна выгодно подчёркивать индивидуальные особенности человека и сочетаться со стилем одежды. Поэтому настоящие мастера причёски в современном мире становятся законодателями мод.

ученик 4   Юлина Наташа

Он смотрел из всех окон
Центра и окраин,
Проникая в каждый дом
Раньше, чем хозяин.
Он бетонных над рекой
Радуг возводитель.
Угадали, кто такой?
Это же…                                
 Вместе    \строитель\

        Эта профессия привлекает всех, кому нравится проявлять в работе работоспособность, расторопность, сочетать физический и умственный труд, проявлять смекалку и умение быть настоящим мужчиной.

Ведущий

И все, чем гордится наша страна

Славой, победами и почетами –

Тебе обязана всем она

Тебе, Человек, Человек – рабочий.

А какими качествами должен обладать рабочий человек? Назовите те качества, которые характеризуют мастера своего дела (по вашему мнению):

(Аккуратность, Внимательность, Исполнительность, Трудолюбие, Чистоплотность, Точность, Старание, Сила, Хорошее зрение, Ответственность, Трудолюбие, Дисциплинированность, Хорошая память.)                         Слайд 13              

            Мы сегодня говорим о выборе профессии, а может быть, кто-то из вас уже знает, чем хочет заниматься после окончания школы. Поднимите руки, кто уже выбрал себе профессию. В чём заключается работа по этой профессии? Какими качествами должен ты обладать, чтобы быть мастером своего дела? 

4. Заключительная беседа

Классный руководитель.

Формулой успешного выбора профессии можно считать эту: Слайд 14           

  • Во-первых, чтобы профессия  была интересной.
  • Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.
  • В-третьих, чтобы профессия соответствовала вашим возможностям и здоровью.

    Совпадение способностей и интересов -  это и есть призвание. Человек должен работать не только ради денег, или по привычке, работа должна приносить ему удовольствие, тогда он станет настоящим профессионалом своего дела.

 задание «Профессионалы»      Слайд 15   

(Вывешивается ватман с изображением безжизненного дерева)

Теперь ребята, посмотрите внимательно перед вами безжизненное дерево профессионализма, давайте вместе оживим его. Чтобы человек смог получить профессию, ему нужны определенные качества - это почва, которая питает  корень профессионализма.

1 – выбираем качества и наклеиваем на корни дерева оранжевые стикеры. (Аккуратность, Внимательность, Исполнительность, Грубость, Чистоплотность, Точность, Лживость, Старание, Сила, Ответственность, Умение ругаться, Дисциплинированность, Забывчивость, Трудолюбие.)

2 – Результатом выработанных качеств является получение профессии - это листья нашего дерева.( врач, учитель, дворник, строитель, водитель, парикмахер, полицейский, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик, крановщик, сварщик)

3 – Результаты человеческого труда - это плоды нашего дерева.( благополучие, радость, успех, счастье, достаток, удовлетворённость, успешность, благосостояние, увлечение, душевный подъём, грусть, тоска, бедность, неуверенность, удовольствие)           

Нужно выбрать ответы записаные на стикерах имеющих форму: 1 – оранжевых кружочков, 2 - листочков, 3 - яблочек.

  • 1 Перечислить самые важные профессиональные качества
  • 2 Перечислить самые нужные  профессии.
  • 3 Перечислить то, ради чего люди трудятся

- Посмотрите, какое красивое дерево получилось! И чем больше людей над ним потрудятся, тем краше оно будет.

Классный руководитель.

- О чём мы сегодня говорили? Что вы поняли из беседы?

Каждый человек должен иметь профессию. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни. От продуманного выбора профессии во многом зависит дальнейшая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни!

       Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".           Слайд 16           

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое классное мероприятие "Профессия, которую мы выбираем – автомеханик". (Проведено в рамках «Фестиваля профессий»)

Каждый год мы проводим в училище "Фестиваль профессий ". Он включает открытые уроки, внеклассные мероприятия, классные часы, конкурсы газет, презентаций , рефератов в группах "Автомехаников". Хочу поз...

Классный час "Профессия: выбираем вместе!"

Классный час предназначен для учащихся 8-11 классов. Данная разработка  поможет рассказать о мире современных профессий, способах и мотивах выбора профессий, способах влияния на профессию и типич...

Сотрудничество со школой: Классный час "Профессия - учитель-логопед".

В данной статье раскрыто сотрудничество со школой: проведение классного часа "Профессия - учитель-логопед"....

классный час "Профессии сегодняшнего дня"

Классный час «Профессии сегодняшнего дня»Важно не кем быть, а каким быть.Далеко не каждый станет ученым, Писателем, артистом, далеко не каждому суждено открыть порох, но поэтом, художником в своем дел...

Классный час: "Профессии, которые мы выбираем". Презентация к классному часу: "Профессии".

Классный час был разработан для учащихся 9 - х классов и вызвал большой интерес. В 16 лет ученики начинаются задумываться над выбором своей будущей профессии.  В презентации рассказывается о проф...

Классный час "Профессии будущего"

Классный час для учеников 10-11 классов...